Пищеварительная система и питание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 10:27, реферат

Описание работы

При нормальном функционировании организма, его росте и развитии необходимы большие затраты энергии. Эта энергия тратится на увеличение размеров органов и мышц при росте, а также в процессе жизнедеятельности человека на движение, поддержание постоянной температуры тела и т.д. Приход этой энергии обеспечивается регулярным поступлением пищи, которая содержит сложные органические вещества (белки, жиры, углеводы), минеральные соли, витамины и воду. Все перечисленные вещества нужны также и для поддержания биохимических процессов, которые протекают во всех органах и тканях.

Содержание работы

Пищеварительная система человека
Пищеварение в ротовой полости
Пищеварение в желудке
Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении
Всасывание в кишечнике
Организация питания
Нормы питания
Режим питания
Список литературы

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахстан.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

Ферментативная обработка пищи в толстой кишке очень мала. В толстой кишке находится  большое число бактерий. Некоторые из них расщепляют растительную клетчатку, так как в пищеварительных соках человека не содержится ферментов для ее переваривания. В толстой кишке образуются с помощью бактерий витамин К и некоторые витамины группы В.

Несмотря на то, что всасывание происходит и в других отделах пищеварительного тракта, к примеру, в желудке хорошо всасывается алкоголь, частично глюкоза, в толстом кишечнике - вода, именно в тонком кишечнике со специально приспособленным для этого строением происходят основные процессы всасывания пищевых веществ.

Внутренняя поверхность кишки  человека образована складками и  достигает 0,65-0,70 м2. Она становится еще  больше за счет пальцевидных выступов - ворсинок: на площади 1 см2 находится 2000-3000 ворсинок. Из-за наличия ворсинок площадь внутренней поверхности кишечника увеличивается до 4-5 м2, т.е. в 2-3 раза больше поверхности тела человека. Эпителий ворсинок, в свою очередь, обладает большим числом выростов - микроворсинок, что еще более увеличивает всасывающую поверхность тонкой кишки.

Всасывание представляет собой  сложный физиологический процесс, который происходит в основном за счет активной работы клеток кишечного  эпителия.

Белки всасываются в кровь в  форме водных растворов аминокислот. Так как для детей характерна повышенная проницаемость кишечной стенки, в малом количестве у них из кишечника всасываются натуральные белки молока, яичный белок. Излишнее поступление в организм ребенка нерасщепленных белков является причиной разного рода кожных высыпаний, зуда и других неблагоприятных явлений. Так как проницаемость кишечной стенки у детей повышена, чужеродные вещества и кишечные яды, которые образуются при гниении пищи, продукты неполного переваривания могут попадать из кишечника в кровь, приводя к разного рода токсикозам, хотя некоторые из этих вредных продуктов обезвреживаются в печени, которая служит специальным барьером.

Углеводы всасываются в кровь  чаще всего в виде глюкозы. Жиры всасываются  в основном в лимфу в виде жирных кислот и глицерина. В толстом  кишечнике чаще всего всасывается вода, но возможно и всасывание углеводов, что применяется при необходимости искусственного питания (клизмы).

Важная функция кишечника - его  моторика. За счет моторной деятельности кишечника осуществляется перемешивание  пищевой кашицы с пищеварительными соками, ее перемещение по кишке и, кроме того, повышение внутрикишечного давления, что способствует всасыванию определенных компонентов из полости кишки в кровь и лимфу.

Моторика производится продольными  и кольцевыми мышцами кишечника, сокращения которых вызывают два типа кишечных движений - сегментацию и перистальтику.

Организация питания

Жизнь любого организма связана  с постоянным расходом веществ, которые  входят в его состав. Нормальная жизнедеятельность организма происходит в том случае, когда весь этот расход компенсируется веществами, которые поступают с пищей. Если данное условие не соблюдается, то организм человека начинает функционировать за счет веществ, имеющихся у него в запасе, а также находящихся в составе клеток его органов.

Источник механической и тепловой энергии в организме человека - это химическая энергия, которая  образуется при постоянном окислении  органических веществ в организме. Источник этих органических веществ - питательные вещества.

Среди питательных веществ можно выделить белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду. Данные вещества организм получает в виде пищевых продуктов (мясо, молоко, хлеб, крупа, овощи и др.).

Сейчас люди стремятся придерживаться концепции сбалансированного питания. С учетом данной концепции количество употребляемой пищи должно соответствовать энергетическим затратам человека. То есть можно сказать, что в питании должен постоянно соблюдаться определенный энергетический баланс.

