Медицинская коррекция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 18:33, контрольная работа

Описание работы

Детский церебральный паралич-заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.
При детском церебральном параличе отмечается определенная взаимосвязь двигательных и речевых расстройств. Это проявляется в общности нарушений скелетной и речевой мускулатуры.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3

1. Медицинская коррекция…………………………………………………..4

2. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений………………6

3. Коррекция нарушений речи………………………………………………8

Заключение………………………………………………………………….23

Список используемой литературы…………………………………………24

Файлы: 1 файл

готовая контрольная по логопедии.docx

— 54.14 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение………………………………………………………………………3

 
1. Медицинская коррекция…………………………………………………..
 
2. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений………………6 
 
3. Коррекция нарушений речи………………………………………………8 
 
Заключение………………………………………………………………….23

 

Список используемой литературы…………………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Детский церебральный паралич-заболевание  центральной нервной системы  при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей  головного мозга.

При детском церебральном параличе отмечается определенная взаимосвязь  двигательных и речевых расстройств. Это проявляется в общности нарушений  скелетной и речевой мускулатуры.

Речевые нарушения у детей  с ДЦП включает:

- фонетико-фонематические, которые проявляются в рамках  различных форм дизартрии;

- специфические особенности  усвоения лексической системы  языка, обусловленные спецификой  самого заболевания;

- нарушения грамматического  строя речи, которые неразрывно  связаны с лексическими и фонетико-фонематическими  расстройствами, их формирование  осуществляется как неразрывный  процесс;

- нарушения формирование  связной речи и понимания речевого  сообщения, которые имеют некоторую специфику при разных формах церебрального паралича;

- все формы дисграфии и дислексии. В генезисе этих нарушений большая роль пренадлежит несформированности зрительно-моторных и оптико-пространственных систем.    
Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия — согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Медицинская коррекция. 

Лечебная физическая культура – составная часть медицинской  реабилитации больных, метод комплексной  функциональной терапии, использующий физические упражнения как средство сохранения организма больного в  деятельном состоянии, стимуляции его  внутренних резервов в предупреждении и лечении болезней, вызванных  вынужденной гиподинамией 
 
Средства лечебной физической культуры – физические упражнения, массаж, закаливание, пассивная гимнастика (мануальная терапия), трудовые процессы, организация всего двигательного режима больных с ДЦП– стали неотъемлемыми компонентами лечебного процесса, восстановительного лечения во всех лечебно-профилактических учреждениях и реабилитационных центрах.  
 
Положительный эффект, который наблюдается при использовании средств лечебной физкультуры у больных с ДЦП, является результатом оптимальной тренировки всего организма. Принципы и механизмы развития тренированности совершенно одинаковы как в норме, так и при патологии. Для получения положительного реабилитационного эффекта у детей с ДЦП необходима продолжительная и упорная работа. Задачи ЛФК в период остаточных явлений: 
 
• снижение гипертонуса приводящих мышц и мышц сгибателей, укрепление ослабленных мышц; 
 
• улучшение подвижности в суставах, коррекция порочных установок ОДА; 
 
• улучшение координации движений и равновесия; 
 
• стабилизация правильного положения тела, закрепление навыка самостоятельного стояния, ходьбы; 
 
• расширение общей двигательной активности ребенка, тренировка возрастных двигательных навыков; 
 
• обучение вместе с воспитателями и родителями самообслуживания, усвоению основных видов бытовой деятельности с учетом умственного развития ребенка. 
 
Для решения поставленных задач используются следующие группы упражнений: 
 
• упражнения на расслабление, ритмичное пассивное потряхивание конечностей, маховые движения, динамические упражнения; 
 
• пассивно-активные и активные упражнения из облегченных исходных положений (сидя, лежа), упражнения на мяче большого диаметра; 
 
• упражнения с предметами под музыку, переключение на новые условия деятельности, развитие выразительности движений; упражнения в различных видах ходьбы: высоко, низко, «скользко», «жестко», с подталкиванием; упражнения для головы в и.п. сидя, стоя; 
 
• принятие правильной осанки у опоры со зрительным контролем; упражнения в различных исходных положениях перед зеркалом; 
 
• упражнения для развития и тренировки основных возрастных двигательных навыков: ползание, лазание (по скамейке), бег, прыжки, (вначале на мини-батуте), метания; упражнения в движении с частой сменой исходного положения; 
 
• игровые упражнения «как я одеваюсь», «как я причесываюсь» и т.д. 
 
