Медицина и философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 00:34, реферат

Описание работы

Цель данной работы – показать тесную взаимосвязь медицины и философии в историческом аспекте и современном развитии, показать отражение философской методологии в медицинской практике, разъяснить необходимость к формированию новых подходов и взаимодействию этих дисциплин.

Содержание работы

I Медицина как важнейшая сфера общечеловеческой культуры.
1). Историческая связь медицины и философии.
2). Своеобразие медицины как науки.
3). Система медицинских знаний.
4). Проблема теории в медицине.
II Философская методология в медицинском познании.
III Философско-этические проблемы медицины.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 41.11 Кб (Скачать файл)

Медицина и  философия

Автор неизвестен

План

I Медицина как важнейшая  сфера общечеловеческой культуры.

1). Историческая связь  медицины и философии.

2). Своеобразие медицины  как науки. 

3). Система медицинских  знаний.

4). Проблема теории в  медицине.

II Философская методология  в медицинском познании.

III Философско-этические  проблемы медицины.

Цель:

Цель данной работы –  показать тесную взаимосвязь медицины и философии в историческом аспекте  и современном развитии, показать отражение философской методологии  в медицинской практике, разъяснить необходимость к формированию новых  подходов и взаимодействию этих дисциплин.

Задачи:

  • Показать как в историческом процессе данные науки взаимно развивали друг друга.
  • Показать, что теоретическая и практическая медицина основывается на диалектических данных.
  • Разъяснить, как процесс развития науки и техники влияет на формирование новых подходов в философии медицины.

Заключение.

I Медицина как важнейшая  сфера общечеловеческой культуры.

1). Историческая связь  медицины и философии. 

Медицина в системе  наук представляет собой некое проблемное поле естествознания, обществоведения  и гуманитарных наук, прежде всего  философии. Последняя способствует совершенствованию понятийного аппарата всего практического здравоохранения. Более того, она развивает научно-мировоззренческие взгляды врача и эвристический (творческий) потенциал в целостной системе материальной и духовной культуры медиков. И вообще, как показывает практика, без философии имидж самой медицины как важнейшей сферы общечеловеческой культуры заметно тускнеет. Медицина совместно с философией постигает сложный мир жизни человека, управляет его здоровьем. При этом она и сама становится объектом специального философского познания. Общие контуры медицины в критериях античной философии обозначил еще великий Гиппократ. Оформление медицины в самостоятельную естественнонаучную и гуманитарную сферу воздействия на человека относится к Новому времени, когда она стала органично связываться с философскими концепциями жизни философии Ф.Бэкона, И.Канта и других мыслителей.

Медицина нуждается в  укреплении связей с философией как  живительной средой духовного обитания и дальнейшего развития предметно-понятийного  мышления. Классик немецкой философии  Л.Фейербах назвал медицину «колыбелью материалистической философии».

Взаимосвязь медицины и философии  началась давно, с момента появления  первых явных признаков абстрактного (отвлеченного) мышления в лечебном деле, и продолжается поныне.

В практическом медицинском  познании бытия жизни предметное мышление сформировалось спонтанно. Оно  зародилось еще задолго до того, как сложился философско-научный (понятийный) стиль мышления первых врачевателей. Эмпирическое медицинское познание длительное время существовало как  явление, подчиненное религиозно-мифологическому  мировоззрению, тесно переплетаясь с мистикой и суевериями. Поэтому  приобретенные в древности научно-эмпирические сведения, изначально не связывались  между собой в органическую целостность. Они не были философски осмысленными, теоретически обоснованными, то есть их нельзя было назвать теоретическими или общими медицинскими положениями.

Научно-медицинское (теоретическое) познание исторически зарождалось  вместе с философскими учениями древних  греков. Начиная с пробуждения  интереса у мыслящих врачей к философскому постижению первопричин мира, места  и роли человека в нем, медицина стала  активно насыщаться философским  смыслом. Немного позже у медиков  появилась и устойчивая мыслительная потребность в целостном (объемном) взгляде на системную телесно-духовную сущность человека. В конце концов естественным образом сформировалась диалектическая взаимосвязь между философским осмыслением природы, роли и назначении человека и зарождающимся клиническим мышлением, стремящимся объяснить порой парадоксальные явления в человеческой жизнедеятельности.

