Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 08:44, реферат
В осуществлении речевой функции, а также письма и чтения принимают участие зрительный, слуховой, двигательный и кинестетический анализаторы. Большое значение имеют сохранность иннервации мышц языка, гортани, мягкого нёба, состояние придаточных пазух и полости рта, играющих роль резонаторных полостей. Кроме того, важна координация дыхания и произношения звуков.
Формы речевой деятельности …………………………………………...….3
Классификация и краткая характеристика нарушений речи……….….….5
Заболевания нервной системы сопровождающиеся различными расстройствами речи………………………………………………………..11
Нарушения речи при психических заболеваниях………………………...13
Расстройства речи без органических повреждений ЦНС……………..…17
Методы и формы работы с детьми, имеющими нарушение речи….……17
Список литературных источников……………………………………...…22
СОДЕРЖАНИЕ:
Формы речевой деятельности …………………………………………...….3
Классификация и краткая характеристика нарушений речи……….….….5
Заболевания нервной системы сопровождающиеся различными расстройствами речи………………………………………………………..11
Нарушения речи при психических заболеваниях………………………...13
Расстройства речи без органических повреждений ЦНС……………..…17
Методы и формы работы с детьми, имеющими нарушение речи….……17
Список литературных источников……………………………………...…22
Формы речевой деятельности
В целом можно выделить четыре самостоятельные формы речевой деятельности, две из которых относятся к экспрессивной речи, а именно: устная и письменная речь, а две – к импрессивной: понимание устной речи и понимание письменной речи (чтение). Каждая из перечисленных форм речевой деятельности включает несколько речевых функций. Так, устная речь может быть активной (монологическая или диалогическая речь) или повторной; называние (объектов, действий и т.п.) тоже можно выделить в самостоятельную речевую функцию. Письменная речь может быть самостоятельной или под диктовку – и тогда это разные речевые функции, имеющие различное психологическое строение.
Таким образом, речевая система – это целая совокупность речевых функций, объединенных в единое целое.
Все эти формы речи представляют собой сложную, но единую функциональную систему (вернее – суперсистему), обладающую многими характеристиками, отличающими ее от других функциональных систем. Сложность этой системы связана прежде всего с тем, что каждая из четырех входящих в нее подсистем имеет определенную автономность и различные сроки формирования в онтогенезе.
Как известно, основные закономерности понимания устной речи и устного речевого высказывания формируются уже на самых ранних этапах онтогенеза (до двух–трех лет), в то время как формирование других форм речевой деятельности – чтения и письма, связанных с овладением грамотой, – происходит существенно позже и строится по иным психологическим законам. Эти различия в генезе и психологической структуре разных форм речевой деятельности находят свое отражение и в их мозговой организации. Однако наличие общих закономерностей объединяет все четыре формы речевой деятельности в единую систему – об этом свидетельствуют как данные общей психологии речи, так и клинические наблюдения, показывающие, что при локальных поражениях мозга (преимущественно левого полушария у правшей) нарушения распространяются на все формы речевой деятельности, т.е. возникает системный дефект с преобладанием нарушения того или иного аспекта речи (т.е. того или иного нейропсихологического фактора, на котором основана речевая система).
Как сложная функциональная система, речь включает много афферентных и эфферентных звеньев. В речевой функциональной системе принимают участие все анализаторы: слуховой, зрительный, кожно-кинестетический, двигательный и др.; каждый из них вносит свой вклад в афферентные и эфферентные основы речи. Поэтому мозговая организация речи очень сложна, а нарушения речи – многообразны и различны по характеру в зависимости от того, какое из звеньев речевой системы пострадало в результате мозгового поражения.
В осуществлении речевой функции, а также письма и чтения принимают участие зрительный, слуховой, двигательный и кинестетический анализаторы. Большое значение имеют сохранность иннервации мышц языка, гортани, мягкого нёба, состояние придаточных пазух и полости рта, играющих роль резонаторных полостей. Кроме того, важна координация дыхания и произношения звуков.
Для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга и других отделов нервной системы. Поэтому многие повреждения нервной системы и других систем организма могут привести к нарушению речи.
Классификация и краткая характеристика нарушений речи.