Энергетическая ценность 1 г белка  составляет 17,17 кДж (4,1 ккал), 1 г жира-38,94 кДж (9,3 ккал), 1 г углеводов- 17,17 кДж (4,1 ккал). С учетом энергетической ценности принятых с пищей белков, жиров и углеводов и суточного расхода энергии можно рассчитать калорийность пищевого рациона человека, что следует учитывать при организации полноценного питания. Для этого применяют специальные таблицы, где приведено процентное содержание в пищевых продуктах белков, жиров и углеводов, а также энергетическая ценность 100 г продукта.

При организации питания учащихся должны выполняться определенные нормы и правила. Раздачу готовых блюд следует производить в соответствии с выработанными строгими санитарно-гигиеническими требованиями, нарушение которых может привести к возникновению массовых желудочно-кишечных расстройств и пищевых отравлений. Пищевые отравления могут иметь химическое или бактериальное происхождение. Пищевые отравления могут появляться в результате употребления ядовитых продуктов, среди которых грибы, некоторые породы рыб, сорняки зерновых и т.д.

Пищевые отравления бактериального происхождения вызываются употреблением в пищу инфицированных продуктов (мясо, рыба, молочные продукты).

Основой профилактики пищевых отравлений в школах является обеспечение и  выполнение основных санитарно-гигиенических  требований:

  • доброкачественность продуктов и готовой пищи;
  • соблюдение сроков реализации продуктов и готовой пищи, правил хранения продуктов, особенно скоропортящихся, чистота помещений кухни и столовой (буфета);
  • строгое соблюдение технологии приготовления пищи;
  • достаточное оборудование кухонным инвентарем и столовой посудой, отвечающей гигиеническим требованиям, знание санитарных требований и соблюдение правил личной гигиены поварским и обслуживающим персоналом столовой.

Все продукты должны доставляться в  столовые И буфеты школ в специальной закрытой таре. Пускать их в производство или продажу следует только после освидетельствования их качества медицинским персоналом.

Нормы питания

Если отсутствует пищевой рацион, чаще всего учитывают калорийность принимаемой пищи, суточный расход энергии, пол, возраст, а также другие особенности организма. Но этого не хватает для организации полноценного питания.

Для организма необходимо, чтобы  в пище присутствовали все необходимые  пищевые вещества (белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины). Важен и баланс пищевых веществ в рационе. Для детей младшего школьного возраста самым лучшим является соотношение белков к жирам и углеводам 1:1:6, для детей более раннего возраста 1:2:3. Для взрослых те же параметры имеют вид 1:1:4; в этом случае азот максимально задерживается организмом.

Если учесть особую роль белков для  организма и то, что их нельзя заменить никакими другими питательными веществами, поступление в организм с пищей белка не только в недостающем  количестве, но и полноценного качества по его аминокислотному составу является необходимым условием нормального роста и развития организма ребенка.

Белки животного происхождения  являются полноценными, так как находящиеся  в них аминокислоты более близки к аминокислотам, из которых состоят белки организма человека. Но не следует удовлетворять потребность организма в белках только пищей животного происхождения, так как белки растительного происхождения также имеют большое значение для организма человека.

Белки большого числа круп в комбинации с другими продуктами, особенно с продуктами животного происхождения, дают смесь аминокислот, которые близки к белкам человеческого тела. Например, в гречневой крупе находится белок, в котором мало некоторых важных для организма аминокислот. Сочетание гречневой каши с молоком восполняет данный недостаток.

Присутствие жира в пище увеличивает  ее калорийность. Из-за этого оказывается  возможным уменьшение объема употребляемой  пищи и значительное снижение затрат энергии на процессы пищеварения. Присутствие жира в пище улучшает ее вкусовые качества, создает ощущение сытости, ограничивает распад белка в организме. Определенные жироподобные вещества - липоиды, которые содержат в своем составе и фосфор, имеют большое значение для деятельности нервной системы.

Наиболее важны, особенно для детей, молочные жиры. Они содержатся в  молоке и молочных продуктах - сливочном  масле, сливках, сметане. Жиры яичного  желтка, содержащие ряд витаминов, также  имеют существенное значение для  организма ребенка.

При мышечной работе организм особенно нуждается в углеводах. Они нужны для работы мышц тела, сердечной мышцы и для эффективности умственной деятельности.

При постоянном поступлении углеводов  с пищей организм обеспечивает свои энергетические потребности прежде всего за их счет. Источник углеводов - продукты преимущественно растительного происхождения: хлеб, крупы, картофель, овощи, фрукты, ягоды. Клетчатка растительных тканей - целлюлоза - тоже является углеводом. Пищевое значение ее для человека невелико, так как она не может перевариваться в кишечнике. Но она увеличивает объем пищи, что приводит к ощущению сытости, механически раздражая рецепторы кишечника, способствует перемещению пищевой кашицы.

