Норма двигательной активности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:44, реферат

Описание работы

Здоровье — важнейшее достояние человека, основа его жизни, работоспособности, творческих успехов, семейного благополучия, настроения и долголетия. Здоровье народа отражает уровень жизни и санитарное благополучие страны, непосредственно влияет на продолжительность жизни и производительность труда, обороноспособность, экономику и благосостояние, нравственный климат и активность людей.

Файлы: 1 файл

ГОУ ВПО РЕФЕРАТ Легинькова 4 стомат.docx

— 69.71 Кб (Скачать файл)

Для определения ЖЕЛ необходимо сделать максимальный вдох, а затем  выдох. При самоконтроле ЖЕЛ легко  определить с помощью спирометра. Величина ЖЕЛ зависит от пола, возраста, размеров тела и физической подготовленности. В среднем у мужчин она равна 3,5-5, у женщин - 2,5-4 литра. С улучшением функциональной подготовленности ЖЕЛ  увеличивается, а ее уменьшение свидетельствует  о неадекватности физической нагрузки.

Формулы расчета должной  ЖЕЛ (ДЖЕЛ) - 1 и 2 для интенсивно занимающихся физкультурой и спортом, 3 и 4 - для  не занимающихся физкультурой и спортом (Синяков А.Ф.).

 

Мужчины: (1)ДЖЕЛ= (31*рост)+(35*вес)-3000

(3) ДЖЕЛ = (31* рост) + (32 * вес) - (20 * возраст) - 2950

Женщины: (2) ДЖЕЛ= (25*рост) + (29*вес) - 2200

(4) ДЖЕЛ = (25*рост) + (26* вес) - (15*возраст) - 2150

 

НИИ пульмонологии Минздрава  России предложены формулы для людей 25-60 лет:

 

ДЖЕЛ для мужчин = (0,052 * рост) - (0,028 * возраст) - 3,2

ДЖЕЛ для женщин = (0,049 * рост) - (0,019 * возраст) - 3,76

 

В этих формулах рост исчисляется  в сантиметрах, возраст в годах, ДЖЕЛ в литрах.

В норме у здоровых лиц  ЖЕЛ фактическая может быть ниже должной на 10-15%, то есть составлять 90-85% от ДЖЕЛ. Фактическая ЖЭЛ, составляющая 84-70% от ДЖЕЛ, расценивается как умеренно сниженная, 69-50% - значительно сниженная, 49% и ниже - резко сниженная.Жизненный индекс определяется соотношением ЖЭЛ в миллилитрах к массе тела в килограммах. Средняя величина его у людей молодого возраста составляет 75 мл/кг у мужчин и 55 мл/кг у женщин. У спортсменов средние величины этого индекса больше приведенных значений. С возрастом жизненный индекс уменьшается.

Функциональное состояние  системы дыхания позволяет оценить  проба с задержкой дыхания  на вдохе (проба Штанге) и выдохе (проба Генчи).

Проба Штанге заключается  в следующем: человек в положении  сидя делает глубокий вдох и выдох, затем снова вдох (примерно 80% от максимального), закрывает рот и  одновременно зажимает пальцами нос, задерживая дыхание (секундомер включается в конце вдоха). В норме у здорового человека она составляет не менее 50-60 секунд, у спортсменов 2-3 минуты.

При выполнении пробы Генчи человек сидя с зажимом на носу, делает свободный выдох через рот и сидит с закрытым ртом, не вдыхая, до появления неприятных ощущений. Момент вдоха через рот фиксируется остановкой секундомера. В процессе занятий физической культурой устойчивость к гипоксии повышается. Увеличение времени задержки дыхания в динамике свидетельствует о повышении функциональных возможностей организма. При хорошей физической подготовленности задержка может достигать 60-90 сек. При переутомлении этот показатель резко уменьшается. У не тренированных людей проба Генчи составляет 25-30 секунд.

Оценивая результаты динамометрии, следует учитывать как абсолютную величину мышечной силы, так и относительную (к весу тела). Удобнее представлять величину мышечной силы в процентном выражении - силовой индекс. Например, сила правой руки (кисти) равна 52 кг, вес  тела 76 кг, тогда:

 

52 - 100 %

силовой индекс = ----------------- = 68,4

76

 

Для молодых нетренированных  мужчин (до 35 лет) этот показатель составляет 60-70% от веса тела. Для нетренированных  женщин (до 30 лет) силовой индекс составляет 45-50%.

 

2.3 Ведение дневника самоконтроля

 

Данные показатели физического  состояния используются в самоконтроле. Дневник самоконтроля важно заполнять регулярно, отражая в нем динамику субъективных (самочувствие, настроение, сон, аппетит, потоотделение, усталость, боль, желание выполнить физическую нагрузку и другие ощущения) и объективных (антропометрических, функциональных) показателей необходимых для экспресс-оценки здоровья (таблица 1). Дневник здоровья может служить средством контроля правильности выбранного образа жизни, режима двигательной деятельности и мероприятий, направленных на коррекцию здоровья.

