Контрольная работа по "Судебной медицине"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 14:12, контрольная работа

Описание работы

Судебная медицина - отрасль медицины, которая решает вопросы медицинского и биологического характера, возникающие в процессе деятельности судебно-следственных органов, а также оказывает помощь органам здравоохранения в деле повышения качества их работы. Судебная медицина не есть случайное, механическое собрание медицинских дисциплин, применяемых для целевой правовой практики, как было в начале развития судебной медицины. В настоящее время судебная медицина представляет самостоятельную медицинскую науку, изучающую определенный круг вопросов и имеющую свои методы исследования.

Содержание работы

1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЫ 3
2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОГО ЭКСПЕРТА 7
3. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ТРАВМЕ И ТРАВМАТИЗМЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАВМАТИЗМА 9
4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОВРЕЖДЕНИЙ ТУПЫМИ ПРЕДМЕТАМИ: МЕХАНИЗМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНО МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 12
5. ПОВРЕЖДЕНИЯ ОСТРЫМИ ПРЕДМЕТАМИ: КЛАССИФИКАЦИЯ, МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ 15
6. ТРАНСПОРТНАЯ ТРАВМА: КЛАССИФИКАЦИЯ, МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПОВРЕЖДЕНИЙ 18
7. УТОПЛЕНИЕ: ТИПЫ, ДИАГНОСТИКА, ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНО МЕДИЦИНСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

готовая судебная медецина.docx

— 49.40 Кб (Скачать файл)

Повреждения от различных видов транспорта по своему xарактеру относятся к повреждениям от тупых предметов и имеют  характерные особенности.

В настоящее  время принята следующая классификация  транспортной травмы:

I. Автодорожная:

- автомобильная (грузовые и легковые автомобили); 

- тракторная (гусенечные и колесные трактора); 

- мотоциклетная (мотоциклы с коляской, мотоциклы без коляски). 

II. Железнодорожная  (электровоз, тепловоз, железнодорожный  вагон, трамвай).

III. Авиационная (самолет, вертолет).

IV. Воднотранспортная (речные и морские суда, катера, яхты).

Повреждения от других видов транспорта встречаются  редко и имеют меньшее значение.

Транспортные  происшествия с точки зрения объема и задач судебно-медицинской экспертизы можно разделить на две группы. К первой группе относят происшествия, сопровождающиеся повреждениями от транспортных средств и грузов. В  этом cлучае судебно-медицинская  экспертиза имеет сравнительно ограниченное применение и используется в основном для разрешения вопросов, связанных с физическим состоянием водителя, что может иметь существенное значение для установления причинной связи между его действиями и наступившими последствиями. Во второй группе рассматриваются происшествия, сопровождающиеся причинением повреждений непосредственно пострадавшим. Именно в этой группе большое значение имеет участие судебно-медицинского эксперта в осмотре места происшествия.

Эксперт разрешает  ряд вопросов, которые помогают следователю  быстро сориентироваться в проведении оперативных действий на месте происшествия. Для этого эксперту достаточно провести осмотр трупа, его одежды, изучить  обстановку происшествия. Причем необходимо учитывать, что разрешение этих вопросов в бюро судебно-медицинской экспертизы после транспортировки трупа  может быть уже невозможным. К  таким вопросам относятся: определение  срока наступления смерти, определение  изменения положения тела после  смерти, переноса трупа в другое место и ряд других.

Определение времени наступления смерти судебно-медицинским  экспертом на месте происшествия иногда приобретает исключительное значение, позволяя следователю сразу  правильно планировать свои действия. Это, в частности, поможет при  необходимости подтвердить или  отвергнуть алиби водителя. В практике встречаются случаи, когда водитель, отрицая факт наезда, указывает, что  пострадавшему были причинены повреждения  до того момента, как он прибыл на место  происшествия. При отсутствии свидетелей решение вопроса в значительной степени зависит от результатов  судебно-медицинской экспертизы.

Оперативные действия следователя на месте происшествия могут потребовать от эксперта предварительного разрешения вопросов о прижизненности или посмертности повреждений, причине  смерти, механизме возникновения  повреждений и т.д.

Первые два  вопроса имеют большое значение при симуляции транспортных повреждений (например, когда на трупе обнаруживаются огнестрельные повреждения, колотые  и рубленые раны и т.п.).

