Концепция создания Единой национальной системы здравоохранения Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:09, реферат

Описание работы

Поэтапное введении в системе здравоохранения централизованного государственного плательщика медицинских услуг гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (далее – ГОБМП) предусмотрено Стратегическим планом Министерства здравоохранения Республики Казахстан на 2009-2011 годы», утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 декабря 2008 года № 1213. Свободный выбор медицинской организации и врача, а также право граждан на качественную и своевременную медицинскую помощь регламентированы Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»

Файлы: 1 файл

concept_edin_plat(rus).doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)


Концепция

создания Единой национальной системы здравоохранения

Республики  Казахстан

 

Введение

 

 Настоящая Концепция создания Единой национальной системы здравоохранения Республики Казахстан (далее – Концепция) разработана в соответствии с поручениями Главы государства (май, октябрь 2008 года).

          Долгосрочные ориентиры развития, укрепления и благополучия граждан были закреплены в 1997 году Стратегией развития Казахстана до 2030 года. В 2004 году принята Государственная программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы (далее - Государственная программа), разработанная во исполнение Послания Главы государства народу Казахстана от 19 марта 2004 года «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации». В рамках реализуемой Государственной программы было предусмотрено формирование к 2008 году модели здравоохранения на долгосрочный период.

 Поэтапное введении в системе здравоохранения централизованного государственного плательщика медицинских услуг гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (далее – ГОБМП) предусмотрено Стратегическим планом Министерства здравоохранения Республики Казахстан на 2009-2011 годы», утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 декабря 2008 года № 1213.  Свободный выбор медицинской организации и врача, а также право граждан на качественную и своевременную медицинскую помощь регламентированы Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»

Создание Концепции  продиктовано необходимостью системных  преобразований здравоохранения, направленных на улучшение здоровья граждан.

 

1. Анализ настоящего состояния

 

§ 1. Демографическая ситуация

 

За последние годы в Казахстане отмечается повышение  уровня рождаемости населения с 18,42 (2005 г.) до 22,75 (2008 г.), стабилизация показателя смертности – 9,74 (2005г. - 10,37), увеличение коэффициента естественного прироста населения до 13,01 (2005г. - 8,05) на 1 000 населения.

Несмотря на позитивные сдвиги в демографической ситуации, сохраняется низкий уровень здоровья женщин и детей. Остается актуальной проблема репродуктивного здоровья, до 16% браков являются бесплодными. Основными причинами материнской смертности (2008 г. - 31,2 на 100 тыс. родившихся живыми) продолжают оставаться акушерские кровотечения, гестозы, экстрагенитальная патология, вследствие высокого уровня абортов и заболеваемости (инфекции, передаваемые половым путем, анемии). Данная ситуация усугубляется недостаточным качеством медицинских услуг и отсутствием  должной ее стандартизации.

Имеет место тенденция  роста показателя младенческой смертности с 15,15 на 1 000 родившихся живыми (2005 г.) до 20,76 (2008 г.). Показатель превышает аналогичные индикаторы развитых стран и большинства стран СНГ. В Глобальном индексе конкурентоспособности (ГИК) Казахстан занимает лидирующую позицию по уровню младенческой смертности, при этом различия статистических данных обусловлены использованием расчетов на основе  международных критериев живо - и мертворождения. Структура младенческой смертности соответствует таковой в развивающихся странах и обусловлена предотвратимыми причинами (асфиксия, родовые травмы и инфекции).

Согласно анализу, проведенному международными экспертами  по исследованиям  причин младенческой и детской смертности, в Казахстане ежегодно умирает до 5 тыс. детей в возрасте от 0 до 5 лет, из которых около половины – новорожденные. При этом большинство случаев летальных исходов детей раннего возраста происходят от причин, предотвратимых возможностями существующей системы здравоохранения.  Кроме того, Казахстан продолжает терять матерей в 4-10 раз больше, чем в странах с высоким индексом человеческого развития. При этом по причинам, которых можно было бы избежать.

Недостаточный уровень  здоровья женщин и детей, распространенность социально значимых заболеваний, низкий уровень общественного здоровья и неэффективное обеспечение гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи определяют в целом низкий уровень здоровья граждан.

В Республике Казахстан социально-значимые болезни наносят существенный экономический ущерб и снижают ожидаемую продолжительность жизни, уровень которой в 2008 году составил 67,11 лет. Так, по данным за 2007 год в рейтинге глобального индекса конкурентноспособности (ГИК) Казахстан занимает 101 позицию по показателю ожидаемой продолжительности жизни (64 года).

