Эвтаназия в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 02:54, реферат

Описание работы

Проблема эвтаназии возникла не сегодня, и не вдруг. Свое летоисчисление она начинает в глубокой древности. И уже тогда она вызывала многочисленные споры среди медиков, юристов, социологов, психологов и так далее. Отношение к умышленному ускорению наступления смерти неизлечимо больного, даже с целью прекращения его страданий никогда не было однозначным. Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626) для обозначения легкой безболезненной смерти ввел термин - "эвтаназия" (от греч. euthanasia, eu - хорошо, thanatos - смерть), то есть хорошая, спокойная и легкая смерть, без мучений и страданий. В современных публикациях на русском языке используются два термина: "эвтаназия" и "эйтаназия".

Содержание работы

Введение……. …………………………………………...…………………………….….. 2
Что такое эвтаназия?….…………………………………………………………….…… 2
Легализация эвтаназии на Западе………………….……………………………….….. 3
Моральные аспекты………………………………………………………………….….. 4
Доводы «За» и «Против»………………………………………………………….……... 6
Эвтаназия в Казахстане……………………………………...…………………….……. 9
Подведение итогов………………………………………………………………………. 10
Список использованной литературы……………………...…………………………. 11

Файлы: 1 файл

Эвтаназия.docx

— 120.51 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление:

 

  1. Введение……. …………………………………………...…………………………….….. 2
  2. Что такое эвтаназия?….…………………………………………………………….…… 2
  3. Легализация эвтаназии на Западе………………….……………………………….….. 3
  4. Моральные аспекты………………………………………………………………….….. 4
  5. Доводы «За» и «Против»………………………………………………………….……... 6
  6. Эвтаназия в Казахстане……………………………………...…………………….……. 9
  7. Подведение итогов………………………………………………………………………. 10
  8. Список использованной литературы……………………...…………………………. 11

 

 

"Эвтаназией называется всякое действие, направленное на то, чтобы положить конец жизни той или иной личности, идя навстречу ее собственному желанию, и выполненное незаинтересованным лицом" (определение голландского законодательства).

 

Проблема эвтаназии возникла не сегодня, и не вдруг. Свое летоисчисление она начинает в глубокой древности. И уже тогда она вызывала многочисленные споры среди медиков, юристов, социологов, психологов и так далее. Отношение к умышленному ускорению наступления смерти неизлечимо больного, даже с целью прекращения его страданий никогда не было однозначным. Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626) для обозначения легкой безболезненной смерти ввел термин - "эвтаназия" (от греч. euthanasia, eu - хорошо, thanatos - смерть), то есть хорошая, спокойная и легкая смерть, без мучений и страданий. В современных публикациях на русском языке используются два термина: "эвтаназия" и "эйтаназия".

 

Хотя сама идея эвтаназии зародилась давно. Но со времен Гиппократа и до наших дней традиционная врачебная этика включает в себя запрет: “я никому, даже просящему об этом, не дам вызывающее смерть лекарство, и также не посоветую это”. С недавнего времени, однако, у врачей все чаще и чаще появляется готовность прибегнуть к этой практике, по крайней мере, тогда, когда пациент сам просит о смерти.

 

В настоящее время технологии позволяют  достаточно долго поддерживать жизнь  больного, находящегося в необратимо бессознательном, вегетативном состоянии  или испытывающего тяжелые, постоянно  нарастающие боли из-за неизлечимой  болезни. Обычно бессознательные состояния  и невыносимые боли бывают в масштабе человеческой жизни кратковременными; они или быстро проходят, или заканчиваются  летальным исходом. Научно-технический  прогресс создал возможности растягивать  такие состояния на долгие сроки, которые могут длиться годы и  десятилетия. Врачи, ученые, общественность стали задумываться, насколько это  правомерно.  
 
Вопрос о легализации эвтаназии поднимался уже в 30-е гг. XX столетия в США и Великобритании. Бесчеловечный опыт нацизма, официально взявшего на вооружение идею эвтаназии и в рамках соответствующей программы отправившего в газовые камеры сотни тысяч людей, оказал отрезвляющее влияние на сторонников эвтаназии. Однако уже в 60-е гг. последние вновь активизировались. С конца 80-х гг. эвтаназия с определенными ограничениями, касающимися прежде всего ее активной формы, легализована в ряде стран (например, Нидерланды, США). Проблема эвтаназии (в ее теоретических и практических аспектах) возникла внутри западной культуры, а в самой западной культуре - главным образом в зоне влияния протестантизма.

 

Что такое эвтаназия?

 

Надо сказать, что сам термин «эвтаназия» отличается крайней  противоречивостью. В зависимости  от определения термина меняется и подход к проблеме эвтаназии. Различают  эвтаназию пассивную и активную, добровольную и недобровольную

 

Пассивная эвтаназия (или, как её ещё называют, «метод отложенного шприца») выражается в том, что прекращается оказание направленной на продление жизни медицинской помощи, что ускоряет наступление естественной смерти. На практике это достаточно часто встречается и у нас в стране.

