Медицинское образование в 18 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 09:49, реферат

Описание работы

Передовые мыслители России XVII и особенно XVIII века стремились обосновать необходимость распространения просвещения и свободного развития научных знаний, освободить науку от опеки церкви, привлечь внимание к изучению естествознания в целях использования приходных ресурсов для прогрессивного экономического развития России. В связи с этим лучшие представители философии и естествознания, обращались к опыту, к наблюдениям над явлениями природы, стремились к практическому применению научных знаний.

Файлы: 1 файл

мед. образование в 18 веке.docx

— 62.80 Кб (Скачать файл)

На развитие русской медицины большое влияние оказал народ, та социальная среда, из которой вышло  большинство медиков той эпохи. Сыновья низшего духовенства, кровно связанные с народом, или выходцы  из военной среды, они хорошо знали  обычаи народа, его нужды. Вникая в  причины болезней, врачи пришли к  важным выводам о том, что болезнь  в большинстве случаев зависит  от образа жизни, внешних условий, окружающей природы. Все это помогло им создать  материалистическое учение о болезни  и тем самым заложить основы новой  клинической системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Сточик А. М., Затравкин С. Н. Медицинский факультет Московского университета в 18-м веке. — 2-е изд. — М., 2000. — С. 368—390.
  2. Скрынников Р. Г. Третий Рим. — СПб., 1994. — С. 34-38, 77.
  3. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 2, ч. 2. — М., 1994. — С. 36-39; Т. 3. — М., 1995. — С. 34, 44-45.
  4. Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций в 3-х книгах. — М., 1993. — Кн. 1-я. — С. 424, 430; кн. 2-я. — С. 388, 405.
  5. Платонов С. Ф. Иван Грозный // Собр. соч. по русской истории. Т. 2. — СПб., 1994. — С. 75.
  6. Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ. — Л., 1984. — С 5-11.
  7. См. в книге: Бидлоо Н. Наставление для изучающих хирургию. — М., 1979. — С. 412.
  8. Карамзин Н. М. История государства Российского, в 12 томах. Т. 5. — М., 1993. — С. 41-45.
  9. Соловьев С. М. История России с древнейших времен // Соч. Т. 3. — М., 1988. — С. 278.
  10. Чистович Я. История первых медицинских школ в России. — СПб., 1883. — С. 6, 94, 385. Приложение. — С. XIII, XVII.
  11. Мирский М. Б. Медицина в России 16—19-го веков. — М., 1996. — С. 67— 84, 94.
  12. Палкин Б. Н. Русские госпитальные школы 18-го века и их воспитанники. — М„ 1959. — С. 3.
  13. Чистович Я. История первых медицинских школ в России. — СПб., 1883.
  14. Сорокина Т. С. История медицины: Учебник. — 5-е изд. — М., 2006. — С. 468.
  15. См., например: Заблудовский П. Е. История отечественной медицины. — М., 1960. — С. 50; Бородулин В. И. Очерки истории отечественной кардиологии. — М., 1988. — С. 8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат получился очень  большой, так как все охвать в 10 страниц не имеет возможным. Вот наиболее яркие моменты становления медицинского дела и образования в России в 18 веке.

Основоположником медицины в  России,  можно, пусть и условно, назвать одно имя — такую роль сыграл не врач, а царь Петр I Великий. Становление отечественной медицины началось в связи с его реформаторской деятельностью, направленной на преодоление  многовековой отсталости России в экономике, военном деле, государственном устройстве, общественной жизни, науке: по сравнению  с передовыми европейскими странами Россия находилась еще на предыдущем этапе исторического развития. Русские, ездившие в страны Западной Европы, в том числе сам Петр I, наряду с кораблестроением, мануфактурами и школами знакомился там с больницами, анатомическими музеями и выдающимися врачами Голландии.

В XVIII веке в России особо  выявилась потребность в большем  число врачей, в первую очередь  для удовлетворения нужд военных, служилого  дворянства и нарождающегося купечества, а также для медицинского обслуживания фабрик и заводов, расположенных в местах, удаленных от административных и культурных центров страны. В начале XVIII века в России были созданы постоянные военные госпитали.

 В отличие от остававшегося  в течение всего XVII века схоластическим, чисто книжным, обучения будущих  докторов медицины на медицинских  факультетах западноевропейских  университетов, госпитальные школы  России с первых лет своего  существования построили обучение  будущих врачей практически. Организуя медицинское образование, Россия и заимствовала этот передовой и еще не общепризнанный по тому времени метод обучения студентов у постели больного.  Поэтому школы для подготовки врачей в России были созданы при госпиталях. Задача подготовки врачей в XVIII веке была в России разрешена оригинальным, самобытным путем: был создан новый вид высшего учебного заведения для подготовки врачей — школы на базе крупных госпиталей.

Русские госпитальные школы XVIII века. Первая госпитальная школа  на 50 учеников была организована в 1707 г. при Московском сухопутном госпитале.

