Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 18:33, контрольная работа
Детский церебральный паралич-заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.
При детском церебральном параличе отмечается определенная взаимосвязь двигательных и речевых расстройств. Это проявляется в общности нарушений скелетной и речевой мускулатуры.
Введение………………………………………………………………………3
1. Медицинская коррекция…………………………………………………..4
2. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений………………6
3. Коррекция нарушений речи………………………………………………8
Заключение………………………………………………………………….23
Список используемой литературы…………………………………………24
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Медицинская коррекция…………………………………………………..
2. Психологическая коррекция эмоциональных
нарушений………………6
3. Коррекция нарушений речи………………………………………………8
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………24
Введение
Детский церебральный паралич-заболевание
центральной нервной системы
при ведущем поражении
При детском церебральном
параличе отмечается определенная взаимосвязь
двигательных и речевых расстройств.
Это проявляется в общности нарушений
скелетной и речевой
Речевые нарушения у детей с ДЦП включает:
- фонетико-фонематические, которые проявляются в рамках различных форм дизартрии;
- специфические особенности
усвоения лексической системы
языка, обусловленные
- нарушения грамматического
строя речи, которые неразрывно
связаны с лексическими и
- нарушения формирование
связной речи и понимания
- все формы дисграфии
и дислексии. В генезисе этих нарушений
большая роль пренадлежит несформированности
зрительно-моторных и оптико-пространственных
систем.
Основной целью коррекционной работы
при ДЦП является оказание детям медицинской,
психологической, педагогической, логопедической
и социальной помощи; обеспечение максимально
полной и ранней социальной адаптации,
общего и профессионального обучения.
Очень важно развитие позитивного отношения
к жизни, обществу, семье, обучению и труду.
Эффективность лечебно-педагогических
мероприятий определяется своевременностью,
взаимосвязанностью, непрерывностью,
преемственностью в работе различных
звеньев. Лечебно-педагогическая работа
должна носить комплексный характер. Важное
условие комплексного воздействия — согласованность
действий специалистов различного профиля:
невропатолога, психоневролога, врача
ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога,
воспитателя. Необходима их общая позиция
при обследовании, лечении, психолого-педагогической
и логопедической коррекции.
1.Медицинская коррекция.
Лечебная физическая культура
– составная часть медицинской
реабилитации больных, метод комплексной
функциональной терапии, использующий
физические упражнения как средство
сохранения организма больного в
деятельном состоянии, стимуляции его
внутренних резервов в предупреждении
и лечении болезней, вызванных
вынужденной гиподинамией
Средства лечебной физической культуры
– физические упражнения, массаж, закаливание,
пассивная гимнастика (мануальная терапия),
трудовые процессы, организация всего
двигательного режима больных с ДЦП–
стали неотъемлемыми компонентами лечебного
процесса, восстановительного лечения
во всех лечебно-профилактических учреждениях
и реабилитационных центрах.
Положительный эффект, который наблюдается
при использовании средств лечебной физкультуры
у больных с ДЦП, является результатом
оптимальной тренировки всего организма.
Принципы и механизмы развития тренированности
совершенно одинаковы как в норме, так
и при патологии. Для получения положительного
реабилитационного эффекта у детей с ДЦП
необходима продолжительная и упорная
работа. Задачи ЛФК в период остаточных
явлений:
• снижение гипертонуса приводящих мышц
и мышц сгибателей, укрепление ослабленных
мышц;
• улучшение подвижности в суставах, коррекция
порочных установок ОДА;
• улучшение координации движений и равновесия;
• стабилизация правильного положения
тела, закрепление навыка самостоятельного
стояния, ходьбы;
• расширение общей двигательной активности
ребенка, тренировка возрастных двигательных
навыков;
• обучение вместе с воспитателями и родителями
самообслуживания, усвоению основных
видов бытовой деятельности с учетом умственного
развития ребенка.
Для решения поставленных задач используются
следующие группы упражнений:
• упражнения на расслабление, ритмичное
пассивное потряхивание конечностей,
маховые движения, динамические упражнения;
• пассивно-активные и активные упражнения
из облегченных исходных положений (сидя,
лежа), упражнения на мяче большого диаметра;
• упражнения с предметами под музыку,
переключение на новые условия деятельности,
развитие выразительности движений; упражнения
в различных видах ходьбы: высоко, низко,
«скользко», «жестко», с подталкиванием;
упражнения для головы в и.п. сидя, стоя;
• принятие правильной осанки у опоры
со зрительным контролем; упражнения в
различных исходных положениях перед
зеркалом;
• упражнения для развития и тренировки
основных возрастных двигательных навыков:
ползание, лазание (по скамейке), бег, прыжки,
(вначале на мини-батуте), метания; упражнения
в движении с частой сменой исходного
положения;
• игровые упражнения «как я одеваюсь»,
«как я причесываюсь» и т.д.
