Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 13:09, реферат
Проблема качества медицинской помощи актуальна как в нашей стране, так и во всем мире. Правительства большинства стран широко финансируют научный поиск по данной проблеме, а также программы повышения качества медицинской помощи, способные уменьшить финансовые затраты без снижения технологического уровня. Органы власти развитых стран серьезно озабочены стремительным ростом стоимости медицинских услуг без адекватной безопасности для пациентов. Национальные программы по обеспечению качества медицинской помощи созданы во многих странах мира.
1.Введение. Проблема качества медицинской помощи в нашей стране.
2. Определение качества медицинской помощи, как объекта оценки.
3. Перечень законов РФ и подзаконных актов по проблемам качества медицинской помощи.
4. Качество медицинской помощи ЛПУ.
5.Качество сестринской помощи.
6.Оценка качества сестринской помощи.
7.Список литературы.
Министерство здравоохранения Р
ГБОУ ВПО Иркутский государственный медицинский университет Минздравсоцразвития РФ
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения
Заведующий кафедрой
Профессор Г.М. Гайдаров
Реферат на тему:
Оценка качества медицинской помощи в ЛПУ.
Работу выполнила
интерн по специальности «Управление сестринской деятельностью»
ФИО
Иркутск 2012 г.
Содержание.
1.Введение. Проблема качества медицинской помощи в нашей стране.
2. Определение качества медицинской помощи, как объекта оценки.
3. Перечень законов РФ и подзаконных актов по проблемам качества медицинской помощи.
4. Качество медицинской помощи ЛПУ.
5.Качество сестринской помощи.
6.Оцека качества сестринской помощи.
7.Список литературы.
Проблема качества медицинской помощи актуальна как в нашей стране, так и во всем мире. Правительства большинства стран широко финансируют научный поиск по данной проблеме, а также программы повышения качества медицинской помощи, способные уменьшить финансовые затраты без снижения технологического уровня. Органы власти развитых стран серьезно озабочены стремительным ростом стоимости медицинских услуг без адекватной безопасности для пациентов. Национальные программы по обеспечению качества медицинской помощи созданы во многих странах мира.
Граждане РФ болезненно воспринимают низкое качество медицинской помощи, получаемой ими в лечебных учреждениях. Основная причина этого: несоответствие между гарантиями государства в оказании населению бесплатной медицинской помощи и финансовой поддержкой этих гарантий. Постоянное хроническое недофинансирование отрасли сказывается на ресурсном обеспечении организаций здравоохранения. Невозможность, своевременного обновления основных фондов заставляет руководителей организаций здравоохранения эксплуатировать морально и физически устаревшее оборудование, что снижает качество медицинской помощи и создает угрозу безопасности персонала и пациентов.
Повышение качества и доступности медицинской помощи - это одна из важнейших целей государственной политики в области охраны здоровья граждан Российской Федерации, что подтверждено в "Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г.", одобренной распоряжением Правительства от 31.08.2000г
Задачи обеспечения
и улучшения качества медицинской
помощи, решающиеся в настоящее время
в Российской Федерации, во многом созвучны
с аналогичными задачами других стран
и Всемирной организации
Определение качества медицинской помощи, как объекта оценки, необходимо для выбора цели, стратегии, постановки адекватных им задач и обоснования критериев их реализации.
На основании ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Граждане РФ в соответствии с законом РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" имеют право на получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора медицинского страхования, который содержит перечень медицинских услуг, входящих в территориальную программу а также на предъявление иска учреждениям здравоохранения и частнопрактикующим врачам, работающим в системе обязательного медицинского страхования, в том числе и на материальное возмещение ущерба в случае причинения вреда здоровью вследствие ненадлежащего качества оказания медицинской и лекарственной помощи, а также условий предоставления медицинской и лекарственной помощи независимо от того, предусмотрено это в договоре медицинского страхования или нет.
Международные организации, занимающиеся проблемами качества, испытывали большие трудности из-за отсутствия единых терминов. В 1986 г. Международной организацией по стандартизации была выделена терминология, касающаяся качества и сопряженных с ним понятий. Позднее в 1994г. Международный стандарт ISO 8402 определил качество следующим образом:
Качество — это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Качество медицинской помощи — совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента (населения), его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологии.
В практике российского здравоохранения и специальной литературе наиболее распространены следующие определения (понятия) качества медицинской помощи:
1. Совокупность свойств
и характеристик услуг,
требования:
a) снижать риск прогрессировать, либо
возникновения нового
заболевания,
b) оптимально использовать ресурсы,
c) обеспечивать
2. Совокупность результатов
профилактики, диагностики и лечения
заболеваний, определяемых установленными
требованиями на основе
достижений медицинской науки и практики.
Таким образом, для создания
качественного обслуживания (услуги)
необходимо выявить потребности, которые
предполагается удовлетворить медицинской
помощью или отдельной
Характеристики качества медицинской помощи как требования пациентов, врачей и инвесторов медицинской помощи представлены широко. Как считают американские (Henry Ford Medical Group Clinical Practice Improvement Process, 1998) и российские ( Г . И . Назаренко , Е . И . Полубенцева, 2000) авторы, такими приоритетными характеристиками качества являются:
- со стороны пациентов — заинтересованность, вежливость персонала;
облегчение симптомов заболевания; функциональное
улучшение;
- со стороны врачей — соответствие оказываемой помощи
современному техническому оснащению,
свобода действий в интересах
пациента;
- со стороны инвесторов — эффективное использование имеющихся
фондов здравоохранения, соответствующее
использование медицинских
ресурсов, максимальный вклад в снижение
нетрудоспособности.
А. Донабедиан ( Donabedian A ., 1990) выделил следующие основные характеристики качества медицинской помощи:
- Результативность ( effectiveness ) — внешняя эффективность,
измеряющая достижение целей организации.