Самоконтроль на занятиях физической культурой

Показатели

месяц

             
   

число

             
   

время

             

1

Самочувствие по субъективным показателям

до

             
   

после

             

2

Питание в течение дня

               

3

Сон (колич. Часов)

               

4

Настроение

до

             
   

после

             

5

Желание заниматься

               

6

Пульс исходный

               

7

Пульс максимальный

               

8

Пульс после занятия

               

9

Время восстановления ЧСС

               

10

Задержка дыхания на выдохе (сек.)

               

11

Динамометрия кисти, кг

               

12

АД

               

13

Ортостатическая проба на следующий день после занятий (утром)

         

 

Выводы

 

Таким образом, существуют объективные  и субъективные показатели самоконтроля которые осуществляются в процессе жизнедеятельности, цель которого – оценка влияния на организм любых нагрузок, предъявляемых факторами окружающей среды, и корректировка их в оптимальных для себя пределах.

Преподаватель, тренер и  врач должны разъяснять спортсменам  значение регулярного самоконтроля для укрепления здоровья, правильного  построения учебно-тренировочного процесса и повышения спортивных достижений, рекомендовать пользоваться определенными  методами наблюдений, объясняя, как должны изменяться те или иные показатели самонаблюдений (например, сон, пульс, вес) при правильном построении тренировок и в случаях нарушений режима.

Преподаватель и тренер совместно  с врачом должны добиваться, чтобы  спортсмены правильно понимали изменения  различных функций организма  под влиянием физических нагрузок. Необходимо предостеречь спортсменов  от поспешных выводов при появлении  отклонений в показателях самонаблюдений, так как за неправильными выводами может последовать неправильное построение тренировок, а также возможное  самовнушение какого-либо заболевания, которого у спортсмена фактически нет. Важно разъяснить спортсменам, что  при отклонениях в показателях, выявленных при самоконтроле, необходимо посоветоваться с врачом и преподавателем или тренером, прежде чем принимать  какие-либо меры.

 

Список использованной литературы

 

Амосов Н.М. Раздумья о  здоровье. — 3-е изд.— М.: Физкультура  и спорт, 1987.

Бальсевич В.А., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. — Киев.: Здоровья, 1987.

Виленсюий М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда. — М.: Знание, 1987.

Виленский М.Я., Сафин Р.С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей. — М.: Высшая школа, 1989.

Волков В.М. Восстановительные  процессы в спорте. — М.: Физкультура  и спорт, 1977.

Готовцев П.И., Дубровский В.И. Спортсменам о восстановлении. — М.:

Физкультура и спорт, 1981.

Гриненко М.Ф., Саноян Г.Г. Труд, здоровье, физическая культура. — М.:

Физкультура и спорт, 1974.

Гриненко М.Ф., Решетников Г.С. С помощью движений. — М.; Физкультура и спорт, 1984.

Залесский М.3. Можно ли подрасти? — М.: Знание, 1987.

Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. — М.: Физкультура и спорт, 1979.

Зинченко В.П., Леонова  А.Б., Стрелков Ю.Н. Психометрика утомления. — М.: Изд-во МГУ, 1977.

Иваницкий М.Ф. Анатомия человека. — 2-е изд. — М.: Физкультура и  спорт, 1962.

Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов. — М.: Высшая школа, 1978.

Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка специалис-тов народного хозяйства в высших учебных заведениях: Дисс. докг. псд. наук. — М., 1978.

Меерсон Ф.3. Адаптация, стресс и профилактика. — М.: Наука, 1981.

Недвецкая Г.Д. Движения великий смысл. — Минск: Полымя, 1987.

Нифонтова Л.Н., Павлова Г.В. Физическая культура для людей, занятых  малоподвижным трудом. — М.: Советский  спорт, 1993.

Озолин Н.Г. Путь к успеху. — 2-е изд. — М.: Физкультура и  спорт, 1985.

Раевский А.Н., Антонов  А.В. Производство и психология. —  Л.: Судостроение, 1969.

Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических  вузов. — М.: Высшая школа, 1985.

Теория и методика физического  воспитания. — 2-е изд., Т. 1 — М.: Физкультура  и спорт, 1976.

Теория спорта / Под ред. В.Н. Платонова. — Киев: Вища школа, 1987.

Туманян Г.С., Мартиросов Э.Г. Телосложение и спорт. — М.: Физкультура и спорт, 1976.

Фарфель В.С., Коц Я.М. Физиология человека (с основами биохимии). — М.;

Физкультура и спорт, 1970.

Физическое воспитание: Учебник  для студентов высших учебных  заведений. — М.: Высшая школа, 1983.

Черняховский А. Деловой  успех и здоровье. — М.: Финвест, 1992.

Шадриков В.Д. Деятельность и способности. — М.: Изд. Корпорация ("Логос"), 1994.

 

 

 


Информация о работе Норма двигательной активности