Нарушение опорно-двигательного аппарата у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 11:47, реферат

Описание работы

Опорно-двигательный аппарат разделяют на пассивную и активную части. К пассивной части относят кости и их соединения, от которых зависит характер движения. Активную часть составляют скелетные мышцы, которые благодаря способности сокращаться приводят в движение кости скелета.
У человека с функциями опорно-двигательного аппарата связано то, что обеспечило преимущество перед остальными представителями органического мира – труд и речь.
При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства этих детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущими являются: задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций.

Содержание работы

Введение
1 Причины нарушений опорно-двигательного аппарата
2 Классификация нарушений опорно-двигательного аппарата
3 Сколиоз и нарушение осанки
А. Правильная осанка
Б. Причины неправильной осанки и сколиоза
В. Нарушения осанки
Г. Сколиоз
Д. Профилактика неправильной осанки и сколиоза
4 Детский церебральный паралич
А. Детский церебральный паралич
Б. Причины двигательных нарушений при ДЦП
В. Особенности проявления нарушений
Г. Особенности эмоционально-личностного развития у детей с ДЦП
Д. Лечебно-коррекционная работа с детьми при ДЦП
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 39.19 Кб (Скачать файл)

 

ДЦП возникает  в результате недоразвития или повреждения  мозга на ранних этапах развития (во внутриутробный период, в момент родов  и на первом году жизни). Двигательные расстройства у детей с ДЦП  часто сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, с нарушениями  функций других анализаторов (зрения, слуха). Поэтому эти дети нуждаются в лечебной, психолого-педагогической и социальной помощи.

 

^ Б. причины двигательных нарушений  при ДЦП

 

Разнообразие  двигательных нарушений обусловлено  действием ряда факторов:

 

патологией  тонуса мышц (по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии);

 

ограничением  или невозможностью произвольных движений (парезы и параличи);

 

наличием  насильственных движений (гиперкинезов, тремора);

 

нарушением  равновесия, координации и ощущения движений.

 

Отклонения  в психическом развитии при ДЦП  также специфичны. Они определяются временем мозгового поражения, его  степенью и локализацией. Поражения  на ранней стадии внутриутробного развития сопровождаются грубым недоразвитием  интеллекта ребенка. Особенностью психического развития при поражениях, развившихся  во второй половине беременности и  в период родов, является не только его замедленный темп, но и неравномерный  характер (ускоренное развитие одних  высших психических функций и  несформированность, отставание других). Причины этих нарушений могут быть разными: это различные хронические заболевания будущей матери, а также перенесенные ею инфекционные, особенно вирусные заболевания, интоксикации, несовместимость матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности и др. Предрасполагающими факторами могут быть недоношенность или перекошенность плода.

 

В некоторых  случаях причиной ДЦП может быть акушерский травматизм, а также затяжные роды с обвитием пуповины вокруг шейки  плода, что приводит к повреждению  нервных клеток головного мозга  ребенка в связи с недостатком  кислорода. Иногда ДЦП возникает  после рождения в результате инфекционных болезней, осложняющихся энцефалитом (воспалением мозгового вещества), после тяжелых ушибов головы. ДЦП, как правило, не является наследственным заболеванием.

 

При дифференциальном диагнозе ДЦП с различными двигательными  расстройствами прежде всего следует  учитывать данные анамнеза. В анамнезе детей, страдающих церебральным параличом, часто имеются указания на патологическое протекание беременности у матери и  родовую травму с применением  акушерских методов родовспоможения.

 

Среди рефлексов, неблагоприятно влияющих на развитие моторики, наибольшее значение имеют следующие.

 

Лабиринтный тонический рефлекс, который проявляется  при изменении положения головы ребенка в пространстве. Так, в  положении на спине при выраженности этого рефлекса нарастает тонус  мышц-разгибателей. Это определяет характерную позу ребенка на спине: голова запрокинута назад, бедра  приведены, повернуты внутрь, при  тяжелых формах ДЦП - перекрещены; руки разогнуты в локтевых суставах, ладони повернуты вниз, пальцы сжаты в  кулаки.

 

При выраженности лабиринтного тонического рефлекса в положении на спине ребенок  не поднимает голову или делает это  с большим трудом. Он не может  вытянуть руки вперед и взять предмет, подтянуться и сесть, поднести руку или ложку ко рту.

 

Это препятствует развитию навыков сидения, стояния, ходьбы, самообслуживания, произвольного  захвата предмета под контролем  зрения.

