Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 08:44, реферат
В осуществлении речевой функции, а также письма и чтения принимают участие зрительный, слуховой, двигательный и кинестетический анализаторы. Большое значение имеют сохранность иннервации мышц языка, гортани, мягкого нёба, состояние придаточных пазух и полости рта, играющих роль резонаторных полостей. Кроме того, важна координация дыхания и произношения звуков.
Формы речевой деятельности …………………………………………...….3
Классификация и краткая характеристика нарушений речи……….….….5
Заболевания нервной системы сопровождающиеся различными расстройствами речи………………………………………………………..11
Нарушения речи при психических заболеваниях………………………...13
Расстройства речи без органических повреждений ЦНС……………..…17
Методы и формы работы с детьми, имеющими нарушение речи….……17
Список литературных источников……………………………………...…22
Так, нарушение мозгового кровообращения, травмы и нейроинфекция часто приводят к возникновению афазии.
Скандированная речь характерна для рассеянного склероза; монотония, брадилалия, иногда тахилалия, баттаризм - для паркинсонизма и гиперкинезов.
Изменения речи могут возникать при поражении некоторых периферических нервов, таких, как возвратный, подъязычный, тройничный.
Нередко встречаются расстройства голоса - афония и дисфония, причиной которых служит поражение голосового аппарата органического (паралич возвратного нерва, парез голосовых связок) или функционального (истерическая афония) характера. Нередко вследствие сильного эмоционального воздействия наблюдается отсутствие речи функционального порядка (мутизм), при котором органические структурные поражения головного мозга отсутствуют.
Заикание - сложное нарушение речи, характеризующееся расстройством ее ритма и плавности. Как правило, заикание возникает у детей 2-5 лет, т. е. в период формирования развернутой фразовой речи, чаще - у легко возбудимых детей. Обостряется в связи с поступлением в школу, а также в подростковом и юношеском возрасте. Вызывается периодически возникающими судорогами мышц речевого аппарата: несколько кратковременных сокращений мышц приводят к непроизвольному повторению отдельных звуков или слогов – клоническое заикание, сильное длительное сокращение мышц вызывает задержку речи - тоническое заикание; часто отмечается смешанная форма заикание. К судорогам мышц речевого аппарата иногда присоединяются судороги лица и конечностей. Неспособность к полноценно оформленному речевому высказыванию создает серьезные затруднения в общении.
Подразделение заикание на клоническое и тоническое (в зависимости от характера судорог речевой мускулатуры) в настоящее время представляется недостаточным. заикание - симптом разных (в клиническом отношении) заболеваний, оно редко выступает в самостоятельном виде и почти всегда сосуществует с другими нервно-психическое расстройствами. Исходя из этого, М. И. Буянов и Б. 3. Драпкин выделили невротическое, неврозоподобное и смешанное заикание. Невротическое заикание - психогенное расстройство, которое обнаруживается в психотравмирующей ситуации, усиливается при фиксации внимания на речевом дефекте и, наоборот, значительно уменьшается при отвлечении внимания. Неврозоподобное заикание внешне напоминает невротическое, но не имеет психогенного происхождения, а возникает в рамках шизофрении, эпилепсии, олигофрении, при органическое поражении ЦНС. Кроме того, неврозоподобное заикание может быть наследственным. В отличие от невротического заикание, неврозоподобное заикание не зависит от ситуации, оно уменьшается, если человек следит за своей речью. Неврозоподобное заикание отличается нарушением темпа речи (тахилалия и брадилалия). Разграничить заикание на невротическое и неврозоподобное не всегда легко, так как у некоторых людей с неврозоподобным заикание возникают невротические наслоения.
Рис. 39. Области коры левого полушария головного мозга, связанные с речевыми функциями: А – «речевая зона» коры левого полушария: а – зона Брока, б– зона Вернике, с – «центр» зрительных представлений слов (по Д.Дежерину); Б – области коры левого полушария, электрическое раздражение которых вызывает разные нарушения речи в виде ее остановки, заикания, повторения слов, моторных дефектов речи, а также неспособности назвать предмет (по У.Пенфилду, Л. Робертсу)
Нарушения речи при психических заболеваниях.
Нарушения скорости речи проявляются в ее ускорении или замедлении. При легкой степени ускорения речь остается достаточно плавной и последовательной. Вместе с тем значительно увеличивается количество слов - так называемая логоррея. При этом слова часто перемежаются созвучиями последних слогов (рифмами), поговорками, отрывками стихотворений, афоризмами. Дальнейшее ускорение речи ведет к появлению неоконченных фраз, отмечается легкость перехода от одной темы к другой и как следствие - нарушение последовательности высказывания. Мышление таких больных определяют как скачку идей. Речь становится отрывочной, может прерываться смехом, свистом, пением, вопросами, не имеющими отношения к данной ситуации, на которые больные не ждут ответов.
