Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:47, контрольная работа
У детей дошкольного возраста часто встречаются нарушения в развитии речи. Специальные исследования показали разнообразие проявлений речевых патологий. В одних случаях отмечаются только отклонения в развитии звуковой стороны речи. В других - у детей нарушается формирование всех компонентов речевой системы.
Такая форма речевой патологии в логопедии понимается как общее недоразвитие речи и имеет различный механизм. При общем недоразвитии речи искажается процесс речевого онтогенеза, причем структура дефекта неоднородна. Степени недоразвития речи бывают разные: от полного ее отсутствия до не резко выраженного недоразвития.
Введение
Глава 1. Определение экспрессивной алалии и ее краткая характеристика
1.1 Алалия. Причины возникновения алалии
1.2 Анатомо-физиологический аспект алалии.
1.3 Классификация алалии
1.4 Механизм моторной алалии
1.5 Определение моторной алалии
1.6 Речевая симптоматика моторной алалии
1.7 Неречевая симптоматика моторной алалии
1.8 Обследование речи детей, страдающих алалией
1.9 Организация обучения детей с алалией
Вывод
Следует выявить интересы ребенка к игрушкам, книгам, играм; Уточнить характер игровой и учебной деятельности. Установить запас сведений и преставлений об окружающем.
Для изучения состояния словаря, грамматического строя и фонетико-фонематической стороны речи используется общепринятая в логопедии схема обследования.
При исследовании импрессивной речи обращается внимание на понимание ребенком конкретных ситуаций, значений слов, обозначающих предметы и действия, понимание предложений различной степени сложности. При этом дифференцируется объем понимания существительных и глаголов. Для этой цели используются игрушки, предметные и простые сюжетные картинки.
При оценке экспрессивной речи ребенку предлагают отвечать на простые вопросы, называть предмет и действия, составлять предложения разной степени сложности.
Специальными упражнениями в игровой форме исследуется артикуляционная моторика. Кроме этого уточняется состояние слуха, особенности гнозиса, праксиса, четкость латералиты, состояние мелкой моторики и общедвигательной сферы, уровень владения бытовыми навыками, самообслуживания, предметно-практической деятельности.
Таким образом обследование должно проводиться в тесном контакте с другими специалистами и родителями. Обследование не должно ограничиваться несколькими встречами. Наблюдения в ходе педагогической работы помогут внести ясность в оценку механизмов и симптоматику расстройства.
При установлении диагноза и определение прогноза обращают внимание на следующие показатели. Он будет лучше, если:
При отрицательных показателях прогноз бывает гораздо хуже.
Вывод
Таким образом, алалия - один из наиболее сложных речевых дефектов.
Моторная
алалия является результатом органического
нарушения центрального характера
в перенатальный, натальный или
ранний постнатальный периоды. Синдром
моторной алалии обусловлен комплексом
различных факторов: степенью речевого
недоразвития, характером и локализацией
процесса, общим состоянием ребенка,
его возрастом, типом высшей нервной
деятельности, состоянием интеллекта,
системой медико-педагогического
Экспрессивную алалию относят к группе языковых расстройств при которых нарушается структурно-функциональная сторона языка - фонематические, грамматические и лексические операции в процессе порождения речи.
Механизм алалии изучен недостаточно. Наиболее аргументирована точка зрения о том, что расстройство функционирования языкового механизма связано с избирательной недостаточностью в овладении языком, как своеобразной знаковой системой.Недоразвитие речи при моторной алалии носит системный характер.
Типичные проявления алалии - аграмматизм, расстройства актуализации слов, трудности выбора фонем и установления порядка их следования, нарушения слоговой структуры слов.
Речь, возникшая с запозданием, и в дальнейшем развивается своеобразным путем. Возможность речевой реализации языковых средств, которыми владеют дети, различна: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой речи с элементами недоразвития во всей речевой системе.
Нарушение неречевой деятельности проявляется в несформированности моторных и психических функций.
