Медицина и философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 00:34, реферат

Описание работы

Цель данной работы – показать тесную взаимосвязь медицины и философии в историческом аспекте и современном развитии, показать отражение философской методологии в медицинской практике, разъяснить необходимость к формированию новых подходов и взаимодействию этих дисциплин.

Содержание работы

I Медицина как важнейшая сфера общечеловеческой культуры.
1). Историческая связь медицины и философии.
2). Своеобразие медицины как науки.
3). Система медицинских знаний.
4). Проблема теории в медицине.
II Философская методология в медицинском познании.
III Философско-этические проблемы медицины.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 41.11 Кб (Скачать файл)

Если внимательно посмотреть на историю развития мыслительного  акта в медицине, то бросаются в  глаза три этапа диалектической взаимосвязи философии и медицины: натурфилософский, начиная с времен античности (Аристотель, Гиппократ, Гален), механистический – с эпохи Нового времени (Бэкон, Декарт, Локк, Парацельс), целостный (междисциплинарный) – нашего времени. Во всяком случае, на всех уровнях функционирования медицинской мысли на нее периодически воздействуют те или иные философские системы. Они как бы корректируют и гармонизируют научный уровень мышления и образ медицинского познания, которые всегда связаны с естественно-научным и гуманитарным способами определения правильного, то есть здорового образа жизни отдельных людей и общества в целом.

При различении уровней познания в медицине обычно отмечаются два: эмпирический и теоретический. Причем эмпирическое не сводится к чувственному, так как оно обязательно включает в себя логическое (рассудочное), однако на базе чувственных данных. Уже на эмпирическом уровне познания в медицине приходится упорядочивать необходимые и случайные факторы в поведении объекта, отвлекаться от несущественного, нацеливать наблюдение или эксперимент на поиск существенных свойств и зависимостей в изучаемых объектах. Вместе с тем следует признать, что только на научно-теоретическом уровне достигается глубокое постижение жизненной сущности

4). Проблема теории в  медицине.

Многоплановая разработка теории в медицине дает жизнь всему богатству  форм и видов медицинской деятельности. Поэтому всегда есть необходимость  в философском переосмыслении понятийного  аппарата, наработанного на протяжении тысячелетий, в построении строгой  современной системы диалектической взаимосвязи медицинских представлений, категорий и понятий, в выработке  нового стиля научного мышления у  врачей - специфического, предметно- понятийного. Это постепенно приводит к достижению качественно нового уровня овладения  принципиально иным способам клинического мышления. Что, несомненно, должно сказаться  на развитии и сугубо медицинского способа познания человека. Ведь мышление врача оперирует не только представлениями, но понятиями. Система медицинских представлений и понятий предполагает особый синтетический способ умственной деятельности медика. Теоретическая деятельность врача есть переработка созерцания в представления, а затем в понятия. Последние придают медицинской теории некую целостность, мыслительную конкретность. Только на теоретическом уровне познания в наиболее концентрированном виде предстают все отличительные черты медицинского знания.

Многие считают, что разобщенные  экспериментальные данные еще нельзя считать достоверным научным  знанием. Необходимы связующие их цепи – законы, теории, идеи или хотя бы гипотезы. Это обусловлено природной  сложностью процессов саморазвития живого организма и человеческого  в особенности, а следовательно, современная теоретическая медицинская наука остро нуждается в философской – методологической ориентации при проведении экспериментов и последующей критической обработке их результатов. Эмпирическое медицинское знание позволяет фиксировать процессы, явления и связи между ними. Теоретическое же знание дает возможность понимать факты, выделять их из общих наблюдений, вскрывать общную сущность ( основу) определенных явлений, отвечать на вопросы о том, почему и каким образом происходят те или иные процессы в организме человека. Медицинский работник сегодня уже не имеет права быть чистым эмпириком. Именно поэтому в настоящее время так остро стоит задача совершенствования теоретической подготовки медиков, развивая у них философскую культуру мышления.

Теория медицины - это  основа научного исследования как совокупность определенных правил, приемов, и норм познания вообще. В самом общем  значении – это способ достижения намеченной цели посредством заранее  определенного познавательного  замысла. Теория медицины неразрывно связана  с выдвижением новых концепций, гипотез. Познавательная деятельность ученого-медика предполагает многообразие ее видов и широкий спектр теорий, которые могут быть классифицированы по самым разным признакам. Среди  множества теорий выделяют научные  и ненаучные, которые, в свою очередь, разделяются на эмпирические и умозрительные. Чтобы создать научную теорию, способную верно описать медицинскую реальность, необходима и строгая логика эмпирии, и философски осмысленная концепция. Необходимо признать, что эмпирическое (опытное) знание является не только историческим предшественником теоретического, но и непосредственным источником исходных данных для теоретического обобщения и философского осмысления.

