Право на жизнь и право на здоровье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать правовое и проблемное поле медицинской и медика - социальной помощи и лечения в Российской Федерации. Исходя из поставленной цели, автор ставит перед собой следующие задачи:
- дать определение медицинской помощи и рассмотреть ее виды;
- проанализировать реализацию прав отдельных категорий граждан в области охраны здоровья, в частности: права семьи, права граждан пожилого возраста и права инвалидов. Естественно, что это далеко не вся категория лиц, имеющая права в сфере охраны здоровья.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Медицинская помощь и лечение
1.1 Охрана здоровья и медицинское страхование
1.2 Виды медицинской и медико-социальной помощи
1.3 Лекарственная помощь
Глава 2. Санаторно-курортное лечение
2.1 Санаторно-курортное лечение инвалидов
2.2 Санаторно-курортное лечение ветеранов
Заключение
Список использованной литературы и нормативные акты

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 48.90 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Медицинская помощь и лечение

1.1 Охрана здоровья и  медицинское страхование

1.2 Виды медицинской и  медико-социальной помощи

1.3 Лекарственная помощь

Глава 2. Санаторно-курортное  лечение

2.1 Санаторно-курортное лечение  инвалидов

2.2 Санаторно-курортное лечение  ветеранов

Заключение

Список использованной литературы и нормативные акты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Право на жизнь и право на здоровье относятся к категории наиболее важных неотчуждаемых прав человека. Мировой опыт общественного развития выработал универсальные инструменты  для объективных оценок и управления социальными подсистемами любой  сложности. Одной из таких подсистем  является здравоохранение. Следует  отметить, что международное право  четко закрепляет требования и нормы, регулирующие гарантии по охране здоровья. Это право предоставляется людям, независимо от гражданства, пола, расы, социальных, религиозных и иных различий.  
Закрепление Конституцией право на бесплатную медицинскую помощь принадлежит гражданам России и гарантируется наличием системы социального страхования. В ст. 41 Конституции РФ закреплено право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на ее бесплатное получение в государственных и муниципальных учреждениях за счет страховых взносов, бюджета; осуществление и финансирование федеральных программа по охране здоровья, развитию системы здравоохранения. 
Основной закон указывает на обязанность государства финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, необходимость принятия мер по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. Действующая Конституция особо оговаривает, что сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. 
Актуальность темы исследования определяется следующими обстоятельствами: 
1. В данное время система здравоохранения переживает период реформирования в области социального обеспечения, связанный с монетизацией льгот. 22 августа 2004 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации Федеральный Закон Российской Федерации № 122-ФЗ, вступление в действие которого с 1 января 2005 г. прямо или косвенно затронуло и реализации 122-ФЗ всех государственных льгот и замена их денежными выплатами (Гл. 2 122-ФЗ). Согласно ст. 6 Основного закона определен набор социальных услуг, в число которых входят дополнительная бесплатная медицинская помощь и бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно (ст. 6 ч.2 122-ФЗ). Естественно, что монетизация льгот вызвала к жизни целый ряд проблем антисоциальной направленности, обострение взаимодействия между ростом спроса населения на социальную помощь и сокращением возможностей государства оказать такую помощь. 
2. Анализ состояния здоровья граждан России доказывает ее особую актуальность как фактора, прежде всего, национальной безопасности. Эта проблематика особенно актуализируется на фоне демографического кризиса, а также продолжающейся нехваткой в обеспечении и должном качестве медицинской помощи и лечения все более возрастающему проценту больных людей в Российской Федерации. 
Цель данной работы – исследовать правовое и проблемное поле медицинской и медика - социальной помощи и лечения в Российской Федерации. Исходя из поставленной цели, автор ставит перед собой следующие задачи: 
- дать определение медицинской помощи и рассмотреть ее виды; 
- проанализировать реализацию прав отдельных категорий граждан в области охраны здоровья, в частности: права семьи, права граждан пожилого возраста и права инвалидов. Естественно, что это далеко не вся категория лиц, имеющая права в сфере охраны здоровья. Сюда также относятся граждане, пострадавшие при чрезвычайно ситуации, военнослужащие, граждане, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание, а также еще несколько категорий граждан. В силу ограниченности объема мы рассмотрим только три категории граждан, поскольку, на наш взгляд, регулирование их прав кажется наиболее перспективным и проблемным в области охраны здоровья граждан в РФ. 
В Заключении работы содержатся итоги проделанного исследования. В работе использованы нормативные акты в области системы Здравоохранения Российской Федерации, периодика и научная литература. В работе также содержится Приложение, в котором представлены Данные Министерства здравоохранения о состоянии здоровья граждан в РФ за 2000-2006 гг. 
 
 
Социальное медицинское обслуживание - это всё то, что получает пожилой и нетрудоспособный человек за счёт общественных фондов потребления сверх пенсии. Общество в данном случае берёт на себя полностью либо частично расходы, связанные с оплатой стоимости услуг, предоставляемых пожилым и нетрудоспособным гражданам, нуждающимся в определённых видах медицинской социальной помощи. При этом удовлетворяются специфические потребности, характерные именно для данной категории граждан.

В наше стране с каждым годом  всё большее значение предаётся  развитию социального обслуживания пожилых и нетрудоспособных, оно рассматривается как крайне необходимое дополнение к денежным выплатам, значительно повышающим эффективность всей государственной системы социального обеспечения.