Личность ребенка с моторной алалией так же имеет своеобразные черты. У детей отмечаются невротические черты поведения, затрудненность контакта, повешенная синзетивность, неспособность к длительному усилию.
Малая речевая активность ограничивает общий запас знаний. Это придает детям вид умственно отсталого, что не всегда соответствует состоянию их интеллекта.
Дальнейшее углубленное изучение алалии позволит уточнить вопросы этиологии, дифференциальной диагностики и структуре дефекта, что обеспечивает оптимизацию коррекционно-логопедического воздействия.
Систематическая логопедическая работа алалии направлена но восполнение пробелов в речевом развитии и подготовку к дальнейшему школьному обучению.
В работе используются разные приемы и методы, имеющие общую направленность в коррекционно-воспитательном воздействии.
Задачи и содержание работы определяются речевыми возможностями ребенка.
Коррекционную работу с алаликами начинают в дошкольном возрасте. Она включает 3 этапа:
и проводится в параллельно по всем трем разделам.
Развитие связной речи происходит от звукоподражания к слову и предложению и опирается на поэтапность развития речи в онтогенезе.
Широкое применение игровых приемов, упражнения речевого аппарата, многократное повторение лексического материала приводит к созданию стимулов, которые обеспечивают усвоение детьми языковой системой. Но без специально организованного коррекционного воздействия ребенок, страдающей экспрессивной алалией, может остаться на самом низком уровне речевого воздействия.
Моторная алалия - это системное недоразвитие экспрессивной речи центрально-органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речи при сохранных сенсомоторных и смысловых возможностях.
Симптоматика моторной алалии
Речевая симптоматика
Нарушение произносительной стороны речи: имеют достаточные артикуляционные возможности, но не могут их использовать. Нарушения носят фонематический характер (страдает операция выбора нужной фонемы), изобилуют литеральные парафазии, персеверации, элизии.
Нарушения смысловой стороны речи. Лексическому строю речи алаликов характерна диспропорция между активным и пассивным словарем, существительными и другими частями речи, нарушение операции извлечения нужного слова из семантического поля, вербальные парафазии, контаминации. Грамматический строй речи характеризуется структурным и семантическим аграмматизмом, нарушением операций программирования речевого высказывания. Понимание обращенной речи у большинства моторных алаликов на номинативно-предикативном уровне.
Неречевая симптоматика
Неврологические нарушения: оральная апраксия, общая моторная неловкость, нарушение равновесия, нарушение мелкой моторики, признаки ММД, выраженные вегетативно-сосудистые изменения.
Психопатологические нарушения: психическое развитие по основным параметрам несколько отстает от нормы, диспропорция формирования ВПФ (успешнее формируются неречевые процессы), локальные поражения КГМ затрагивают и близ лежащие речевым зоны. Отмечаются трудности программирования действий, сниженная произвольность, расторможены либо заторможены, низкая адаптивность, несформированность игровых действий, замкнутость, обидчивость, агрессивность.
Сенсорная
алалия – это системное недоразвитие
речи, возникающее при органическом
поражении речевых зон КГМ (височной
области доминантного полушария) и
обусловленное
Симптоматика сенсорной алалии
Речевая симптоматика: первичное нарушение в структуре дефекта – нарушение фонематического восприятия различной степени: от полной нечувствительности к речевым звукам до трудности различения близких по звучанию слов. Пассивный словарь практически отсутствует. В бытовых ситуациях ребенок скорее ориентирован на интонацию, последовательность действий и проч., но не на слова. Импрессивный аграмматизм блокирует формирование собственной речи. Отмечается логорея, эхолалия.
Неречевая симптоматика. Неврологические нарушения: сенсорно-акустический синдром (мерцающее непостоянство слуховой функции), слуховые агнозии, гиперакузия, специфические поведенческие и двигательные расстройства.
