Медицина и философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 00:34, реферат

Описание работы

Цель данной работы – показать тесную взаимосвязь медицины и философии в историческом аспекте и современном развитии, показать отражение философской методологии в медицинской практике, разъяснить необходимость к формированию новых подходов и взаимодействию этих дисциплин.

Содержание работы

I Медицина как важнейшая сфера общечеловеческой культуры.
1). Историческая связь медицины и философии.
2). Своеобразие медицины как науки.
3). Система медицинских знаний.
4). Проблема теории в медицине.
II Философская методология в медицинском познании.
III Философско-этические проблемы медицины.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 41.11 Кб (Скачать файл)

Одним из ключевых требований медицинской деонтологии считается  развитие у врача особо гуманного  отношения к личности больного, а  также высокой ответственности  за все свои действия. Врач призван  не только профессионально лечить пациента, но и морально поддерживать его.

Конечно философская этика заключается не только в вежливости по отношению к больным. Она предполагает прежде всего высочайший профессионализм – владение искусством врачевания. Профессионализм – это показатель подготовленности медика к ответственной работе, его нравственно-этическая характеристика. Высокий профессионализм определяет личный авторитет врача. Но он не мыслится без умения правильно, уверенно, спокойно обращаться с больным. Личное обаяние, доброта, скромность тоже являются составляющими профессионализм медика. В этом выражается единство кумулятивного и некумулятивного характера развития медицинского мировоззрения. Но с накоплением новых научных сведений происходит качественное изменение нравственно-этического медицинского менталитета. Он получает своё новое философско-методологическое и морально-этическое обеспечение. Это даёт повод мыслящим врачам рассматривать современное развитие практической медицины, теоретизацию медицинского знания сквозь призму философского самосознания. Ведь известно, что прогресс медицинской теории и практики находится в органичной связи с философией и общественной моралью, а также зависит от состояния экономики, естествознания и техники.

В основе самого перехода от традиционного медицинского менталитета  к современному лежит прежде всего смена общефилософских и морально-этических установок. Намного более важную стали играть гуманитарные критерии в нравственно-профессиональной парадигме медицины. С изменением мировоззрения, и, как следствие, менталитета медиков изменилось и общественное мнение относительно того, что не следует считать излечением. Современная медицина знает уже многое о протекании процессов выздоровления, но, к сожалению, пока не может научно объяснить его исходные причины. Отсюда возникает вопрос об истинных критериях морально-философской оценки лечения, его научно-гносеологических корнях. Пока данная проблема медикам представляется в какой-то мере абстрактной. Однако под влиянием эволюции научно-теоретического познания постепенно складывается новый медицинский менталитет. Он и методологически, и философски, и нравственно, и этически отличается теперь от медико-биологического, медико-гносеологического, и медико-социального менталитета. В связи с этим перед врачами и философами встала насущная задача совместного поиска новых мировоззренческих, методологических (философских), философско-этических принципов познания и обучения в системе здравоохранения. Результатом возникающей перед медицинской общественностью проблемы стало учреждение Президиумом РАМН Совета по философским проблемам современной медицины.

Философско-методологическая нацеленность и нравственно-этическая  напряженность медицинской науки  предполагает, что сам процесс  опытного эксперимента, как и любое  теоретическое осмысление нового медицинского знания об объеме врачебного воздействия, зависят от сложившегося в общественном сознании мнении о допустимости передела живого.

Вот уже более тех десятилетий  в научно-медицинских кругах всего  мира в связи с этим происходят оживленные дискуссии по поводу новой  роли этики в медицине, точнее –  вокруг социально-философских и  философско-этических проблем современной  биомедицины.

Первостепенной сегодня  считается задача философского осмысления целесообразности, да и вообще допустимости создания нового в биосфере.

Совершенно иначе ставится вопрос о моральных (философских, религиозных) принципах научных исследований в контексте зарождения новой  этики поведения медиков, отражающей современный этап научно-технического и технологического процессов в  биомедицине.

Основным моральным принципом  биоэтики является принцип уважения чести и достоинства человека. Это касается и права индивида на свободный личный выбор жизни  или смерти. Впервые об этом праве  на «личную смерть» заявил философ  Ф.Бэкон. Что же такое эвтаназия  – проявление милосердия или преступление? Этот вопрос стал ныне одним из важнейших  в биоэтике.

Гуманизм и нравственность – это этические принципы медиков. Гуманизм и нравственно-этические  принципы медицины тесно взаимосвязаны  внутренней логикой общественного  бытия. Принципами гуманизма насыщаются сегодня и главные смыслообразующие направления в международном сотрудничестве. Поэтому есть необходимость философски обосновать новейшие технологии в биомедицине, так как некоторые философски мыслящие специалисты-медики опасаются прежде всего того, что использование некоторых из этих технологий может приблизить катастрофу земной биосферы, а вместе с ней – и человеческий разум.