Наибольший удельный вес (50,3%) в структуре общей смертности приходится на болезни системы кровообращения (БСК). По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, в 2008 году число умерших от БСК составило 76750 человек, при этом доля лиц трудоспособного возраста (16-62 года) составила более 25 %.

 

 

§ 2. Состояние здоровья населения

 

Состояние здоровья населения является интегральным показателем социальной ориентированности государства, отражающим степень его ответственности перед своими гражданами.

  По данным ВОЗ здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, развитие большинства хронических неинфекционных болезней (болезни сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет и др.) также связано с образом жизни человека.

  На высоком уровне остаются распространенность поведенческих факторов риска: табакокурение (22,8%), избыточная масса тела (36,9%), злоупотребление алкоголем (18,1%).

    В дальнейшем предполагается рост заболеваемости «болезнями

цивилизации» (на 100 тыс. населения):

       - болезни системы кровообращения 2007 г. – 1906,6; 2011 г. – 2274,9;

- онкозаболеваемость 2007 г. – 496,9; 2011 г. – 516,4;

- сахарный диабет 2007 г. – 129,2; 2011 г. – 162,1

     За период реализации Государственной программы (2005 – 2008гг.)

отмечается снижение некоторых показателей заболеваемости и смертности населения страны. Так, снизились показатели заболеваемости и смертности от туберкулеза (со 147,3 до 125,5 и с 20,8 до 16,9 на 100 тыс. и 1 тыс. населения соответственно). Вместе с тем, эпидемиологическая ситуация остается напряженной. В рейтинге ГИК Казахстан занимает 94 место по заболеваемости туберкулезом (показатель за 2007 год 130,0) и 111 позицию по влиянию туберкулеза на бизнес.

     Несмотря на проводимое масштабное строительство, реализацию программы лечения туберкулеза DOTS-плюс, актуальными остаются вопросы эпидемиологического надзора за распространением туберкулеза, развития лекарственной устойчивости, смертности от туберкулеза.

 Несмотря на некоторое снижение показателя заболеваемости злокачественными новообразованиями (с 192,5 до 180,7 на 100 тыс. населения), преобладают запущенные формы (16,2%), а смертность занимает третью позицию в структуре причин общей смертности (11,9%).

По данным ВОЗ, Казахстан находится в концентрированной стадии эпидемии ВИЧ/СПИДа (0,2% населения при среднемировом показателе 1,1%). По оценочным данным международных экспертов, число людей, живущих с ВИЧ в Казахстане, составляет 16 тыс. человек, что почти в 2 раза превышает число зарегистрированных, а возможность ухудшения ситуации по ВИЧ/СПИД велика, поскольку поведение, практикуемое в первую очередь лицами, употребляющими наркотики инъекционно, не является безопасным, уровень знаний молодежи о ВИЧ низок и, как следствие, отмечается рост случаев заражения половым путем.

Наблюдается ухудшение  психического здоровья населения  (увеличился показатель заболеваемости с 162,5 до 391,7 на 100 тыс. населения). Смертность от травм, несчастных случаев и отравлений занимает второе место среди причин смертности населения Республики Казахстан.

Ухудшение экологической  обстановки обуславливает увеличение спроса на медицинские услуги по диагностике и лечению болезней, связанных с воздействием вредных факторов окружающей среды (болезни органов дыхания, онкологические заболевания, аллергические болезни и т.д.).

Актуальной задачей  остается дальнейшая стабилизация санитарно-эпидемиологической ситуации. Отмечается рост заболеваемости сальмонеллезом (с 13,2 до 15,3 на 100 тыс. населения). Сохраняется риск осложнения эпидемиологической  ситуации, связанной с угрозой завоза особо опасных и других инфекционных заболеваний, вспышки которых регистрируются в приграничных (атипичная пневмония, птичий грипп, энтеровирусная инфекция 71 типа, H1N1 и др.) 