Всё это не могло не сказаться  на формировании нового специфического предметно-понятийного мышления медиков. Это явление вполне объяснимо, поскольку  философские системы и научная  медицина никак не смогли бы развиваться  совместно и одновременно быть самостоятельными, если бы они сугубо по-своему не отражали и не выражали бы всеобщий интерес, касающийся сохранения и укрепления здоровья людей.

Философия активно помогает медикам на многие известные им вещи смотреть иначе, видеть невидимое, то есть понимать внутренний смысл предметов  и явлений. «Исследовать в медицине», - считал канадский патофизиолог и эндокринолог Ганс Селье, - это видеть то, что видят все, но думать так, как не думает никто».

Данной способностью медицина обязана философии, снабдившей ее специальным (предметно-понятийным) методом клинического мышления. Развиваться полноценно они  могли лишь совместно. У них один объект познания (человек) и один и  тот же практический интерес- состояние  здорового образа жизни как результата действия многих субъективных и объективных  факторов. Без медицинских и философских  знаний сегодня в принципе не могут  нормально функционировать и  совершенствоваться такие общественные сферы жизни, как экономика и  политика, система образования и  спорт, культура и так далее. Медицинское  знание есть связующее звено между  культурой, человеком и его жизнедеятельностью.

Медицинские знания как многие другие точные сведения о бытии объективного мира, - это непреходящие общечеловеческие ценности. Учитывая, что только медицинские  знания и опыт врачевания оказывают  прямое воздействие на процессы, способствующие сохранению здоровья людей, развитию здорового  образа жизни целых народов, а  также каждой отдельной личности, специфический фактор медицины приобретает  еще более ценностное специальное  гуманитарное значение, так как мобилизует все потенциальные силы человека, направленные на саморазвитие и самосовершенствование.

2). Своеобразие медицины  как науки. 

Сегодня можно говорить о  том, что медицина – это не только искусство практического врачевания, но и интеграционная наука, да и к  тому же, не столь эмпирическая, сколько  теоретическая. Стремление теоретически обобщить и философски интегрировать  эмпирические знания, то есть критически осмыслить богатый арсенал опытных  данных, в медицине наблюдается с  давних времен.

Медицина принципиально  отличается как от известных общественных наук, так и от общественно-научных  и гуманитарных дисциплин. Она представляет собой уникальное единство познавательных и ценностных форм умственного отражения  и практического преобразования человеческой жизни. Последнее сближает медицину с философией.

Медицина как по сути своей  всегда молодая и динамично развивающаяся  наука обладает огромным потенциалом  для познания человека на базе новейшего  экспериментального и клинического материала в области био-, психо-, социомедицинских и других видов исследований. Она выступает как цель и смысл этого познания, к которому применимы все параметры системно-структурного анализа. Начиная с Гегеля и Шеллинга, системно-структурный подход постепенно превратился в общенаучный метод практически во всех формах исследования, а в наше время он становится нормативом теоретического мышления и в медицинской науке. Обращение к системно-структурному анализу новейших медицинских наблюдений и открытий актуально сегодня прежде всего потому, что они восходят к насущным потребностям в научно-теоретическим обобщении и объяснении таких проблем, как здоровье и болезнь, норма и патология, соотношение биологического и социального, психического и соматического.

Комплексное изучение человеческого  организма в норме и патологии  всегда естественным образом связывается  с философией. Медицина, по сути, всегда философична. Более того, фактически она сама уже явление философии, ибо учит людей мудрости правильной, здоровой жизни. Это особая философия, помогающая приводить в порядок  все творческие потенции человека во всех сферах его социальной и индивидуальной жизнедеятельности. Таким образом, медицина представляет собой необходимую  систему человеческого жизнеобеспечивания.

3). Система медицинских  знаний.

Анализ системы медицинских  знаний направлен прежде всего на философское осмысление медиков и их деятельности по сохранению и укреплению здоровья людей, продления их жизни, устранение эпидемий. Поэтому существует системный принцип здравоохранения:

а) система здравоохранения  является важнейшей сферой обеспечения  гражданских прав и свобод, а также  одном из основных факторов национальной безопасности страны;

б) здоровье населения и  медико-демографические процессы (рождаемость, инвалидность, смертность и т.д.) зависят  от экономического и социально-политического  состояния общества, от отношения  государства к проблемам охраны здоровья населения;

в) здоровье человека зависит  в большей степени от его образа мыслей, чувств, поведения;

г) охрана здоровья населения  является важнейшей функцией и обязанностью государства и всех ветвей власти;

д) государство должно нести ответственность перед народом за здоровье каждого гражданина и состоянием окружающей среды и отчитываться перед мировым сообществом.

