Особенности составляющих здорового образа жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 09:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования, проведенного в курсовой работе, состоит в изучении особенностей состояния и формирования ориентаций и установок населения на здоровый образ жизни в современных условиях, анализ влияния на него вредных привычек.
Достижение поставленной цели осуществлялось через постановку и решение следующих исследовательских задач:
- уточнить содержание понятия «здоровье» и определяющих его критериев;
- выявить особенности составляющих здорового образа жизни, а именно:
правильного питания;
физические нагрузок;
психо-эмоциональных и наследственных факторов;
- определить место физического самовоспитания и профилактики вредных привычек.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие «здоровье», его содержание и определяющие критерии……...6
2. Особенности составляющих здорового образа жизни…………………..9
2.1 Правильное питание…………………………………………………9
2.2 Физические нагрузки………………………………………………10
2.3 Психо-эмоциональные и наследственные факторы,
оказывающие влияние на здоровый образ жизни……………….12
3. Физическое самовоспитание и профилактика вредных привычек……16
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литерату-ры…………………………………………...22

Файлы: 1 файл

здоров образ.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

 План

 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Понятие «здоровье», его содержание и определяющие критерии……...6
  2. Особенности составляющих здорового образа жизни…………………..9
    1. Правильное питание…………………………………………………9
    2. Физические нагрузки………………………………………………10
    3. Психо-эмоциональные и наследственные факторы,

          оказывающие  влияние на здоровый образ  жизни……………….12

  1. Физическое самовоспитание и профилактика вредных привычек……16

Заключение……………………………………………………………………….21

Список использованной литературы…………………………………………...22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы курсовой работы прослеживается в определении той роли, которую приобретает здоровье в личной, трудовой, профессиональной, социальной жизни и деятельности каждого человека. В выявлении причин недостаточного внимания многих молодых людей к его сохранению и поддержанию.

Выдвижение проблемы здоровья населения нашей страны в число приоритетных задач социального развития обуславливают необходимость проведения теоретических и практических исследований с разработкой методических и организационных основ по сохранению и поддержанию здоровья, формированию и укреплению основ здорового образа жизни, социальную поддержку населения в борьбе с вредными привычками.

Научные данные, публикующиеся  в официальных документах и научных статьях последнего времени, свидетельствуют о том, что здоровье большинства населения нашей страны ухудшилось, особенно это касается молодого поколения. При этом резко возросло потребление табачных изделий, алкогольных напитков, различных психотропных веществ. Все это привело к тому, что увеличилось количество людей, страдающих хроническими заболеваниями, инфекционными заболеваниями, совершавших попытки суицида и т.д. Выявляется явное противоречие между высокой жизненной значимостью здоровья и реальным поведением молодых людей.

Различные теоретико-методологические разработки основ здорового образа жизни представлены в работах: Н. М. Амосова, Г. П. Апанасенко, Р. П. Баевского, А. П. Берсенова, И. И. Брехмана, Э. Н. Вайнера, В. П. Казначеева, JI. А. Попова и др.

Заметный вклад в изучение роли социальных институтов в формировании здорового образа жизни населения внесли труды ученых-классиков: М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Спенсера, Т. Парсонса, а также труды отечественных представителей, исследовавших данное направление: Т. И. Заславской, Г. Е. Зборовского, Г. Б. Кораблевой и др.

Цель исследования, проведенного в  курсовой работе, состоит в изучении особенностей состояния и формирования ориентаций и установок населения на здоровый образ жизни в современных условиях, анализ влияния на него вредных привычек.

Достижение поставленной цели осуществлялось через постановку и решение следующих  исследовательских задач:

- уточнить содержание понятия  «здоровье» и определяющих его  критериев;

- выявить особенности составляющих здорового образа жизни, а именно:

правильного питания;

физические нагрузок;

психо-эмоциональных и наследственных факторов;

- определить место физического  самовоспитания и профилактики  вредных привычек.

Объект исследования – различные  группы населения, в том числе молодежь.

Предмет исследования – ориентации различных групп населения на здоровый образ жизни.

Для решения поставленных задач  нами были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, моделирование); эмпирические (наблюдение, анализ документации, эксперимент), методы обработки результатов.

Теоретико-методологической основой  исследования являются идеи и концепции классиков социологической мысли, труды современных ученых, посвященные проблемам здоровья, здорового образа жизни, семьи, образования, здравоохранения, профилактики вредных привычек.

