Медицинская коррекция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 18:33, контрольная работа

Описание работы

Детский церебральный паралич-заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.
При детском церебральном параличе отмечается определенная взаимосвязь двигательных и речевых расстройств. Это проявляется в общности нарушений скелетной и речевой мускулатуры.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3

1. Медицинская коррекция…………………………………………………..4

2. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений………………6

3. Коррекция нарушений речи………………………………………………8

Заключение………………………………………………………………….23

Список используемой литературы…………………………………………24

Файлы: 1 файл

готовая контрольная по логопедии.docx

— 54.14 Кб (Скачать файл)

Также важно иметь в  виду, что при экстрапирамидной форме  дизартрии нередко наблюдаются  нарушения слуха по типу нейросенсорной тугоухости. При этом, прежде всего страдает восприятие высоких тонов.

При мозжечковой дизартрии важно развивать точность артикуляционных движений и их ощущений, развивать интонационно ритмическую и мелодическую стороны речи, работать над синхронизацией процессов артикуляции, дыхания и голосообразования.

Система логопедического  воздействия при всех формах дизартрии  у детей с церебральным параличом  имеет комплексный характер и  включает коррекцию звукопроизношения  в сочетании с формированием  звукового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Спецификой этой работы является ее сочетание  с дифференцированным артикуляционным  массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев и  с общей лечебной физкультурой, физиотерапией  и медикаментозным лечением.

Успех логопедических занятий  во многом зависит от их раннего  начала и систематического проведения. Работа над звукопроизношением строится с учетом следующих положений:

- зависимость от формы  дизартрии, уровня речевого развития  и возраста ребенка, а также  состояния его интеллекта;

- развитие речевой коммуникации. Формирование звукопроизношения  должно быть направлено на  развитие коммуникации, школьной  и социальной адаптации ребенка;

- развитие мотивации,  стремления к преодолению имеющихся  нарушений;

- развитие дифференцированного  слухового восприятия и звукового  анализа;

- усиление восприятия  артикуляционных укладов и движений  путем развития зрительно-кинестетических  ощущений.

Логопедическая работа при  дизартрии проводится поэтапно.

Первый этап —  подготовительный. Основные его цели: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов; у ребенка раннего возраста — воспитание потребности в речевом общении, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекция дыхания и голоса. Важной задачей на этом этапе является развитие сенсорных Функций, особенно слухового восприятия и звукового анализа, а также восприятия и воспроизведения ритма.

Методы и приемы дифференцируются в зависимости от уровня развития речи, возраста и формы дизартрии. При отсутствии речевых средств  общения у ребенка стимулируют  начальные голосовые реакции  и вызывают звукоподражания, которым  придают характер коммуникативной  значимости.

Логопедическая работа проводится на фоне медикаментозного воздействия, физиолечения, лечебной физкультуры и массажа.

Второй этап —  формирование первичных коммуникативных  произносительных навыков. Основная его цель — развитие речевого общения и звукового анализа. Проводится работа по коррекции артикуляционных нарушений: при спастичности расслабление мышц артикуляционного аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционных движений, развитие голоса;  корреляция речевого дыхания; развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса. 
Работа по расслаблению мышц артикуляционного аппарата начинается с общего мышечного расслабления, расслабления шей ной, грудной мускулатуры, мышц рук. Затем проводится расслабляющий массаж мышц лица. Движения начинаются с середины лба по направлению к вискам. Они производятся легкими поглаживающими равномерными движениями кончиков пальцев в медленном темпе.

Расслабляющий массаж проводится дозированно, распространяется только на те области лица, где имеется повышение мышечного тонуса, в группах же мышц вялых, ослабленных применяют тонизирующий, укрепляющий массаж.

Вторым направлением расслабляющего массажа лица является движение от бровей к волосистой части головы. Движения проводятся равномерно обеими руками с двух сторон. Третьим направлением движения является движение вниз от линии  лба, через щеки к мышцам шеи и  плеча.

Затем приступают к расслаблению мышц губ. Логопед помещает свои указательные пальцы на точку, находящуюся между  серединой верхней губы и углом  рта с обеих сторон. Движения идут к средней линии, так что верхняя  губа собирается в вертикальную складку. Такое же движение проделывается  с нижней губой, затем с обеими губами вместе.

