Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 09:49, реферат
Передовые мыслители России XVII и особенно XVIII века стремились обосновать необходимость распространения просвещения и свободного развития научных знаний, освободить науку от опеки церкви, привлечь внимание к изучению естествознания в целях использования приходных ресурсов для прогрессивного экономического развития России. В связи с этим лучшие представители философии и естествознания, обращались к опыту, к наблюдениям над явлениями природы, стремились к практическому применению научных знаний.
Семен Герасимович Зыбелин (1735—1802), учился в Славяно-греко-латннской академии и оттуда в 1755 г. был отправлен студентом во вновь открываемый Московский университет. После окончания общего факультета в 1759 г. Зыбелин был направлен Лейденский университет, где в 1764 г. окончил медицинский факультет получил степень доктора медицины. С 1765 по 1802 г. С. Г. Зыбелин 35 лет преподавал на медицинском факультете Московского университета, читал в разные годы теоретическую медицину, анатомию, хирургию, этическую медицину и химию. С 1768 г. одним из первых С. Г. Зыбелин начал читать лекции на русском языке. С раннего периода своей деятельности С. Г. Зыбелин показал себя передовым ученым, ставящим задачей разрешение наиболее трудных вопросов, связанных с изучением мира и человека. По мнению С. Г. Зыбелина, наука должна познать не только «внешнюю красоту» окружающих века явлений, но их внутреннее содержание, связи, объективные за годы существования.
Изучение и знание законов природы С. Г. Зыбелин считал крайне важным для развития медицины, предупреждения болезней и сохранения здоровья населения. Он признавал объективный характер законов природы и призывал слушателей следовать им и изучать их. В своих трудах он освещал основные проблемы медицины: этнология болезней, наследственность, конституция и ее значение для здоровья детей. В своем естественно историческом материализме, в настойчивом провозглашении опыта первоосновой науки Зыбелин был последователь М. В. Ломоносова. Он хорошо усвоил философские и научные везения великого ученого и в своих работах опирался на его основные представления о сущности явлений природы и человека.
В 1768 г. С. Г. Зыбелин предлагал в предводительницы разума избирать природу, а не ее пристрастных толкователей. Как и М. В. Ломоносов, он считал, что в основе наших знаний должны лежать наблюдения и опыт и их осмысленное восприятие, а не предписывание природе своих законов, основанных на отвлеченных от жизни представлениях.
Вместе с тем работы С. Г. Зыбелина свидетельствуют о творческом усвоении им взглядов М. В. Ломоносова и дальнейшем их развитии в медицине. Преподавая теоретическую медицину, С. Г. Зыбелин начинал с физиологии здорового человека, физиологической семиологии и диететики, затем излагал патологию, патологическую семиологию и, наконец, терапию.
Изучение природных богатств страны, их эксплуатация, развитие промышленности возбудили интерес к естественным наукам и прежде всего к химии, физике, геологии. Центром, руководившим деятельностью ученых и любителей-натуралистов, была Академия наук, учрежденная в 1725 г. Впрочем, в первые годы работа академиков была мало плодотворна. Отчасти это объяснялось тем, что основные кадры академии были составлены из иностранцев. Работа Академии наук оживилась после вступления в нее М. В. Ломоносова. Он повел борьбу с засильем иностранцев. Исключительное значение для русской и мировой науки имели его труды в области химии, физики, астрономии, геологии.
Зарождение врачебного акушерства
в России, которое шло на смену
«бабичьему делу», относится только ко
второй половине 18-го века. Один из его
основоположников Нестор
Максимович Амбодик-Максимович (1744—1812)
окончил духовную Киево-Могилянскую академию
и госпитальную школу в Петербурге (1770),
после чего был направлен в Страсбург
для обучения на медицинском факультете
университета, где защитил диссертацию
«О печени человека» (1775). В 1781 г. он возглавил
Петербургскую бабичью школу, в 1782 г. стал
первым профессором повивального искусства
из «природных россиян», с 1784 г. преподавал
также (и был врачом) в первом в России
Повивальном институте с родильным госпиталем.
Его капитальный труд «Искусство повивания,
или наука о бабичьем деле» (в шести частях,
трех книгах, 1784—1786) стал первым оригинальным
отечественным руководством по акушерству;
эпиграф к этому труду гласил: «Здравый
рассудок повелевает больше пещися о размножении
народа прилежным соблюдением новорожденных
детей, чем населением необработанной
земли неизвестными чужеземными пришельцами»17.
Н. М. Амбодику-Максимовичу принадлежит
приоритет в применении метода массажа
матки «на кулаке» при кровотечении. Одним
из первых в России он применил акушерские
щипцы. Его «Анатомо-физиологический словарь»
(1783) и «Медико-патологико-
Автором оригинальных трудов по акушерству и переводчиком с французского языка книги «Городская и деревенская повивальная бабка» (1780) был военный врач, а затем главный доктор (с 1784 г.) и главный карантинный доктор (с 1793 г.) Юга России Данило Самойлович Самойлович (настоящая фамилия Сущинский; годы жизни: 1742, по другим данным, 1744—1805), прославившийся главным образом как исследователь чумы и организатор борьбы с ней. Как и Н. М. Амбодик-Максимович, он учился в Киево-Могилянской академии и затем окончил госпитальную школу при Петербургском адмиралтейском госпитале (1765), а спустя несколько лет продолжил медицинское образование в Страсбурге и Лейдене, где защитил докторскую диссертацию (1780), и затем еще в течение трех лет знакомился с постановкой медицинского дела в Англии, Франции, Германии, Австрии. Участник борьбы с девятью эпидемиями чумы в России, он разработал первые теоретические представления о специфичности чумы (используя примитивный микроскоп, он искал «живую природу яду язвенного», но по техническим возможностям того времени, конечно, не мог ее установить), ее контагиозном распространении и профилактике. Он описал клиническое течение и патолого-анатомическую картину чумы, для борьбы с ней предложил систему профилактических и карантинных мер, в том числе дезинфицирующие средства, проверенные им в опытах на себе; на основе самонаблюдений (вскрывая бубоны у больных, он трижды заражался и болел легкой формой чумы) выдвинул идею предохранительной прививки с использованием содержимого чумного бубона. Труды Самойловича издавались во Франции и других европейских странах, его высокий международный авторитет был засвидетельствован избранием в 12 зарубежных академий.