 

В положении  ребенка на животе влияние этого  рефлекса проявляется в повышении  тонуса мышц-сгибателей, что определяет характерную позу: голова и спина  сгибаются, плечи вытягиваются вперед и вниз, руки согнуты под грудной  клеткой, кисти сжаты в кулаки, бедра и голени приведены и  согнуты, тазовый отдел туловища приподнят. Такая вынужденная поза тормозит развитие произвольных движений: лежа на животе, ребенок не может поднять голову, повернуть ее в сторону, вытянуть руки для опоры, встать на колени, принять вертикальное положение, повернуться с живота на спину.

 

Отставание  моторного развития и нарушения  произвольных движений составляют структуру  ведущего дефекта и связаны с  поражением двигательных зон и приводящих путей головного мозга.

 

В зависимости  от тяжести поражения может наблюдаться  полное или частичное отсутствие тех или иных движений. При этом страдают, в первую очередь, наиболее тонкие дифференцированные движения: поворот ладоней и предплечий вверх (супинация), дифференцированные движения пальцев рук. Ограничение  произвольных движений при ДЦП всегда сочетается со снижением мышечной силы.

 

Ограниченность  или невозможность произвольных движений задерживает развитие статических  и локомоторных функций.

 

У детей  с церебральным параличом нарушена возрастная последовательность формирования двигательных навыков. Моторное развитие у детей с церебральным параличом  не просто задержано в темпе, а  качественно нарушено на каждом возрастном этапе.

 

^ В. Особенности проявления нарушений  у детей с ДЦП

 

У детей  с ДЦП задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: удержание головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипуляций.

 

На  ранней стадии ДЦП двигательное развитие может проходить неравномерно. Ребенок  может не держать еще голову в 8-10 мес., но уже начинает поворачиваться, садиться. У него нет реакции опоры, но он уже тянется к игрушке, захватывает  ее. В 7-9 мес. ребенок сидеть может  только с опорой, но стоит и ходит  в манеже, хотя установка его тела дефектна.

 

В период новорожденности у детей с  ДЦП часто отмечается общее беспокойство, тремор (дрожание ручек, подбородка), повышение  или, напротив, резкое снижение мышечного  тонуса, иногда отмечаются увеличение размеров головы, повышение сухожильных  рефлексов, отсутствие или слабость крика, нарушения сосания за счет слабости сосательного рефлекса, нередко  имеют место судороги.

 

Уже в  первые месяцы жизни проявляется  отставание психомоторного развития, которое сочетается с запаздыванием  в угасании безусловно рефлекторных двигательных автоматизмов, среди которых  наибольшее значение имеют так называемые позотонические рефлексы. При нормальном развитии к 3 месяцам жизни эти рефлексы уже не проявляются, что создает благоприятные условия для развития произвольных движений. Сохранение даже отдельных элементов этих рефлексов после 3-4 месяцев жизни является симптомом риска или признаком поражения ЦНС.

 

 

Двигательные  нарушения у детей с ДЦП  имеют разную степень выраженности:

 

- тяжелая,  когда ребенок не может ходить  и манипулировать предметами;

 

- легкая, при которой ребенок ходит  и обслуживает себя самостоятельно.

 

 

Для детей  с ДЦП характерно:

 

различные нарушения познавательной и речевой  деятельности;

 

разнообразие  расстройств эмоционально-волевой  сферы (у одних – в виде повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других – в  виде заторможенности, вялости), склонность к колебаниям настроения;

 

своеобразие формирования личности (отсутствие уверенности в себе, самостоятельности; незрелость, наивность суждений; застенчивость, робость, повышенная чувствительность, обидчивость).

 

^ Г. Особенности эмоционально-личностного  развития детей с церебральными  параличами

 

Для детей  с церебральным параличом характерны разнообразные эмоциональные и  речевые расстройства. Эмоциональные  расстройства проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, повышенной чувствительности к обычным  раздражителям окружающей среды, склонности к колебаниям настроения.

 

Повышенная  эмоциональная возбудимость может  сочетаться с радостным, приподнятым, благодушным настроением (эйфория), со снижением критики. Нередко эта  возбудимость сопровождается страхами, особенно характерен страх высоты.

 

Также повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с нарушениями  поведения в виде двигательной расторможенности, аффективных взрывов, иногда с агрессивными проявлениями, с реакциями протеста по отношению к взрослым. Все эти  проявления усиливаются при утомлении, в новой для ребенка обстановке и могут быть одной из причин школьной и социальной дезадаптации. При чрезмерной физической и интеллектуальной нагрузке, ошибках воспитания эти реакции закрепляются, и возникает угроза формирования патологического характера.

