Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2015 в 15:43, дипломная работа
Актуальность темы. Системный кризис, отражающий переходное состояние российского общества, наиболее ярко проявился в кризисе демографическом. Являясь фактором национальной безопасности, состояние репродуктивного здоровья населения страны на сегодняшний день остается одной из наиболее острых медико-социальных проблем. За последние 5 лет выросли показатели гинекологической заболеваемости, в том числе эндометриозом на 1,4%, сальпингитом и оофоритом на 15,6%, женским бесплодием на 5,8%. Продолжается рост злокачественных заболеваний женской репродуктивной сферы, более половины которых приходится на долю рака молочной железы (Фролова О.Г., Николаева Е.И., 2004).
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Структура и организация акушерско – гинекологической помощи населению …………………….............................................. 7
Женская консультация как основной субъект медицинского
обслуживания населения………………………………………………..7
Реформирование акушерско-гинекологической помощи в
современных условиях………………………………………………….16
Роль среднего медперсонала при оказании акушерско-
гинекологической помощи……………………………………………...21
Глава 2. Анализ деятельности женской консультации г. Королев
Московской области ………………………………………………27
2.1. Характеристика лечебного учреждения…………………………………27
2.1. Параметры и результаты деятельности женской
консультации………………………………………………………………32
2.2. Анализ мнений пациентов и медицинского персонала по проблемам улучшения акушерско-гинекологической помощи и роли среднего
медицинского персонала при ее оказании………………………………36
2.3. Обоснование направлений оптимизации деятельности среднего
медицинского персонала при оказании внебольничной акушерско- гинекологической помощи………………………………………………...44
Заключение 51
Библиографический список 55
Как положительный фактор в работе женской консультации необходимо отметить, что медицинский персонал женской консультации доброжелательно относится к своим посетителям, добросовестно относится к своим обязанностям. Отношения в коллективе женской консультации основаны на сотрудничестве, конфликтные ситуации практически отсутствуют.
К сожалению, не все респонденты пожелали выразить свои претензии и поделиться пожеланиями по работе женской консультации, а только малая часть.
При изучении мнения медицинских работников женской консультации, выявлено, что все группы респондентов считают профессию акушерки необходимой и полезной для общества.
Среди основных недостатков работы среднего медицинского персонала врачи выделили в 60% случаев – низкую оплату и неудовлетворительные условия труда, 20% - отсутствие персональной ответственности среднего медицинского персонала, 15% - выполнение функций, не предусмотренных должностными инструкциями, 5% отметили отсутствие современного диагностического оборудования.
Средний медицинский персонал отметил среди недостатков своей работы – низкую оплату и неудовлетворительные условия труда – 65% респондентов, 25% - выполнение функций, не предусмотренных должностными инструкциями и 10% отметили отсутствие современного оборудования. Следует выделить, что средний медицинский персонал не отметил такого варианта, как отсутствие персональной ответственности медицинской сестры (табл. 12).
ТАБЛИЦА 12
Характеристика мнения медицинских работников по недостаткам работы среднего персонала женской консультации
Персонал |
Число отметивших основные недостатки (чел.) | |||
Низкая оплата и неудовлетворительные условия труда |
Отсутствие персональной ответственности |
Выполнение функций, не предусмотренных должностными инструкциями |
Отсутствие современного оборудования | |
Врачи |
12 |
4 |
3 |
1 |
Медсестры |
13 |
– |
5 |
2 |
Значительное влияние на результат работы среднего медицинского персонала, по мнению врачей, оказывает профессиональный уровень подготовки (85% опрошенных) и условия труда и заработная плата (15%). Средний медицинский персонал также указывает на значительное влияние фактора условий труда и размера заработной платы (35% опрошенных). Однако наиболее часто отмечают влияние взаимоотношений с коллегами (45%) и значительно меньше внимания уделяют самому значимому с точки зрения врачей фактору профессиональной подготовки – 20%, в то время как врачи такой вариант ответа не выбрали (табл. 13).
ТАБЛИЦА 13
Характеристика мнения медицинских работников о факторах, влияющих на результат работы среднего медицинского персонала
Персонал |
Факторы, влияющие на результат работы медицинской сестры | ||
Профессиональный уровень подготовки |
Условия труда и размер заработной платы |
Взаимоотношения с коллегами | |
Врачи |
17 |
3 |
– |
Медсестры |
4 |
7 |
9 |
Среди опрошенных 45% врачей считают, что у среднего медицинского персонала существуют условия для реализации своих профессиональных возможностей и 55% ответили, что не всегда такие условия есть. Среди среднего медицинского персонала 50% ответили, что условия существуют, 40% - существуют не всегда и затруднились ответить 10%.
