Методика развития физических качеств инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 20:19, реферат

Описание работы

Инвалиды по-прежнему остаются одной из наиболее социально уязвимых групп населения нашей страны. Общее количество инвалидов в Российской Федерации на начало 2008 года превышает 13 миллионов человек, 700 тысяч из них – дети. А по данным Минздравсоцразвития РФ, ежегодно численность инвалидов в стране увеличивается на 1 млн человек. Предполагается, что к 2015 году их количество может превысить 15 млн человек.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………....3
1.Понятие и признаки инвалидности. Группы инвалидности в РФ…………….4
2.Экспертиза детской инвалидности. Реабилитация инвалидов………………..7
3.Социальная защита инвалидов………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованных источников …………………………………………20

Файлы: 1 файл

«Инвалидность как социальная проблема».docx

— 46.21 Кб (Скачать файл)

• изучение уровня и причин инвалидности населения;

• участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов;

• определение степени  утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или  профессиональное заболевание;

• определение причины  смерти инвалида в случаях, когда  законодательством РФ предусматривается  предоставление льгот семье умершего.

Таким образом, одним из разделов деятельности службы медико-социальной экспертизы является разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов. Реабилитация инвалидов — это процесс и  система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических  мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию  ограничений жизнедеятельности, вызванных  нарушением здоровья со стойким расстройством  функций организма.

Целью реабилитации являются восстановление социального статуса  инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Реабилитационный  потенциал — это комплекс биологических и психофизических характеристик человека, а также социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные способности.

Реабилитационный  прогноз — предполагаемая вероятность реализации реабилитационного потенциала. Специально созданные условия трудовой, бытовой и общественной деятельности — специфические санитарно-гигиенические, организационные, технические, технологические, правовые, экономические, микросоциальные факторы, позволяющие инвалидам осуществлять трудовую, бытовую и общественную деятельность в соответствии с их реабилитационным потенциалом.

Выделяют следующие основные виды реабилитации инвалидов.

Медицинская реабилитация — это вид реабилитации, направленный на восстановление нарушенных функций или на проведение различных лечебных и корректирующих мероприятий, приспосабливающих инвалида к жизни и общественно полезной деятельности. К мероприятиям медицинской реабилитации относятся:

• консервативное и оперативное  лечение;

• физиотерапия;

• лечебная физкультура;

• грязелечение и бальнеолечение;

• общеукрепляющее и специальное  санаторно-курортное лечение;

• протезирование.

Психологическая реабилитация — это вид реабилитации, направленный на выработку активной жизненной позиции и положительной трудовой установки у инвалида, в основном за счет средств психотерапии.

Профессиональная  реабилитация включает комплекс мероприятий по профессиональной ориентации, профессиональной подготовке и переподготовке, подбору соответствующей профессии, обеспечению условий труда, отвечающих состоянию здоровья, приспособлению рабочего места к имеющемуся дефекту и т. д.

Социальная реабилитация инвалидов — это система и процесс восстановления способностей к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности. Она включает в себя социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию. Социально-средовая ориентация представляет собой индивидуальный подбор доступных видов общественной и семейно-бытовой деятельности, а социально-бытовая адаптация определяет оптимальные режимы общественной и семейно-бытовой деятельности в конкретных социально-средовых условиях и приспособление к ним инвалида.

Перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей инвалида к бытовой, общественной и профессиональной деятельности в  соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний, с учетом прогнозируемого уровня его соматического состояния, психофизиологической выносливости, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры, называется индивидуальным планом реабилитации (ИПР).

В ИПР определяются виды, формы рекомендуемых реабилитационных мероприятий, их объем, сроки проведения и исполнители. Разработка ИПР включает:

• проведение реабилитационно-экспертной диагностики;

• оценку реабилитационного  потенциала;

• реабилитационный прогноз;

• определение мероприятий, технических средств и услуг, позволяющих инвалиду восстановить нарушенные или компенсировать утраченные способности к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

Реализацию ИПР осуществляют организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, учреждения государственной службы реабилитации инвалидов, негосударственные реабилитационные учреждения, образовательные учреждения. При реализации ИПР обеспечиваются последовательность, комплексность  и непрерывность в осуществлении  реабилитационных мероприятий, динамическое наблюдение и контроль за эффективностью проведенных мероприятий. Оценка результатов осуществляется специальными учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы при очередном освидетельствовании инвалида или в порядке его динамического наблюдения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Социальная защита  инвалидов

Как следует из определения, установление инвалидности требует  осуществления социальной защиты инвалида.