Цель философского гуманизма  в биомедицине состоит именно в том, чтобы побудить ученых отказаться от неуёмного рационализма и отказаться от опрометчивых опытов по созданию нового живого.

Философия гуманизма предлагает критично осмыслить естественную коэволюцию традиционных морально-этических требований, соотнося их с современными научно-техническими технологическими достижениями.

Распространение в медицинской  среде современного философского гуманизма  неразрывно связано с задачами практического  разрешения комплекса сложнейших проблем. Одной из них является проблема, связанная с новейшими методами диагностики и лечения болезней века; проблема эвтаназии, клонирования.

Процесс гуманизации медицины, преобразования её духовно-интеллектуального и морально-этического начал должен осуществляться через воскрешение гуманистической философии прошлого, через органическое соединение общих принципов рационального мышления с морально-этической практикой. Исходя из социально-философского понимания задач изменение природы будущего человека, современный гуманизм провозглашает такие приоритетные принципы, как справедливость и альтруизм, бережливость и щедрость, милосердие и сострадание, стремление к новому и уважительное отношение к прошлому.

Современные философы, ученые и медики рассматривают нравственность и разум человека как целостный  социально-культурный феномен. Здоровье – это способность организма  адаптироваться к любым изменениям в природе и обществе. Болезнь  не представляет собой нарушение  способности приспосабливаться  к изменениям внешних и внутренних условий. Поэтому все естественные науки в настоящее время представляют собой область изучения и проведения испытания разумных форм и видов  природы на предмет познания возможностей их качественного применения с целью  обеспечения их выживания в критических, постоянно изменяющихся условиях внешней  среды. То есть, научное познание жизни  есть испытание объекта живой  природы с целью получения  достоверной информации о нем  самом. Поэтому здесь внутренне  наличествует и морально-этический  аспект.

Биоэтика как идеология  здравоохранения привлекает внимание мировой общественности, в частности  медицинской к моральным, правовым аспектам. В процессе осмысления учеными  и медиками противоречивых проблем  биомедицина закладывает новый  мировоззренческий и мыслительный фундамент их самосознания. Проблемы её настолько сложны, что требуют  особого внимания мировой общественности, также глубокого философски-нравственного  осмысления.

 

 

Заключение.

Рассмотрев в данной работе сложный механизм взаимодействия двух наук - философии и медицины, можно  сделать вывод, что с первых моментов зарождения медицины, данная наука  пыталась найти обоснование процессов  болезни, их причины, а в последствии, уже в Древней Греции зародилась взаимосвязь с философией. На протяжении веков эти науки тесно переплетаются. Через философскую методологию формируется система медицинских знаний, специфика клинического мышления, формируется теория медицины, формы медицинского познания. Так же в работе показаны взаимосвязь нравственно-философского подхода к врачеванию и развитию медицинской науки.

 

 

 

Литература.

  • Саркисов Д.Ю. Философия в системе медицинского образования. Клиническая медицина, 1999, № 1, с.21
  • Совещание по философским проблемам современной медицины. Москва, 1998, с.187
  • Проблемы медицинской деонтологии, 1998.
  • Вопросы философии, 2001, №1, с.7
  • Введение в биоэтику. Уч. пос., М.- 1998, с.260
  • Чуваков В.И. Здравоохранительная деятельность: социокультурные и методологические проблемы. Новосибирский университет, 1991, с.184
  • Решетников А.В. Социология медицины, 2002, с.976
  • Уайтт Д. На грани жизни и смерти. Проблемы современного здравоохранения в свете христианской этики., пер. с англ., изд. «Мир», 2003, с.359
  • Философские проблемы медицины и биологии.: Республиканский межведомственный сборник., МЗ УССР. – Киев, Здоровья, 1989, 126с.
  • Философия и медицина. Под. ред. В.Д. Серапонтов, А.А. Корольков, ЛГУ, 1986, 212с.

Саркисов Д.Ю. Философия  в системе медицинского образования. Клиническая медицина, 1999, № 1, с.21

Совещание по философским  проблемам современной медицины. Москва, 1998, с.187

Проблемы медицинской  деонтологии, 1998.

Вопросы философии, 2001, №1, с.7

Введение в биоэтику. Уч. пос., М.- 1998, с.260

Чуваков В.И. Здравоохранительная деятельность: социокультурные и методологические проблемы. Новосибирский университет, 1991, с.184

Решетников А.В. Социология медицины, 2002, с.976

Уайтт Д. На грани жизни и смерти. Проблемы современного здравоохранения в свете христианской этики., пер. с англ., изд. «Мир», 2003, с.359

Философские проблемы медицины и биологии.: Республиканский межведомственный сборник., МЗ УССР. – Киев, Здоровья, 1989, 126с.

Философия и медицина. Под. ред. В.Д. Серапонтов, А.А. Корольков, ЛГУ, 1986, 212с.


Информация о работе Медицина и философия