Необходимо употреблять в пищу витамины.

Режим питания

В своих работах И.П. Павлов доказал, что существенное значение для пищеварения и дальнейшего усвоения пищевых веществ имеет аппетит.

Возбуждает аппетит и активизирует пищеварение разнообразная, правильно  и вкусно приготовленная пища. Вкус детей не следует поощрять чрезмерно  изысканными блюдами. Это делает пищевой аппарат более изнеженным и в значительной мере понижает способность организма приспосабливаться к меняющимся условиям питания.

Хороший, здоровый аппетит может  вызвать и обстановка, в которой  происходит прием пищи. Обеденный стол, накрытый скатертью, аккуратно нарезанный хлеб, красиво расставленные тарелки и другие столовые приборы способствуют пробуждению аппетита. Детей и подростков необходимо приучать есть не спеша, хорошо прожевывать пищу и не заниматься во время приема пищи посторонними делами (разговаривать, читать книгу), так как это плохо отражается на выделении желудочного сока.

Пищевой рефлекс имеет некоторую  периодичность, в соответствии с  которой определяется и строго соблюдается  режим питания детей - прием пищи через каждые 3,5-4 ч. Для подростков, юношей и девушек при приеме пищи эти цифры уже изменяются - 3-4 раза в сутки. Не есть урывками, раньше времени, так как это может вызвать снижение аппетита. Такие нарушения в режиме питания могут вызвать угасание условного пищевого рефлекса и расстройство пищеварения. Подобные последствия происходят в случаях беспорядочного или двухразового питания. Количество приемов пищи в день определяется усвоением питательных веществ. В случае четырехрезового питания пища усваивается до 82-84%, а трехразового - 75-76%.

Пища, в которой содержится много  белка, повышает возбудимость нервной  системы, поэтому ее следует давать детям в первой половине дня, в  период их наиболее активной деятельности. Следует избегать возбуждения нервной системы перед сном, так как оно препятствует быстрому наступлению глубокого сна.

Белки, съедаемые перед сном, неблагоприятны и для пищеварения. Белковая пища дольше переваривается в желудке. Для  ее переработки до простейших веществ  необходимо отделение большого количества пищеварительных соков. Во время сна все процессы в организме замедляются, в том числе и отделение пищеварительных соков. Это может привести к ухудшению переваривания пищи. Таким образом, ужин детям и подросткам дают малообъемный, в состав которого входят легкие овощные и молочные блюда, и не менее чем за 1,5-2 ч до отхода ко сну.

Определить фактическую калорийность суточного рациона школьников сложно, так как их питание является частью общего питания семьи.

Если в школе нет столовой, обслуживание учащихся питанием происходит через буфет, В ассортимент буфета должны входить: холодные закуски, молоко и молочнокислые продукты, булочные изделия, горячие напитки, кисели, компоты, различные бутерброды, фрукты свежие, очищенные сырые овощи (морковь, брюква и др.), соки. Горячие блюда должны входить в меню только при наличии необходимых условий. В буфетах должны быть сформированы комплексные завтраки. Калорийность горячих завтраков в городских школах должна составлять 500-600 ккал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  • Абрамова Е. А. Валеология. Курс лекций. Новосибирск, 2003.
  • Ананьев В. А. Общая валеология: конспект лекций. СПб., 2000.
  • Блинова Н. Г., Казин Э. М., Литвинова Н. А. Основы индивидуального здоровья человека. Введение в общую и прикладную валеологию. М., 2000.
  • Вайнер Э. Н. Валеология. М., 2005.
  • Вайнер Э. Н., Волынская Е. В. Валеология. Учебный практикум. М., 2002.
  • Валеология.// Сост. С. Н. Заготова. Ростов-на-Дону, 2001.
  • Валеология: методы диагностики систем организма.// Сост. О. Н. Московиченко. Красноярск, 2005.
  • Войнов В. Б., Кураев Г. А. Валеология. Словарь терминов. Ростов-на-Дону, 2002.
  • Петленко В. П. Валеология человека: Здоровье – Любовь – Красота. В 5-ти т. СПб., 1996.
  • Петрушин В. И., Петрушина Н. В. Валеология. М., 2003.
  • Психология здоровья.// Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2003.
  • Тель Л. З. Валеология. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. В 3-х т. М., 2001.
  • Торохова Е. И. Валеология. Словарь-справочник. М., 2002.
  • Черемисинов В. Н. Валеология. М., 2005.
  • Чмиленко В. И. Валеология. М., 1999.
  • Чумаков Б. Н. Валеология. М., 2005.

Информация о работе Пищеварительная система и питание