Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 09:12, реферат
Правильная речь имеет важное значение для развития ребенка. Особое значение имеет правильное звукопроизношение и восприятие при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков произношения. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух, затрудняются в овладении грамотой.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ЭТАПЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ
1.1 Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков…..4
1.2 Этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков…………………………………………………………………………6
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ЭТАПЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ
2.1 Структура логопедического занятия на этапе дифференциации звуков...10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………14
министерство образования и науки р ф | |
федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования | |
ИНСТИТУТ ДЕТСТВА |
Особенности организации логопедических занятий на этапе дифференциации звуков
Реферат по дисциплине:
«Индивидуальные и фронтальные формы логопедической работы»
Выполнил студент группы 13 (09)-СДО-ЛОГ 3,5
Казанцева Ольга Владимировна
Направление: 050700.62
Специальное (дефектологическое) образование
Профиль:
Логопедия
Проверил Грибукова Оксана Геннадьевна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 ЭТАПЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ЭТАПЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ
2.1 Структура логопедического занятия на этапе дифференциации звуков...10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………14
ВВЕДЕНИЕ
Правильная речь имеет важное значение для развития ребенка. Особое значение имеет правильное звукопроизношение и восприятие при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков произношения. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух, затрудняются в овладении грамотой.
Значит, важнейшей предпосылкой успешного обучения грамоте является умение слышать отдельные звуки в слове, отделять от рядом стоящих, отличать один звук от другого по акустическим признакам и анализировать весь звуковой состав слова.
Работа по исправлению нарушения звукопроизношения, несмотря на определённую специфичность, строится на основе общих педагогических принципов, в первую очередь постепенности перехода от лёгкого к трудному, сознательности усвоения материала, учёта возрастных особенностей.
Исправление звуков проводится поэтапно. Обычно различают четыре основных этапа: подготовительный, постановка звука, автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их,– этап дифференциации. Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы.
Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует продолжительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идет частичное повторение материала предыдущего этапа.
ГЛАВА 1
ЭТАПЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ
На этапе дифференциации звуков–учат детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
Содержание работы: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.
Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков включает два этапа:
1. Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков.
2. Этап слуховой и
На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится последующему плану:
1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. Например, при уточнении правильной артикуляции звука с необходимо обратить внимание на его произнесение. Например, при произношении звука [С]: губы растянуты как бы в улыбке, кончик языка находится за нижними зубами. С помощью тактильного ощущения уточняется, что при произнесении этого звука образуется узкая холодная струя воздуха, голосовые складки не дрожат. Сравнивается звучание звука ветра.
2. Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Например, логопед называет слоги, включающие заданный звук и не имеющие его. Дети должны поднять кружок или букву, хлопнуть в ладоши, если в слоге слышится заданный звук.
3. Формирование умения определять наличие звука в слове. Детям предлагают слова, включающие данный звук и не имеющие его. Исключаются слова со звуками, сходными акустически и смешиваемыми в произношении. Изучаемый звук необходимо связать с соответствующей буквой. Впервые буква вводится только после узнавания звука в различном звуковом окружении. В этом случае буква связывается не только с изолированно произнесенным звуком, но и с фонемой, которая обобщает различные варианты данного звука, зависящей от положения его в слове. Таким образом, исключается механическая связь буквы и изолированно произнесенного звука, что может служить дополнительной трудностью при овладении слитным чтением слогов и слов, а также правильным воспроизведением структуры слова на письме.
Для определения звука в слове предлагаются следующие задания: поднять букву на заданный звук; отобрать картинки, в названии которых имеется заданный звук; подобрать к заданной букве картинки, в названии которых имеется соответствующий звук; придумать слова на заданный звук.
4. Определение места звука в слове. Определяется его позиция в начале, в середине, в конце слова, после какого звука он находится или перед каким звуком.
5. Выделение слова сданным звуком из предложения.
По данному плану отрабатывается каждый из смешиваемых звуков.
На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков проводится в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука, но в силу того, что основная цель этого этапа - различение звуков, речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками. На этапе дифференциации звуков большое место отводится развитию фонематического анализа и синтеза.
На этом этапе, в зависимости от вида фонематического нарушения, звуки могут дифференцироваться как по акустическим так и по артикуляционным признакам. При дифференциации по акустическим признакам педагог берёт картинку, называет ее, а ребёнок показывает соответствующую картинку-символ. Если он выполнил это правильно, педагог перерисовывает картинку в тетрадь на страницу с соответствующим символом. При дифференциации по артикуляционным признакам ребёнок переворачивает одну картинку за другой, называет, говорит какой в ней звук, затем кладёт под соответствующую картинку-символ.
Дифференциацию звуков в слогах проводят, используя игровые упражнения. Например, при работе над дифференциацией звуков [С] - [Ш] педагог говорит ребёнку, что звоночки и жуки бывают разных размеров, поэтому они по-разному звенят и жужжат. Показывает на картинках разные звоночки и разных жуков, а ребёнок произносит разные слоги, следя за правильным положением языка. Потом педагог произносит разные слоги, а ребёнок показывает соответствующие картинки-символы.