Большинство философов, занимающихся общечеловеческой проблематикой, все  чаще задает вопрос о том, является ли медицина только искусством лечения  или это вид научного мировоззрения  людей.

Современная медицинская  наука представляет собой целый  комплекс клинических социально-гигиенических  медико-биологических дисциплин. Ее будущее зависит от характера  взаимодействия всех естественных, гуманитарных и технических наук. Кроме того, её развитие постепенно всё больше будет связываться с решением проблем общеметодологического  и философско-мировоззренческого порядка. Д.С.Саркисов писал: «Должно происходить  органическое слияние общемедицинского и философского образования будущих  врачей, потому что плодотворное обсуждение таких центральных проблем, как  проблемы этиологии, патогенеза, нервизма, основ регуляции нарушенных функций и других, в настоящее время невозможно без рассмотрения фактических материалов медицинской науки через призму основных законов материалистической диалектики, ее категорий, принципов, диалектико- материалистической теории познания.

Нужно отметить, что мудрецы  древних цивилизаций наработали и скопили огромное количество научного биологического материала. Его осмысление несло в себе вначале религиозно-философские  оценки. Но главное состоит в том, что сам факт свидетельствует  о стремлении философствующих медиков  осмыслить и обосновать сущность человека, принципы его существования, а отсюда средства и методы его  лечения.

Классическая греческая  медицинская школа рассматривает  человеческий организм в естественной связи с окружающей природой. Она  разработала принципы наблюдения и лечения у постели больного, развила основы врачебной морали.

На Западе классическая медицина сформировалась как самостоятельная  отрасль научного знания и искусного  умения врачевать почти одновременно с зарождением философии. Данный факт уже сам по себе примечателен. Он свидетельствует о взаимосвязи  и взаимовлиянии этих разных форм познания человека. Истинным основателем  работ по медицине как искусству  врачевания по праву считается Гиппократ. В его учении научно-медицинское  мышление в совокупности с философским  развитием определенных понятий  выросло до такой степени, что  на уровне самосознания представляет соответствующее мнение как единственно  верное, противостоящее отличному, повседневному  суждению о здоровье и болезнях.

Учение Гиппократа не ограничивалось тем, что медицине в нем придавался статус теоретической науки. Великое  достижение мыслителя состояло в  определении им морально-этического облика личности врача как высшего  мерила морального и гражданского долженствования. Ведь врач-философ равен богу.

Таким образом, Гиппократ  очертил контуры предметных интересов  медицины и философии, где «правильное и неправильное имеет свой предел». Он возражал тем врачам и философам, которые считали, что, прежде чем формировать практическую медицину, нужно установить, что представляет собой природа человека вообще. «Я полагаю,- заявлял мыслитель,- что ясное познание природы заимствуется не ниоткуда-либо, а только из медицинского искусства.»

Это не означает, что Гиппократу была чужда сама философия. Наоборот, он активно ратовал за внедрение  философского мышления в медицинскую  науку, а медицинских знаний - в  философское мировоззрение. Таким  образом, философско-медицинское учение Гиппократа стало началом зарождения теоретического медицинского познания. Оно ориентировало врачевателей руководствоваться общими принципами медицинской практики, представляя  ее как искусство. Именно благодаря  Гиппократу медицина утвердила свою самостоятельность. Он требовал от своих  учеников, чтобы они при помощи самых тщательных наблюдений, хорошо продуманных опытов умели правильно определять причины болезни. В этом уже просматриваются зачатки эмпирической медицинской науки.

Спустя семь веков после  Гиппократа наиболее яркой фигурой  в развитии теоретической медицины становится римский врач, естествоиспытатель и философ Гален, который высоко оценивал роль философии в становлении  строго медицинского знания, создал принципиально  новую систему медицины. Он был  убежден, что настоящий врач должен быть философом. Он во многом определил  путь развития европейской медицинской  мысли. Гален резко критиковал применение в медицинской практике голого догматизма ( когда медицинские знания «конструируются» только разумом), чистого эмпиризма ( когда все знания врача восходят исключительно к опыту), а также методизма ( когда происходит якобы сочетание логического метода с практическим экспериментом). Он был убежден, что все три принципа (подхода) одинаково необходимы, но только в сочетании друг с другом.

Информация о работе Медицина и философия