Психопатологические нарушения: познавательная сфера страдает в большей степени, чем при моторной алалии. Невербальные процессы развиваются только через зрительные процессы и показ. Часто отмечается выраженная ЗПР. Поведение хаотично, сумбурно, импульсивно.
ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ
При обследовании принимается во внимание ряд факторов, которые помогают разграничить детей с алалией от детей, страдающих другими речевыми нарушениями. При сборе анамнестических данных обращается внимание на появление отсутствие или резкое ограничение лепета. Обследование обычно не заканчивается разовой встречей с ребенком, а продолжается параллельно с начатой логопедической работой. Устанавливается, как ребенок вступает в контакт, есть ли у него негативные реакции речевого и неречевого характера, в чем они проявляются, обращается внимание на то, как ребенок относится к ходу и материалу занятий. Отмечается наличие или отсутствие критичности, возможности внеречевого и речевого общения, наличие желания к общению и желания исправить свою речь.
Выявляются интересы к игрушкам, играм, книгам; у школьников – учебные интересы; учитывается активность и работоспособность ребенка при обследовании; уточняется характер ведущей деятельности. Устанавливается запас сведений, представления о величине, форме и т. д.
Для
изучения словаря,
Уточняется состояние слуха и понимания, что важно для отграничения детей с сенсорной алалией от детей с нарушениями слуха. Уточняются особенности гнозиса, праксиса, состояние моторики (общей, мелкой, артикуляционной). Выявляется степень владения навыками самообслуживания, бытовыми навыками, предметно-практической деятельностью.
Крайне затруднено обследование неговорящих детей, вывод о состоянии речи которых можно сделать только в ходе динамического наблюдения за ними. Дифференциальная диагностика позволяет разграничить алалию от ЗРР, дизартрических нарушений, нарушений слуха, умственной отсталости; моторную алалию от сенсорной.
Речевая симптоматика моторной алалии
У детей страдающих моторной алалией отмечаются трудности в формировании звуковых образов слов. Владея достаточным пассивным словарем, дети испытывают стойкие затруднения в назывании слов. Детям доступны неречевые артикуляции, они в состоянии правильно произносить большинство звуков или даже все звуки изолированно и в слогах. Но отличительной особенностью детей с моторной алалией является то, что они не могут реализовать эти возможности при произнесении слов. Характерным признаком моторной алалии является несформированность слоговой структуры слов, трудность актуализации даже хорошо знакомых слов. Дети затрудняются в названии предметов, картинок, в повторении за логопедом отдельных слов, особенно сложной слоговой структуры. Искажения слоговой структуры идут за счет опускания звуков и слогов, перестановок, замен. Таким образом, возникают буквенные и словесные парафразии, причем в одних случаях может отмечаться преобладание звуковых, в других - слоговых замен.
При алалии нарушается процесс актуализации слов по всем его признакам. Наиболее трудным для актуализации являются слова, выражающие обобщения и абстрактные понятия, не несущие за собой конкретного зрительного представления. Это вызывает частые паузы, остановки в речи и широкое использование детьми мимики жестов.
Более всего при моторной алалии страдает фразовая речь. В дошкольном возрасте при систематической логопедической работе дети могут воспроизвести простые по синтаксической структуре предложения. При тяжелой форме моторной алалии среди членов распространенного предложения они выделяют только подлежащее и реже сказуемое и без специального обучения не овладевают элементами грамматического строя речи.
Степень овладения ребенком речью зависят от тяжести дефекта. Разные уровни речевого развития выделила и описала Р.Е. Левина (cм [26]). На первом - втором уровнях речевого развития характерно отсутствие предикатов, использование интонационных и мимических средств общения. Понимание речи такого ребенка возможно при учете ситуации общения. На втором - третьем уровнях речевого развития речь ребенка становится понятной для окружающих, но она аграмматична. На третьем уровне речевого развития также имеет место дефицит языковых средств.
Информация о работе Определение экспрессивной алалии и ее краткая характеристика