 

§ 3. Недостаточная эффективность управления

в системе здравоохранения

 

Динамика основных показателей  здравоохранения свидетельствует  о ежегодном увеличении бюджетных  средств, направляемых в сферу здравоохранения. Так, в период с 2004 по 2009 гг. объем финансирования на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (далее – ГОБМП) увеличился с 90,5 до 273,1 млрд. тенге. Расходы здравоохранения на душу населения за последние годы также имеют определенный рост: с 8 740 тенге в 2004 году до 30 373 в 2009 году, т.е. общий объем только государственного финансирования отрасли будет составлять более одного миллиарда долларов США (без учета финансовых средств, циркулирующих в фармацевтической отрасли и в сфере частного медицинского предпринимательства. Вместе с тем позитивные изменения основных медико-демографических показателей и показателей, характеризующих здоровье населения, отсутствуют.

Подход, основанный лишь на увеличении бюджетных ассигнований, является экстенсивным, а ретроспективный анализ показывает, что экстенсивные модели не всегда оказываются результативными. Одним из признаков малоэффективности инфраструктуры отрасли является показатель использования коечного фонда.

Показатель обеспеченности койками возрос с 77,4 до 79,7 на 10 тыс. населения (2004 г. и 2008 г. соответственно).   Вместе с тем, до 30% больных, госпитализированных в стационары, не нуждаются в стационарном лечении; увеличивается число вызовов скорой медицинской помощи (с 4 559 298 в 2004 году до 4 978393 в 2008 году), в т.ч. безрезультатных и необоснованных (с 135 579 до 189 498 соответственно).

До настоящего времени  сохраняется низкий уровень качества медицинских услуг, нет достаточной  доступности  качественных лекарственных  средств. По данным социологического опроса населения, проведенного в 2007 году, только 46,9% опрошенных отмечают улучшение качества лечения в организациях здравоохранения.

     Анализ  структуры обращений населения  за последние два года выявил,

что на первом месте находятся жалобы, связанные с нарушением прав пациентов из-за отсутствия свободного выбора врача и медицинской организации. В результате при обращении 45% граждан в организации, вне административного прикрепления, происходит взымание средств за услуги, входящие в ГОБМП.          

          За последние три года объем казахстанского рынка лекарственных средств увеличился примерно в 2 раза и по итогам 2008 года составил 115 млрд. тенге. Сегодня отмечается постоянный рост цен на лекарственные средства зарубежных производителей (до 17%), превышение международных медианных цен на отдельные препараты и большой разброс цен на лекарственные средства между областями (на 30-50%). В сельской местности сеть объектов фармацевтической деятельности развита слабо, кроме того система закупа лекарственных средств для оказания гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) децентрализована и не позволяет оперативно и бесперебойно обеспечивать население и организации здравоохранения лекарственными средствами.

Известно, что финансирование государственного здравоохранения происходит из средств налогообложения или различных социальных отчислений. Страны с государственной системой здравоохранения склонны тем или другим путем лимитировать расходы на охрану здоровья путем ограничения объема и спектра медицинских услуг.

В Республике Казахстан  перечень и объемы бесплатной медицинской помощи, гарантированной для гражданина, регламентирован Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 сентября 2007 года N 853 «Об утверждении перечня гарантированного объема бесплатной медицинской помощи на 2008-2009 годы».

4-летний опыт планирования  и финансирования утвержденного  перечня гарантированного объема  бесплатной медицинской помощи (ГОБМП)  позволяет сделать некоторые  выводы:

  • Сам потребитель лишен возможности выбирать медицинские услуги в зависимости от типа, качества,  приемлемости в конкретной ситуации; нет возможности свободного выбора врача, медицинской организации;
  • Свобода предоставления медицинских услуг исключает открытую конкуренцию между поставщиками: различными больницами, амбулаториями и частнопрактикующими врачами;
  • Отсутствует прозрачность и информированность потребителей о качестве и стоимости на рынке медицинских услуг;
  • Как следствие, отсутствует солидарная ответственность гражданина за свое здоровье;
  • Отсутствует механизм межрегиональной балансировки за пролеченных больных;
  • Присутствуют теневые платежи;
  • Создаются условия для «уплывания» национальных средств за рубеж;
  • Нет ориентированности на результат.

В настоящее время, финансирование медицинских организаций, предоставляющих медицинскую  помощь в рамках ГОМП, регламентируется  постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 октября 2006 года N 965 «Об утверждении Правил возмещения затрат медицинских организаций за счет бюджетных средств и оказания платных услуг в организациях здравоохранения и порядка использования средств от платных услуг, осуществляемых государственными организациями здравоохранения»

Информация о работе Концепция создания Единой национальной системы здравоохранения Республики Казахстан