Концепция создания Единой национальной системы здравоохранения Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:09, реферат

Описание работы

Поэтапное введении в системе здравоохранения централизованного государственного плательщика медицинских услуг гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (далее – ГОБМП) предусмотрено Стратегическим планом Министерства здравоохранения Республики Казахстан на 2009-2011 годы», утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 декабря 2008 года № 1213. Свободный выбор медицинской организации и врача, а также право граждан на качественную и своевременную медицинскую помощь регламентированы Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»

Файлы: 1 файл

concept_edin_plat(rus).doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

в течение двух этапов:

1-й этап с 2010 по 2015 годы – создание единого плательщика гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в рамках стационарной и стационарозамещающей помощи при лечении заболеваний, за исключением психиатрических, инфекционных и туберкулезных.

2-й этап с 2016 по 2020 годы – установление баланса  солидарной ответственности государства, работодателя и гражданина за индивидуальное и общественное здоровье.

 

            § 1. Проведение административной реформы в здравоохранении

 

  Децентрализация системы государственного управления привела к дисбалансу исполнительских и регулирующих функций, в итоге объединение на местном уровне функций по владению и управлению государственными организациями здравоохранениями, и закупу у них услуг ГОБМП привела к устранению конкуренции в этой сфере. Излишняя концентрация в органах управления функций по закупу лекарственных средств и медицинского оборудования, а также отсутствие профессиональных менеджеров и чрезмерная зависимость руководителей государственных организаций здравоохранения от государственных органов создала условия для развития коррупции в отрасли и неэффективной реализации государственной политики.

   Таким образом, дальнейшее развитие национальной системы здравоохранения невозможно без проведения административной реформы. В этой связи, на центральном и местном уровне необходимо провести разграничение функций по владению и управлению государственными организациями и по закупке услуг ГОБМП, для этого необходимо создать Единого плательщика ГОБМП. Этим плательщиком может стать Министерство здравоохранения Республики Казахстан (далее – Министерство). Учитывая установленную бюджетным законодательством необходимость максимального приближения государственных услуг к их получателям и отсутствие у Министерства собственных территориальных органов, уполномоченным лицом по оплате ГОБМП в каждой области может стать территориальный орган Комитета по оплате медицинских услуг (далее – Комитет). В свою очередь Комитет будет создан путем реорганизации Комитетов по контролю в сфере оказания медицинских услуг и фармацевтического контроля.

            Создаваемая система предполагает передачу только 3 % функций из  местного уровня на центральный уровень. При этом 97 % функций по охране здоровья граждан сохраняются в ведении местной исполнительной власти. Сеть лечебно - профилактических организаций по общесоматическим заболеваниям в регионах сохраняется в коммунальной собственности местной исполнительной власти, а государство, в лице Министерства, выступает как единый покупатель (плательщик) медицинских услуг. 

Субъектам здравоохранения будет предоставлена автономность в принятии управленческих решений путем преобразования государственных учреждений – в казенные предприятия, а казенных предприятий в предприятия на праве хозяйственного ведения. Повышение автономности субъектов здравоохранения планируется проводить одновременно с переобучением руководителей организаций по вопросам менеджмента. Для решения этих задач Министерством будет согласован поэтапный план реорганизации субъектов здравоохранения и переобучения руководителей (подготовки менеджеров).

Будет пересмотрена методология контрольных функций, в результате чего акцент от контрольно-надзорных мероприятий будет перенесен на систему постоянного мониторинга индикаторов качества и результативности медицинской помощи. Это позволит повысить прозрачность системы государственного контроля в сфере здравоохранения, в том числе путем публикаций в средствах массовой информации отчетов, опросов населения и внедрения систем рейтинговой оценки.

Таким образом, проведение административной реформы приведет к созданию эффективной и прозрачной системы управления здравоохранения, реструктуризации сети в соответствие с государственным нормативом, внедрению института профессионального менеджмента, и снижению коррупции.

