Определение экспрессивной алалии и ее краткая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:47, контрольная работа

Описание работы

У детей дошкольного возраста часто встречаются нарушения в развитии речи. Специальные исследования показали разнообразие проявлений речевых патологий. В одних случаях отмечаются только отклонения в развитии звуковой стороны речи. В других - у детей нарушается формирование всех компонентов речевой системы.
Такая форма речевой патологии в логопедии понимается как общее недоразвитие речи и имеет различный механизм. При общем недоразвитии речи искажается процесс речевого онтогенеза, причем структура дефекта неоднородна. Степени недоразвития речи бывают разные: от полного ее отсутствия до не резко выраженного недоразвития.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Определение экспрессивной алалии и ее краткая характеристика
1.1 Алалия. Причины возникновения алалии
1.2 Анатомо-физиологический аспект алалии.
1.3 Классификация алалии
1.4 Механизм моторной алалии
1.5 Определение моторной алалии
1.6 Речевая симптоматика моторной алалии
1.7 Неречевая симптоматика моторной алалии
1.8 Обследование речи детей, страдающих алалией
1.9 Организация обучения детей с алалией
Вывод

Файлы: 1 файл

алалия.docx

— 42.58 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава 1. Определение экспрессивной алалии и ее краткая характеристика

1.1 Алалия. Причины возникновения алалии

1.2 Анатомо-физиологический  аспект алалии.

1.3 Классификация  алалии

1.4 Механизм  моторной алалии

1.5 Определение  моторной алалии

1.6 Речевая  симптоматика моторной алалии

1.7 Неречевая  симптоматика моторной алалии

1.8 Обследование  речи детей, страдающих алалией

1.9 Организация  обучения детей с алалией

Вывод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

У детей  дошкольного возраста часто встречаются  нарушения в развитии речи. Специальные  исследования показали разнообразие проявлений речевых патологий. В одних случаях  отмечаются только отклонения в развитии звуковой стороны речи. В других - у детей нарушается формирование всех компонентов речевой системы.

Такая форма  речевой патологии в логопедии  понимается как общее недоразвитие речи и имеет различный механизм. При общем недоразвитии речи искажается процесс речевого онтогенеза, причем структура дефекта неоднородна. Степени недоразвития речи бывают разные: от полного ее отсутствия до не резко  выраженного недоразвития.

Симптомокомплекс  языковых расстройств приводит ко вторичному недоразвитию интеллекта, нарушаются психические процессы. У таких  детей недостаточны внимание, восприятие, память, нарушения эмоционально - волевой  сферы, поведения. Дети упрямы, капризны, негавистичны. Отмечается склонность к слезам, двигательное беспокойство, повышенная синзетивность.

Для детей, имеющих систематическое недоразвитие речи, характерны меньший объем сведений и представлений об окружающем, недостаточность  сенсорных, временных и пространственных представлений, снижение способности  к запоминанию зрительного и  слухового материала, снижение уровня умения строить умозаключения, устанавливать  причинно - следственные связи.

Дети  с задержкой речевого развития нуждаются  в комплексном и дифференцированном воздействии на все стороны развития личности.

Логопедическую  работу с данной категорией детей  необходимо начинать в раннем возрасте. Для достижения положительных результатов  педагог-логопед должен четко представлять на каком фоне возникает недоразвитие речи, какое влияние на темп речевого развития оказывают сопутствующие  неврологические нарушения, генетические предпосылки, особенности психологической  деятельности ребенка, то есть знать  структуру дефекта, а также методы и приемы коррекционной работы.

К сожалению, одно из наиболее сложных речевых  нарушений - алалия не является достаточно изученным

 

Определение экспрессивной алалии и ее краткая  характеристика

Алалия. Причины возникновения алалии

    Алалия - отсутствие или недоразвитие речи в следствии органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. (см. [1])

Термин "алалия" в переводе с греческого обозначает отсутствие речи. В литературе, посвященной нарушениям речи, он встречается  с давних пор.

Большая часть врачей прежних веков соединяла  все формы потери речи под именем под именем алалии, но постепенно эти  формы стали разграничивать. Одним  из первых различие между этими формами  вводит И. Франк. Он, рассматривает алалию как немоту вследствие полной невозможности  артикулирования и определил  ее как степени дислалии, под которой  он подразумевал нарушение произношения, обусловленное артикуляционными трудностями.

    В 1830 г.Р. Шультесс выделяет алалию в отдельное речевое нарушение, но также рассматривает его в связи с артикуляционными расстройствами.