На основании  наружного осмотра трупа и  данных, полученных при осмотре места  происшествия, эксперт может дать предварительное заключение и по другим вопросам, интересующим следствие, — факт транспортной травмы, тип, марка  транспортного средства. Разрешение этих вопросов соответствует первой задаче осмотра места происшествия — установлению факта и места  транспортного происшествия, а также  времени и месте преступления. Следующим вопросом, подлежащим выяснению, является воссоздание объективной  картины происшествия. Осмотром должны быть добыты данные, возможно более  полно расшифровывающие обстановку до происшествия, непосредственно в  момент происшествия и после него. Судебно-медицинское значение имеет  обнаружение на транспортном средстве повреждений (вмятин, царапин), следов крови, частей одежды и других вещественных доказательств на местности. На месте  происшествия эксперт имеет возможность  непосредственно сопоставить обнаруженные на трупе и его одежде повреждения  с повреждениями частей транспортного  средства, что дает важные сведения о механизме происшествия (локализация  удара транспортным средством, характер падения и т.д.). Этому способствует также изучение положения трупа, взаиморасположения тела и транспортного  средства, характер потеков крови, обнаружение  на одежде и теле пострадавшего частиц краски с транспортного средства, загрязнений тела и одежды дорожной грязью, мазутом, исследование характера  разрывов одежды и т.д. Исследование одежды трупа при транспортных происшествиях  следует признать столь же обязательным, как, например при огнестрельных  повреждениях.

Оценивая  общее значение осмотра места  происшествия с точки зрения задач  судебно-медицинской экспертизы, необходимо подчеркнуть особую ценность данных, имеющих отношение к механизму травмы. Их использование обеспечивает полноту и достоверность экспертизы.

Для выяснения  механизма транспортной травмы особо  большое значение имеют получаемые при осмотре места происшествия данные, позволяющие установить направление  движения пострадавшего и транспортного  средства, скорость последнего, ту часть  транспортного средства, которой  могли быть нанесены повреждения, положение  пострадавшего после наезда, наличие  на местности предметов, при ударе  о которые в момент происшествия пострадавшему могли быть причинены  повреждения, характер дорожного покрытия и другие факторы.

В связи с  этим следует признать целесообразным обязательное участие судебно-медицинского эксперта в осмотре места происшествия также и в тех случаях, которые  сопровождаются несмертельными повреждениями  пострадавших. Как видно из вышеизложенного, это имеет большое значение для  решения вопросов о механизме  происхождения повреждений. Кроме  того, в определенных случаях осмотр места происшествия следователю  целесообразно проводить при  участии судебно-медицинского эксперта и в более поздние сроки (при  невозможности участия эксперта в первичном осмотре места  происшествия), а также при повторных  осмотрах для уточнения деталей, выяснившихся в процессе проведения судебно-медицинской экспертизы и  расследования уголовного дела. Приведенная  характеристика деятельности судебно-медицинского эксперта предполагает его активное участие в осмотре места транспортного  происшествия, определяемое его компетенцией.

При осмотре  места происшествия эксперт непосредственно  выясняет ряд деталей, имеющих судебно-медицинское  значение и подлежащих учету при  последующем проведении экспертизы (исследовании трупа, экспертизе пострадавших и т.д.). Участие судебно-медицинского эксперта в осмотре места транспортного  происшествия не исчерпывается осмотром трупа и некоторых вещественных доказательств (например, следов крови). Такое ограничение задач эксперта может неправильно ориентировать работников следствия и наносить существенный вред интересам расследования транспортных происшествий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. УТОПЛЕНИЕ: ТИПЫ, ДИАГНОСТИКА, ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНО МЕДИЦИНСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Утоплением  называется закрытие дыхательных отверстий и путей жидкостью — водой, грязью, вином, нефтепродуктами. Утопление может произойти и без полного погружения тела и даже головы в жидкость (например, случаи утопления в луже пьяных или больных эпилепсией, утопление в тазу или ведре малолетних детей и т.д.).

Чаще всего  утопление — это несчастный случай во время купания, аварии судна, случайного падения в воду и т.п. Встречаются  и самоубийства посредством утопления. Следует отметить, что самоубийцы иногда связывают себе ноги и даже руки, привязывают груз к телу, прежде чем броситься в воду. Так что  подобные находки на трупах, извлеченных  из воды, необязательно свидетельствуют  об убийстве. Необходимо путем осмотра  выявить, мог ли сам потерпевший  проделать над собой подобные манипуляции.