Закончив дифференциацию в слогах по артикуляционным и акустическим признакам, переходят к дифференциации звуков в словах. Сначала используются картинки, в названии которых имеются смешиваемые звуки.
Одновременно со всеми видами работы по дифференциации звуков ведётся и словарная работа.
При дифференциации звуков в предложениях с отработанными ранее словами педагог вместе с ребёнком составляет фразы, затем ребёнок повторяет их. Далее они сообща придумывают потешки, в которых используется дифференцируемые звуки и слова с этими звуками. Подбираются стихотворения, рассказы, насыщенные нужными звуками, которые ребёнок заучивает, пересказывает.
Очень важно дифференцировать фонетически близкие звуки: твердые и мягкие, звонкие и глухие, свистящие и шипящие, аффрикаты и звуки, входящие в их состав. Дифференцировать звуки следует в следующей последовательности: Б - П, Д - Т, Г - К, З - С, Ж - Ш, С - Ш, З - Ж, Ц - С, Ч - Т, Ч - Щ.
Во время дифференциации звуков важное место занимает развитие фонематического анализа и синтеза, это является важным аспектом на этапе дифференциации.
При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определённые этапы формирования, основными из которых являются следующие: освоение действия с опорой на материализацию, в плане громкой речи, перенос его в умственный план (по П. Я. Гальперину)
.
I этап – формирование
фонематического анализа и
Первоначальная работа проводится с опорой на вспомогательные средства: графическую схему слова и фишки. По мере выделения звуков ребёнок заполняет схему фишками. Действие, которое осуществляет ученик, представляет собой практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове.
II этап – формирование
действия звукового анализа в
речевом плане. Исключается опора
на материализацию действия, формирование
фонематического анализа
III этап – формирование
действия фонематического
Языковой анализ и синтез – это сложная мыслительная работа, которая ведётся на каждом занятии. Задания вводятся в разные части занятия– там, где это вызовет наибольший интерес у детей.
Особый интерес у детей вызывают задания, в которых «собирают рассыпанные» звуки или, наоборот, их «рассыпают», сопровождая действием. Составление схем слов из цветовых символов чередуется с подбором или поиском подходящих слов к заданной схеме. На более поздних этапах работы дети отгадывают ребусы и кроссворды. При этом важно научить детей самостоятельно задавать вопросы о звуках, слогах и словах. Дети выполняют творческие задания – задают вопросы персонажам занятия, друг другу и логопеду. Намеренно допущенные логопедом ошибки в ответах на эти вопросы вызывают особый интерес у детей, они эмоционально откликаются, желая помочь исправить ошибку, найти правильный ответ.
Для профилактики дислексии и дисграфии каждый из звуков в процессе работы соотносится с определённой буквой.
С этой целью мной разработан, собран и применяется дидактический материал, который подразумевает использование большинства анализаторов.Детям предлагаются картинки- символы. Например, для сравнения звуков [б]- [п] я показываю картинки: на первой изображен барабан с палочками в виде письменных букв б. Дети, произнося звук [б], тыльной стороной ладони проверяют, участвуют ли в образовании звука голосовые складки. При этом, ученики убеждаются, что звук [б] звонкий и сравнивают его со звуком, издаваемым при ударе палочками о барабан.
На второй картинке изображен паук с лапками в форме письменных букв п. Произнося звук [п], дети проверяют работу голосовых складок и убеждаются, что звук – глухой. Звук [п] они ассоциируют с бесшумным передвижением паука.
Аналогично сравниваются другие звуки, где [г] ассоциируется с громким звуком, издаваемым гусем, [к]- с бесшумным передвижением кошки, [в]- с громким карканьем вороны, [ф]- с глухим уханьем филина, [з]- со звонким пищанием комара, [с]- с завыванием ветра, [д]- с ударами дятла по стволу дерева, [т]- с бесшумным передвижением таракана, [ж]- со звуком, издаваемым летящим жуком, [ш]- с глухим шипением змеи.
Кроме этого, каждая буква принимает какой-то конкретный образ, чтобы у ребенка возникали не только слуховые, но и зрительные ассоциации.
ГЛАВА 2
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ЭТАПЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ
2.1 Структура логопедического
занятия на этапе
Тема: «Дифференциация звуков [...] – [...]»
Цель: научить различать близкие по артикуляционным признакам звуки …-… (научить различать близкие по акустическим признакам звуки …-…)
Задачи:
Образовательные: закрепление знаний о механизме образования звуков и их артикуляционных особенностях. Закрепление понятий о звуке, слоге, слове, предложении. Формирование навыков различения звуков (закрепление навыков различения звуков). Закрепление или уточнение словаря по теме.
Коррекционные: совершенствован
Информация о работе Особенности организации логопедических занятий на этапе дифференциации звуков