В 60-е  годы ХХ века в медицине широкое  распространение получил термин "афазия". Под ним подразумевались  случаи утраты речи. Некоторые зарубежные авторы объединяют понятия "афазия" и "алалия" под общим термином "детская афазия", тем самым  подчеркивая специфику недоразвития речи у детей в отличии от утраты речи взрослых.

Только  к 30-м годам прошлого столетия понятия "алалия" и "афазия" окончательно разграничиваются: алалия - недоразвитие речи, а афазия - ее утрата, распад. В  дальнейшем это разграничение утвердилось, и признается подавляющим большинством исследователей.

    В изучении алалии большой вклад внесли Г. Гуцман (1894), А. Либман (1900), М.В. Богданов - Березовский, а в более позднее время М.Е. Хватецев, Н.Н. Трауготт, В.В. Орфинская, Р.Е. Левина, Е.Ф. Соботович, В.А. Ковшиков и другие исследователи.

    В работах новейшего периода исследователи стали опираться на методологию комплексного синдромального подхода к анализу дефекта. Анализируя структуру дефекта при алалии применяются различные критерии: физиологические, клинические, психологические, лингвистические и др. Это позволило описать различные формы алалии, разработать методикулогопедического воздействия.

     Причины возникновения алалии различны. Некоторые исследователи, работающие в конце ХIХ - начале ХХ вв. считали, что ведущим началом являются воспалительные или алиментарно-трофические обменные патологические процессы, происходящие во внутриутробном или раннем периоде развития.

    Другие считали алалию следствием недостаточности внимания и памяти (А. Трейтель, 1901 г) или связывали неполноценность речи с интеллектуальной недостаточностью (А. Либман, 1901 г).

На современном  этапе выделяют следующие причины  возникновения алалии.

     Среди этиологических факторов выделяют внутриутробные энцефалиты, менингиты, интоксикация плода, асфиксия новорожденных, внутриутробные или ранние пожизненные травмы головного мозга, болезни раннего детства с осложнением на мозг и др.

Внутриутробная  патология приводит к диффузному поражению веществ мозга, родовые  черепно-мозговые травмы и асфиксия новорожденных вызывают более локальные  нарушения. Эти поражения различных  областей коры головного мозга вызывают нарушения развития речевых и  неречевых функциональных систем.

     По наблюдениям некоторых исследователей (С.С. Корсаков, Н.И. Красногорский, Ю.А. Флоренская) (см. [1]) соматические заболевания также могут быть причиной алалии, так как они усугубляют воздействие патологических причин неврологического характера, которые являются ведущими.

     Другие исследователи (Р. Коэн 1888 г., М. Зееман 1962 г., А. Салей 1977 г. и другие) подчеркивают роль семейной предрасположенности в этиологии алалии. Но убедительных научных данных в литературе не приводится.

Таким образом, алалия - органическое нарушение речи центрального характера, ведущее место  при ее возникновении занимает минимальная  мозговая дисфункция, которая сопровождается целым комплексом патологических факторов.

 

 

 

 

Анатомо-физиологический  аспект алалии.

     При алалии происходит недоразвитие или запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Это недоразвитие мозга может быть врожденным или рано приобретенным в доречевом периоде. Это приводит к понижению возбудимости нервных клеток и к изменению подвижности основных нервных процессов, что влечет за собой снижение работоспособности клеток коры головного мозга.

    Исследователи отмечают широкую иррадиацию процессов возбуждения и торможения, инертность основных нервных процессов, повышенную функциональную истощаемость клеток коры головного мозга, недостаточность пространственной концентрации возбудительного и тормозного процессов в коре мозга. Изучение электрической активности мозга у детей выявило четкие локальные изменения биопотенциалов преимущественно в височно-теменно-затылочных отделах, в лобно-височном отвлетвлениях доминантного полушария (Линденбаум А.Л., Мастюкова Е.М., Билогруд Л. А)

      Г. Ойе, Ж. Ажуриагерра, Г. Хофф указывают, что к нарушению языковой системы приводит двустороннее поражение мозга, которое проявляется в нередко выраженных, но множественных повреждениях коры головного мозга обоих полушарий.

     При билатеральных повреждениях спонтанная компенсация становится затруднительной или невозможной

Классификация алалии

    Алалия - явление неоднородное и по своим механизмам и по своим проявлениям и по степени выраженности речевого недоразвития. Поэтому при составлении классификаций алалии используют разные критерии и разные подходы к ее изучению. (см [1])

     Так А. Либман (1925) по патогенетическому принципу выделил 4 формы алалии:

моторную  слухонемоту;

сенсорную слухонемоту;

сенсомоторную слухонемоту;

переходную  форму между слухонемотой и тяжелым  косноязычием.