Согласование вопросов диагностики и лечения между врачом и средним медицинским персоналом 50% респондентов-врачей ответили, что не считают это необходимым. 35% врачей иногда допускают согласование вопросов диагностики и лечения со средним медицинским персоналом и 15% врачей относятся положительно к сотрудничеству со средним медицинским персоналом по поводу обсуждения вопросов диагностики и лечения конкретного пациента. Серди среднего медицинского персонала 55% допускают, что иногда необходимо согласование вопросов диагностики и лечения между врачом и медицинской сестрой. 30% опрошенных относятся к такому обсуждению положительно и 15% считает, что согласование вопросов диагностики и лечения с врачом не является необходимым (табл. 14).
ТАБЛИЦА 14
Мнения сотрудников женской консультации по согласованию вопросов
диагностики и лечения между врачом и средним медицинским персоналом
Персонал |
Мнения сотрудников о необходимости согласования | ||
необходимо |
иногда необходимо |
не является необходимым | |
Врачи |
3 |
7 |
10 |
Медсестры |
6 |
11 |
3 |
Итого |
9 |
18 |
13 |
Медицинская сестра может самостоятельно принимать решения в пределах своей компетенции только при согласовании с врачом, считают 40% врачей. Считают это недопустимым 50% опрошенных среди врачей и 10% врачей считают, что медицинская сестра может самостоятельно принимать решения в пределах своей компетенции. Средний медицинский 55% персонал считает, что они могут самостоятельно принимать решения в пределах своей компетенции только при согласовании с врачом и 45% относятся положительно к самостоятельному принятию решений.
В случае возникновения профессионального затруднения 50% врачей считают, что медицинская сестра должна обратиться к старшей медицинской сестре и 35% - к врачу и 15% - к более опытной коллеге. Средний медицинский персонал ответил, что обратиться нужно к врачу – 15% и к старшей медицинской сестре – 85%.
Среди опрошенных 80% врачей считают необходимым контроль среднего медицинского персонала со стороны старшей медицинской сестры и 20% - со стороны врача. Средний медицинский персонал считают необходимым контроль со стороны старшей медицинской сестры – 90% и 10% - со стороны врача.
65% врачей и 95% медицинских сестер отмечают отсутствие конфликтных ситуаций в рамках профессиональной деятельности, 10% врачей избегают конфликтов; 25% врачей и 5% медицинских сестер иногда бывают вовлечены в конфликтную ситуацию.
Взаимоотношения среднего медицинского персонала с пациентами женской консультации отметили как «хорошие» 65% врачей и 100% медицинских сестер, 35% врачей отметили удовлетворительные отношения.
Весь медицинский персонал (100% врачей и медицинских сестер) отметили, что отношения среднего медицинского персонала построены на сотрудничестве и партнерстве.
Также все респонденты (100% врачей и медицинских сестер) считают, что медицинская сестра должна повышать свой уровень образования.
Профессионализм и результаты работы среднего медицинского персонала женской консультации были оценены по пятибалльной шкале следующим образом: врачебный персонал: 5 баллов – 15%, 4 балла – 80%, 3 балла – 5%. Медицинские сестры 95% оценили свой профессионализм и результаты работы на 5 баллов и 5% - 4 балла (табл. 15).
ТАБЛИЦА 15
Оценка профессионализма и результатов работы среднего медицинского персонала
Персонал |
Оценки сотрудников | |||
5 баллов |
4 балла |
3 балла |
Итого | |
Врачи |
3 |
16 |
1 |
20 |
Медсестры |
19 |
1 |
– |
20 |
Итого |
22 |
17 |
1 |
40 |
После проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Основным недостатком работы среднего медицинского персонала является низкая оплата и неудовлетворительные условия труда. А профессиональный уровень подготовки медицинских сестер и взаимоотношения с коллегами являются основными факторами, которые сказываются на результатах работы среднего медицинского персонала. Но условия, для реализации своих профессиональных возможностей у медицинской сестры существуют не всегда. Согласование вопросов диагностики и лечения между врачом и средним медицинским персоналом иногда является необходимым. Так считает большая часть медицинских сестер и незначительная часть врачей.