Результативность можно
определить как отношение достигнутого
результата к максимально
возможному, основанному на использовании
последних достижений науки
и технологии.
Эффективность ( efficiency ) — внутренняя эффективность, экономичность, измеряющая наиболее рациональное использование ресурсов. Отражает стремление добиться наименьшей стоимости медицинской помощи без снижения ее результативности.
- Оптимальность ( adequacy ) — оптимальное соотношение затрат
на
здравоохранение и получаемых результатов
в улучшении здоровья.
- Приемлемость ( acceptability ) — соответствие оказанной
помощи
ожиданиям, пожеланиям и надеждам пациентов
и их родственников.
- Законность ( legitimacy ) — соответствие социальным предпочтениям,
выраженным в этических принципах, законах,
нормах и правилах.
- Справедливость, беспристрастность ( equity ) — соответствие
принципу, который определяет обоснованное
и законное распределение
медицинской помощи и льгот среди населения.
Ряд ученых (Комаров Ю. М., Короткова А. В., Рашад Массуд, Элизабет МакГлинн, Фрэнсис Нотсон и др.) определяют несколько иные характеристики качества медицинской помощи: адекватность, доступность, преемственность и непрерывность,
действенность, результативность, эффективность, безопасность, своевременность, способность удовлетворять ожидания и потребности, стабильность процесса и результата, постоянное совершенствование и улучшение.
Таким образом, медицинская помощь должна быть оказана с максимально возможным эффектом (то есть ее результаты должны максимально соответствовать научно прогнозируемым), при этом — иметь минимальную стоимость, быть обоснованной, законной, соответствовать ожиданиям пациента и инвесторов и распределяться по справедливости.
В современном представлении каче
В приложении к приказу Министерства здравоохранения РФ от 22.01.2001№12 «О введении отраслевого стандарта «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении»» имеется следующие определение: « Качество медицинской помощи –система критериев, позволяющих определить качество оказания медицинской помощи как в определенном медицинском учреждении , у определенного врача, на определенной территории , так и отдельному больному». Также это понятие может быть применено для характеристики выполнения медицинскими работниками собственно медицинских методов или медицинских технологий.
Сегодня общепринятыми являются следующие характеристики качества:
-безопасность;
-адекватность;
- научно- технический и профессиональный уровень;
-экономичность;
-доступность;
-результативность;
-непрерывность;
-удобство;
-межличностные отношения;
- удовлетворенность пациента.
Из общепринятых характеристик качества на сегодняшний день важными являются 4 из них : безопасность;
-адекватность;
- научно- технический и
-экономичность;
Безопасность – Медицина базируется на принципе -не навреди. Медицинское вмешательство не должно привести к более тяжелым последствиям, чем те по- поводу которых оно осуществлялась.
Адекватность. Эксперт ВОЗ Х. Вуори определяет адекватность как показатель соответствия фактически оказанной технологии обслуживания потребностям и ожиданиям населения, относящимся к медицинским проблемам.
Главная потребность заболевшего - получить помощь, которая ведет к излечению, а если это невозможно, то облегчит его страдания и поможет добиться приемлемого “качества жизни”, то считается, что адекватность может быть оценена конечной пользой от применения конкретной процедуры. Причем не “вообще”, а с точки зрения ее влияния на качество последующей жизни.
Иногда вместо термина “адекватность” используют термин “результативность”, хотя понятие “адекватность” существенно шире. По мнению многих авторов, оно включает и характеристики доступности помощи, которая понимается как возможность получения потребителем необходимой ему помощи в нужное время, в удобном для него месте, в достаточном объеме и в умеренных и приемлемых затратах. Результативность же оценивает только конечный итог.
Экономичность. Экономическую эффективность часто определяют соотношением затрат к достигнутым результатам. Очень часто при прямой экономической заинтересованности медперсонала , в некоторых системах здравоохранения ,проводится завышение объемов медицинских услуг, чем нужно пациенту по состоянию здоровья.
Научно-технический уровень. Современность применяемых методов лечения, диагностики, профилактики также является важным компонентом качества. Она позволяет ответить на вопрос, насколько полно при оказании помощи были учтены современные достижения в области медицинских знаний и технологий. (“Международные медицинские обзоры” том 3 № 3 стр. 209-215, 1995 г).
Перечень законов РФ и подзаконных актов по проблемам качества медицинской помощи.
В настоящее время на федеральном уровне отсутствует законодательство, регулирующее отношения непосредственно по вопросам управления качеством медицинской помощи. Это в определенной мере тормозит формирование единых для РФ правовых механизмов обеспечения контроля за реализацией прав граждан на медицинскую помощь надлежащего качества. Поэтому при формировании актов федеральных органов исполнительной власти, а также нормативно-правовых документов на уровнях субъектов Федерации возникает необходимость постоянно соотносить их с гражданским законодательством в целом, в том числе действующим в иных сферах общественных отношений — например, в сфере экспертизы качества медицинской помощи.
В «Основах законодательства об охране здоровья граждан» (1993), как и в других законах, не определено понятие качества медицинской помощи. Это в значительной мере усложняет формирование правового механизма, направленного на обеспечение граждан медицинской помощью надлежащего качества. Тем более, что по общепринятым нормам делового оборота под стандартом качества товаров (работ, услуг) понимают отсутствие дефектов (ошибок) при их продаже (производстве, предоставлении).
Федеральное гражданское законодательство которое может быть использовано по проблеме качества медицинской помощи делится на общее и специальное.
К общему относятся:
Конституция РФ(12 декабря 1993г).
Гражданский кодекс.
Федеральный закон «О некоммерческих организациях»(1996г).
Информация о работе Оценка качества медицинской помощи в ЛПУ