В период остаточных явлений расширяется комплекс средств лечебной физкультуры. В программу физической реабилитации включены массаж, прикладные виды физических упражнений, трудотерапия, гидрокинезотера-пия, физиотерапия (теплолечение, электрофорез, УВЧ), иппотерапия, ортопедия (ходьба в лангетах, ортопедических ботинках, космическом костюме «Адели»). Объем суточной двигательной активности детей по мере роста и развития постепенно возрастает.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений. 
Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей — это целесообразно организованная система психологических воздействий. Основное ее направление — смягчение эмоционального дискомфорта у детей и подростков, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др., обусловленных эмоциональными нарушениями. Важным этапом работы с этими детьми является коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции (И. И. Мамайчук).  
 
Немаловажное значение в психокоррекции эмоциональных нарушений детей с ДЦП имеют игровые методы. Опыт, накопленный в результате длительной работы, говорит об эффективности проведения сюжетно-ролевых игр, зависящих от интеллектуальных и физических возможностей ребенка, его социального опыта, от особенностей его представлений о людях, их чувствах и взаимоотношениях. Игровую психокоррекцию в форме сюжетно-ролевой игры рекомендуется применять при работе с детьми с ДЦП с потенциально сохранным интеллектом, а также с выраженными межличностными конфликтами и с нарушением поведения. В процессе коррекции целесообразно предложить детям не только игровое воспроизведение прошлого или настоящего опыта, но и моделирование нового опыта в возможных стрессовых условиях, например на этапах послеоперационного лечения, в ситуации вынужденного общения и т. п. 
 
Для детей с ограниченным вследствие физической и психической неполноценности социальным опытом используются игры драматизации на темы знакомых сказок. Основной целью игр драматизаций является коррекция эмоциональной сферы ребенка. Проведению игры драматизации предшествуют подготовительные занятия с ребенком. Психолог вместе с ребенком обсуждает содержание знакомой ему сказки по заранее намеченным вопросам, которые помогают ребенку воссоздать образы персонажей сказки и проявить к ним эмоциональное отношение. Сказка активизирует воображение ребенка, развивает у него умение представлять игровые коллизии, в которые попадают персонажи. Создается образ персонажа. Способность ребенка входить в роль и уподобляться образу это важное условие, необходимое для коррекции не только эмоционального дискомфорта, но и негативных характерологических проявлений. Свои отрицательные эмоции и качества личности дети переносят на игровой образ, наделяя персонажи собственными отрицательными эмоциями и чертами характера. 
 
Групповые методы психокоррекции достаточно широко используются психологами и психотерапевтами при коррекции эмоциональных нарушений у детей и подростков (Спиваковская, 1988; Захаров, 1995). 
 
Во время проведения групповых занятий по психокоррекции детей с ДЦП особое внимание следует уделять положительной установке родителей и детей на сам процесс занятий. С этой целью используются разнообразные психотехнические приемы: организация веселой, эмоционально насыщенной игры с детьми в начале психокоррекции с привлечением родителей, организация встречи родителей, дети которых успешно закончили курс психокоррекции, с начинающими. Место, где проводятся занятия, играет не последнюю роль в установочном этапе психокоррекции. Это должно быть просторное, хорошо оборудованное помещение с мягким освещением, со специальными креслами и ходунками для детей, помещение, где ребенок должен чувствовать себя безопасно. 
 
В процессе групповой психокоррекции каждый участник моделирует свою реальную жизненную ситуацию, использует привычные для него типы эмоционального реагирования на ситуацию, реализует конкретные эмоциональные установки и отношения. В атмосфере откровенности и доверия ребенок свободно делится своими эмоциональными проблемами, получает эмоциональную поддержку, модифицирует свои эмоциональные отношения, переживания и способы реагирования. 
 
Основными целями этих занятий являются: смягчение эмоционального дискомфорта, формирование приемов релаксации, развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения. Занятия проводятся через день, поэтапно с учетом возрастных и индивидуальнопсихологических особенностей ребенка, с небольшой (до пяти человек) группой детей. 
 
 
 
   

 

 

3. Коррекция нарушений речи.