В следующем упражнении указательные пальцы логопеда помещаются в то же положение, но движения идут вверх по верхней губе, обнажая верхние  десны, и вниз по нижней, обнажая  нижние десны.

Затем указательные пальцы логопеда помещаются в углы рта и  губы растягиваются (как при улыбке). Обратным движением с образованием морщинок губы возвращаются в исходное положение. Эти упражнения проводятся при различном положении рта: рот закрыт, приоткрыт, полуоткрыт, широкий рот.

После расслабления, а при  низком тонусе — после укрепляющего массажа губ тренируют их пассивно-активные движения. Ребенка учат захватывать  и удерживать губами леденцы, палочки  различного диаметра, учат пить через  соломинку. После общего мышечного  расслабления и описанных выше упражнений приступают к тренировке мышц языка.

При их расслаблении важно  учитывать, что они тесно связаны  с мышцами нижней челюсти. Поэтому  движение вниз в полости рта спастически  приподнятого языка проще всего  достигается при одновременном  движении вниз нижней челюсти (широкое  открывание рта). В этом положении  логопед шпателем или языковым депрессором производит легкие горизонтальные нажимы. Следующим приемом являются легкие плавные покачивающие движения языка в стороны.

Важное значение в логопедической работе имеет также артикуляционная гимнастика. При ее проведении большое значение имеет тактильно-проприоцептивная стимуляция, развитие статико-динамических ощущений и четких артикуляционных кинестезии.

Артикуляционная гимнастика языка начинается с воспитания активного  прикосновения концом языка к  краю нижних зубов. Затем развивают  общие движения языка, сначала менее, а затем все более дифференцированные. Работа над артикуляционной моторикой  сочетается с развитием голоса и  речевого дыхания.

Пассивный словарь обогащают  такими словами, как форма, величина, цвет, такой же, похожий, больше, меньше. Учат сравнивать контрастные по величине предметы, различать объемные формы предметов, показывая и называя их: шар — шарик, куб — кубик, большой — маленький. Объясняют назначение отдельных предметов в практической деятельности — мячом играют, ложкой едят, из чашки пьют, на кровати спят и т.д.

Обучают сличать предметы и их изображения, слушать и понимать речь взрослого, рассматривать картинки в книгах. Ребенку рассказывают о  предметах, нарисованных на картинках, и просят его показать названную  картинку. Подбирают игрушки, для захватывания которых необходимо участие большого пальца. Важное значение имеет развитие игровой деятельности в общении со сверстниками, обучение и коррекция нарушенных функций в процессе игры, воспитание навыков самообслуживания и гигиены, формирование манипулятивной деятельности, зрительно-моторной координации.

В дошкольном возрасте большое  внимание уделяют тренировке функциональных возможностей кисти и пальцев  рук. При развитии функции кисти  особое внимание следует уделить  тренировке захвата и отпускания предмета, движений пронации — супинации, отведения — приведения предплечья и кисти, стимуляции изолированных  движений пальцев.

Приемы постановки свистящих  и шипящих звуков:

- Используется прием подражания (то есть добиваемся изолированное  произношение звука)

- С механической помощью  (используются зонды для выработки  продольного желобка по средней  линии языка и для заведения  широкого кончика языка за  нижние резцы). Подключаем все  анализаторы (слуховой, зрительный, тактильный).

- Используется прием подражания (то есть добиваемся изолированное  произношение звука).

- Отраженное произнесение  слов, в составе которых шипящие,  свистящие звуки в начале слова,  в середине, в конце.

- Ребенок запоминает и  произносит слоговые ряды самостоятельно.

- Закрепление правильного  звукопроизношения в предложениях, в состав которых входят слова  с шипящими и свистящими звуками.

1. Приемы постановки  звука Р.

- При отсутствии звука Р – производим выработку проторного звука без вибрации.

- Активно используем упражнение «Дятел» - фиксируем положение языка и предлагаем от опорного звука Д - Д - Др - Др…

- Опорным может являться звук Т.Без голоса с добавлением голоса.

- С механической помощью (использование зонда или шпателя.)

- Вибрация с помощью чистого пальчика, делает сам ребенок.

- Используются опорные звуки (Д, Ш, Ж).

Автоматизация звука проходит:

- Открытый слог (Ра –  ро – ры…), закрытый слог (ар, ор…), стечение согласных (дра, дро, дры…).

- Автоматизация в словах (рот, рама, рога…). Звук, стоящий  в начале слова, середине, в  конце.

