Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 18:33, контрольная работа
Детский церебральный паралич-заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.
При детском церебральном параличе отмечается определенная взаимосвязь двигательных и речевых расстройств. Это проявляется в общности нарушений скелетной и речевой мускулатуры.
Введение………………………………………………………………………3
1. Медицинская коррекция…………………………………………………..4
2. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений………………6
3. Коррекция нарушений речи………………………………………………8
Заключение………………………………………………………………….23
Список используемой литературы…………………………………………24
Развитию мелодико – интонационной стороны речи, гибкости, модуляции голоса способствуют игры – инсценировки и чтение сказок по ролям. В процессе развития просодики проводится работа по формированию и коррекции нарушений темпо – ритмических характеристик речи
В работе над темпом и ритмом можно использовать такие движения, как хлопки ладошами и притоптывание: отстукивание ритма одной или двумя ногами, отхлопывание в ладоши или одной рукой по телу или столу. При этом ударному слогу соответствует более громкий хлопок или удар ногой по полу, неударному – тихий. Важным разделом работы является восприятие и воспроизведение ритма стихотворений. При работе над темпом речи важно проговаривание речевого материала в заданном темпе.
Для развития у детей слухового
внимания, правильного восприятия речи,
учить малышей соотносить звучащее
слово с картинкой или
«Угадай, что звучит».
Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.
Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. «Что звучит?» - спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.
«Чудесный мешочек».
Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр.
Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Воспитатель, держа мешочек, подходит к детям и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее всем и громко назвать. Педагог добивается, чтобы дети правильно и внятно называли игрушку. Если кто-либо затрудняется ответить, воспитатель подсказывает ему.
Следующие игры и упражнения помогают обучить детей правильному произношению определенных звуков в словах, помочь им чисто, отчетливо выговаривать слова с этими звуками.
«Магазин».
Наглядный материал: игрушки, в названиях которых есть звуки м - мь, п - пь, б- бь(матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка, кукла и пр.)
Педагог расставляет на столе игрушки и предлагает детям поиграть. «Я буду продавцом», - говорит он и переспрашивает: «Кем я буду?» Дети отвечают. «А вы будете покупателями. Кем вы будете?» - «Покупателями»,-отвечают дети. «Что делает продавец?» - «Продает».- «Что делает покупатель?» - «Покупает».
Воспитатель показывает игрушки, которые он собирается продавать. Дети называют их. Затем педагог приглашает к столу одного ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок называет, например, мишку.
Воспитатель соглашается продать, но предлагает попросить вежливо, при этом слово пожалуйста выделяет голосом. Воспитатель дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает и садится на место. В магазин приглашается следующий. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки м - мь, п -пь, б- бь в словах, отчетливо выговаривали слова с этими звуками.
«Можно ездить или нет».
Наглядный материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов имеющих в названии звук с (сь): санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др.
Дети по очереди вынимают
из коробки картинки; каждый показывает
свою группе, называет изображенный на
ней предмет и говорит, можно ездить или
нет.
«На прогулку в лес».Наглядный материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в названиях которых имеются звуки с (сь), з (зь), ц.
Воспитатель выставляет игрушки на столе и просит детей назвать их. Затем он предлагает детям отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных животных. Малыши выбирают нужные игрушки, называют их, сажают в машину и отвозят в определенное заранее место. Педагог следит, чтобы дети верно отбирали предметы, внятно и громко называли их, правильно произносили при этом звуки с (сь), з (зь), ц.
«Скажи, как я».
Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).
Педагог предлагает детям внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости.
Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых дети испытывают затруднения.
Таким образом, эффективность логопедической работы над звукопроизношением во многом зависит от его правильной оценки. Наряду с применением общепринятой в логопедии методики обследования речи при дизартрии у детей с церебральным параличом логопед должен обратить внимание на следующее:
—отметить, имеется ли соответствие между тяжестью нарушений артикуляционной моторики и тяжестью нарушений звукопроизношения;
— провести подробное фонетическое исследование и дать анализ фонетических нарушений. Например, у ребенка имеется замена звука в на б. Необходимо установить причину этой замены (наиболее частой причиной является недостаточное натяжение губ);
— оценить относительную
силу и постоянство фонетических
нарушений в различных
— оценить легкость, с которой неправильное звукопроизношение поддается исправлению;
— выраженность неправильного произнесения каждого звука должна быть оценена в зависимости от его позиции в слове (начальная, средняя, конечная);
— все нарушения
Заключение
Анализ современных подходов к
организации
Обобщенная система работы может включать следующие аспекты:
1. Физическая реабилитация.
2. Обучение навыкам
3. Развитие познавательных
4. Коррекция негативных эмоций.
5. Развитие дефицитных функций в системе диагноза.
Физическая реабилитация детей
с ДЦП должна быть направлена на
развитие телесных ощущений, выработку
координации движений, их согласованность,
развитие умения произвольно расслаблять
скелетную и дыхательную
Нервная система этих детей устроена
так, что и эмоциональные, и физические
перегрузки способствуют еще большему
развитию ненаправленной раздражительности,
являющейся симптомом усталости. Дети
с церебральным параличом нуждаются
в ранней комплексной лечебно-
Список используемой
литературы:
1. Архипова Е.Ф. Коррекционная
работа с детьми с церебральным параличом.
М., 1989.
2. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина
О.В. Детские церебральные параличи. М.,
1989.
3. Данилова Л.А. Методика коррекции
речевого и психического развития у детей
с церебральным параличом. М., 1997.
4. Левченко И.Ю., Приходько О. Г.
Технологии обучения и воспитания детей
с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб.
заведений. — М.: Издательский центр «Академия»,
2001. — 192 с.
5. Мамайчук И.И. Психологическая
помощь детям с проблемами в развитии.
- СПб.: Речь, 2001. - 220 с.
6. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В.
Нарушения речи у детей с церебральным
параличом. М., 1995.
7. Шипицина Л.М., Мамайчук Л.М.
Детский церебральный паралич. СПб., 2001.