     Р.Е. Левина предлагает психологическую классификацию и выделяет следующие формы алалии:

акустическая  алалия, обусловленная неполноценным  слуховым (фонематическим) восприятием;

оптическая  алалия, связана с нарушением зрительного (предметного) восприятияалалия, обусловленная  нарушением психической активности.

     В.К. Орфинская разработала лингвистическую классификацию, которая основана на ведущем типе нарушения языковых систем и выделила две формы моторной, две формы сенсорной, две формы смешанной алалии; моторно-синтаксическую, моторно-симантическую, оптическую, амнестическую и морфологическую формы алалии.

      Лингвистических подходов при классификации алалии придерживаются В.А. Ковшиков, Е.Ф. Соботович.

Они под  экспрессивной алалией понимают языковое расстройство, характеризующееся  нарушением усвоения языковых единиц и правил их функционирования.

       Е.Ф. Соботович выделяет алалии с преимущественными нарушениями парадигматической или синтагматической систем языка.

По степени  тяжести алалия может проявляться  различно: от простой словесной неловкости до полного отсутствия речи. В одних  случаях ребенок к 5-6 годам начинает говорить, в других - при отсутствии специального обучения - он совершенно не способен пользоваться разговорной  речью.

По наличию  у детей нервно-психологических  расстройств алалию разделяют на две формы: осложненную и неосложненную  этими расстройствами.

1.4 Механизм  моторной алалии

      Под механизмом того или иного дефекта речи следует понимать нарушения структуры и функционирования языковой функциональной системы. Механизм можно рассматривать в разных аспектах.

     Существующие концепции объяснения механизма алалии условно можно разделить на три группы:

сенсомоторные;

психологические;

языковые

     Сторонники сенсомоторной концепции связывают речевое недоразвитие с патологией сенсомоторных функций (слуховой, агнозией, апраксией). В соответствии с психологической концепцией при алалии отмечается патология некоторых сторон психической деятельности.

     Представители этих концепций ставят процесс порождения речи в зависимость от состояния различных психических функций и некоторых характеристик личности. Механически устанавливают причинно-следственные связи между речевыми и неречевыми расстройствами; не учитывают, что речь это многоуровневая деятельность, имеющая сложную структуру и не может быть сведена к сенсомоторному компоненту.

Сторонники  языковых концепций связывают недоразвитие речи с несформированностью процесса восприятия и порождения речевых  высказываний. При этом принимают  во внимание своеобразие отношений  между языковыми и неязыковыми  механизмами. Именно в этих концепциях находят объяснения типичные для  алалии языковые нарушения.

Дети  с алалией, несмотря на свойственные им расстройства вербальной речи, воспроизводят  основные виды интонации и многие их оттенки; безошибочно воспроизводят  все или большую часть звукоподражаний; чаще употребляют автономно и  совместно с вербальной речью  мимикожестикуляторную речь.

     Таким образом, экспрессивная алалия представляет собой частное вербальное расстройство знакового выражения в речевой деятельности, так как у детей с алалией нарушена только словесная речь.

1.5 Определение  моторной алалии

     Наиболее распространенной формой алалии является алалия, связанная с нарушением речедвигательного анализатора.

"Моторная  алалия - это системное недоразвитие  экспрессивной речи центрального  органического характера, обусловленное  несформированностью языковых операций  процесса порождения речевых  высказываний при относительной  сохранности смысловых и сенсомоторных  операций". (см [1])

     Клиника и динамика моторной алалии на разных возрастных этапах имеют свои особенности. Но в дошкольном возрасте речевые и неречевые симптомы моторной алалии проявляются наиболее ярко.

Убедительных  статистических данных о распространении  алалии в настоящее время нет. Это объясняется тем, что разные авторы вкладывают в понятие экспрессивной  алалии разное содержание и широко определяют ее границы. Но все же считается, что алалия наблюдается у 0,1% населения, причем у лиц мужского пола она  встречается чаще. Кроме этого  распространенность этого дефекта  зависит и от возраста. Так у  дошкольников страдающие алалией составляют 1,0%. Среди младшего школьного возраста - 0,6%, а в среднем и старшем школьном возрасте - 0,2%.

Информация о работе Определение экспрессивной алалии и ее краткая характеристика