Особенности состояния здоровья населения и системы здравоохранения в Смоленской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 07:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данного курсового проекта – это выявление особенностей факторов конкретного региона и влияние их на здоровье населения.
В данной работе будет проведен анализ особенностей состояния здоровья населения и системы здравоохранения Смоленской области. Будет предоставлен обзор теоретических, методологических и методических исследований и анализ необходимых материалов для решения поставленных в курсовом проекте задач. Для более точного представления ситуации здравоохранения в России и отдельно взятом регионе, последовательно будет рассмотрен каждый фактор, влияющий на систему здравоохранения и обеспечение здоровья населения. В работе будут показаны проблемы, влияющее на здоровье населения Смоленской области.

Содержание работы

Введение 4
Раздел I. Состояние здоровья населения 6
1.1.Особенности медико–демографической ситуации Смоленской обл. 6
1.2 Показатели младенческой смертности 9
1.3 Возрастно-половая структура Смоленской области и РФ. Динамика 13
1.4. Заболеваемость населения 14
1.4.1 Характеристика состояния здоровья населения Смоленской области 14
1.4.2 Контингенты больных 16
1.4.3 Прерывание беременности (аборты) в Смоленской области и РФ 17
1.4.4 Численность лиц от 18 и старше, впервые признанных инвалидами в Смоленской области и РФ 19
1.4.5 Общая численность инвалидов в Смоленской области и РФ 20
Раздел II. Деятельность учреждений здравоохранения 22
2.1Общая численность больничных учреждений 22
2.2Число больничных коек 23
2.3.Обеспеченность населения больничными койками на 10000 человек 25
2.4Число амбулаторно-поликлинических учреждений 26
2.5 Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений 27
2.6 Занятость и охрана труда. 29
2.6.1 Среднемесячная начисленная заработная плата 29
2.6.2 Численность врачей. 31
2.6.3 Численность врачей на 10000 человек населения. 32
2.6.4 Медицинский персонал. 34
2.6.5 Медицинский персонал на 10000 человек населения. 36
2.6.6 Число спортивных сооружений. 37
2.6.7 Расходы консолидированных бюджетов на физическую культуру. 38
2.6.8 Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие здравоохранения. 40
2.6.9. Ввод в действие больничных учреждений 42
Заключение 44
Список используемой литературы 46

Файлы: 1 файл

моя здравоохранение.docx

— 123.61 Кб (Скачать файл)

Темпы прироста показателей расходов консолидированных  бюджетов на физическую культуру в Смоленской области:

2002:2649,9/1150,4*100-100=130,3%;

2007:20,3%;

2008:-7,9%;

2009:-2,52%.

Темпы прироста показателей расходов консолидированных  бюджетов на физическую культуру в  РФ:

2002:755/222,1*100-100=239,9%;

2007:3,90%;

2008:-3,30%;

2009:4,9%.

Темпы прироста показателей расходов консолидированных  бюджетов на физическую культуру в  Смоленской области и в РФ.

 

Таблица 41.

Территории России

Расходы, млн. руб.

2005

2007

2008

2009

РФ

239,9

3,9

-3,3

4,9

Смоленская область

130,3

20,3

-7,9

-2,52


 

2.6.8 Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие здравоохранение.

Таблица 42.

Территории России

Инвестиции млн. руб.

2000

2002

2005

2006

2007

2008

2009

2010

РФ

34274

41194,8

94806

125058

169924

206871

180720

210940

Смоленская область

57,2

76,8

145,1

236,6

610,6

1026,8

918,7

508,9


Самые высокие показатели инвестиций в Смоленской области демонстрируют  показатели 2008 и 2009 гг.  Это связанно с тем, что в 2009 году Администрация Смоленской области продолжала уделять особое внимание социальной политике, особенно в вопросах оказания поддержки малообеспеченным гражданам, престарелым и  инвалидам, многодетным семьям и детям. В связи с этим расходы областного бюджета по разделу «Социальная политика» на 2009 год выросли на 22,9%.