Структура курсовой работы представлена введением, тремя главами и заключением, содержит список использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие «здоровье», его содержание и определяющие критерии

 

В настоящее время понятие здоровье включает комплекс  факторов физических, технических и социальных, формирующих состояние индивидуального благополучия и комфорта, хотя совсем недавно здоровым считался тот, у кого не было физических недугов. Сохранение и укрепление здоровья – это и жизненная необходимость и нравственный долг каждого человека.

Осознание ценности жизни - одна из основных целей школы будущего, всех субъектов образования. Её обеспечивает исторический период развития индивидуального сознания человека, возрастающая значимость всех сторон его благополучия, его здоровья.

Здоровье человека варьирует  в широких пределах и как любое природное явление может быть измерено, как писал в середине прошлого столетия врач И.И.Брехман. Медицинские исследования здоровья дали возможность выявить гамму промежуточных состояний между здоровьем и болезнью индивида, которые стали объединяться в качестве «третьего состояния». Это состояние может длиться годами и, не будучи преодоленным, переходит в болезнь. Сошлемся даже на авторитет Абу Али ибн Сины, который в «Каноне врачебной науки» отмечал наличие у человека трех различных состояний: кроме здоровья и болезни он выделял третье промежуточное состояние «не здоровье и не болезнь, как это бывает с телом стариков или у выздоравливающих детей».

В «третьем состоянии», писал И.И. Брехман, в обществе находиться преобладающее, до 70%, количество детей и взрослых.

Таким образом, важным становится в  этом плане и обсуждение имеющихся определений понятия «здоровье».

Известное определение здоровья, данное Всемирной организацией Здравоохранения обозначает его как благополучие с указанием ряда его сфер и сторон. Корень этого слова «благо» по Платону есть истина, красота и мера жизни, благоговение перед которой провозгласил А.Швейцер главным принципом воспитательной деятельности общества.

Вариант полной картины здоровья, предложенный С.Шапиро с соавторами (США), включает в себя шесть его аспектов: физический, интеллектуальный, эмоциональный, личностный, социальный и духовный. Каждый из аспектов здоровья человека может быть подвержен воздействие психологических, педагогических, медицинских подходов или их сочетаний.

Двигательная деятельность, потребность  в движении особенно необходимы работникам умственного труда и так называемых «сидячих» профессий, к которым вполне можно отнести и студентов, которые пребывают в сидячем положении до 10 часов в сутки. Особенно велико умственное напряжение в период различных нарушений со стороны сердечнососудистой и центральной нервной системы.

Поэтому для восстановления необходимо использовать активный отдых в форме спортивных и подвижных игр, плавания, туризма, ежедневной утренней гимнастики, бега и лыжных прогулок. Систематическая, разнообразная, эмоциональная повседневная двигательная активность тонизирует функции нервной, мышечной, сердечно-сосудистой и других систем организма и является средством эффективной профилактики умственного перенапряжения и, следовательно, заболеваний.

Соблюдение режима труда и отдыха – важнейшее условие здорового  образа жизни. А отдых – это  целесообразно используемое свободное  время, предназначенное для гармоничного развития интеллектуальных и физических возможностей организма человека.

Ритмичная деятельность – один из основных законов жизни и одна из основ любого труда.

Соблюдение определенного, усвоенного организмом ритма и темпа, - важнейший  фактор работоспособности и здоровья. Трудовой ритм задает ритм физиологический, так как нагрузка в определенные часы усиливает обмен веществ, способствует появлению чувства усталости и диктует необходимость отдыха, восстановления сил и энергии.

Рациональное питание – понятие, под которым мы понимаем содержание в пище полноценных белков, жиров и углеводов в определенном соотношении, а также достаточное количество витаминов и микроэлементов.

Необходимо также отметить, что  так называемые «вредные привычки»  оказывают сильнейшее отрицательное  воздействие на здоровье человека и поэтому избавляться от них необходимо, если хочешь быть здоровым.

Таким образом, подведя итог вышесказанному, можно определить здоровье как состояние полного благополучия, которое включает в себя следующие компоненты, или составляющие части:

  1. высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям. Основа этого – нормальная работа всех органов и систем организма ( физиологический компонент);
  2. уверенность в себе, основанная на умении управлять своими чувствами и мыслями (психологический компонент);
  3. стремление и умение управлять собственным здоровьем и строить свое поведение без ущерба для благополучия других людей (нравственный компонент).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности составляющих здорового образа жизни
    1. Правильное питание

 

Так называемое правильное или рациональное для организма питание основано на двух основных принципах. Соблюдение первого принципа означает равновесие полученной с пищей и израсходованной в процессе жизнедеятельности энергии. В случаях, когда организм получает больше энергии, необходимой для жизнедеятельности и нормального развития человека, накапливается избыточный вес, растет подкожная жировая прослойка. Итогом постоянного избыточного питания становятся ишемическая болезнь сердца, гипертония, сахарный диабет, атеросклероз и многие другие недуги. Кроме того, повышается риск инфарктов, инсультов, развития онкологических заболеваний.