 

 

§ 2. Непрерывное повышение качества медицинских услуг

 

Мировой опыт показывает, что для повышения качества медицинских услуг необходимы: постоянная подготовка квалифицированных кадров, стандартизация медицинской помощи, аккредитация организаций здравоохранения.

Решение задачи непрерывного повышения качества медицинских услуг станет возможным за счет создания двухуровневой модели оценки: внешняя- проводимая государственным органом и независимой экспертизой, а также внутренний аудит, проводимый непосредственно организацией здравоохранения. Существующее доминирование внешнего государственного контроля качества будет постепенно замещаться создаваемым институтом независимой экспертизы. Данные меры позволят повысить доверие, как пациентов, так и медицинских работников, к службе государственного контроля, а также существенно снизит риск коррупции в органах контроля.

Основным уровнем контроля станет внутреннее управление качеством, при котором качество обеспечивается на каждом этапе предоставления медицинской  помощи. Для этого в каждой организации здравоохранения продолжится развитие служб внутреннего аудита, целью которых станет постоянное выявление проблем и поиск путей их решения. Кроме того, работа служб внутреннего аудита уменьшит число жалоб населения, на первом этапе за счет перенаправления потока жалоб «на себя», а в последующем снизит их число в целом.

С целью рационализации этапов оказания медицинской помощи продолжится работа по совершенствованию медико-экономических протоколов, в том числе с привлечением международных экспертов.

Аккредитация, как один из элементов повышения качества медицинских услуг станет ключевым элементом национальной системы  здравоохранения. Прохождение аккредитации будет обязательным условием для  участия организации здравоохранения  в конкурсе на размещение государственного заказа на предоставление ГОБМП. Кроме этого, предполагается введение моратория на плановые проверки аккредитованных организаций со стороны государственных органов. На первом этапе к аккредитации будут привлечены все организации здравоохранения, кроме субъектов осуществляющих отдельные виды деятельности (лепрозорий, психиатрические больницы принудительного лечения и т.д.). Основой для проведения аккредитации станут национальные стандарты аккредитации, ориентированные на международные стандарты и адаптированные в действующем правовом поле страны.

Таким образом, внедрение  аккредитации, служб внутреннего  аудита, независимой экспертизы обеспечит  прозрачность процесса оказания медицинских  услуг, заложит основы для формирования конкурентной среды и свободного выбора пациентом врача и медицинской организации.

 

 

§ 3. Совершенствование финансирования здравоохранения

 

Для обеспечения адекватного  финансирования национальной системы  здравоохранения мероприятия по совершенствованию финансирования будут проводиться в два этапа:

1-й этап с 2010 по 2015 годы – создание единого плательщика гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в рамках стационарной и стационарозамещающей помощи при лечении заболеваний, за исключением психиатрических, инфекционных и туберкулезных;

2-й этап с 2016 по 2020 годы – установление баланса  солидарной ответственности государства,  работодателя и гражданина за  индивидуальное и общественное  здоровье.

         На первом этапе, с 1 января 2010 года Единым плательщиком станет Министерство, при этом непосредственная оплата за услуги ГОБМП будут осуществляться от имени Министерства территориальными органами Комитета.

Это потребует внесения изменений и дополнений в законодательство по вопросам государственного управления, увеличения штатной численности Комитета (2009 год – 160,0 ед.).

Финансирование поставщиков  услуг ГОБМП будет осуществляться на основании договора государственного заказа на предоставление услуг ГОБМП  заключаемый между территориальным  органом Комитета и аккредитованной организацией здравоохранения. Основанием для платежа за услуги ГОБМП станет отчет о проделанной работе и акт выполненных работ, которые формируются поставщиком и корректируются медицинским информационно-аналитическим центром на соответствие электронной базе данных.

Оплата услуг будет  осуществляться по результатам сплошного  контроля качества медицинских услуг. При этом стоимость услуги будет определяться на основе медико-экономических протоколов, содержащих исчерпывающий перечень затрат, понесенных на оказание медицинских услуг в однородных случаях и учитывающих исходы лечения. Использование медико-экономических протоколов является не только способом оплаты за фактически понесенные затраты, но и будет стимулировать развитие дифференцированной оплаты труда медицинских работников, с учетом вклада каждого специалиста в конкретном случае.

