Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:44, реферат
Здоровье — важнейшее достояние человека, основа его жизни, работоспособности, творческих успехов, семейного благополучия, настроения и долголетия. Здоровье народа отражает уровень жизни и санитарное благополучие страны, непосредственно влияет на продолжительность жизни и производительность труда, обороноспособность, экономику и благосостояние, нравственный климат и активность людей.
Для определения ЖЕЛ необходимо сделать максимальный вдох, а затем выдох. При самоконтроле ЖЕЛ легко определить с помощью спирометра. Величина ЖЕЛ зависит от пола, возраста, размеров тела и физической подготовленности. В среднем у мужчин она равна 3,5-5, у женщин - 2,5-4 литра. С улучшением функциональной подготовленности ЖЕЛ увеличивается, а ее уменьшение свидетельствует о неадекватности физической нагрузки.
Формулы расчета должной ЖЕЛ (ДЖЕЛ) - 1 и 2 для интенсивно занимающихся физкультурой и спортом, 3 и 4 - для не занимающихся физкультурой и спортом (Синяков А.Ф.).
Мужчины: (1)ДЖЕЛ= (31*рост)+(35*вес)-3000
(3) ДЖЕЛ = (31* рост) + (32 * вес) - (20 * возраст) - 2950
Женщины: (2) ДЖЕЛ= (25*рост) + (29*вес) - 2200
(4) ДЖЕЛ = (25*рост) + (26* вес) - (15*возраст) - 2150
НИИ пульмонологии Минздрава России предложены формулы для людей 25-60 лет:
ДЖЕЛ для мужчин = (0,052 * рост) - (0,028 * возраст) - 3,2
ДЖЕЛ для женщин = (0,049 * рост) - (0,019 * возраст) - 3,76
В этих формулах рост исчисляется в сантиметрах, возраст в годах, ДЖЕЛ в литрах.
В норме у здоровых лиц ЖЕЛ фактическая может быть ниже должной на 10-15%, то есть составлять 90-85% от ДЖЕЛ. Фактическая ЖЭЛ, составляющая 84-70% от ДЖЕЛ, расценивается как умеренно сниженная, 69-50% - значительно сниженная, 49% и ниже - резко сниженная.Жизненный индекс определяется соотношением ЖЭЛ в миллилитрах к массе тела в килограммах. Средняя величина его у людей молодого возраста составляет 75 мл/кг у мужчин и 55 мл/кг у женщин. У спортсменов средние величины этого индекса больше приведенных значений. С возрастом жизненный индекс уменьшается.
Функциональное состояние
системы дыхания позволяет
Проба Штанге заключается в следующем: человек в положении сидя делает глубокий вдох и выдох, затем снова вдох (примерно 80% от максимального), закрывает рот и одновременно зажимает пальцами нос, задерживая дыхание (секундомер включается в конце вдоха). В норме у здорового человека она составляет не менее 50-60 секунд, у спортсменов 2-3 минуты.
При выполнении пробы Генчи человек сидя с зажимом на носу, делает свободный выдох через рот и сидит с закрытым ртом, не вдыхая, до появления неприятных ощущений. Момент вдоха через рот фиксируется остановкой секундомера. В процессе занятий физической культурой устойчивость к гипоксии повышается. Увеличение времени задержки дыхания в динамике свидетельствует о повышении функциональных возможностей организма. При хорошей физической подготовленности задержка может достигать 60-90 сек. При переутомлении этот показатель резко уменьшается. У не тренированных людей проба Генчи составляет 25-30 секунд.
Оценивая результаты динамометрии,
следует учитывать как
52 - 100 %
силовой индекс = ----------------- = 68,4
76
Для молодых нетренированных мужчин (до 35 лет) этот показатель составляет 60-70% от веса тела. Для нетренированных женщин (до 30 лет) силовой индекс составляет 45-50%.
2.3 Ведение дневника самоконтроля
Данные показатели физического состояния используются в самоконтроле. Дневник самоконтроля важно заполнять регулярно, отражая в нем динамику субъективных (самочувствие, настроение, сон, аппетит, потоотделение, усталость, боль, желание выполнить физическую нагрузку и другие ощущения) и объективных (антропометрических, функциональных) показателей необходимых для экспресс-оценки здоровья (таблица 1). Дневник здоровья может служить средством контроля правильности выбранного образа жизни, режима двигательной деятельности и мероприятий, направленных на коррекцию здоровья.