Московский госпиталь  Петр I поручил строить и организовать голландскому врачу Николаю Бидлоо, ученику Бургава, племяннику анатома, атласом которого пользовался сам Петр I. Ему же Петр I поручил организовать при госпитале и школу для подготовки врачей. В качестве преподавателей в госпитале были приглашены врачи-иностранцы, незнакомые с русским языком, имевшие возможность преподавать только па латинском и иностранных языках (преимущественно голландском и немецком).

Находившиеся на русской  службе врачи-иностранцы, боясь конкуренции, нередко пытались противодействовать подготовке отечественных русских  врачей.

В программу преподавания в госпитальных школах были включены все теоретические и практические медицинские дисциплины в большем  объеме, чем на медицинских факультетах  иностранных университетов.

С преобразованием в 1786 г. госпитальных школ в медико-хирургические  училища были введены химия, математика и физика. При госпиталях были организованы анатомические музеи и ботанические сады («аптекарские огороды»).

Клинические дисциплины преподавались  в госпитальных отделениях, первостепенным считалось обучение хирургии. С 1763 г. было введено изучение акушерства.

Лекари вели с учениками  практические занятия по хирургии и  внутренним болезням. В госпитальных школах учились не только по книгам, ученики регулярно работали в  госпитале, «где повседневно от ста  до двух сот больных суть». Учащиеся ухаживали за больными, помогали при перевязках, работали  в аптеке, в аптекарском огороде по выращиванию лекарственных растений, присутствовали на операциях, судебно медицинских и патологоанатомических вскрытиях. Благодаря этому учащиеся получали  знания  и практические навыки.

Обучение в госпитальных школах продолжалось от 5 до 7 лет и  заканчивалось строгим публичным  экзаменом: экзаменующийся, кроме ответов  на вопросы по анатомии, физиологии, хирургии и внутренним болезням, собственноручно  в присутствии экзаменаторов производил 3—4 операции на трупе. Выпускники госпитальных школ составили в России XVIII века основную массу деятелей медицины,  сыграли большую роль в развитии отечественного   здравоохранения'.

Во второй половине XVIII века Россия сыграла передовую роль в  проведении оспопрививания в виде вариоляции. В России вариоляция получила широкое распространение: организовывались прививочные пункты («оспенные дома»), печаталась научно-популярная литература.

В истории отечественной  медицины на века остались имена нескольких выдающихся врачей 18-го столетия —  хирургов и анатомов М. И. Шеина, К. И. Щепина и Я. О. Саполовича, акушера Н. М. Амбодика-Максимовича, специалиста по чуме Д. С. Самойловича, а также А. М. Шумлянского и С. Г. Зыбелина, Е.О. Мухина.

Госпитальные школы как  основная форма подготовки врачей в  России просуществовали около 80 лет, т. е. в течение почти всего XVIII века. В 1786 г. госпитальные школы были преобразованы в медико-хирургические  училища. В 1798 г. были организованы медико-хирургические  академии в Петербурге и Москве с  более обширными программами, с  новым учебным планом.

Основание Московского университета и медицинского факультета при нем. Учитывая необходимость «умножения в России российских докторов и хирургов, которых очень мало», М. В. Ломоносов  в 1748 г. в проекте регламента университета при Петербургской академии наук писал: «Думаю, что в университете неотменно должно быть трем факультетам: юридическому, медицинскому и философскому. В 1755 г. был открыт Московский университет. В Московском университете впервые десятилетия его существования набор студентов проводился не ежегодно, а примерно раз в 3 года. Каждый профессор продолжал свой курс в течение 2—3 лет и лишь по окончании его начинал новый для нового состава слушателей. Не имея собственных клиник, медицинский факультет Московского университета впервые десятилетия своего существования ограничивался теоретическим обучением будущих врачей, и лишь в конце XVIII века смог в небольшом объеме поставить клиническое обучение.

Во второй псовине XVIII века Московский университет являлся  центром, вокруг которого сосредоточивались  видные представители отечественной  медицинской науки, как русской  науки и общественной мысли в  целом.

Мероприятия по организации медицинской помощи населению России в XVIII веке:

В ряду административных реформ Петра I были мероприятия по медицинскому делу: была организована медицинская канцелярия, во главе ее с 1716 г. поставлен врач, в ряде городов открыты аптеки.

 В 1718 г. в Петербурге  организовали «инструментальную  избу» для изготовления хирургических  инструментов. Стали использовать  и изучать лечебное применение  подземных минеральных источников в Олонецком крае, Липецке и Старой Руссе.

Проводились мероприятия  санитарного характера: начали учитывать  рождаемость и смертность, возник надзор за пищевыми продуктами на рынках, были изданы указы о благоустройстве  Москвы. Высокая заболеваемость и  смертность населения России, особенно детская смертность, беспокоили лучших представителей медицины.