Опираясь на философскую  методологию, каждая наука вырабатывает внутри себя и на собственном материале  свой метод мышления. Не являются исключением  и медицинские науки. В них  работает многоуровневая система методологического  знания. Она опирается на три основные группы методов: философские и общенаучные  методы - это совокупность наиболее общих приемов исследования, применяемых  в научном познании. Та, в работах  отечественных клиницистов, патологов  сформулированы основы видения проблемы гомеостаза (постоянство внутренней среды), а отсюда - феномен здоровья и болезни; предприняты попытки  обосновать понимание последних как диалектического единства противоположности. Существующая на сегодняшний день научная система базируется на критическом осмыслении философской, то есть специфической, предметно-понятийной сферы деятельности врача, охватывающей все процессы течения и исцеления болезни.

II Философская методология  в медицинском познании.

Философская методология  в медицинском познании исполняет  важную роль в процессе исследовательской  работы и имеет исключительно  практическое значение. Ведь она изучает  не знание и истину как таковая, а  приёмы их получения. Философская методология  медицины призвана выполнять несколько  функций: эвристическую, координирующую и интегрирующую. Она стимулирует  процесс медицинских знаний, провозглашая основой любого исследования диалектический метод познания. Философски-диалектический метод, применяемый в единстве с  формально-логическим, обеспечивает приращение новых знаний в собственно медицинской сфере познания. Это приращение происходит в особой систематизированной форме. Идея системности знаний является исходным философским элементом научности во всём естествознании и медицине в частности.

Таким образом, системность  в методологи медицинского познания предстаёт сегодня как органическое соединение основополагающих принципов, позволяющих понять законы функционирования живого организма. Системный, структурно-функциональный, вероятностный и многие другие подходы  в познании предполагают использование  общелогических методов: анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии и других. Сюда же входят эмпирические и теоретические средства и приёмы, характерные для медицинской науки, которые могут быть использованы ею для познания живого и вообще и человека в частности. Путь к научной истине всегда начинается с анализа, то есть мысленного или реального расчленения целого на части, детали; единства - на множество, сложного – на компоненты или элементы. Анализ позволяет исследователю сосредоточить внимание на свойствах частей. Он предполагает целенаправленный переход от конкретного к абстрактному. Анализ имеет смысл только тогда, когда в любой момент может осуществить синтез – от обращенного к конкретному, позволяющий формулировать законы.

Философское исследование медицинского познания, его механизмов и процессов  в той мере, в какой они являются элементами практической медицины и  реализуются её средствами и методами, выступает как способ самосознания медицины. Речь идёт о методологическом исследовании самой медицины. Методология  сегодня включает в себя определенным образом философски переосмысленные  и научно уточненные результаты анализа  медицинских данных о многих массовых заболеваниях: СПИДе, туберкулёзе, гриппе и других.

Философское значение медицинского познания.

Значение этого вида познания конкретных фактов в жизнедеятельности  людей, влияющих на их физическое и  психическое здоровье, поистине велико. Любые позитивные моменты управления общественным здравоохранением, эффективные средства и методы лечения людей должны тщательно изучаться и философски осмысливаться всеми медиками с целью активного и полноценного развития медицинской теории. В самом общем виде задача медицинского познания состоит в выявлении закономерных процессов, происходящих в организме, причин возникновения патологических состояний, а также в научном поиске наиболее эффективных способов и средств их предупреждения и устранения.

Таким образом, медицинское  познание становится специфическим  интеграционным способом постижения жизни, философского осмысления различных  областей исследования и синтеза  самых разных знаний, касающихся человека, его образа жизни и качества жизнедеятельности. По характеру решаемых вопросов медицинское  познание выходит за рамки чисто  научной дисциплины и в немалой  степени становится междисциплинарной  сферой постановки и разрешения всех человеческих проблем. Медицинское  познание как особо деликатный способ целостного знания о человеке, его  организме, духовности объединяет и  интегрирует различные формы  исследования: теоретические и экспериментальные. Гуманный характер медицинских задач  выходит далеко за пределы научной  дисциплины, которая в значительной степени становится социально-гуманитарной сферой познания человеческих проблем.

Современная медицина, представляя  собой сложную систему дисциплин, сама развивается на стыке естественных, технических, гуманитарных и философских  наук. Это значит, что исходным объектом медицины являются социально-биологические, философско-нравственные, морально-этические  сферы человеческой жизни.

III Философско-этические  проблемы медицины.

Современный культурный и  научно-технический прогресс, сверхдинамичное развитие медицинской науки и практики, биотехнологии в мировом здравоохранении – все это поставило перед философской мыслью новые морально-этические вопросы. В этой связи представляется важным философское осмысление нравственных оснований вступления ученых и врачей на нетрадиционные участки медицинской науки и практики.

