Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:09, реферат
Поэтапное введении в системе здравоохранения централизованного государственного плательщика медицинских услуг гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (далее – ГОБМП) предусмотрено Стратегическим планом Министерства здравоохранения Республики Казахстан на 2009-2011 годы», утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 декабря 2008 года № 1213. Свободный выбор медицинской организации и врача, а также право граждан на качественную и своевременную медицинскую помощь регламентированы Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»
Утвержденная система тарифообразования по клинико-затратным группам (КЗГ) и тарификатору предусматривает оплату за усредненный случай, не учитывает исход лечения, результаты экспертизы контроля качества. Тариф не включает расходы на обновление основных фондов. Низкая самостоятельность государственных организаций здравоохранения и отсутствие квалифицированных менеджеров тормозят развитие конкуренции в отрасли. Остается крайне низким уровень оплаты труда медицинских работников, что отражается на качестве предоставляемых услуг.
Ситуация усугубляется неравномерным распределением ресурсов между регионами страны. Размах колебаний объема средств на одного жителя в рамках ГОБМП в 2008 году в разных регионах республики приходится от 9 302 тенге до 19 441 тенге. Средняя стоимость пролеченного больного в стационарах - от 41,7 тыс. тенге до 88,8 тыс. тенге. Вышесказанное приводит к тому, что объемы и качество предоставляемых медицинских услуг больным с идентичными заболеваниями в разных регионах страны имеют разницу в 2 раза.
В структуре расходов государст
средств приходится на оплату стационарной помощи, 34% - на оплату первичной медико-санитарной помощи. Обеспеченность койками на 10 тыс. населения в Республике Казахстан составила 79,7 (Австралия - 40, Канада - 34). Из более 2, 5 млн. пролеченных стационарных больных в год 35 % составляют дети и пенсионеры. При этом на долю последних приходится 60% расходов на стационарное лечение.
Реализация политики в области здравоохранения, осуществляемая местными исполнительными органами, приводит к администрированию свыше 60% средств бюджета здравоохранения. Вместе с тем, в системе здравоохранения отсутствует единая политика рационального планирования бюджета, равномерного распределения финансовых ресурсов, эффективного использования средств. Вышесказанное создает обстоятельства для возникновения коррупции.
Таким образом, отсутствие надлежащих механизмов реализации политики в области здравоохранения и несовершенство финансирования ГОБМП обуславливает недостаточную эффективность управления отраслью.
Учитывая вышеизложенное, в отрасли необходимо создать единую систему организации и финансирования, направленную на мобилизацию внутренних ресурсов для решения фундаментальной задачи — улучшения здоровья нации.
§ 4. Анализ международного опыта
На протяжении всего периода
существования здравоохранения, как
системы, каждое государство старается
решить вопрос его наилучшего построения
и приспособления для обеспечения
реального и устойчивого
Всемирная организация
здравоохранения (далее - ВОЗ) сводит задачи
стоящие перед системами здраво
является совершенствование системы здравоохранения, проведение административных реформ.
качества медицинских услуг, уважение достоинства и соблюдение прав пациентов, а так же учет потребностей и уязвимости всех групп населения.
финансовых институтов, обеспечивающих всеобщий доступ к услугам здравоохранения и создающих условия для выполнения первых двух целей.
Вместе с тем, необходимо отметить, что в такой сложной и многофакторной отрасли как здравоохранение, не существует универсальной модели, позволяющей обеспечить полное решение всех имеющихся проблемных вопросов. Общеизвестно, что страны, характеризующиеся одинаковыми уровнями дохода, образования и расходов на здравоохранение различаются по своим возможностям решать важнейшие проблемы охраны здоровья. Таким образом, построение национальной системы здравоохранения должно осуществляться на основе оценки возможности решения приоритетных задач в конкретных экономических, социальных и политических условиях с учетом мирового опыта.
В настоящее время все существующие системы здравоохранения в соответствии со сложившимися взаимоотношениями между государством, производителем и потребителем медицинской помощи, сводят к трем основным экономическим моделям. Это:
- платная медицина, основанная на рыночных принципах с
использованием частного медицинского страхования;
- государственная медицина с бюджетной системой
финансирования;
- система здравоохранения, основанная на принципах регулирования
рынка с многоканальной системой финансирования.
При первой модели, отсутствует единая система государственного медицинского страхования, медицинская помощь предоставляется преимущественно на платной основе, за счет самого потребителя медицинских услуг. Главным инструментом удовлетворения потребностей в медицинских услугах является рынок медицинских услуг. При этом государство берет на себя только ту часть потребностей, которая не удовлетворяется рынком (малообеспеченные слои населения, пенсионеры, безработные). Наиболее ярко подобная система представлена здравоохранением США, где основа организации здравоохранения – частный рынок медицинских услуг, дополняемый государственными программами медицинского обслуживания бедных “Medicaide” и пенсионеров “Medicare”. Такую модель обычно называют платной, рыночной, американской, иногда – системой частного страхования.