 

Наиболее  часто наблюдается диспропорциональный  вариант развития личности. Это проявляется  в том, что достаточное интеллектуальное развитие сочетается с отсутствием  уверенности в себе, самостоятельности, повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в эгоцентризме, наивности суждений, слабой ориентированности  в бытовых и практических вопросах жизни. Причем с возрастом эта  диссоциация обычно увеличивается. У ребенка легко формируются  иждивенческие установки, неспособность  и нежелание к самостоятельной  практической деятельности; так, ребенок даже с сохранной ручной деятельностью долго не осваивает навыки самообслуживания.

 

При воспитании ребенка с церебральным параличом  важное значение имеет развитие его  эмоционально-волевой сферы, предупреждение невротических и неврозоподобных расстройств, особенно страхов, повышенной возбудимости в сочетании с неуверенностью в своих силах.

 

У ребенка  с церебральным параличом часто  отмечается своеобразное развитие по типу психического инфантилизма. Для  предупреждения психического инфантилизма важно развивать у ребенка  волю и уверенность в своих  силах.

 

^ Д. Лечебно-коррекционная работа  при детском церебральном параличе

 

Ранняя  стимуляция психического и речевого развития

 

Дети  с церебральным параличом нуждаются  в ранней комплексной лечебно-педагогической работе, направленной, прежде всего, на развитие моторики речи и коммуникативного поведения. Коррекционная работа проводится дифференцированно, с учетом формы  заболевания и возраста ребенка.

 

Стимуляция  психического развития на первом году жизни направлена на формирование зрительного, слухового и кинестетического восприятия, зрительно-моторного манипулятивного поведения, положительного эмоционального общения со взрослым. С первых месяцев жизни ребенка активно стимулируют к накоплению им чувственного опыта. Его побуждают к обследованию окружающих предметов посредством зрения, слуха, осязания.

 

На  основе предметно-практической и игровой  деятельности, осуществляемой с помощью  взрослого, стимулируют сенсорно-моторное поведение и голосовые реакции, используя методы так называемого  торможения и облегчения. Тормозят нежелательные патологические движения, сопровождаемые повышением мышечного тонуса, и одновременно «облегчают» произвольную сенсомоторную активность.

 

Применяются различные приспособления для фиксации головы, туловища и конечностей с  целью облегчения функций артикуляционного аппарата, тренировки зрительно-моторной координации и других реакций. Специальные  серии упражнений, направленные на стимуляцию сенсорных функций с  одновременной коррекцией двигательных нарушений, создают условия для  формирования перцептивных действий.

 

В возрасте от 1 года до 3 лет у ребенка развивают  предметно-манипулятивную деятельность, обучая его овладевать навыками действий с различными предметами и начальными способами общения с окружающими. Основными задачами на этом этапе является развитие речевого и предметно-действенного общения, воспитание дифференцированных ощущений, начальных форм социального поведения, самостоятельности.

 

На  основе предметно-практической деятельности, осуществляемой с помощью взрослого, закрепляют связи между словом, предметом  и действием. Детей учат называть предметы, объясняют их назначение, знакомят с новыми, используя зрение, слух, осязание, а где можно, обоняние и вкус; показывают, как производить  действия с этими предметами и  стимулируют к активному выполнению. Обучают интонации просьбы.

 

Специальные серии упражнений, направленные на тренировку сенсорных функций, знакомят детей с различными качествами предметов  и создают условия для формирования перцептивных действий. Для этого  используют различные по форме, протяженности, цвету, температуре и другим свойствам  предметы, расположенные в виде классификационных  групп, например: серии колец разного  размера, серии поверхностей разной шероховатости шарики различных  цветов и т. п.

 

Ребенка учат парным сопоставлениям предметов  по их свойствам, выполнению предметных действий, выбору по образцу. В качестве материала используют пары геометрических фигур, предметы всех основных цветов, вкладок, парные картинки. Основная задача педагога -обучение внешним ориентировочным действиям.

 

^ Кондуктивное воспитание и ранняя логопедическая работа при детском церебральном параличе (ДЦП)

 

Кондуктивное воспитание и обучение при ДЦП включает комплексную методику лечебно-педагогического воздействия с использованием регулирующей функции внутренней речи, ритмической организации движения. С этой целью стимулируют ребенка выполнять движения под счет от 1 до 5, на основе однотипных инструкций, например вверх - вниз и т. п.

Информация о работе Нарушение опорно-двигательного аппарата у детей