Генезис морально-этических  взглядов в естествознании и медицине начался очень давно – за четыре тысячелетия до нашей эры. Уже тогда высоко ценилась морально-этическая сторона воздействия на больного. Так, в Месопотамии высокий уровень врачебной этики поддерживался не только значительными размерами вознаграждения медиков за их труд, но и системой строгих наказаний, которые применялись по отношению к врачу, нарушающему врачебный этикет. В Древней Персии медикам законодательно предписывалось не только постоянно овладевать профессиональными навыками, но и вырабатывать в себе этические качества: умение выслушивать больного, быть к нему предельно внимательным и т.д.

Среди заповедей древней  медицины, дошедших до наших дней, одно из первых мест занимает призыв великого греческого врача и мыслителя  Гиппократа « не навреди», обращенный ко всем медикам. Вся история человечества убеждает в том, что развитие медицинского искусства находится в прямой зависимости от образованности и воспитанности людей, уровня общей культуры народа, нравственных принципов справедливости в обществе. А справедливость, согласно Цицерону, заключается в том, чтобы «никому не вредить и приносить пользу».

Упадок греческой и  римской философско-этической культуры сопровождался долгим периодом застоя и в медицинской теории и практике. Возможно, что морально-этические  аспекты медицины практически во всех великих философских системах прошлого характеризуются двумя  особенностями: доктринальностью и назидательностью. Доктринальность любой этики означала, что последняя является составной частью общей философско-моральной системы. Примером именно такой этики могут служить учения Гиппократа и Галена. В них уже имела место этико-философская направленность воззрений в сфере медицины. Доктринальность и назидательность медицинской этики воплощались в соответствующей нормативной системе, содержанием которой стала целостная программа нравственного поведения врача.

В девятнадцатом веке врач и писатель В.В.Вересаев писал «…Как  это ни печально, но нужно сознаться, что у нашей науки до сих  пор нет этики… Необходима этика  в широком философском смысле…  Узкие вопросы врачебной практики, прежде всего должны решаться именно с философской точки зрения, и только в этом случае мы сумеем, наконец, создать настоящую медицинскую этику».

Сегодня моральные требования в медицинской среде радикально изменились. Причиной тому служат новые  медицинские технологии – генная инженерия, трансплантология, искусственное  оплодотворение и другие. Немало острейших  философско-этических проблем порождают  современные биомедицинские эксперименты, проводимые на животных, клонирование. Эти технологии опередили развитие традиционной морали и научной этики. Поэтому мировая общественность вынуждает вырабатывать принципиально  новые этические принципы и критерии нравственных оценок в медицине и  науке, создавать новые моральные  контрольные структуры, действие которых  должно быть направлено на объяснения безопасности для каждого члена  общества новых технологий.

Мораль всегда выражает действительные общественные интересы, при этом выражаясь  внутри человеческой личности. Творческий характер врачебной деятельности восходит не только к диалектическим тонкостям  клинического мышления, но и к необходимости  постижения врачом гносеологических проблем  и морально-этических норм профессионального  исследования человека и качественного  улучшения его сущности. При формировании современного менталитета врача  необходимо обращать внимание на воспитание у него философско- нравственных и этических качеств, на развитие в нем истинного гуманизма. В современных условиях каждый медицинский работник должен настойчиво овладевать психолого-философскими знаниями, профессиональными навыками и обладать высокими нравственными качествами. Указанные требования закрепились в деонтологии как науки о врачебном долге. Благодаря И.Канту деонтология стала синонимом нравственной философии.

Философские и этические  проблемы в медицине имеют глубокие логические и исторические корни. Они  определяются прежде всего теми вечными проблемами, которые составляют сущность мировоззрения медиков – их отношение к жизни, здоровью, смерти. В философско-моральном плане проблема, например, страдания человека занимала мысли философов и медиков практически на протяжении всей истории развития культуры. Так, Аристотель называл страдания важнейшим фактором испытания мужества индивида. Впоследствии многие философы (Ф.Бэкон, И.Кант и др.) учили людей искусству избавления от страданий.

Дошедшая до нас клятва Гиппократа сохраняет своё философское  значение и морально-этическую ценность до настоящего времени только потому, что представляет собой кодекс самых  разнообразных и принципиальных требований ко всем медикам. Термин «деонтология»  в советскую медицинскую науку  и практику был введен в 40-х годах 20 века профессором медицины Н.Н.Петровым. Он исследовал его преимущественно  для обозначения реально существующей медицинской практики строгого соблюдения врачебного долга. Сегодня деонтология понимается и принимается медицинскими работниками как профессиональное учение о должном в медицине, о высоком гражданском долге врача – не только перед каждым отдельно взятым больным, но и перед обществом в целом.

Информация о работе Медицина и философия