Социальная защита — это многоуровневая система экономических, правовых, организационных, медико-социальных, педагогических, психологических и других мер, направленных на реализацию прав и свобод личности в области социального обеспечения, гарантированность не только выживания, но и достаточного уровня и качества жизни.

Основными принципами социальной защиты являются:

• государственный характер, предусматривающий правовые, экономические  и организационные гарантии предоставления основных видов социальной помощи;

• разграничение компетенции  в сфере социальной защиты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, расширение прав местных органов  власти в обеспечении социальной защиты;

• доступность,  предполагающая возможность получения каждым нуждающимся  необходимых видов и форм социальной помощи;

• адресность, которая предполагает предоставление помощи нуждающимся с учетом их индивидуальных потребностей;

• дифференциация мер социальной защиты с учетом различных медико-социальных факторов (возраст; пол; место проживания: город, село; беспомощность; одиночество  и др.);

• комплексность, предусматривающая  сочетание и преемственность  различных видов помощи (денежной, натуральной, медицинской, правовой и  др.);

• базирование на всех возможных  источниках финансирования (федеральный, региональный, муниципальный бюджеты, средства общественных объединений  инвалидов, благотворительные средства и др.);

• участие самого населения  в формировании государственной  политики в сфере социальной защиты и определение мер по ее реализации;

• взаимодействие государственных, общественных, религиозных, гуманитарных и иных организаций.

Составным элементом социальной защиты является социальная помощь (социальная поддержка).

Социальная помощь (поддержка) — это обеспечение населения в денежной и натуральной формах, в виде услуг или льгот, предоставляемое с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению за счет средств местных органов власти, предприятий (организаций), внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания адресной дифференцированной помощи нуждающимся гражданам. Социальная помощь оказывается многим категориям граждан, в том числе и инвалидам.

Для обоснования планирования эффективной работы системы медико-социальной помощи инвалидам необходимы знания распространенности изучаемого явления, тенденций инвалидизации населения, факторов, их определяющих. В связи с этим производится расчет ряда интенсивных и экстенсивных показателей, характеризующих инвалидность:

• контингент лиц, впервые  признанных инвалидами в течение  календарного года на определенной административной территории (первичный выход на инвалидность, первичная инвалидность);

• общий контингент инвалидов  среди населения (общая накопленная  инвалидность).

Для оценки первичного выхода на инвалидность определяются:

• число впервые признанных инвалидами (на 10 тыс. населения);

• число впервые признанных инвалидами (на 10 тыс. трудоспособного населения);

• число впервые признанных инвалидами по отдельным классам (группам) заболеваний (то же с учетом причин и тяжести инвалидности);

• структура первичной  инвалидности с учетом пола, возраста, групп инвалидности, классов болезней и т. д.

На основании компьютерной базы данных, созданной по решению  ВОЗ, экспертами ООН подсчитано, что  лица с ограниченными возможностями  составляют около 10 % населения земного  шара, из них более 100 млн. детей. По мнению экспертов ВОЗ, доля тяжелой детской инвалидности в мире составляет 1—2 % детской популяции.

В Российской Федерации на учете в органах социальной защиты населения состоят свыше 10 млн. инвалидов. Ежегодно впервые признаются инвалидами свыше 1 млн. человек.

Анализ эпидемиологии  инвалидности показывает, что в 2001 г. в стране впервые было признано инвалидами 1 199 761 человек, или 82,8 на 10 тыс. населения. По сравнению с 1985 г. эта цифра возросла в 1,7 раза (1985 г. — 50,0). Это связано как с объективными причинами — ухудшением состояния здоровья населения, так и с субъективными причинами — изменением подхода к оценке инвалидности. В то же время в последние годы как абсолютное, так и относительное число лиц, впервые признанных инвалидами, сокращается.

Основной причиной, приводящей к инвалидности взрослых, является общее заболевание — 86 % случаев, затем идут травмы или заболевания  военнослужащих — 7,6 %, врожденные аномалии или заболевания, возникшие в  детстве, — 4,4 %, трудовые увечья или  профзаболевания — 2,0 %. В сельской местности несколько ниже доля общих  заболеваний как причины инвалидности (79,8 %) и выше доля инвалидов из числа  военнослужащих (10,3 %) и инвалидов  с детства (7,2 %).1

Наиболее часто определяют II группу инвалидности (70,6 % случаев), затем III (15,1 % случаев), а I группу инвалидности устанавливают в 14,3 % случаев. В трудоспособном возрасте в городских поселениях структура первичной инвалидности несколько другая: I группа — 9,5 % случаев, II — 62,6 %, III — 27,9 % случаев. Близка к этому  структура инвалидности по группам  среди сельских жителей, особенно трудоспособного  возраста.

В структуре первичной  инвалидности первое место с большим  отрывом занимают болезни системы  кровообращения (43,3 %), далее идут злокачественные  новообразования (12,7 %), последствия травм, отравлений и других внешних воздействий (6,5 %), психические расстройства и расстройства поведения (6,2 %).

Современное состояние инвалидизации населения, в том числе детского, связано с неблагоприятными тенденциями в медико-демографических процессах, состоянии здоровья населения, а также расширением критериев определения инвалидности. Особую тревогу вызывает ситуация с детьми-инвалидами. За период с 1996 по 2001 г. число детей-инвалидов возросло почти в 1,3 раза и составило 617 096 человек. Наибольшее число детей-инвалидов приходится на возраст 10— 14 лет (40,3 %). Среди детей-инвалидов больше мальчиков — 58,1 %. Несмотря на рост абсолютного числа детей-инвалидов, число детей с впервые установленной инвалидностью стало снижаться.

Среди заболеваний, обусловивших детскую инвалидность, на первом месте  находятся болезни нервной системы  и органов чувств, среди которых  наибольший вес имеют болезни  центральной нервной системы  и болезни глаза и его придатков. На втором месте находятся психические  расстройства. Среди психических  расстройств наибольший удельный вес  имеет умственная отсталость (70 %). Третье место занимают врожденные аномалии. Среди них наиболее значимыми  являются врожденные аномалии сердца и системы кровообращения и аномалии центральной нервной системы  и органов чувств. На долю этих трех классов заболеваний приходится почти 60 % причин инвалидности детей.

В структуре основных нарушений, приводящих к детской инвалидности, ведущие три места занимают висцеральные и метаболические нарушения, расстройства питания, двигательные и умственные нарушения. Среди висцеральных и метаболических нарушений наибольшее значение имеют нарушения кардиореспираторной функции и нарушения мочеполовой системы. Среди двигательных нарушений — нарушения подвижности нижних конечностей. Среди ведущих ограничений жизнедеятельности преобладают ограниченные способности адекватно вести себя, передвигаться, общаться с окружающими.

Из общего числа детей-инвалидов 9,2 % находятся в интернатных учреждениях, в том числе 1,7 % — в учреждениях системы здравоохранения, 3,2 % — системы социальной защиты, 4,3 % — образования.

Доля инвалидов с детства  среди всех категорий инвалидов, состоящих на учете в органах  социальной защиты населения, колеблется в пределах 11—15 %. В структуре  причин инвалидности с детства ведущей  является психоневрологическая патология: от 30 до 50 % составляют психические расстройства, заболевания нервной системы  — 25—40 %, врожденные пороки развития — 5—15 %. В структуре психических  расстройств у инвалидов с  детства старше 16 лет преобладают  олигофрения (68 %), шизофрения (11,9—13,9 %), эпилепсия (9,4— 12,5 %), органические заболевания ЦНС (10,7 %).

Информация о работе Методика развития физических качеств инвалидов