 

Под активной эвтаназией («метод наполненного шприца») понимают введение умирающему каких-либо лекарственных или иных средств либо другие действия, влекущие за собой быстрое и безболезненное наступление смерти (летальная инъекция).

 

Активная эвтаназия может происходить в следующих формах:

1) «убийство из милосердия» происходит  в тех случаях, когда врач, видя  мучительные страдания безнадёжно  больного человека и будучи  не в силах их устранить,  например, вводит ему сверхдозу обезболивающего препарата;

2) «самоубийство, ассистируемое врачом», происходит, когда врач только помогает неизлечимо больному человеку покончить с жизнью;

3) собственно активная эвтаназия  может происходить и без помощи  врача. Пациент сам включает  соответствующее устройство, как  бы сам накладывает на себя  руки.

 

Добровольной называется эвтаназия, которая осуществляется по недвусмысленной просьбе больного или с его предварительно высказанного согласия (заранее и в юридически достоверной форме выражать свою волю на случай необратимой комы стало широко распространённой практикой в США и некоторых других странах Запада).

 

Недобровольная эвтаназия осуществляется без непосредственного согласия больного.

Комбинируя эти формы эвтаназии, мы получаем четыре способа (ситуации) эвтаназии: добровольной и активной; добровольной и пассивной; недобровольной и активной; недобровольной и пассивной.

 

Об эвтаназии речь идет лишь тогда, когда мы имеем дело с преднамеренным убийством. В одном случае отнимается жизнь у безнадежно, смертельно больного лица - для того, чтобы избавить его от лишних страданий, - либо при помощи прямого вмешательства (напр., инъекции барбитуратов), либо "оставив его умирать", перестав кормить больного. В другом случае лишается жизни новорожденный ребенок с тяжелыми физическими недостатками, когда его прямо убивают или обрекают на верную смерть, прекращая подачу питания и основного лечения лишь для того, чтобы не причинять новой боли его родителям. Значит, эвтаназия сама по себе ставится на уровень намерений:

·      об эвтаназии говорится лишь тогда, когда есть намерение положить конец жизни данного лица или ускорить его смерть;

·      об эвтаназии не идет речь, когда стараются облегчить страдания какого-либо лица, находящегося в последней стадии тяжелой болезни, назначая ему медикаменты, которые лишь непрямым образом могут ускорить физиологический процесс умирания. В этом случае не ставят перед собой цели "помочь умереть" пациенту, но пытаются уменьшить его боль при помощи препаратов, которые лишь в качестве побочного эффекта способны ускорить приближение конца. Смерть здесь не провоцируется преднамеренно, прямым образом, но является возможным последствием обезболивающей терапии.

 

Эвтаназию можно поставить в  ряд различных медицинских методов:

·        эвтаназия  присутствует в том случае, когда  употребляется препарат, вызывающий смерть, а также, если больного лишают всего того, что ему необходимо для жизни (еда), или всего того, что для него благотворно (реанимация, которая позволила бы ему прийти в себя и самостоятельно поддерживать жизнь, или такое лечение, которое способно дать шанс на продолжение жизни в нормальных условиях);

·       эвтаназии нет в случае, когда прекращается или упускается такое лечение, которое имело бы неблагоприятное влияние на больного (напр., лечение, которое лишь продлило бы саму жизнь в нечеловеческих условиях, не облегчив состояния пациента);

·       эвтаназии нет в случае прекращения реанимации, когда состояние церебральной смерти является необратимым (всякое лечение не дает уже никакого результата, не облегчает страданий, не дает никакого шанса на дальнейшее выздоровление, а только продолжает время агонии и, кроме того, приносит невыносимые страдания семье и несоразмерные расходы государству);

·       эвтаназии нет в случае нереанимации плохо сформированного новорожденного ребенка, или в тяжелом патологическом случае, если он естественным образом ведет к смерти (когда лишь искусственно можно продолжать жизнь, без надежды на улучшение и на возникновение способности к самостоятельному существованию);

·   эвтаназии нет, если "дают спокойно умереть" больному смертельной болезнью, которая естественным образом приводит к смертельному исходу в краткий срок - в случае, когда всякая терапия позволила бы лишь на короткое время продлить жизнь в невыносимых условиях.

 

Легализация эвтаназии  на Западе

 

Пионером в области легализации  добровольной смерти стали Нидерланды. В 1993 году здесь был издан специальный  список из 12 обязательных пунктов, который  и был положен в основу закона об эвтаназии. Нидерланды стали первой в мире страной, законодательно закрепившей  за смертельно больными пациентами право  на активную эвтаназию. Согласно закону, смертельная процедура может  быть применена к больным не моложе 12 лет и осуществлена только по требованию пациента, если будет доказано, что  его страдания невыносимы, болезнь  неизлечима, и врачи ничем не могут  помочь. При этом обязательно требуется  повторное согласие самого пациента.

 

В настоящее время отмечается рост случаев эвтаназии в Бельгии. В 2005 году было зарегистрировано 400 случаев  «убийств из милосердия». Эвтаназия  была легализована в Бельгии в 2002 году. По закону эвтаназии может подвергнуться человек старше 18 лет, страдающий неизлечимым заболеванием. С апреля 2005 года в бельгийских аптеках появились специальные наборы, позволяющие упростить процедуру добровольного ухода из жизни. В набор стоимостью около 60 евро входит одноразовый шприц с ядом и другие, необходимые для инъекции средства.