Второй принцип здорового питания  основан на соответствии химического состава питания потребностям человеческого организма. Рациональное питание должно полностью обеспечивать потребность в белках, жирах и углеводах, микроэлементах, витаминах и т.д. длительное отсутствие некоторых веществ может привести к серьезным заболеваниям и даже к смерти (например, отсутствие витамина С).

Кроме того важно, чтобы промежутки между приемами пищи были не больше 5-6 часов. В идеале прием пищи должен быть 3-4 раза в сутки. Чрезмерное и редкое употребление пищи создает слишком большую нагрузку на кровообращение.

Не следует отвлекаться во время  еды, решать сложные задачи, читать, либо смотреть телевизор. Для всей системы пищеварения вредно проглатывать пищу большими кусками, торопиться, есть слишком горячую, либо слишком холодную пищу. Не принесет пользы и постоянная еда в сухомятку. Несоблюдение данных правил может привести к повреждению органов пищеварения, зубов и ротовой полости, что, в дальнейшем, станет предпосылкой язвенной болезни, гастритов и т.д.

Важно не только то, как мы едим, но и то, что мы едим. Нельзя забывать про элементарные правила гигиены как личной, так  и про санитарную обработку пищи, которая, к слову, должна быть свежей, либо свежеприготовленной.

Каждый человек должен научиться  культуре потребления пищи, которая заключается в понимании того, чтобы не допустить переедания, умения воздерживаться от лишних, пустых для организма продуктов.

В заключение вышесказанного можно выделить некоторые аспекты рационального питания:

- прием пищи только при ощущении  голода;

- отказ от приема пищи при болях, умственном и физическом недомогании, при лихорадке и повышенной температуре тела;

- отказ от приема пищи непосредственно перед сном, а также до и после серьезной работы, физической либо умственной1.

Таким образом, при приеме пищи и  сразу после него человека должен находиться в состоянии покоя. При  этом правильный рацион должен включать в себя набор разнообразных продуктов, состоять из белков, жиров и углеводов, витаминов и микроэлементов. Питание здорового человека должно происходить не менее 3-х раз в сутки, причем основная часть пищи должна поступать в организм в первой половине дня. Питание, основанное на данных принципах, обеспечит человеку правильный рост и формирование организма, сохранит здоровье, продлит жизнь.

 

    1. Физические нагрузки

 

Оптимальные физические нагрузки являются важнейшим компонентом здорового образа жизни. Должный двигательный режим обуславливается систематическими физическими нагрузками, полученными в ходе занятий спортом. В двигательную нагрузку включаются также утренняя гимнастика, работа на земельном участке, пешие прогулки, ходьба по лестнице и многое другое.

Однако нормы достаточной физической нагрузки с точностью не определены. Некоторые отечественные и японские ученые считают, что взрослый человек должен в день делать минимум 10-15 тыс. шагов.  
Научно-исследовательский институт физической культуры предлагает следующие нормы недельного объема двигательной активности:

- учащихся ПТУ и средних учебных  заведений - 10 - 14 часов;

- студентов - 10 - 14 часов2.

К качествам, характеризующим физически  активного человека относится ловкость, выносливость, сила, быстрота, гибкость и другие. Совершенствование физических качеств способствует укреплению здоровья, формирует устойчивость к ряду заболеваний и т.д.

Помимо физических нагрузок значительным компонентом здорового образа жизни  является закаливание, способствующее оздоровлению, профилактике болезней, укреплению иммунитета и т.д. В традициях нашей страны закаливание всегда было массовым явлением. Примером этого факта является большое число бань с обязательным растиранием снегом. Однако современная городская жизнь не позволяет большинству из нас соблюдать устоявшиеся традиции, в том числе уделяя должное внимание закаливанию. Несмотря даже на то, что польза систематического закаливания доказана рядом ученых большинства стран. Кроме того, большинство современных родителей из-за боязни за здоровье своих детей уже с первых дней, месяцев его жизни начинают заниматься пассивной защитой от простуды: слишком тепло одевают, редко проветривают комнату и т.д. Благодаря такому излишнему вниманию, ребенок лишен возможности должной адаптации к меняющимся температурным условиям среды. Более того, возникают предпосылки к ослаблению здоровья, что влечет за собой снижение иммунитета, возникновению простудных заболеваний. Итак, проблема выбора и подбора эффективных методов закаливания остается одной из важнейших.

Информация о работе Особенности составляющих здорового образа жизни