Если довериться в этом
вопросе советским историкам
медицины, один документально установленный
факт начавшегося еще в 18-м веке
университетского клинического преподавания
— «первой ласточки», возвещавшей
о наступлении эры клинической
медицины в России, все же имеется:
в 1797 г. открылась специальная
Госпитальные школы как
основная форма подготовки врачей в
России просуществовали около 80 лет,
т. е. в течение почти всего XVIII
века. В 1786 г. госпитальные школы были
преобразованы в медико-
Основание Московского университета и медицинского факультета при нем. Учитывая необходимость «умножения в России российских докторов и хирургов, которых очень мало», М. В. Ломоносов в 1748 г. в проекте регламента университета при Петербургской академии наук писал: «Думаю, что в университете неотменно должно быть трем факультетам: юридическому, медицинскому и философскому (богословский оставляется синодальным училищам)». То же в 1754 г. М. В. Ломоносов рекомендовал для организуемого Московского университета. Одновременно М. В. Ломоносов выдвигал вопрос о присвоении Московскому университету права «производить достойных студентов в ученые градусы».
В 1755 г. был открыт Московский университет. С 1758. г. Керштенс стал читать здесь лекции по физике «для приготовления тех, кои медицине обучаться желают», далее в следующие годы — химию, минералогию и химию в связи с натуральной историей простых аптекарских лекарств, врачебное веществословие. В 1764 г. был приглашен профессор на кафедру анатомии, и медицинский факультет начал функционировать. В 1765 г. были более точно определены задачи медицинского факультета. «Медицинский класс или факультет упражнение свое имеет в рассуждении человеческого здоровья и жизни. В оном обучаются практической и теоретической медицине, химии, ботанике, анатомии и хирургии и производятся из природных подданных такие люди, которые как лекари и врачи согражданам своим помогать, о здравии их попечение иметь и таким образом общему благу в бесчисленных случаях споспешествовать могут».
В Московском университете
впервые десятилетия его
Во второй псовине XVIII века Московский университет являлся центром, вокруг которого сосредоточивались видные представители отечественной медицинской науки, как русской науки и общественной мысли в целом.
Мероприятия по организации медицинской помощи населению России в XVIII веке:
В ряду административных реформ Петра I были мероприятия по медицинскому делу: была организована медицинская канцелярия, во главе ее с 1716 г. поставлен врач, в ряде городов открыты аптеки.
В 1718 г. в Петербурге
организовали «
Проводились мероприятия санитарного характера: начали учитывать рождаемость и смертность, возник надзор за пищевыми продуктами на рынках, были изданы указы о благоустройстве Москвы. Высокая заболеваемость и смертность населения России, особенно детская смертность, беспокоили лучших представителей медицины.
В середине XVIII века
проведены реформы в области
здравоохранения: в 1763 г. была
организована Медицинская
Передовые идеи и многочисленные
практические предложения русских
врачей XVIII века, направленные на улучшение
медико-санитарного
М. В. Ломоносов был выдающимся
представителем естественнонаучного
материализма XVIII века. Начало новой полосы
в развитии науки и общественной мысли
в России, возникновение цельной системы
материалистической философии связано
с именем великого М. В. Ломоносова. Глубоко
изучив и усвоив все ценное и положительное,
что дали естествоиспытатели и философы
в странах Европы, М. В. Ломоносов отверг
идеализм и метафизические объяснения
явлений природы, которые в XVII—XVIII веках
давались многими учеными. Слепое преклонение
перед авторитетами, перед отжившими теориями
он считал серьезным тормозом в развитии
подлинной науки. М. В. Ломоносов был энциклопедически
образованным естествоиспытателем-
Наиболее характерной чертой его творчества была гениальная способность к теоретическому мышлению, к широким обобщениям экспериментальных данных о явлениях природы. Выступая как новатор, смело ломающий существующие в науке ложные представления и устарелые традиции. М. В. Ломоносов закладывал основы нового, научного взгляда на природу, материю и движение. Он выдвинул гипотезу атомно-молекулярного строения вещества, причем не как отвлеченную натурфилософскую концепцию, что делалось и до него, а как естественнонаучную гипотезу, основанную на данных опыта. Эту гипотезу о строении вещества М. В. Ломоносов последовательно развил в стройную научную систему и распространил на все известные в то время физические и химические явления.
Выдающиеся открытия и смелые теоретические обобщения, материалистически философские, естественнонаучные воззрения и общественно-политические демократические взгляды Ломоносова оказали большое влияние на развитие естествознания и медицины в России. На долгие годы во второй половине XVIII века и в XIX веке они были у учеников и последователей М. В. Ломоносова научной основой развития отечественной медицины. Ломоносов подчеркивал значение химии для медицины. «Медик без довольного познания химии совершен быть не может. Ею познается натуральное смешение крови и питательных соков, ею открывается сложение здоровых и вредных пищей. В. Ломоносов также подчеркивал необходимость изучения анатомии. Ломоносов редактировал сделанный его учеником, одним из первых отечественных анатомов А. П. Протасовым, перевод анатомических терминов для атласа.