Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 09:49, реферат
Передовые мыслители России XVII и особенно XVIII века стремились обосновать необходимость распространения просвещения и свободного развития научных знаний, освободить науку от опеки церкви, привлечь внимание к изучению естествознания в целях использования приходных ресурсов для прогрессивного экономического развития России. В связи с этим лучшие представители философии и естествознания, обращались к опыту, к наблюдениям над явлениями природы, стремились к практическому применению научных знаний.
На развитие русской медицины большое влияние оказал народ, та социальная среда, из которой вышло большинство медиков той эпохи. Сыновья низшего духовенства, кровно связанные с народом, или выходцы из военной среды, они хорошо знали обычаи народа, его нужды. Вникая в причины болезней, врачи пришли к важным выводам о том, что болезнь в большинстве случаев зависит от образа жизни, внешних условий, окружающей природы. Все это помогло им создать материалистическое учение о болезни и тем самым заложить основы новой клинической системы.
Список использованной литературы:
Реферат получился очень большой, так как все охвать в 10 страниц не имеет возможным. Вот наиболее яркие моменты становления медицинского дела и образования в России в 18 веке.
Основоположником медицины
в России, можно, пусть и условно,
назвать одно имя — такую роль
сыграл не врач, а царь Петр I Великий.
Становление отечественной
В XVIII веке в России особо
выявилась потребность в
В отличие от остававшегося
в течение всего XVII века схоластическим,
чисто книжным, обучения
Русские госпитальные школы XVIII века. Первая госпитальная школа на 50 учеников была организована в 1707 г. при Московском сухопутном госпитале.
Московский госпиталь Петр I поручил строить и организовать голландскому врачу Николаю Бидлоо, ученику Бургава, племяннику анатома, атласом которого пользовался сам Петр I. Ему же Петр I поручил организовать при госпитале и школу для подготовки врачей. В качестве преподавателей в госпитале были приглашены врачи-иностранцы, незнакомые с русским языком, имевшие возможность преподавать только па латинском и иностранных языках (преимущественно голландском и немецком).
Находившиеся на русской службе врачи-иностранцы, боясь конкуренции, нередко пытались противодействовать подготовке отечественных русских врачей.
В программу преподавания
в госпитальных школах были включены
все теоретические и
С преобразованием в 1786 г. госпитальных школ в медико-хирургические училища были введены химия, математика и физика. При госпиталях были организованы анатомические музеи и ботанические сады («аптекарские огороды»).
Клинические дисциплины преподавались в госпитальных отделениях, первостепенным считалось обучение хирургии. С 1763 г. было введено изучение акушерства.
Лекари вели с учениками практические занятия по хирургии и внутренним болезням. В госпитальных школах учились не только по книгам, ученики регулярно работали в госпитале, «где повседневно от ста до двух сот больных суть». Учащиеся ухаживали за больными, помогали при перевязках, работали в аптеке, в аптекарском огороде по выращиванию лекарственных растений, присутствовали на операциях, судебно медицинских и патологоанатомических вскрытиях. Благодаря этому учащиеся получали знания и практические навыки.
Обучение в госпитальных
школах продолжалось от 5 до 7 лет и
заканчивалось строгим
Во второй половине XVIII века Россия сыграла передовую роль в проведении оспопрививания в виде вариоляции. В России вариоляция получила широкое распространение: организовывались прививочные пункты («оспенные дома»), печаталась научно-популярная литература.
В истории отечественной медицины на века остались имена нескольких выдающихся врачей 18-го столетия — хирургов и анатомов М. И. Шеина, К. И. Щепина и Я. О. Саполовича, акушера Н. М. Амбодика-Максимовича, специалиста по чуме Д. С. Самойловича, а также А. М. Шумлянского и С. Г. Зыбелина, Е.О. Мухина.
Госпитальные школы как
основная форма подготовки врачей в
России просуществовали около 80 лет,
т. е. в течение почти всего XVIII
века. В 1786 г. госпитальные школы были
преобразованы в медико-
Основание Московского университета и медицинского факультета при нем. Учитывая необходимость «умножения в России российских докторов и хирургов, которых очень мало», М. В. Ломоносов в 1748 г. в проекте регламента университета при Петербургской академии наук писал: «Думаю, что в университете неотменно должно быть трем факультетам: юридическому, медицинскому и философскому. В 1755 г. был открыт Московский университет. В Московском университете впервые десятилетия его существования набор студентов проводился не ежегодно, а примерно раз в 3 года. Каждый профессор продолжал свой курс в течение 2—3 лет и лишь по окончании его начинал новый для нового состава слушателей. Не имея собственных клиник, медицинский факультет Московского университета впервые десятилетия своего существования ограничивался теоретическим обучением будущих врачей, и лишь в конце XVIII века смог в небольшом объеме поставить клиническое обучение.