 
В последние годы широко внедрена в практику ранняя диагностика  ДЦП. Несмотря на то, что уже в  первые месяцы жизни можно выявить  этиологию доречевого развития и  нарушения ориентировочно-познавательной деятельности, коррекционно-педагогическая, и в частности логопедическая, работа с детьми нередко начинается после 3 — 4 лет. В этом случае работа чаще всего направлена на исправление  уже сложившихся дефектов речи и  психики, а не на их предупреждение. Раннее выявление патологии психического и речевого развития и своевременное  коррекционно-педагогическое воздействие  в младенческом и раннем возрасте позволяют уменьшить, а в некоторых  случаях и исключить психоречевые нарушения у детей с церебральным параличом в старшем возрасте. Необходимость ранней коррекционно-логопедичсской работы при ДЦП вытекает из особенностей детского мозга — его пластичности и универсальной способности к компенсированию нарушенных функций, а также из того, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой функциональной системы являются первые три года жизни ребенка. Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психоречевого развития находится ребенок. 
 
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в младенческом возрасте (в доречевой период) являются: 
 
·       -    развитие эмоционального общения со взрослым (стимуляция «комплекса оживления», стремления продлить эмоциональный контакт со взрослым, включения ребенка в практическое сотрудничество со взрослым); 
 
·       -    нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата (уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата — спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, тонических нарушений типа ригидности). Развитие подвижности органов артикуляции; 
 
·       -    стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности (недифференцированной голосовой активности, гуления, лепета и лепетных слов); 
 
·       -    развитие сенсорных процессов (зрительного сосредоточения и плавного прослеживания; слухового сосредоточения, локализации звука в пространстве, восприятия различно интонируемого голоса взрослого; двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания); 
 
·       -    развитие речевого дыхания и голоса (вокализация выдоха, увеличение объема, длительности и силы выдоха, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка); 
 
·       -    формирование подготовительных этапов понимания речи. 
 
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем возрасте являются: 
 
·       -    формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими (развитие понимания обращенной речи, активизация собственной речевой активности; формирование всех форм неречевой коммуникации — мимики, жеста и интонации); 
 
·       развитие знаний и представлений об окружающем (с обобщающей функцией слова); 
 
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте являются: 
 
·       развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи; 
 
·       расширение запаса знаний и представлений об окружающем; 
 
·       развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;

 

Известно, что у детей  с церебральным параличом наиболее частыми формами речевых нарушений  являются различные формы дизартрии, спецификой которых является общность нарушений речевой и скелетной  моторики с недостаточностью кинестетического восприятия. Ребенок слабо ощущает как положение своих конечностей, так и органов артикуляции. Это способствует проявлениям общей и артикуляционной диспраксии, что затрудняет выполнение целенаправленных движений и усиливает нарушения звукопроизношения.

Одной из важных задач логопедической работы при ДЦП является развитие ощущений артикуляционных поз и  движений, преодоление и предупреждение оральной диспраксии. Для улучшения ощущений артикуляционных поз и движений используются упражнения с сопротивлением, чередования упражнений с открытыми глазами со зрительным контролем с помощью зеркала и с закрытыми глазами с целью сосредоточения внимания на проприоцептивных ощущениях.

Важность подобной работы определяется не только тяжестью нарушений  звукопроизношения при оральной апраксии, но и то, что ее проявления неблагоприятно влияют на развитие лексической  стороны речи. Слабость ощущений «двигательного образ слова приводит к нестойкости  связи между звуковой и смысловой  его характеристикой, что может  проявляться в своеобразном недоразвитии лексики.

Взаимосвязь нарушений общей  и речевой моторики при ДЦП  проявляется также в том, что  тяжесть нарушений артикуляционной  моторики обычно коррелирует с тяжестью нарушений функции рук. Эти данные определяют необходимость сочетать логопедическую работу с развитием  функции рук и общей моторики ребенка.

Нарушения звукопроизносительной стороны речи при ДЦП проявляются в виде различных форм дизартрии. Логопедическая работа дифференцируется в зависимости от формы дизартрии, уровня речевого развития и возраста ребенка. При псевдобульбарной дизартрии у детей с церебральным параличом обычно преобладает ее спастический вариант. В этом случае основной задачей является предварительное снижение мышечного тонуса в речевой и скелетной мускулатуре с помощью подбора специальных поз и положений для проведения логопедической работы.

При экстрапирамидной дизартрии, когда имеет место непостоянное повышение мышечного тонуса по типу тонических спазмов и насильственные движения резко затрудняют артикуляцию, фонацию и голосообразование, также необходимы специальные условия для проведения логопедической работы с устранением всех внешних резких стимулов. Кроме того, важное значение имеют специальные приемы логопедического воздействия, направленные на стимуляцию проприоцептивной афферентации от речевой мускулатуры, что способствует лучшему ощущению артикуляционных поз и движений речевой мускулатуры.

Информация о работе Медицинская коррекция