 В середине XVIII века  проведены реформы в области  здравоохранения: в 1763 г. была  организована Медицинская коллегия, увеличено число врачей в городах,  обращено большое    внимание    на    медицинское    образование    и подготовку врачей-специалистов  и преподавателей. В 1763—1771 гг. в  Москве и Петербурге были открыты  воспитательные дома с родовспомогательными  заведениями при них, служившими  школами для подготовки повивальных  бабок.

Начало новой полосы в  развитии науки и общественной мысли  в России, возникновение цельной  системы материалистической философии  связано с именем великого М. В. Ломоносова. . М. В. Ломоносов был энциклопедически образованным естествоиспытателем-мыслителем, проложившим новые пути в самых различных областях научного знания. Его открытия и обобщения намного опередили современную ему науку. Ломоносов считал невозможным существование науки без опыта и наблюдения: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мыслей, рожденных только воображением». Выдающиеся открытия и смелые теоретические обобщения, материалистически философские, естественнонаучные воззрения и общественно-политические демократические взгляды Ломоносова оказали большое влияние на развитие естествознания и медицины в России. На долгие годы во второй половине XVIII века и в XIX веке они были у учеников и последователей М. В. Ломоносова научной основой развития отечественной медицины.

К середине XVIII века из врачей, окончивших госпитальные школы и  медицинские факультеты иностранных  университетов, наиболее талантливые боролись за право быть преподавателями в медицинских школах России. Целое столетие (с середины XVIII века почти до середины XIX века) тянулась борьба за право пользоваться в медицине русским языком. В 1764 г. Медицинская коллегия признала равноправие русского и немецкого языков в преподавании в госпитальных школах: «Отныне на будущее время преподавание в госпитальных школах будет публичное, на русском и немецком языке». И только в 1795 г. в «Предварительном постановлении о должностях учащих, учащихся» было указано: «...Профессор должен знать «совершенно» русский язык для точного и вразумительного выражения своих мыслей при преподавании учения». В Медицинской коллегии и других государственных учреждениях, армии, госпиталях и больницах, госпитальных школах, Московском университете было много врачей-иностранцев, не знавших и не понимавших нужд русского народа.

Врачи-иностранцы, боясь  конкуренции, различными путями противодействовали развитию русской медицинской науки  и созданию кадров русских врачей, преподавателей и ученых.

Конечно, среди иностранцев, работавших в России, были люди честно служившие русскому народу, понимавшие свои задачи, сделавшие Россию постоянным местом своей деятельности и оставшиеся здесь до конца своих дней (отец и сыновья Блюментросты,  Н. Бидлоо,  К. Вольф, П. Паллас и др.).

Научная деятельность русских  врачей в XVIII веке. XVIII век был важным этапом в развитии медицины в России. Это был период становления и  роста русской медицинской науки, когда в России появилась и  быстро развивалась научная медицина. Среди врачей, способствовавших развитию медицинской науки, крупную роль в XVIII веке сыграли воспитанники русских  госпитальных школ.

Отечественные врачи не только были хорошими практическими врачами, обслуживающими  гражданское население  и армию, но и многие из них стали  преподавателями. Во второй же половине XVIII века многие отечественные врачи  своими трудами способствовали развитию медицинской науки.

На развитие русской медицины большое влияние оказал народ, та социальная среда, из которой вышло  большинство медиков той эпохи. Сыновья низшего духовенства, кровно связанные с народом, или выходцы  из военной среды, они хорошо знали  обычаи народа, его нужды. Вникая в  причины болезней, врачи пришли к  важным выводам о том, что болезнь  в большинстве случаев зависит  от образа жизни, внешних условий, окружающей природы. Все это помогло им создать  материалистическое учение о болезни  и тем самым заложить основы новой  клинической системы.

 

Еще раз отметим: с эпохи петровских реформ началось и развитие европейской медицины в России. Его деятельность обозначила поворот к новому, альтернативному, западноевропейскому пути развития России. Но при всех трудностях подготовка лекарей в России началась и полностью оправдала себя. Правда, первые выпуски единственной школы в Москве составляли всего четыре, затем шесть, затем двенадцать лекарей, но вскоре (1733) по образцу московской были открыты госпитальные школы при двух петербургских и кронштадтском госпиталях. Среди выпускников госпитальных школ и созданных на их базе медико-хирургических училищ были Е. О. Мухин, Д. Самойлович, Я. О. Саполович, ставшие гордостью отечественной медицины.

Таким образом, что отечественных врачей готовили, как и прежде, в госпитальных школах, которые лишь в 1786 г. были отделены от госпиталей и стали самостоятельными медико-хирургическими училищами, с предоставлением им права «доводить до докторской степени» своих учеников; при этом сохранялась традиция практического обучения. Так, профессору патологии и терапии предписывалось (1795) «изъяснять учение при постелях болящих... Сему положению непременно следовать должно, ибо оное есть единое средство образовать молодых людей искусными врачами»15. На базе соответствующих училищ в самом конце века (1798) в Петербурге и Москве были созданы медико-хирургические академии.

Информация о работе Медицинское образование в 18 веке