Во второй псовине XVIII века Московский университет являлся центром, вокруг которого сосредоточивались видные представители отечественной медицинской науки, как русской науки и общественной мысли в целом.
Мероприятия по организации медицинской помощи населению России в XVIII веке:
В ряду административных реформ Петра I были мероприятия по медицинскому делу: была организована медицинская канцелярия, во главе ее с 1716 г. поставлен врач, в ряде городов открыты аптеки.
В 1718 г. в Петербурге
организовали «
Проводились мероприятия санитарного характера: начали учитывать рождаемость и смертность, возник надзор за пищевыми продуктами на рынках, были изданы указы о благоустройстве Москвы. Высокая заболеваемость и смертность населения России, особенно детская смертность, беспокоили лучших представителей медицины.
В середине XVIII века
проведены реформы в области
здравоохранения: в 1763 г. была
организована Медицинская
Начало новой полосы в
развитии науки и общественной мысли
в России, возникновение цельной
системы материалистической философии
связано с именем великого М. В. Ломоносова.
. М. В. Ломоносов был энциклопедически
образованным естествоиспытателем-
К середине XVIII века из врачей, окончивших госпитальные школы и медицинские факультеты иностранных университетов, наиболее талантливые боролись за право быть преподавателями в медицинских школах России. Целое столетие (с середины XVIII века почти до середины XIX века) тянулась борьба за право пользоваться в медицине русским языком. В 1764 г. Медицинская коллегия признала равноправие русского и немецкого языков в преподавании в госпитальных школах: «Отныне на будущее время преподавание в госпитальных школах будет публичное, на русском и немецком языке». И только в 1795 г. в «Предварительном постановлении о должностях учащих, учащихся» было указано: «...Профессор должен знать «совершенно» русский язык для точного и вразумительного выражения своих мыслей при преподавании учения». В Медицинской коллегии и других государственных учреждениях, армии, госпиталях и больницах, госпитальных школах, Московском университете было много врачей-иностранцев, не знавших и не понимавших нужд русского народа.
Врачи-иностранцы, боясь конкуренции, различными путями противодействовали развитию русской медицинской науки и созданию кадров русских врачей, преподавателей и ученых.
Конечно, среди иностранцев, работавших в России, были люди честно служившие русскому народу, понимавшие свои задачи, сделавшие Россию постоянным местом своей деятельности и оставшиеся здесь до конца своих дней (отец и сыновья Блюментросты, Н. Бидлоо, К. Вольф, П. Паллас и др.).
Научная деятельность русских
врачей в XVIII веке. XVIII век был важным
этапом в развитии медицины в России.
Это был период становления и
роста русской медицинской
Отечественные врачи не только были хорошими практическими врачами, обслуживающими гражданское население и армию, но и многие из них стали преподавателями. Во второй же половине XVIII века многие отечественные врачи своими трудами способствовали развитию медицинской науки.
На развитие русской медицины большое влияние оказал народ, та социальная среда, из которой вышло большинство медиков той эпохи. Сыновья низшего духовенства, кровно связанные с народом, или выходцы из военной среды, они хорошо знали обычаи народа, его нужды. Вникая в причины болезней, врачи пришли к важным выводам о том, что болезнь в большинстве случаев зависит от образа жизни, внешних условий, окружающей природы. Все это помогло им создать материалистическое учение о болезни и тем самым заложить основы новой клинической системы.
Еще раз отметим: с эпохи петровских реформ началось и развитие европейской медицины в России. Его деятельность обозначила поворот к новому, альтернативному, западноевропейскому пути развития России. Но при всех трудностях подготовка лекарей в России началась и полностью оправдала себя. Правда, первые выпуски единственной школы в Москве составляли всего четыре, затем шесть, затем двенадцать лекарей, но вскоре (1733) по образцу московской были открыты госпитальные школы при двух петербургских и кронштадтском госпиталях. Среди выпускников госпитальных школ и созданных на их базе медико-хирургических училищ были Е. О. Мухин, Д. Самойлович, Я. О. Саполович, ставшие гордостью отечественной медицины.
Таким образом, что отечественных врачей готовили, как и прежде, в госпитальных школах, которые лишь в 1786 г. были отделены от госпиталей и стали самостоятельными медико-хирургическими училищами, с предоставлением им права «доводить до докторской степени» своих учеников; при этом сохранялась традиция практического обучения. Так, профессору патологии и терапии предписывалось (1795) «изъяснять учение при постелях болящих... Сему положению непременно следовать должно, ибо оное есть единое средство образовать молодых людей искусными врачами»15. На базе соответствующих училищ в самом конце века (1798) в Петербурге и Москве были созданы медико-хирургические академии.