В ведении Департамента Смоленской области по социальному развитию находятся 66 подведомственных учреждений, в которых в 2009 году были оказаны  комплексные социальные услуги гражданам  из числа одиноких престарелых граждан, инвалидов и детей, находящимся  в трудной жизненной ситуации, престарелым и одиноким гражданам. Они получали регулярную социальную помощь на дому. 
         В 2009 году в 16 детских реабилитационных центрах прошли комплексную реабилитацию несовершеннолетние, помощь получили дети в отделениях дневного пребывания, отделениях социального патроната, консультативных и других нестационарных отделениях. Общее количество несовершеннолетних, получивших различные виды помощи в учреждениях социальной защиты, увеличилось по сравнению с 2008 годом на 1425 человек. Социальная помощь была оказана 8500 семьям, что на 1738 семей больше, чем в 2008 году. 
Большое внимание было уделено отдыху и оздоровлению детей. Объем средств, выделенный на организацию отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, составил 73,8 млн. рублей, что на 8,3 млн. рублей больше, чем в 2008 году. 
За счет выделенных средств были обеспечены отдых и оздоровление детей, нуждающихся в особой заботе государства. Особое внимание уделяется реализации мероприятий, направленных на стабилизацию демографической ситуации в Смоленской области. С 2008 года во исполнение областного закона «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Смоленской области»  Департаментом выдано 5242 сертификата на областной материнский (семейный) капитал. Почетным знаком «Материнская слава имени А.Т. Гагариной» в 2009 году награждены 22 многодетных семьи. Общественной наградой «За любовь и верность» награждены 30 семей.

Темпы прироста показателей инвестиций в  основной капитал, направленные на развитие здравоохранения в Смоленской области:

2000:76,8/57,2*100-100=34,2%;

2002:88,9%;

2005:63%;

2006:158%;

2007:68,1%;

2008:-10,5%;

2009:-44,6%.

Темпы прироста показателей инвестиций в  основной капитал, направленные на развитие здравоохранения в РФ:

2000:41194,8/34273,6*100-100=20,1%;

2002:130,1%;

2005:31,9%;

2006:35,8%;

2007:21,7%;

2008:-12,6%;

2009:16,7%.

Темпы прироста показателей инвестиций в  основной капитал, направленные на развитие здравоохранения в Смоленской области  и в РФ.

Таблица 43.

Территории России

Темпы прироста, %

2000

2002

2005

2006

2007

2008

2009

РФ

20,1

130,1

31,9

35,8

21,7

-12,6

16,7

Смоленская область

34,2

88,9

63

158

68,1

-10,5

-44,6


 

2.6.9 Ввод в действие больничных учреждений.

Таблица 44.

Территории России

На число коек

2000

2002

2005

2006

2007

2008

2009

2010

РФ

9534

7017

1072

8989

7920

8110

6334

8747

Смоленская область

100

-

-

106

120

92

-

-


Смоленская область не входит в русло общей тенденции с общероссийскими показателями. Ввод в действие больничных учреждений в области не стабильно. В 2002, 2005, 2009 и 2010 годах заметна пассивная политика. Число больничных учреждений остается таким же, как в предыдущих годах соответственно.  В РФ ситуация следующая: В 2002, 2005, 2007, 2009 годах количество учреждений снижается, а в остальные года показатели демонстрируют положительную тенденции.

Заключение.

Закончив свое исследование, можно  сделать ряд выводов по состоянию  здравоохранения Смоленской области. В ходе данной работы были выявлены как плюсы, так и минусы деятельности Администрации Смоленской области  в системе здравоохранения, и  так же был принять ряд мер, по улучшению  деятельности.

Несмотря на то, что численность  населения области продолжает снижаться, так же как и численность по России в целом, Администрацией области  приняты « Концепции Демографической  политики Смоленской области на 2003-2007 годы». Это говорит о том, что  реализация национальных проектов, безусловно, вносит вклад в стабилизацию демографической  ситуации. В 2008-2009 годах была намечена положительная динамика демографических  процессов.

Показатели младенческой смертности так же продолжают расти. Врачи Смоленской области обеспокоены такими показателями и проводят дородовую диагностику и своевременную коррекцию обнаруженной патологии.

Процесс демографического старения в  Смоленской области продолжается - почти каждый четвертый житель находится  в возрасте старше трудоспособного, что характерно для регионов ЦФО. В целом возрастная структура населения Смоленской области соответствует возрастной структуре ЦФО. Итоги 2006 года положили начало позитивным изменениям в демографической ситуации области – увеличился показатель рождаемости при одновременном снижении общей смертности, что привело к сокращению естественной убыли населения.

Основными направлениями в демографической  политике в 2013 году и плановом периоде 2014-2015 годов станут модернизация здравоохранения, развитие дошкольного образования, развитие культуры и спорта, оциальное развитие. Так же предусматривается предоставление социальных выплат по обеспечению полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а так же детей в возрасте до трех лет.

В последние годы в области имеет место опережающая динамика роста показателей общей заболеваемости населения. В 2006 году отмечается рост как общей, так и первичной заболеваемости населения Смоленской области. В определенной мере это связано с проведением диспансеризации в рамках проекта “Здоровье” населения и ростом выявляемости заболеваний.

