Медицинская коррекция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 18:33, контрольная работа

Описание работы

Детский церебральный паралич-заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.
При детском церебральном параличе отмечается определенная взаимосвязь двигательных и речевых расстройств. Это проявляется в общности нарушений скелетной и речевой мускулатуры.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3

1. Медицинская коррекция…………………………………………………..4

2. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений………………6

3. Коррекция нарушений речи………………………………………………8

Заключение………………………………………………………………….23

Список используемой литературы…………………………………………24

Файлы: 1 файл

готовая контрольная по логопедии.docx

— 54.14 Кб (Скачать файл)

Развитию мелодико – интонационной стороны речи, гибкости, модуляции голоса способствуют игры – инсценировки и чтение сказок по ролям. В процессе развития просодики проводится работа по формированию и коррекции нарушений темпо – ритмических характеристик речи

В работе над темпом и  ритмом можно использовать такие  движения, как хлопки ладошами и  притоптывание: отстукивание ритма одной или двумя ногами, отхлопывание в ладоши или одной рукой по телу или столу. При этом ударному слогу соответствует более громкий хлопок или удар ногой по полу, неударному – тихий. Важным разделом работы является восприятие и воспроизведение ритма стихотворений. При работе над темпом речи важно проговаривание речевого материала в заданном темпе.

Для развития у детей слухового  внимания, правильного восприятия речи, учить малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-двух -, а  также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания.

«Угадай, что звучит».

Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.

Воспитатель показывает детям  игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда  малыши запомнят названия предметов, педагог  предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще  раз называет игрушки. Потом он устанавливает  ширму и за ней воспроизводит  звучание указанных предметов. «Что звучит?» - спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили  его название.

«Чудесный мешочек».

Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей  животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок  и пр.

Все перечисленные выше игрушки  сложены в мешочек. Воспитатель, держа мешочек, подходит к детям  и, говоря, что в мешочке лежит  много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее всем и  громко назвать. Педагог добивается, чтобы дети правильно и внятно называли игрушку. Если кто-либо затрудняется ответить, воспитатель подсказывает ему.

Следующие игры и упражнения помогают обучить детей правильному  произношению определенных звуков в  словах, помочь им чисто, отчетливо  выговаривать слова с этими звуками.

«Магазин».

Наглядный материал: игрушки, в названиях которых есть звуки  м - мь, п - пь, б- бь(матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка, кукла и пр.)

Педагог расставляет на столе  игрушки и предлагает детям поиграть. «Я буду продавцом», - говорит он и  переспрашивает: «Кем я буду?» Дети отвечают. «А вы будете покупателями. Кем  вы будете?» - «Покупателями»,-отвечают дети. «Что делает продавец?» - «Продает».- «Что делает покупатель?» - «Покупает».

Воспитатель показывает игрушки, которые он собирается продавать. Дети называют их. Затем педагог приглашает к столу одного ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок называет, например, мишку.

Воспитатель соглашается  продать, но предлагает попросить вежливо, при этом слово пожалуйста выделяет голосом. Воспитатель дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает и садится на место. В магазин приглашается следующий. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили  звуки м - мь, п -пь, б- бь в словах, отчетливо выговаривали слова с этими звуками.

«Можно  ездить или нет».

Наглядный материал: коробка  и картинки с изображением средств  передвижения, а также других предметов  имеющих в названии звук с (сь): санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др.

Дети по очереди вынимают из коробки картинки; каждый показывает свою группе, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет.                                                                                                                  Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки с (сь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком.

«На прогулку в лес».Наглядный материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в названиях которых имеются звуки с (сь), з (зь), ц.

Воспитатель выставляет игрушки  на столе и просит детей назвать  их. Затем он предлагает детям отправиться  на прогулку в лес и взять с  собой игрушечных животных. Малыши выбирают нужные игрушки, называют их, сажают в машину и отвозят в  определенное заранее место. Педагог  следит, чтобы дети верно отбирали предметы, внятно и громко называли их, правильно произносили при этом звуки с (сь), з (зь), ц.

 

«Скажи, как я».

Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать  слуховое восприятие (различать степень  громкости произнесенных слов).

Педагог предлагает детям  внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили слова  отчетливо, с соответствующей степенью громкости.

Для данного упражнения рекомендуется  подбирать слова, в произношении которых дети испытывают затруднения.

Таким образом, эффективность  логопедической работы над звукопроизношением во многом зависит от его правильной оценки. Наряду с применением общепринятой в логопедии методики обследования речи при дизартрии у детей с церебральным параличом логопед должен обратить внимание на следующее:

—отметить, имеется ли соответствие между тяжестью нарушений артикуляционной моторики и тяжестью нарушений звукопроизношения;

— провести подробное фонетическое исследование и дать анализ фонетических нарушений. Например, у ребенка имеется  замена звука в на б. Необходимо установить причину этой замены (наиболее частой причиной является недостаточное натяжение губ);

— оценить относительную  силу и постоянство фонетических нарушений в различных ситуациях  речевого общения;

— оценить легкость, с  которой неправильное звукопроизношение  поддается исправлению;

— выраженность неправильного  произнесения каждого звука должна быть оценена в зависимости от его позиции в слове (начальная, средняя, конечная);

— все нарушения звукопроизношения  должны быть оценены по трем основным параметрам: искажение, замена, пропуск звука

 

 

 

 

Заключение

Анализ современных подходов к  организации психокоррекционного  процесса с участием детей с ДЦП  позволяет сделать вывод о  необходимости включения различных  форм и методов. Так, наиболее полная схема психологической коррекции описана в работах Е.М. Мастюковой (Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. М.,2005), а также Л.А. Даниловой (Методика коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. М., 1997).

Обобщенная система работы может  включать следующие аспекты:

1. Физическая реабилитация.

2. Обучение навыкам саморегуляции.

3. Развитие познавательных качеств  и коммуникативных навыков.

4. Коррекция негативных эмоций.

5. Развитие дефицитных функций  в системе диагноза.

Физическая реабилитация детей  с ДЦП должна быть направлена на развитие телесных ощущений, выработку  координации движений, их согласованность, развитие умения произвольно расслаблять  скелетную и дыхательную мускулатуру.

Нервная система этих детей устроена так, что и эмоциональные, и физические перегрузки способствуют еще большему развитию ненаправленной раздражительности, являющейся симптомом усталости. Дети с церебральным параличом нуждаются  в ранней комплексной лечебно-коррекционной  работе. Наряду с лечебной физкультурой и массажем в большинстве случаев  необходимы специальные ортопедические мероприятия (специальные укладки, этапные гипсовые повязки, различные приспособления для удержания головы, сидения, стояния и ходьбы: рамы-каталки, утяжеленная тележка, ходунки, палочки для ходьбы и др.)

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы: 
 
 
1.     Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М., 1989. 
 
2.     Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. М., 1989. 
 
3.     Данилова Л.А. Методика коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. М., 1997. 
 
4.     Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с. 
 
5.     Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2001. - 220 с. 
 
6.     Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. М., 1995. 
 
7.     Шипицина Л.М., Мамайчук Л.М. Детский церебральный паралич. СПб., 2001.


Информация о работе Медицинская коррекция