Алалия — потеря способности говорить.
Афазия — расстройство речи, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться словами для выражения своих мыслей при сохранности артикуляции речи.
Моторная афазия — нарушение активной речи как устной, так и письменной.
Сенсорная афазия — нарушение понимания чужой речи.
Амнестическая афазия — забывание названий предметов, имен, при этом забытое название слов заменяется его описанием. Например, забыв слово «нож», больной говорит: «Это то, чем режут».
Парафазия вербальная — употребление вместо отдельных слов других, не имеющих отношение к смыслу речи.
Парафазия литеральная — замена отдельных слогов или звуков другими, отсутствующими в данном слове, перестановка отдельных слогов, звуков в конкретном слове.
Брадифазия — замедление речи, отмечается при заторможенности мышления в рамках депрессивного синдрома.
Вербигерация — многократное повторение отдельных слов или фраз.
Дизартрия — неспособность к адекватной артикуляции речи, смазанная, запинающаяся, спотыкающаяся речь.
Заикание — нарушение плавности речи в виде судорожного расстройства координации речевого акта, повторение отдельных слогов с выраженными трудностями в их произнесении.
Косноязычие (дислалия) — расстройство речи, характеризующееся неправильным произношением отдельных звуков (пропуском, заменой другим звуком).
Логоклония — спастическое, многократное повторение отдельных слогов произносимого слова.
Повышение громкости речи (вплоть до крика) отмечается у больных в маниакальном состоянии и при ажитированной депрессии, в результате перенапряжения голос становится сиплым или совсем пропадает.
Изменение модуляции речи выражается в напыщенности, патетичности или бесцветности, монотонности речи (утрата речевой мелодии).
Олигофазия — чрезвычайное снижение количества используемых в речи слов, обеднение словарного запаса.
Шизофазия — разорванная речь, бессмысленный набор отдельных слов, оформленных в грамматически правильное предложение.
Инкогеренция — бессмысленный набор произносимых слов, не оформленный в грамматически правильное предложение.
Символическая речь — придание словам и выражениям особого, отвлеченного, исключительного (понятного лишь самому больному) смысла вместо общеупотребительного.
Криптолалия — создание больным собственного языка или особого шифра (криптография).
Неологизмы — создание больным изобретенных им слов (часто символического значения), смысл которых понятен только самому больному.
Логорея — очень быстрая, практически непрерывная многословная речь с преобладанием в содержании ассоциаций по созвучию или по контрасту.
Эхолалия — повторение услышанных слов по типу стереотипии.
Мутизм — активный и пассивный отказ от речи (молчание). Наблюдается в картине ступора, а также как изолированное психическое расстройство у детей (элективный мутизм).
В зависимости от причины, вызвавшей нарушения речи, выделяют следующие основные их формы: афазия, дизартрия, алалия.
1. Афазия встречается при локальных поражениях мозга (кора и ближайшие подкорковые образования), например левого полушария у правшей. Форма афазий определяется локализацией поражения. Под афазией понимают центральное нарушение уже сформировавшейся речи.
Причины нарушения уже сформировавшейся речи едины у детей и взрослых. Однако нарушения речи у детей возможны вследствие повреждения ЦНС еще до рождения (см. далее - алалия).
Обычно выделяют моторную, сенсорную, полную и амнестическую афазии.
По классификации, разработанной А.Р.Лурией в соответствии с теорией системной динамической локализации высших психических функций, все формы афазии могут быть подразделены на два класса. Первый класс - это афазии заднего типа, при которых нарушается парадигматическая основа речи, т. е. процессы кодирования речевого сообщения (по фонематическому, лексическому, морфологическому и семантическому основанию). Второй класс - это афазии переднего типа, при которых страдает синтагматическая организация речи, т.е. возможность порождения речевого высказывания в соответствии с грамматикой языка, объединение слов в предложения, а предложения - в логически завершенное высказывание. При поражении правого полушария (особенно височной области коры) у правшей возникают иные неафазические расстройства речевой деятельности: нарушается восприятие речевых интонаций, различение индивидуальных характеристик голоса (в частности, затрудняется различение мужских и женских голосов), одновременно появляется симптом «речевой расторможенности», или многоречивости.