Уровень абортов в области постепенно снижается. Это связано с тем, что в области создано 12 учреждений (кабинетов) по охране репродуктивного здоровья подростков – «клиник дружественных молодежи» (КДМ). Следовательно, если снижается уровень абортов, то показатель материнской смертности автоматически понижается. Не смотря на это, серьезной проблемой остается здоровье женщин фертильного возраста. Необходимо продолжать плановое оздоровление женщин, своевременное выявление осложнений беременности, диагностику, лечение, включая санаторно-курортное оздоровление женщин.

Следует отметить, что  в течении последнего десятилетия в Смоленской области уменьшается численность детей-инвалидов (с4360 человек в 2001 году до 2770 человек в 2008 году.). Данная тенденция прослеживается и в целом по Российской Федерации,

Во II разделе, так же можно выделить несколько плюсов и минусов:

Здравоохранение Смоленской области  представлено 50 больничными учреждениями. Кроме того, медицинскую помощь населению  области оказывают 11 специализированных диспансеров, 8 самостоятельных поликлиник для обслуживания взрослого населения, 12 стоматологических поликлиник, 34 врачебных амбулатории, 2 детских  санатория и 2 дома ребенка, 528 фельдшерско-акушерских пунктов.

В смоленской области был принят ряд законов по усовершенствованию системы амбулаторно-поликлинических учреждений:

Постановлением Администрации Смоленской области утверждена целевая программа «Развитие первичной медико-санитарной помощи на 2004 год». Из бюджета области выделено 345 тыс. руб.

Областным законом (принят областной Думой 30.10.2003) утверждена целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года» раздел 3-( развитие сети учреждений здравоохранения в сельской местности) предусматривается приобретение сан.автотранспорта, медицинского оборудования для оснащения кабинетов ВОП.

Со стороны области сделано  многое, чтобы улучшить организацию  и доступность оказания амбулаторно-поликлинической  помощи, особенно сельским жителям. Однако, все сказанное, к сожалению свидетельствует о том, что реальной реформы первичного звена здравоохранения в области не произошло.

Перспективы развития здравоохранения  Смоленской области в значительной степени зависят от состояния  профессионального уровня и качества подготовки медицинских и фармацевтических кадров, как главного ресурса здравоохранения.

Обеспеченность учреждений квалифицированными кадрами является важным условием работы отрасли.

По состоянию на 01.01.2010 года в  Смоленской области работает 3985 врачей и8533 средних медработников. Коэффициент  совместительства врачебного персонала  в 2009 году составил 1,4, а среднего медперсонала 1,3. Соотношение количества врачей к  количеству среднего медицинского персонала  в  2009 году составило 1:2,2. Укомплектованность врачами штатных должностей стабильная 89,3 %, в то время, как физическими лицами только 66%. Проведенный анализ потребности в кадрах учреждений здравоохранения области на среднесрочную перспективу на 2010-2012 годы показал, что для удовлетворения потребности в медицинских работниках в ближайшие годы необходимо подготовить свыше 1000 специалистов, причем более 60% вакансий предлагают учреждения здравоохранения, расположенные в районах области.

В Смоленской области был принят ряд мер по увеличению заработной платы работников медицинского персонала:

    • Увеличение на 13% с 1 октября 2013 года з.п. работников учреждений культуры за исключением младшего обслуживающего персонала;
    • Увеличение з.п. социальных работников и младшего мед. Персонала учреждений соц. обслуживания с 1 октября 2013 года на 20%
    • Увеличение з.п. врачей, среднего и младшего мед. Персонала учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств областного бюджета, врачей, среднего медицинского персонала и младшего медицинского персонала учреждений других отраслей, финансируемых за счет средств областного бюджета, на 13% с 1 октября 2013 года.
    • Также с 1 октября предусмотрено увеличение на 20 процентов зарплаты младшего медицинского персонала Смоленской областной клинической психиатрической больницы.

С целью закрепления и привлечения  молодых врачей, завершивших обучение в ординатуре и интернатуре по направлению Департамента Смоленской области по здравоохранению и  заключивших договор на срок работы до трех лет, предусматривается единовременное денежное пособие в размере 200 тыс. рублей.

 

Список  использованной литературы:

1) Демографический ежегодник России. 2008: Стат. сб.-557с.

2) Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007: Стат. сб. / Росстат. - М., 2007. - 991с.

3)ФЕДЕРАЛЬНАЯ  СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ (Росстат): Российский статистический  ежегодник.-М, 2002-2011.-847с.

4) http://www.mednet.ru – Департамент Смоленской области по здравоохранению.




Информация о работе Особенности состояния здоровья населения и системы здравоохранения в Смоленской области