В период остаточных явлений расширяется
комплекс средств лечебной физкультуры.
В программу физической реабилитации
включены массаж, прикладные виды физических
упражнений, трудотерапия, гидрокинезотера-пия,
физиотерапия (теплолечение, электрофорез,
УВЧ), иппотерапия, ортопедия (ходьба в
лангетах, ортопедических ботинках, космическом
костюме «Адели»). Объем суточной двигательной
активности детей по мере роста и развития
постепенно возрастает.
2. Психологическая
коррекция эмоциональных нарушений.
Психологическая коррекция эмоциональных
нарушений у детей — это целесообразно
организованная система психологических
воздействий. Основное ее направление
— смягчение эмоционального дискомфорта
у детей и подростков, повышение их активности
и самостоятельности, устранение вторичных
личностных реакций, таких как агрессивность,
повышенная возбудимость, тревожная мнительность
и др., обусловленных эмоциональными нарушениями.
Важным этапом работы с этими детьми является
коррекция самооценки, уровня самосознания,
формирование эмоциональной устойчивости
и саморегуляции (И. И. Мамайчук).
Немаловажное значение в психокоррекции
эмоциональных нарушений детей с ДЦП имеют
игровые методы. Опыт, накопленный в результате
длительной работы, говорит об эффективности
проведения сюжетно-ролевых игр, зависящих
от интеллектуальных и физических возможностей
ребенка, его социального опыта, от особенностей
его представлений о людях, их чувствах
и взаимоотношениях. Игровую психокоррекцию
в форме сюжетно-ролевой игры рекомендуется
применять при работе с детьми с ДЦП с
потенциально сохранным интеллектом,
а также с выраженными межличностными
конфликтами и с нарушением поведения.
В процессе коррекции целесообразно предложить
детям не только игровое воспроизведение
прошлого или настоящего опыта, но и моделирование
нового опыта в возможных стрессовых условиях,
например на этапах послеоперационного
лечения, в ситуации вынужденного общения
и т. п.
Для детей с ограниченным вследствие физической
и психической неполноценности социальным
опытом используются игры драматизации
на темы знакомых сказок. Основной целью
игр драматизаций является коррекция
эмоциональной сферы ребенка. Проведению
игры драматизации предшествуют подготовительные
занятия с ребенком. Психолог вместе с
ребенком обсуждает содержание знакомой
ему сказки по заранее намеченным вопросам,
которые помогают ребенку воссоздать
образы персонажей сказки и проявить к
ним эмоциональное отношение. Сказка активизирует
воображение ребенка, развивает у него
умение представлять игровые коллизии,
в которые попадают персонажи. Создается
образ персонажа. Способность ребенка
входить в роль и уподобляться образу
это важное условие, необходимое для коррекции
не только эмоционального дискомфорта,
но и негативных характерологических
проявлений. Свои отрицательные эмоции
и качества личности дети переносят на
игровой образ, наделяя персонажи собственными
отрицательными эмоциями и чертами характера.
Групповые методы психокоррекции достаточно
широко используются психологами и психотерапевтами
при коррекции эмоциональных нарушений
у детей и подростков (Спиваковская, 1988;
Захаров, 1995).
Во время проведения групповых занятий
по психокоррекции детей с ДЦП особое
внимание следует уделять положительной
установке родителей и детей на сам процесс
занятий. С этой целью используются разнообразные
психотехнические приемы: организация
веселой, эмоционально насыщенной игры
с детьми в начале психокоррекции с привлечением
родителей, организация встречи родителей,
дети которых успешно закончили курс психокоррекции,
с начинающими. Место, где проводятся занятия,
играет не последнюю роль в установочном
этапе психокоррекции. Это должно быть
просторное, хорошо оборудованное помещение
с мягким освещением, со специальными
креслами и ходунками для детей, помещение,
где ребенок должен чувствовать себя безопасно.
В процессе групповой психокоррекции
каждый участник моделирует свою реальную
жизненную ситуацию, использует привычные
для него типы эмоционального реагирования
на ситуацию, реализует конкретные эмоциональные
установки и отношения. В атмосфере откровенности
и доверия ребенок свободно делится своими
эмоциональными проблемами, получает
эмоциональную поддержку, модифицирует
свои эмоциональные отношения, переживания
и способы реагирования.