Особое место в нейропсихологии занимает проблема псевдоафазий, возникающая в связи с тем, что в последнее время началось весьма интенсивное исследование функций глубоких структур мозга. Было обнаружено, что ряд глубоких подкорковых структур имеет непосредственное отношение к речевым процессам. В частности, к их числу относятся некоторые ядра таламуса, при поражении которых (или при воздействии на них очага, расположенного вблизи) возникает особая форма речевых нарушений, не похожая ни на одну из форм афазий.
Как известно, вентролатеральные ядра таламуса являются частой «мишенью» стереотаксических операций, которые производятся при лечении паркинсонизма (В.М.Смирнов, 1976; Н.П.Бехтерева, 1980 и др.).
2. Дизартрия - нарушения артикуляции в результате повреждения иннервации речевой мускулатуры. Особый тип нарушений речевой деятельности составляют дисфазии - непостоянные нарушения сенсорной, моторной и мнестической сторон речи, возникающие при поражении отдельных подкорковых структур.
Своеобразны нарушения речи при поражении экстрапирамидной системы в результате возникновения мышечной ригидности и гиперкинезов, охватывающих артикуляционную мускулатуру, что может привести к искажению слов (так называемый баттаризм). К этой форме патологии относятся спастическая дизартрия, ксеноалия (изменение структуры фонем), в результате чего речь больного приобретает как бы «иностранный» акцент. Речь может быть ускоренной - тахилалия, тахифемия или замедленной - брадилалия, брадиартрия. Поражение подкорковых образований нередко приводит к нарушению интонации, монотонности речи (монотония), повторению одного и того же слова (палилалия) и снижению речевой активности (олигофазия).
3. Алалия, или «детская афазия», по терминологии зарубежных авторов, представляет собой грубое расстройство речи у детей вследствие поражения ЦНС в дородовой период или в первые годы жизни ребенка, препятствующее нормальному формированию речевой функциональной системы.
Общее недоразвитие речевой
системы у детей может быть
обусловлено разными причинами:
дефектами периферического
Все названные варианты алалии, согласно Л.О.Бадаляну, в зависимости от причин их возникновения можно разделить на следующие группы.
I. Речевые нарушения, связанные с органическим поражением центральной нервной системы. В зависимости от уровня поражения речевой системы они делятся на:
1) афазии - распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон;
2) алалии - системное недоразвитие речи вследствие поражений корковых речевых зон в доречевом периоде. Алалия может быть сенсорной и моторной;
3) дизартрии - нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры.
В зависимости от локализации поражения выделяют несколько форм дизартрии.
II. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями центральной нервной системы:
1)заикание;
2) мутизм и сурдомутизм.
III. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалия).
IV. Задержки речевого развития различного генеза (при недоношенности, соматической ослабленности, педагогической запущенности).
Между сенсорным и моторным центром речи существует тесная связь, поэтому при поражении центра Вернике искажается также моторная речь, контроль над собственной речью нарушен. Больной употребляет ненужные слова, ошибается при употреблении слогов и букв, говорит излишне много. Наблюдается повышенная речевая активность (логорея) с большим количеством парафазии (искажение, неточное употребление слов) и с персеверациями, когда больной на различные по смыслу вопросы отвечает одним и тем же словом. Тот же характер носит нарушение понимания письменной речи (алексия). Больной не в состоянии читать. В отдельных случаях он может правильно читать вслух, но не понимает прочитанного и не сознает допускаемых им ошибок. В чтении и письме отмечаются пропуски букв, перестановки слов и слогов с грубым искажением смысла слов. В письме под диктовку может отмечаться слитное написание двух слов - контаминация. В тяжелых случаях письмо распадается полностью, в более легких - нарушается звуковой состав слов. Особенностью афазии в детском возрасте является частое сочетание моторных и сенсорных нарушений, а также более выраженные расстройства мышления, иногда и поведения. Несмотря на частоту черепно-мозговых травм в детском возрасте, афазия у детей наблюдается относительно редко, что связано с большими компенсаторными возможностями детского мозга и незаконченной дифференциацией корковых центров.
Заболевания нервной системы сопровождающиеся различными расстройствами речи.