При погружении человека в воду происходит рефлекторная задержка дыхания, продолжающаяся 1—1,5 минуты и даже больше в зависимости  от тренировки. Первые вдохи в воде сопровождаются сильным кашлем, поскольку  рефлексы еще сохранились. В этот период на поверхности воды в месте  утопления появляются крупные пузыри, образующиеся вследствие выбрасывания из дыхательных путей воды, смешанной  с воздухом. К этому времени  обычно теряется сознание, а в середине или в конце второй минуты после  погружения в воду развиваются судороги скелетной мускулатуры из-за распространения  по центральной нервной системе  процесса перевозбуждения.

Затем тело делается неподвижным вследствие наступления  разлитого охранного торможения коры. Активное сопротивление утоплению  полностью прекращается, и тело погружается  на дно. В этот период аспирация жидкости происходит в наибольшем объеме. После  дыхательной паузы наблюдаются  отдельные терминальные акты дыхания  в виде глубоких вдохов при широко открытом рте. Причем в этом случае вода беспрепятственно проникает в самые глубокие отделы бронхов, резко расширяет альвеолы и частично разрывает их стенки.

На картину  и продолжительность утопления  влияют многие факторы: температура  воды, характер воды водоема (пресная  или морская) и т.д. Судебно-медицинская  диагностика смерти от утопления, особенно на загнивших трупах, вызывает большие  трудности.

Основной  вопрос при судебно-медицинской  экспертизе трупа, извлеченного из воды, — определение причины смерти. Если смерть наступила от утопления, то при наружном и внутреннем исследованиях  трупа выявляется комплекс различных  признаков, которые наблюдаются  не во всех случаях и диагностическая  ценность которых неодинакова.

Среди наружных признаков утопления наиболее характерный  — наличие в отверстиях рта  и носа, в дыхательных путях  мелкопузырчатой пены. Пена образуется от смешения воздуха, воды и слизи  при спазмах бронхов в судорожном периоде утопления. Если на трупе, извлеченном  из воды, пена отсутствует, то после  массажа грудной клетки она может  вновь появиться за счет выдавливания ее из дыхательных путей. Другие признаки являются лишь свидетельством пребывания трупа в воде (бледность кожных покровов, «гусиная кожа» и т.п.).

Судебно-медицинское  исследование: утопление, стойкая мелкопузырчатая  пена в дыхательных путях, значительное увеличение объема и веса легких с  наличием обильного количества пенистой жидкости и частичек песка в просвете трахеи и бронхов. Множественные  мелкие кровоизлияния под плеврой. Жидкая темная кровь в полостях сердца и крупных сосудов. Резкое полнокровие  внутренних органов. Рвано-ушибленные раны в мягких покровах волосистой части головы и множественные  ссадины на лице и теле без видимых  кровоизлияний в подлежащей ткани.

При внутреннем исследовании трупов утопленников выявляют: острую эмфизему легких, пятна Рассказова-Лукомского-Пальтауфа (расплывчатые, бледно-красного цвета  кровоизлияния под плеврой легких), наличие жидкости в желудке и  тонком кишечнике, инородные тела (ил, водоросли, песок, глина) в глубоких отделах дыхательных путей. Одним  из наиболее достоверных признаков  утопления считается обнаружение  во внутренних органах и костном  мозге трубчатых костей планктона (диатомовых водорослей), совпадающих  по твоему составу с планктоном водоема, из которого был извлечен труп.

Трупы, извлеченные  из воды, очень быстро подвергаются гниению. Поэтому их исследование не может быть отложено на большие сроки.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балашов Д.Н., Балашов Н.М., Маликов С.В. Криминалистика: Учебник, - М.: ИНФРА-М, 2005.

2. Колкутин В.В., Зосимов С.М. и др. Судебные экспертизы, - М., Юрлитинформ», 2006.

3. Назаров В.А. Судебная экспертиза (экспертология): Учебное пособие, - Оренбург, Типография УВД Оренбургской области, 2007. 
          4. В.Н. Волков. А В. Датий,  Судебная медицина ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА", 2000.

5.  Судебная  медицина: Учебник / Под общ. ред.  В. Н. Крюкова. – М.: Норма, 2005.

6.   Уголовно-процессуальный кодекс РФ, -М.: Омега-Л, 2009


Информация о работе Контрольная работа по "Судебной медицине"