Основными целями этих занятий являются:
смягчение эмоционального дискомфорта,
формирование приемов релаксации, развитие
навыков саморегуляции и самоконтроля
поведения. Занятия проводятся через день,
поэтапно с учетом возрастных и индивидуальнопсихологических
особенностей ребенка, с небольшой (до
пяти человек) группой детей.
3. Коррекция нарушений речи.
В последние годы широко
внедрена в практику ранняя диагностика
ДЦП. Несмотря на то, что уже в
первые месяцы жизни можно выявить
этиологию доречевого развития и
нарушения ориентировочно-
Основными направлениями коррекционно-педагогической
работы в младенческом возрасте (в доречевой
период) являются:
· - развитие эмоционального общения
со взрослым (стимуляция «комплекса оживления»,
стремления продлить эмоциональный контакт
со взрослым, включения ребенка в практическое
сотрудничество со взрослым);
· - нормализация тонуса мышц и
моторики артикуляционного аппарата (уменьшение
степени проявления двигательных дефектов
речевого аппарата — спастического пареза,
гиперкинезов, атаксии, тонических нарушений
типа ригидности). Развитие подвижности
органов артикуляции;
· - стимуляция голосовых реакций,
звуковой и речевой активности (недифференцированной
голосовой активности, гуления, лепета
и лепетных слов);
· - развитие сенсорных процессов
(зрительного сосредоточения и плавного
прослеживания; слухового сосредоточения,
локализации звука в пространстве, восприятия
различно интонируемого голоса взрослого;
двигательно-кинестетических ощущений
и пальцевого осязания);
· - развитие речевого дыхания
и голоса (вокализация выдоха, увеличение
объема, длительности и силы выдоха, выработка
ритмичности дыхания и движений ребенка);
· - формирование подготовительных
этапов понимания речи.
Основными направлениями коррекционно-педагогической
работы в раннем возрасте являются:
· - формирование речевого и предметно-практического
общения с окружающими (развитие понимания
обращенной речи, активизация собственной
речевой активности; формирование всех
форм неречевой коммуникации — мимики,
жеста и интонации);
· развитие знаний и представлений об окружающем
(с обобщающей функцией слова);
Основными направлениями коррекционно-педагогической
работы в дошкольном возрасте являются:
· развитие речевого общения с окружающими
(со сверстниками и взрослыми). Увеличение
пассивного и активного словарного запаса,
формирование связной речи. Развитие и
коррекция нарушений лексического, грамматического
и фонетического строя речи;
· расширение запаса знаний и представлений
об окружающем;
· развитие ручной умелости и подготовка
руки к овладению письмом;
Известно, что у детей
с церебральным параличом наиболее
частыми формами речевых
Одной из важных задач логопедической работы при ДЦП является развитие ощущений артикуляционных поз и движений, преодоление и предупреждение оральной диспраксии. Для улучшения ощущений артикуляционных поз и движений используются упражнения с сопротивлением, чередования упражнений с открытыми глазами со зрительным контролем с помощью зеркала и с закрытыми глазами с целью сосредоточения внимания на проприоцептивных ощущениях.
Важность подобной работы определяется не только тяжестью нарушений звукопроизношения при оральной апраксии, но и то, что ее проявления неблагоприятно влияют на развитие лексической стороны речи. Слабость ощущений «двигательного образ слова приводит к нестойкости связи между звуковой и смысловой его характеристикой, что может проявляться в своеобразном недоразвитии лексики.
Взаимосвязь нарушений общей
и речевой моторики при ДЦП
проявляется также в том, что
тяжесть нарушений
Нарушения звукопроизносительной стороны речи при ДЦП проявляются в виде различных форм дизартрии. Логопедическая работа дифференцируется в зависимости от формы дизартрии, уровня речевого развития и возраста ребенка. При псевдобульбарной дизартрии у детей с церебральным параличом обычно преобладает ее спастический вариант. В этом случае основной задачей является предварительное снижение мышечного тонуса в речевой и скелетной мускулатуре с помощью подбора специальных поз и положений для проведения логопедической работы.
При экстрапирамидной дизартрии, когда имеет место непостоянное повышение мышечного тонуса по типу тонических спазмов и насильственные движения резко затрудняют артикуляцию, фонацию и голосообразование, также необходимы специальные условия для проведения логопедической работы с устранением всех внешних резких стимулов. Кроме того, важное значение имеют специальные приемы логопедического воздействия, направленные на стимуляцию проприоцептивной афферентации от речевой мускулатуры, что способствует лучшему ощущению артикуляционных поз и движений речевой мускулатуры.