Вторая модель характеризуется значительной (исключительной) ролью государства. Финансирование здравоохранения осуществляется главным образом из госбюджета, за счет налогов с предприятий и населения. Население страны получает медицинскую помощь бесплатно (за исключением небольшого набора медицинских услуг). Таким образом, государство является главным покупателем и поставщиком медицинской помощи, обеспечивая удовлетворение большей части общественной потребности в услугах здравоохранения. Рынку здесь отведена второстепенная роль, как правило, под контролем государства. Эта модель с 1948 г. существует в Великобритании. Она характерна также для Ирландии (1971 г.), Дании (1973 г.), Португалии (1979 г.), Италии (1980 г.), Греции (1983 г.) и Испании (1986 г.). Ее называют государственной, бюджетной.
Третью модель определяют как социально-страховую
или систему регулируемого
В социально-страховую модель включены признаки и государственной, и рыночной моделей. В зависимости от того, какие параметры преобладают, социально-страховая модель может быть ближе либо к государственной, либо к рыночной. Например, социально-страховые модели систем здравоохранения стран Скандинавии и Канады имеют много общего с государственной моделью, а система здравоохранения Франции близка к рыночной.
Необходимо отметить, что подобное деление систем достаточно условно, и лишь поверхностно характеризует взаимоотношения участником процесса оказания медицинской помощи. Вместе с тем, исследованиями определены типичные преимущества и недостатки указанных систем.
Так, например, в рыночной модели из-за острой конкуренции возникают условия для роста качества, поиска и внедрения инноваций, естественного отбора эффективных стратегий и участников процесса. Обратной стороной являются: чрезмерный рост затрат на медицину, сложность осуществления государственного контроля, риск возникновения кризиса перепроизводства, навязывание и производство неоправданных услуг, предпосылки для недобросовестных методов конкуренции, недостаточное внимание к системе профилактики и, самое главное, неравный доступ к медицине.
В государственной модели здравоохранения положительными сторонами является обеспечение доступа к медицинской помощи всем слоям населения, ориентация на профилактику заболеваний, государственный контроль за условиями оказания медицинской помощи, эффективное воздействие на заболеваемость особоопасными инфекциями. Отрицательными сторонами являются отсутствие естественных стимулирующих развитие факторов, приводящее к медленному росту качества медицинской помощи, недостаточной гибкости организационных структур, длительному использованию неэффективных стратегий и старых медицинских технологий, увеличение сроков ожидания медицинской помощи.
Наибольший интерес и актуальность в настоящее время представляют модели со смешанными, многоканальными системами финансирования. Являясь наиболее гибкой, она позволяет лавировать извлекая наиболее значимые положительные черты двух предыдущих систем. Ярким примером подобной системы является здравоохранение Швейцарии и Сингапура. В Швейцарии, где в финансировании здравоохранения доминируют рыночные механизмы, почти 70 процентов медицинских услуг оплачивается из средств индивидуальных медицинских счетов, около шести процентов услуг оплачивается работодателями, а остальные 25 процентов — государством. В Сингапуре действует система индивидуальных медицинских счетов. Продолжительность жизни в Сингапуре почти такая же, как в Швейцарии (80 лет), а смертность детей еще ниже. При этом сингапурская система в четыре раза дешевле (на душу населения), чем швейцарская. Если брать расходы на здравоохранения, как доля к ВВП, то в Сингапуре эти расходы составляют 3,5% ВВП, а в Швейцарии – 11,4%. В Сингапуре почти на 2/3 меньше врачей на 10 тысяч населения, но больше медицинского персонала на каждого врача, что говорит о рациональном использовании ресурсов. Койко-мест в Сингапуре – только половина от количества в Швейцарии. Главная причина такого расхождения кроется в способе финансирования расходов на медицинские услуги. Если в Швейцарии только около 40% расходов осуществляются на рыночных условиях, в Сингапуре таких расходов 68%. 94% расходов осуществляет в виде наличных платежей, а в Швейцарии – 76%. Эксперты уверяют, что успех сингапурской модели обеспечен за счет гораздо большей свободы выбора потребителей. На долю правительства приходится менее трети всех расходов. Это значит, что каждый человек должен нести ответственность за свое здоровье сам, чтобы не допустить ухудшения качества услуг и их дороговизны. Транзакции (финансовые операции) осуществляются непосредственно между врачами и пациентами, а не между правительством и посредниками в лице страховых компаний.
Роль государства в
системе здравоохранения
Система здравоохранения Сингапура признана экспертами ВОЗ лучшей в тихоокеанском регионе. Всемирный банк рекомендует странам перенимать опыт Сингапура в сфере здравоохранения с учетом разницы в уровне доходов, демографического состояния и текущей системы финансирования здравоохранения. Соединенные Штаты Америки, обеспокоенные ростом расходов на здравоохранение, с 2004 года приступили к внедрению модели, основанную на индивидуальных накопительных медицинских счетах, не облагаемых налогами.
2. Цель и задачи Концепции
Целью настоящей Концепции является создание Единой национальной системы здравоохранения Республики Казахстан, основанной на принципах свободного выбора пациентом врача и медицинской организации, формирования конкурентной среды и прозрачности процесса оказания медицинских услуг.
Реализация этой цели
предусматривается решение
1) создание единого плательщика гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в рамках стационарной и стационарозамещающей помощи, с оплатой за фактические расходы;
бесплатной медицинской помощи, ориентированной на конечный результат;
здравоохранения, развитие электронной информационной системы и отраслевой статистики;
3. Основные направления и механизмы реализации Концепции
Реализация Концепции будет осуществляться по трем основным направлениям: