Нарушение опорно-двигательного аппарата у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 11:47, реферат

Описание работы

Опорно-двигательный аппарат разделяют на пассивную и активную части. К пассивной части относят кости и их соединения, от которых зависит характер движения. Активную часть составляют скелетные мышцы, которые благодаря способности сокращаться приводят в движение кости скелета.
У человека с функциями опорно-двигательного аппарата связано то, что обеспечило преимущество перед остальными представителями органического мира – труд и речь.
При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства этих детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущими являются: задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций.

Содержание работы

Введение
1 Причины нарушений опорно-двигательного аппарата
2 Классификация нарушений опорно-двигательного аппарата
3 Сколиоз и нарушение осанки
А. Правильная осанка
Б. Причины неправильной осанки и сколиоза
В. Нарушения осанки
Г. Сколиоз
Д. Профилактика неправильной осанки и сколиоза
4 Детский церебральный паралич
А. Детский церебральный паралич
Б. Причины двигательных нарушений при ДЦП
В. Особенности проявления нарушений
Г. Особенности эмоционально-личностного развития у детей с ДЦП
Д. Лечебно-коррекционная работа с детьми при ДЦП
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 39.19 Кб (Скачать файл)

 

НАРУШЕНИЕ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ

 

Содержание

 

 Введение

 

1 Причины  нарушений опорно-двигательного  аппарата

 

2 Классификация  нарушений опорно-двигательного  аппарата

 

3 Сколиоз  и нарушение осанки

 

А. Правильная осанка

 

Б. Причины  неправильной осанки и сколиоза

 

В. Нарушения  осанки

 

Г. Сколиоз

 

 Д.  Профилактика неправильной осанки  и сколиоза

 

4 Детский  церебральный паралич

 

А. Детский  церебральный паралич

 

Б. Причины  двигательных нарушений при ДЦП

 

В. Особенности  проявления нарушений

 

 Г.  Особенности эмоционально-личностного  развития у детей с ДЦП

 

Д. Лечебно-коррекционная  работа с детьми при ДЦП

 

 Заключение

 

 Литература

 

 

 

 

                                                            

 

 

 

 

 

                                                                Введение

 

Движения, перемещения в пространстве –  одна из важнейших функций живых  существ, в том числе и человека. Функцию движения у человека выполняет  опорно-двигательный аппарат, объединяющий кости, их соединения и скелетные  мышцы.

 

Опорно-двигательный аппарат разделяют на пассивную  и активную части. К пассивной  части относят кости и их соединения, от которых зависит характер движения. Активную часть составляют скелетные  мышцы, которые благодаря способности  сокращаться приводят в движение кости скелета.

 

 У  человека с функциями опорно-двигательного  аппарата связано то, что обеспечило  преимущество перед остальными  представителями органического  мира – труд и речь.

 

При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных  заболеваний и повреждений опорно-двигательного  аппарата у большинства этих детей  наблюдаются сходные проблемы. Ведущими являются: задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций.

 

 

^ 1 Причины нарушений опорно-двигательного аппарата

 

1. Внутриутробная  патология (в настоящее время  многими исследователями доказано, что более 400 факторов могут  оказать воздействие на ЦНС  развивающегося плода, особенно  в период до 4 мес. внутриутробного  развития):

 

- инфекционные  заболевания матери: микробные, вирусные (особенно таких, как гриппозные, герпес, хламидиозы и др.);

 

- последствия  острых и хронических соматических  заболеваний матери (сердечно-сосудистые, эндокринные нарушения);

 

- тяжелые  токсикозы беременности;

 

- несовместимость  по резус-фактору или группам  крови;

 

- травмы, ушибы плода;

 

- интоксикации;

 

- экологические  вредности.

 

2. ^ Родовая  травма, асфиксия

 

3. Патологические  факторы, действующие на организм  ребенка на первом году жизни:

 

          - нейроинфекции (менингит, энцефалит и др.);

 

          - травмы, ушибы головы ребенка;

 

          - осложнение после прививок.

 

Сочетание внутриутробной патологии с родовой  травмой считается в настоящее  время одной из наиболее частых причин возникновения ДЦП.

 

^ 2 Классификация нарушений опорно-двигательного аппарата

 

Отмечают  различные виды патологии опорно-двигательного  аппарата.

 

Заболевания нервной системы:

 

детский церебральный паралич;

 

полиомиелит.

 

Врожденная  патология опорно-двигательного  аппарата:

 

врожденный  вывих бедра;

 

кривошея;

 

косолапость и другие деформации стоп;

 

аномалии  развития позвоночника (сколиоз);

 

недоразвитие  и дефекты конечностей;

 

аномалии  развития пальцев кисти;

 

артрогрипоз (врожденное уродство).

 

Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного  аппарата:

 

травматические  повреждения спинного мозга, головного  мозга и конечностей;

 

полиартрит;

 

заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит);

 

системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).

 

3 Сколиоз и нарушение осанки

 

Сколиоз и нарушения осанки являются наиболее распространенными заболеваниями  опорно-двигательного аппарата у  детей и подростков. Эти заболевания  служат предпосылкой для возникновения  ряда функциональных и морфологических  расстройств здоровья в детстве  и оказывают отрицательное влияние  на течение многих заболеваний у взрослых. По последним данным, число детей с нарушениями осанки достигает 30 - 60 %, а сколиоз поражает в среднем 10 - 15 % детей.

 

^ А. Правильная осанка

 

  Правильная  осанка характеризуется одинаковым  уровнем надплечий, сосков, углов лопаток, равной длиной шейно-плечевых линий ( расстояние от уха до плечевого сустава ), глубиной треугольников талии ( углубление, образуемое выемкой талии и свободно-опущенной рукой ), прямой вертикальной линией остистых отростков позвоночника , равномерно выраженными физиологическими изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости, одинаковым рельефом грудной клетки и поясничной области ( в положении наклона вперед ).

 

Правильно сформированный позвоночник имеет  физиологические изгибы в сагиттальной плоскости ( при осмотре сбоку ) в виде шейного и поясничного лордоза и кифоза в грудном и крестцовых отделах . Эти изгибы наряду с эластическими свойствами межпозвоночных дисков обусловливают амортизирующие особенности позвоночника.

 

Во  фронтальной плоскости ( при осмотре со стороны спины ) в норме позвоночник должен быть прямым.

 

В норме  глубина лордоза в шейном и  поясничном отделах позвоночника соответствует  толщине ладони обследуемого пациента. Эти признаки в комплексе создают  красивый внешний облик человека. Отклонение этих показателей от нормы  свидетельствуют о наличии нарушения  осанки или сколиоза.

 

^ Б. Формирование осанки

 

В формировании правильной осанки основную роль играют позвоночник и мышцы, окружающие его. ОСАНКА - это комплексное понятие  о привычном положении тела непринужденно  стоящего человека. Она определяется и регулируется рефлексами позы и отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, являясь одним из показателей здоровья.

 

  Причины,  которые могут привести к нарушениям  осанки (сколиозу), многочисленны. 

 

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают:

 

- неблагоприятные  условия окружающей среды;

 

- социально-гигиенические  факторы, в частности длительное  пребывание ребенка в неправильном  положении тела;

 

- недостаточная  двигательная активность детей  ( гиподинамия );

 

- нерациональное  увлечение однообразными физическими  упражнениями;

 

- неправильное  физическое воспитание;

- недостаточная  чувствительность рецепторов, определяющих  вертикальное положение позвоночника - ослабленность мышц, удерживающих вертикальное положение;

 

- ограничение  подвижности в суставах;

 

- акселерацией  современных детей;

- нерациональная  одежда;

 

- заболевания  внутренних органов;

 

- снижение  зрения, слуха;

 

- недостаточная  освещенность рабочего места; 

 

- несоответствующая  росту ребенка мебель и др.

 

В 90-95 % случаев нарушения осанки являются приобретенными, чаще всего встречаются  у детей астенического телосложения.    Развивается сколиоз преимущественно  в периоды интенсивного роста  скелета, т.е. в 6-7 лет, 12-15 лет. С окончанием роста позвоночника увеличение деформации, как правило, прекращается за исключением  паралитического сколиоза, при котором  деформация может прогрессировать  в течение всей жизни.

 

^ В. Нарушения осанки

 

Нарушения осанки могут быть в сагиттальной и фронтальной плоскостях.

 

Нарушения в сагиттальной плоскости.

 

Различают следующие варианты нарушения осанки в сагиттальной плоскости, при которых  происходит изменение правильных соотношений  физиологических изгибов позвоночника:

 

а). " сутуловатость " - увеличение грудного кифоза в верхних отделах при сглаживании поясничного лордоза ;

 

б). " круглая спина " - увеличение грудного кифоза на всем протяжении грудного отдела позвоночника ;

 

в). " вогнутая спина " - усиление лордоза в поясничной области;

 

г). " кругло-вогнутая спина " - увеличение грудного кифоза и увеличение поясничного лордоза;

 

д). " плоская спина " - сглаживание всех физиологических изгибов;

 

е). " плоско-вогнутая спина " - уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе.

 

Нарушения во фронтальной плоскости

 

Дефекты осанки во фронтальной плоскости  не подразделяются на отдельные виды. Для них характерно нарушение  симметрии между правой и левой  половинами туловища; позвоночный столб  представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево; определяется асимметрия треугольников талии, пояса  верхних конечностей ( плечи, лопатки ), голова наклонена в сторону. Симптомы нарушения осанки могут быть выявлены в различной степени; от чуть заметных - до резко выраженных.

  Боковое  искривление позвоночника при  функциональных нарушениях осанки  может быть исправлено волевым  напряжением мускулатуры или  в положении лежа.

 

^ Г. Сколиоз

 

Сколиоз на начальной стадии развития процесса, как правило, характеризуется теми же изменениями, что и нарушение  осанки во фронтальной плоскости. Но, в отличие от нарушений осанки, при сколиотической болезни, кроме  бокового искривления позвоночника наблюдается скручивание позвонков  вокруг вертикальной оси ( торсия ).

 

Об  этом свидетельствует наличие реберного  выбухания по задней поверхности  грудной клетки (а при прогрессировании процесса формирование реберного горба) и мышечного валика в поясничной области.

 

На  более позднем этапе развития сколиоза происходит развитие клиновидной  деформации позвонков, расположенных  на вершине дуги искривления позвоночника.

 

Обычно  различают 3 степени искривлений  позвоночника (сколиоза) в сагиттальной плоскости. Чтобы определить, является ли искривление уже установившимся, стойким , - ребенка просят выпрямиться.

 

Деформация 1 степени - искривление позвоночника выравнивается до нормального положения  при выпрямлении;

 

деформация 2 степени - отчасти выравнивается  при выпрямлении ребенка или  при висе на гимнастической стенке;

 

деформация 3 степени - искривление не меняется при висе или выпрямлении ребенка.

 

Диагноз сколиоза выставляется врачом-ортопедом  на основании клинического и рентгенологического  обследования.

 

^ Д. Профилактика

 

Профилактика  развития нарушений осанки и сколиозов  должна быть комплексной и включать:   

 

 а). сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;

 

 б). правильная и точная коррекция обуви : устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп ( плоскостопие, косолапость ).

 

 в). организация и строгое соблюдение правильного режима дня ( время сна, бодрствования, питания и т.д. );

 

 г). постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание;

 

 д). отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения ( за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д. );

 

 е). контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков , сумок, портфелей и др.;

 

 ж). плавание.

 

^ 4 Детский церебральный паралич

 

А. Детский  церебральный паралич

 

Большую часть детей с нарушениями  опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральными параличами. ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ (ДЦП)–  это тяжелое заболевание нервной  системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка.

 

Детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих  при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся  в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за произвольными движениями.

 

В настоящее  время проблема ДЦП приобретает  не только медицинскую, но и социально-психологическую  значимость, так как психомоторные  нарушения, двигательная ограниченность, повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться к  жизни в обществе, усваивать школьную программу. При неблагоприятных  обстоятельствах такие дети не могут  реализовать свои способности, не имеют  возможности стать полноправными  членами общества. Поэтому особо  актуальной является проблема коррекции  негативных проявлений детского церебрального  паралича.

Информация о работе Нарушение опорно-двигательного аппарата у детей