Главным советником в случае возникновения профессионального затруднения является старшая медицинская сестра. Ее опыту и знаниям доверят большая часть медицинских сестер и врачей. На нее также возлагается ответственность по проведению контроля за работой среднего медицинского персонала.
Медицинский персонал охарактеризовал взаимоотношения в коллективе как бесконфликтные, отношения в коллективе построены на сотрудничестве и партнерстве, взаимоотношения с пациентами – хорошие.
Следует отметить, при всей сложности работы и отсутствия стимулов к работе, медицинская сестра должна постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень и умножать свои знания.
2.4. Обоснование направлений оптимизации деятельности среднего медицинского персонала при оказании внебольничной акушерско-гинекологической помощи
Медицинский персонал оказывает помощь женщинам не только в женской консультации, но и на дому. Неоценима и роль женской консультации в санитарно-просветительной работе, которую проводят врачи и средний медицинский персонал. Ведь женщинам необходимо знать о факторах риска некоторых заболеваний, о необходимости своевременного обращения за медицинской помощью, о правилах контрацепции, об инфекционных заболеваниях, таких как вирусный гепатит В, ВИЧ-инфекция и другие. Соответственно есть появиться возможность снижения многих заболеваний женской половой сферы, инфекционных заболеваний, абортов, преждевременных родов и т.д.
Женская консультация проводит профилактические осмотры, проведение которых необходимо в наше время, так как при их проведении выявляется значительная часть заболеваний женской половой сферы, в том числе и онкологические заболевания, что очень важно, потому что онкологические заболевания вместе с заболеваниями органов кровообращения и травмами занимают первое место по причинам смерти в нашей стране.
Сегодня женская консультация оказывает специализированную акушерскую помощь женщинам с помощью своевременных методов диагностики и лечения. Огромное значение в работе женской консультации играют дневные стационары, которые создаются в целях улучшения качества медицинской помощи беременным и гинекологическим больным, не требующим круглосуточного наблюдения и лечения.
Для решения проблем медицинского обслуживания женщин в целях улучшения здоровья населения в современных условиях необходима система мер по оптимизации сестринской помощи в амбулаторной акушерско-гинекологической службе.
Во-первых, должно быть четкое разграничение обязанностей медицинской сестры и других групп персонала, что должно найти отражение при формировании индивидуальных должностных инструкций.
На сегодняшний день в типовой должностной инструкции для медицинской сестры (акушерки) женской консультации указывается, что на должность медицинской сестры (акушерки) назначается лицо, имеющее среднее медицинское образование по специальности «Сестринское дело» или «Акушерское дело» и имеющее квалификационную категорию (II, I, высшую). В инструкции также указано, что назначение на должность медицинской сестры (акушерки) и освобождение от нее производится приказом руководителя учреждения.
При этом акушерка должна знать: законы Российской Федерации и иные нормативные правовые акты по вопросам здравоохранения; основы гигиены женщины в период беременности и после родов; течение нормальных родов и их варианты; ведение беременности при осложнениях, основные методы профилактики и борьбы с осложнениями; правила асептики и антисептики, санитарно–противоэпидемический режим родовспомогательных учреждений; принципы профилактики гинекологических заболеваний, основы контрацепции и здорового образа жизни; законодательство о труде и охране труда Российской Федерации; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты; правила и методы оказания доврачебной медицинской помощи и многое другое.
Непосредственно должностные обязанности включают в себя лечебно-профилактическую санитарно–просветительную работу, уход за пациентками под руководством врача. В должностные обязанности медицинской сестры (акушерки) также входит проведение подготовительной работы для лечебно–диагностической деятельности врача акушера-гинеколога и собственной деятельности; осуществление лечебно-диагностической помощи беременным, роженицам, родильницам, гинекологическим больным по назначению врача или совместно с ним в на приеме в женской консультации и на дому. Медицинская сестра (акушерка) оказывает медицинскую неотложную доврачебную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях по профилю деятельности с последующим вызовом врача или направлением пациентки в лечебно-профилактическое учреждение.
В обязанности медицинской сестры (акушерки) также входит ассистирование при некоторых акушерских и гинекологических операциях.
Информация о работе Оптимизация сестринской помощи в акушерско-гинекологической службе