 

В американском штате Орегон разрешено  так называемое «самоубийство с  помощью другого лица». О нем  говорят, когда врач прописывает  больному смертельные таблетки ( в то же время там не позволено давать пациентам наркотики). В двух других регионах США, согласно решениям Апелляционных Судов Второго Округа (Нью-Йорк) и Девятого Округа (Калифорния, Орегон), лишающим силы установленные законом запреты, врач может выписывать пациенту, но не давать сам вызывающие смерть препараты

 

В Калифорнии после долгих лет обсуждения и голосования на референдумах в 1977 году был принят Закон «О праве  человека на смерть», по которому неизлечимо больные люди могут оформить документ с изъявлением желания отключить  реанимационную аппаратуру. Однако до сих пор этим Законом официально никому не удалось воспользоваться, поскольку одно из условий эвтаназии  – заключение психиатра о вменяемости  пациента (Американская ассоциация психиатров, в свою очередь, запрещает своим  членам участие в подобных процедурах).

 

Попытки узаконить эвтаназию предпринимались  и в Австралии. В августе 2002 года сторонники эвтаназии раздавали  бесплатные специальные «наборы  для самоубийства». В набор под  названием «Уход по-австралийски», придуманный одним из организаторов кампании в поддержку эвтаназии врачом Ф. Ницке, входят полиэтиленовый пакет с резинкой для плотного прилегания к шее и снотворная таблетка. Смерть наступает не в результате удушения, а от нехватки кислорода. Чтобы избежать проблем с властями, наборы, изготовленные в количестве 150 экземпляров, распространялись без инструкции по применению.

 

В Колумбии эвтаназия практикуется сравнительно давно. В 1997 году Конституционный  суд постановил, что врач, выполнивший  желание безнадежно больного пациента о добровольной смерти, не несет  за это ответственности перед  судом.

 

В 2004 году пассивная эвтаназия была разрешена в Израиле и Франции (согласно опросу, во Франции 85% населения  выступают за легализацию).

 

В Швейцарии, где эвтаназия в  принципе запрещена, на самом деле человек, который, не имея собственной выгоды, помог другому уйти из жизни, не может быть осужден. По оценкам экспертов, ежегодно в Швейцарии таким образом прощаются с жизнью около 100 человек.

 

Несмотря на отсутствие закона, эвтаназия  уже действует в Великобритании. В 2004 году в СМИ были опубликованы первые факты смерти, которой поспособствовали врачи. Для этого был создан необходимый  прецедент, позволяющий всем желающим добиться своего. Высший Суд Королевства  удовлетворил требование 43-летней женщины  об отключении аппаратов искусственного дыхания, поддерживающих ее жизнь на протяжении года.

 

Итак, наблюдается определенное смягчение  отношения к добровольной смерти больного в законодательстве и (или) юридической практике. Это наблюдается  прежде в категоричной позиции Ватикана: в 2002 году Папа Римский Иоанн Павел II заявил, что использование медицинского оборудования для спасения жизни  больного в некоторых случаях  может быть «бесполезным и неуважительным по отношению к пациенту».

 

Моральные аспекты

 

Говоря об эвтаназии, возникает  два вопроса—моральный («Что можно  сказать о характере человека, совершающего подобные действия?») и  юридический («Должны ли подобные действия быть запрещены законом?»).

 

Св. Фома Аквинский утверждает, что, в общем, человеческий закон должен основываться на естественном законе — запрещение людям делать то, что  не является для них неправильным, не законотворчество, а тиранство. Но, продолжает он, мораль и идеальная  законность не тождественны. Иногда то, что с точки зрения морали плохо, не практично юридически запрещать. Есть предел тому, что государство может запретить недобрым людям. В то же время то, что допускает мораль, может быть запрещено законом, поскольку временами для общего блага нам приходится отказываться даже от своих прав.

 

Некоторые утверждают, что, хотя эвтаназия  является безнравственной, её не следует  запрещать в законодательном  порядке. Два довода, которые обычно приводят в качестве аргументов против применения уголовных санкций: во-первых, слишком высокие затраты на претворение  этих санкций в жизнь, и во-вторых, перспектива непослушания настолько  широка, что она уже подрывает  общее уважение к закону—по-видимому, в данном случае не применимы.

 

Другие утверждают, что, хотя эвтаназия  не во всех случаях неправильна, она  не должна быть разрешена законом. Один из вариантов этого аргумента  утверждает, что эвтаназия нравственно  допустима только в редких случаях, но даже там ее следует запретить, так как этой практикой до того легко злоупотребить, что легализация  эвтаназии принесет больше вреда, чем  добра. Другой вариант гласит, что  легализация ставит пожилых людей  в затруднительное положение  выбора: либо продолжать жить, либо смертью  уйти с дороги — положение, в которое  никого нельзя ставить.

Информация о работе Эвтаназия в Казахстане