Для реализации этой схемы  необходимо законодательное урегулирование вопроса закрепления за Комитетом функции Министерства по оплате услуг ГОБМП. Необходимо внесение изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О государственном предприятии», допускающих размещение государственного заказа предприятиям иными субъектами.

Создание Единого плательщика  услуг ГОБМП в лице Министерства будет соответствовать принципам межбюджетных отношений, т.к. государственные услуги по оплате ГОБМП будут осуществляться «квалифицированным покупателем» в зависимости от конечных результатов, а осуществление платежей непосредственно через территориальные органы Комитета, что максимально приближает государственные услуги к их получателям.

Помимо этого, на первом этапе, будет проводиться работа по разработке механизмов установления баланса солидарной ответственности государства, работодателя и гражданина за индивидуальное и общественное здоровье.

В качестве основного  источника будут использованы средства накопительных медицинских счетов (далее – Счета), в которых будут  аккумулироваться средства населения  для последующей оплаты медицинских  услуг. Преимуществом Счетов станет отсутствие налогообложения размещенных средств, возможность передачи средств по наследству, а также постоянного и неограниченного пополнения Счетов, как гражданином, так и его работодателем или государством. Для внедрения Счетов будут определены минимальные размеры отчислений для работающего населения, безработных, студентов (учащихся), пенсионеров и других категорий граждан. Кроме этого будет определен финансовый институт, администрирующий Счета, определены меры государственных гарантий за сохранность Счетов, рассчитаны размеры комиссионных и инвестиционного дохода.

На втором этапе с 2016 года будут внедрены механизмы установления баланса солидарной ответственности государства, работодателя и гражданина за индивидуальное и общественное здоровье и сформирована следующая модель солидарной ответственности:

Население (гражданин) –  ведение здорового образа жизни, уплата обязательных платежей за определенные виды медицинских услуг (символические, аккумулированные на накопительных медицинских счетах), соблюдение правил предоставления медицинских услуг (выполнение медицинских рекомендаций, ответственность за своевременное прохождение периодических медицинских осмотров и др.).

Работодатель – осуществление  мер по безопасности и охране труда, уплата налогов и обязательных платежей на здравоохранение, выплата компенсаций, связанных с утратой здоровья.

Государство – разработка и реализация государственной политики в области охраны здоровья, обеспечение конституционных прав граждан на получение ГОБМП за счет средств государственного бюджета, обеспечение социальной справедливости  в доступности к качественным медицинским услугам.

Таким образом, реализация мер по совершенствованию финансирования здравоохранения обеспечит развитие конкуренции в сфере оказания медицинских услуг и формирование баланса ответственности государства, работодателя и гражданина за индивидуальное и общественное здоровье.

 

 

 

3. Ожидаемые  результаты

 

В результате реализации  будет:

1) создана конкурентная  среда между медицинскими организациями различных видов и форм собственности, с внедрением принципа свободного выбора пациентом врача и медицинской организации;

2) создана оптимальная модель финансирования гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, удовлетворяющая потребности населения, отрасли и государства, основанная на изменениях тарифной политики и принципах единого плательщика, ориентированная на конечный результат;

          3) внедрены современные принципы  управления субъектами здравоохранения на основе развития электронной информационной системы и отраслевой статистики;

    1. обеспечены права пациентов на качественные и безопасные

медицинские услуги за счет внедрения эффективных международных стандартов управления качеством медицинских услуг - аккредитации, внутреннего аудита с привлечением независимых экспертов;

  1. внедрена дифференцированная оплата труда медицинских работников, ориентированная на конечный результат;
    1. повысится эффективность использования средств государственного

бюджета и населения на здравоохранение, основанная в том числе на рационализации стационарного звена;

Информация о работе Концепция создания Единой национальной системы здравоохранения Республики Казахстан