Самоконтроль на занятиях физической культурой
№ |
Показатели |
месяц |
|||||||
число |
|||||||||
время |
|||||||||
1 |
Самочувствие по субъективным показателям |
до |
|||||||
после |
|||||||||
2 |
Питание в течение дня |
||||||||
3 |
Сон (колич. Часов) |
||||||||
4 |
Настроение |
до |
|||||||
после |
|||||||||
5 |
Желание заниматься |
||||||||
6 |
Пульс исходный |
||||||||
7 |
Пульс максимальный |
||||||||
8 |
Пульс после занятия |
||||||||
9 |
Время восстановления ЧСС |
||||||||
10 |
Задержка дыхания на выдохе (сек.) |
||||||||
11 |
Динамометрия кисти, кг |
||||||||
12 |
АД |
||||||||
13 |
Ортостатическая проба на следующий день после занятий (утром) |
Выводы
Таким образом, существуют объективные и субъективные показатели самоконтроля которые осуществляются в процессе жизнедеятельности, цель которого – оценка влияния на организм любых нагрузок, предъявляемых факторами окружающей среды, и корректировка их в оптимальных для себя пределах.
Преподаватель, тренер и врач должны разъяснять спортсменам значение регулярного самоконтроля для укрепления здоровья, правильного построения учебно-тренировочного процесса и повышения спортивных достижений, рекомендовать пользоваться определенными методами наблюдений, объясняя, как должны изменяться те или иные показатели самонаблюдений (например, сон, пульс, вес) при правильном построении тренировок и в случаях нарушений режима.
Преподаватель и тренер совместно
с врачом должны добиваться, чтобы
спортсмены правильно понимали изменения
различных функций организма
под влиянием физических нагрузок.
Необходимо предостеречь спортсменов
от поспешных выводов при
Список использованной литературы
Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. — 3-е изд.— М.: Физкультура и спорт, 1987.
Бальсевич В.А., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. — Киев.: Здоровья, 1987.
Виленсюий М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда. — М.: Знание, 1987.
Виленский М.Я., Сафин Р.С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей. — М.: Высшая школа, 1989.
Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1977.
Готовцев П.И., Дубровский В.И. Спортсменам о восстановлении. — М.:
Физкультура и спорт, 1981.
Гриненко М.Ф., Саноян Г.Г. Труд, здоровье, физическая культура. — М.:
Физкультура и спорт, 1974.
Гриненко М.Ф., Решетников Г.С. С помощью движений. — М.; Физкультура и спорт, 1984.
Залесский М.3. Можно ли подрасти? — М.: Знание, 1987.
Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. — М.: Физкультура и спорт, 1979.
Зинченко В.П., Леонова А.Б., Стрелков Ю.Н. Психометрика утомления. — М.: Изд-во МГУ, 1977.
Иваницкий М.Ф. Анатомия человека. — 2-е изд. — М.: Физкультура и спорт, 1962.
Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов. — М.: Высшая школа, 1978.
Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка специалис-тов народного хозяйства в высших учебных заведениях: Дисс. докг. псд. наук. — М., 1978.
Меерсон Ф.3. Адаптация, стресс и профилактика. — М.: Наука, 1981.
Недвецкая Г.Д. Движения великий смысл. — Минск: Полымя, 1987.
Нифонтова Л.Н., Павлова Г.В. Физическая культура для людей, занятых малоподвижным трудом. — М.: Советский спорт, 1993.
Озолин Н.Г. Путь к успеху. — 2-е изд. — М.: Физкультура и спорт, 1985.
Раевский А.Н., Антонов А.В. Производство и психология. — Л.: Судостроение, 1969.
Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. — М.: Высшая школа, 1985.
Теория и методика физического воспитания. — 2-е изд., Т. 1 — М.: Физкультура и спорт, 1976.
Теория спорта / Под ред. В.Н. Платонова. — Киев: Вища школа, 1987.
Туманян Г.С., Мартиросов Э.Г. Телосложение и спорт. — М.: Физкультура и спорт, 1976.
Фарфель В.С., Коц Я.М. Физиология человека (с основами биохимии). — М.;
Физкультура и спорт, 1970.
Физическое воспитание: Учебник для студентов высших учебных заведений. — М.: Высшая школа, 1983.
Черняховский А. Деловой успех и здоровье. — М.: Финвест, 1992.
Шадриков В.Д. Деятельность и способности. — М.: Изд. Корпорация ("Логос"), 1994.