При замедлении речи количество спонтанных высказываний уменьшается, вплоть до полного их исчезновения. Больные начинают отвечать только на вопросы. Активный запас слов беднеет, грамматический строй фраз упрощается. Часто больные отвечают лишь односложно («да», «нет») и при этом жалуются на отсутствие мыслей или на то, что одна какая-нибудь мысль преследует неотвязно - моноидеизм. Замедленная речь может смениться полным молчанием (мутизм). В зависимости от фона, на котором развивается мутизм, его определяют как депрессивный, истерический, кататонический, реактивный, органический. К подобным расстройствам речи могут привести черепно-мозговые травмы, опухоли мозга, энцефалит.
Нарушения дикции разнообразны. В одних случаях возрастает сила звука - речь громкая, с выразительными или однообразными интонациями (гипоманиакальные и маниакальные состояния), в других, напротив, ослабевает: речь тихая, шепотная, временами чуть слышная, лишенная модуляций (депрессивные, бредовые состояния, состояния слабоумия). Иногда речь сопровождается выраженным аффективным компонентом: театральная, декламирующая, высокопарная, патетическая (истерические, психопатические состояния, состояния речевого возбуждения при прогрессивном параличе) или, напротив, стонущая, с плачем и причитаниями (тревожно-депрессивное состояние). Изменения дикции могут быть связаны с акцентированием на отдельных словах или фразах, скандированием, использованием детских интонаций: например, при состоянии детского слабоумия.
Нарушения смыслового содержания речи в наиболее отчетливой форме проявляются в неологизмах - новых, создаваемых самими больными словах. Выделяют два типа неологизмов: пассивные и активные. Пассивные неологизмы не обладают коммуникативными свойствами и имеют в своей основе один лишь звуковой элемент. Они создаются больными на основе случайных ассоциаций и фонетического сходства слов различного содержания (гипоманиакальные и маниакальные состояния). К пассивным неологизмам отчасти можно отнести также случаи, когда больной забывает первоначальный смысл слова и оно принимает новое значение (состояние слабоумия органического генеза) или когда существующие обозначения предметов заменяются новыми обозначениями: например, лошадь обозначают словом «дада» (выраженные формы олигофрении). К пассивным неологизмам относятся и особые слова, которыми некоторые больные с навязчивыми состояниями пользуются в качестве ритуалов. Они произносят их как заклинание, не вдумываясь в их смысл.
Активные неологизмы представляют собой слова, имеющие смысл и являющиеся средством активного речевого общения с окружающими.
Разорванная речь сопровождается различной степени нарушениями грамматического строя и смысла высказываемого или при сохранности грамматического строя утрачивается ее смысл. Подобные нарушения речи встречаются при шизофрении, помрачении сознания.
Нарушения грамматического строя в своих крайних степенях представлены набором отдельных, не связанных по смыслу слов. В других случаях употребляют неоконченные фразы или их обрывки, фразы, лишенные глаголов, или, напротив, фразы, в которых употребляются глаголы в неопределенной форме; заменяют личное местоимение «я» другими в единственном и множественном числе («он», «мы», «они»). Могут говорить о себе в другом роде. Встречается употребление перифраз: вместо обозначения предмета приводится его описание.
Мимоговорение (миморечь) выражается в том, что ответы больных находятся вне всякой связи с задаваемыми вопросами; иногда совершенно некстати ответы включают отдельные слова вопроса (при реактивных психозах, кататоническом синдроме).
Монолог - это непрерывная, хотя и обращенная к собеседнику, но обусловленная в первую очередь внутренним состоянием больного, а не необходимостью словесного общения. При этом больной не обращает внимания на задаваемые вопросы, а продолжает говорить свое. Если монолог является привычной формой речи, то это достоверный признак хронического, сопровождаемого изменениями личности психического заболевания, например шизофрении.
Зеркальная речь - это произнесение слов (читаемых, слышимых, возникающих спонтанно) с конца; наблюдается при шизофрении.
Речевой напор выражается в повышенной речевой активности с ускоренной речью, многословностью. Больному трудно остановиться или переключить свои высказывания на другую тему, ответить на задаваемые вопросы. Встречается у больных маниакально-депрессивным психозом, при шизофрении и других заболеваниях.
Телеграфная речь характеризуется преобладанием отдельных, коротких, отрывочных фраз, в том числе и односложных, в которых слова не соединяются друг с другом союзами и предлогами. Наблюдается у больных с помрачением сознания, при органических заболеваниях мозга.