- Автоматизация в предложениях, чистоговорках, скороговорках.

Дифференциация важна  при параротацизмах.

2.Приемы постановки звука Л.

- «Пароход» (И) – ( Л) – (А).

- Постановка с механической помощью «Балалайка» - мизинцем прижимаем кончик языка к небу.

Автоматизация звука в  слогах:

А - А – А

Ла – Ла – Ла.

Ла – Ло - Лы.

Лу - Лу – Ла.

- Автоматизация в стихах, в словах: в начале слова (лампа,  лук…), в середине (пила, молоко…), в  конце (пол..)

- Можно составить предложение  по опорным картинкам или опорным  словам.

- Автоматизация в чистоговорках (ЛА ЛА ЛА – запилила пила

ЛО – ЛО – ЛО у меня весло…).

-Автоматизация в речи.

Работа над  дыханием.

Цель: выработка у детей умения правильно дышать в процессе речи, развитие глубокого вдоха и более длительного выдоха. Увеличить объем дыхания.

Для закрепления удлиненного  произвольного выдоха (через рот) необходимо опираться на кинестетические  ощущения. Рекомендуется «видеть» и  « слышать» свой вдох.

При проведении дыхательной  гимнастики нельзя переутомлять ребенка. Необходимо следить за тем, чтобы  не напрягал шею, плечи, не принимал неверную позу. Следует концентрировать внимания ребенка на ощущениях движения диафрагмы, межреберных мышц, продолжительности  произвольного вдоха и выдоха. Нужно следить за плавностью и  ритмичности дыхательных движений. Дыхательная гимнастика должна проводиться  до еды в хорошо проветренном помещении.

Для развития дыхания ребенка  пользуются дыхательными играми:

- сдувать снежинки, бумажки,  пушинки со стола, с руки;

- дуть на легкие шарики, карандаши и катать их по  столу.

- надувать надувные игрушки  и воздушные шарики; полезно пускать  мыльные пузыри – это вырабатывает  очень тонкое регулирование выдоха;

- поддувать вверх пушинку,  ватку, пушинку...

Загнать мяч в ворота.

Вытянуть губы вперед трубочкой  и плавно дуть на ватный или поролоновый  шарик, лежащий на столе перед  ребенком, загоняя его между двумя  кубиками.

То же, но сдуть следует  резкой, отрывной струей. Загонять шарик  надо на одном выдохе, не прерывая воздушную  струю. Нужно обращать внимание, чтобы  щеки не надувались

Фокус.

Улыбнуться, приоткрыв рот, положить широкий передний край языка  на верхнюю губу так, чтобы боковые  края его были прижаты к верхней  губе, а по середине языка была щель – желобок, и сдуть ватку , положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда ватка полетит вверх. Необходимо следить, чтобы нижняя челюсть была не подвижной.

При дыхательной гимнастике строго соблюдаются правило: вдох совпадает  с расширением грудной клетки, выдох с сужением его

 

Работа над  просодикой.

Цель: Научить ребенка  пользоваться голосом различной  высоты, формировать умение повышать и понижать голос в пределах фразы. Умение пользоваться мелодико–интонационной стороной речи

«Выделение слова, на которое  падает смысловое ударение голосом  и движением:

Мама мыла Таню... Мама мыла Таню... Мама мыла Таню...

« Работа над интонацией»:

Сказала тетя: (повествовательно) «Фи, футбол! (восклицательно, с оттенком брезгливости).

Сказала мама (повествовательно) «Ну, футбол!» (восклицательно, с оттенком растерянности).

А я ответил (повествовательно) «Во футбол!» (восклицательно, радостно)...

« Одним из средств выражение  эмоций является произнесение эмоций:

Ай! (руки прижимает к себе, на лице выражение испуга)

Ай – я – яй! (укоризненно качает головой и грозит пальцем)

Ой! (на лице радость, всплескивает руками и подносит их к лицу)

Эй (радостный окрик, руку вытягивает вверх)

Эй - е - ей! (радостно кричит и приветливо машет рукой)

При формировании мелодико – интонационной стороны речи важным разделом является работа над логическим ударением (выделение слов наиболее важных по смыслу). Необходимо развивать у детей естественные интонации, выражающие различные эмоциональные состояния: радость, удивление, испуг.

Информация о работе Медицинская коррекция