Расстройства речи без органических повреждений ЦНС
При этом незначительные функциональные нарушения речи могут не сопровождаться нарушениями психической деятельности. Так, не выявлено особых различий между нормально говорящими и заикающимися с невротической формой заикания при изучении словесно-логического мышления. Однако у заикающихся с неврозоподобной формой заикания отмечается более низкий уровень сформированности понятийного мышления, что проявляется в замедленности и тугоподвижности мыслительных операций, потере заданного способа рассуждении.
Наличие индивидуальных различий в особенностях словесных форм мышления заикающихся с невротической и неврозоподобной формами заикания указывает на необходимость дифференцированного подхода к ним в процессе коррекционно-воспитательной работы. В частности, при неврозоподобной форме заикания необходимо не только длительное логопедическое воздействие, но и целенаправленная работа по развитию познавательной деятельности.
Методы и формы работы с детьми имеющими нарушение речи
В логопедической практике существуют разнообразные методы коррекции заикание, которые в необходимых случаях используются в сочетании с медикаментозным, физиотерапевтическим и психотерапевтическим лечением. Дети, страдающие тяжелыми формами заикание, направляются в спец. образовательные учреждения.
Система специальных дошкольных и школьных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи начала развиваться с 60-х гг. XX в. Помощь детям с речевыми нарушениями в настоящее время оказывается в системе образования, здравоохранения и социальной защиты.
В системе образования установлено типовое положение о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи. Определены три профиля специальных групп.
Группа для детей с фонетико-
Группа для детей с общим недоразвитием речи.
Группа для детей с заиканием.
Помимо этого существуют специальные (логопедические) группы в детских садах общего типа, а также логопедические пункты в детских садах общего типа. При общеобразовательных школах существуют логопедические пункты, где логопед оказывает помощь детям, имеющим нарушения речи и трудности в обучении. Кроме этого существуют специальные школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, которые состоят из двух отделений. В первое отделение принимаются дети с тяжелыми нарушениями речи, препятствующими обучению в общеобразовательной школе (дизартрия, ринолалия, алалия, афазия). Во второе отделение зачисляются дети, страдающие тяжелым заиканием.
Оказание логопедической помощи осуществляется в системе здравоохранения. При поликлиниках и психоневрологических диспансерах (детских и взрослых) имеются логопедические кабинеты, где оказывается логопедическая помощь лицам разного возраста, имеющим речевые расстройства. В системе здравоохранения организованы специализированные ясли для детей с речевыми нарушениями, где оказывается помощь детям с задержкой речевого развития, а также детям с заиканием. В системе социальной защиты имеются специализированные дома ребенка, в основную задачу которых входят своевременная диагностика и исправление речи детей. Детский психоневрологический санаторий (дошкольный и школьный) оказывает помощь как детям, страдающим различными неврологическими заболеваниями, так и детям с общим недоразвитием речи, задержкой речевого развития, заиканием. В системе здравоохранения оказывается также помощь взрослому населению (лицам, страдающим афазией, дизартрией, заиканием), которая организована стационарно, полустационарно, амбулаторно.
Независимо от типа учреждения логопедическая
помощь, которую получают лица с речевыми
нарушениями, осуществляется только в условиях комплексного
медико-психолого-
Таким образом, логопедия представляет собой особый раздел педагогики, который направлен на изучение, воспитание и обучение детей, подростков и взрослых, страдающих речевой патологией.
Поскольку речь представляет собой сложноорганизованную психическую функцию, то отклонение в ее развитии и ее нарушение, как правило, являются признаком серьезных изменений состояния ЦНС. Это означает, что страдает не только речь, но и все высшие психические функции в целом. Дети с речевой патологией,
как правило, имеют большие или меньшие трудности обучения Вместе с тем подавляющее число детей с речевыми нарушениями обучаются в общеобразовательной школе. Так как выраженные признаки речевых нарушений в школьном возрасте уже могут отсутствовать, то нередко трудности в обучении таких детей учите, ля связывают с недостатками воспитания, низким контролем со стороны родителей, социальной запущенностью. Однако эти дети требуют особого внимания со стороны педагогов.
В первую очередь детей, имеющих трудности в обучении и особенно в овладении процессом письма и чтения, необходимо направить к логопеду. Кроме этого этим детям необходим более благоприятный (облегченный) режим обучения. Такой режим характеризуется не снижением уровня требований к усвоению программного материала, а организацией режима обучения. Прежде всего они нуждаются в особой психологической поддержке со стороны учителя. Это выражается в ободрении, мягком тоне замечаний, поощрении и т.п. Задачи, которые ставятся перед классом в целом в учебном процессе, для таких детей должны детализироваться, инструкции - носить более дробный характер, т.е. быть доступными для понимания и выполнения.