Осознаваемый нашим обществом  дефицит чуткости и внимания к  старым людям, ветеранам, недостаточный  учёт их объективных запросов и нужд обязывает перейти от призывов об улучшении их медицинского обслуживания, совершенствования социальной помощи к радикальным мерам - созданию в  стране широкой системы социального  обслуживания престарелых граждан  как неотъемлемой части единой государственной  системы социального обеспечения.

Система социального  медицинского обслуживания охватывает, в частности:

медицинскую гериатрическую помощь, как стационарную, так и поликлиническую;

содержание и обслуживание в домах-интернатах;

помощь на дому нуждающимся в постороннем уходе;

протезную помощь, обеспечение  транспортными средствами;

трудоустройство желающих продолжать пассивную трудовую деятельность и  их профессиональное переобучение;

организацию труда на специально созданных предприятиях, цехах;

жилищно-бытовое и коммунальное обслуживание; организацию досуга и  т.д.

Возможность удовлетворения потребностей пожилого человека становится реальной и тогда, когда он наделён  юридическим правом требовать от соответствующего компетентного органа предоставления того или иного блага (материального обеспечения, социальной услуги, жилища и т.д.), а данный орган  юридически обязан такое благо предоставить. Так, право на материальное обеспечение старости, в случае потери трудоспособности, утраты кормильца, является реальным, поскольку государственная пенсионная система гарантирует каждому трудящемуся, отвечающему установленным условиям, выплату пенсий независимо от состояния финансовых источников и каких либо других факторов. В то же время в области социального обслуживания возможность реализации права на его получение часто зависит от "усмотрения" компетентного органа, поскольку целый ряд социальных услуг, предоставляемых в данной сфере, всё ещё относится к числу дефицитных, не гарантированных абсолютно каждому старому и нетрудоспособному человеку. Об этом, в частности, свидетельствует превышение числа нуждающихся в обслуживании с помещением в дома-интернаты по сравнению с общим числом мест в этих учреждениях; в социальной помощи на дому и возможностями данной службы и т.д.

Ведомство, которые оказывают  населению медико-социальную помощь - Министерство Здравоохранения и социальной защиты населения России.

 

 

Глава 1. Медицинская помощь и лечение  

 

1.1 Охрана здоровья и медицинское  страхование

 

В соответствии со статьей 41 Конституции РФ каждый имеет право  на охрану здоровья и медицинскую  помощь.

Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Основными принципами охраны здоровья граждан в нашей стране являются:

соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных  с этими правами государственных  гарантий;

приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

доступность медико-социальной помощи;

социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

ответственность органов  государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций  независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение  прав граждан в области охраны здоровья.

При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют  право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.

Конституция РФ закрепляет положение  о том, что медицинская помощь в государственных и муниципальных  учреждениях здравоохранения оказывается  гражданам бесплатно за счет средств  соответствующего бюджета, страховых  взносов, других поступлений.

Страховые взносы, как источник финансирования медицинской помощи производятся в рамках медицинского страхования, которое является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья и производится с целью гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

Медицинское страхование  осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.

Обязательное  медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Добровольное  медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным.

В качестве субъектов медицинского страхования выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.

Страхователями при обязательном медицинском страховании являются: для неработающего населения - органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, для работающего населения - работодатели. Страхователями при добровольном медицинском страховании выступают отдельные граждане, обладающие гражданской дееспособностью, или (и) предприятия, представляющие интересы граждан.

Страховыми  медицинскими организациями выступают юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием.

Медицинскими  учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

В Российской Федерации финансируются  федеральные программы охраны и  укрепления здоровья населения, принимаются  меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, экологическому и  санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется  гражданам в соответствии с программами  государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации  бесплатной медицинской помощи.

Программа государственных  гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской  помощи (далее именуется - Программа) включает в себя перечень видов медицинской  помощи, предоставляемых населению  бесплатно, базовую программу обязательного  медицинского страхования, объемы медицинской помощи, порядок формирования нормативов финансирования здравоохранения, обеспечивающих предоставление гарантированных объемов медицинской помощи.

Программа разработана исходя из нормативов объемов медицинской помощи, которые являются основой для формирования расходов на здравоохранение в бюджетах всех уровней и в соответствующих бюджетах фондов обязательного медицинского страхования.

На основе Программы и  методических рекомендаций по порядку  формирования и экономического обоснования  территориальных программ государственных  гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской  помощи, утверждаемых Министерством  здравоохранения Российской Федерации  и Федеральным фондом обязательного  медицинского страхования по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (далее именуются - методические рекомендации), органы исполнительной власти субъектов РФ разрабатывают  и утверждают территориальные программы  государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, которые могут предусматривать предоставление дополнительных объемов и видов медицинской помощи за счет средств субъектов Российской Федерации.

Граждане имеют право  на дополнительные медицинские и  иные услуги на основе программ добровольного  медицинского страхования, а также  за счет средств учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством  Российской Федерации.

 

1.2 Виды медицинской и медико-социальной помощи

 

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан закрепляют пять видов медико-социальной помощи:

1. Первичная медико-санитарная  помощь.

2. Скорая медицинская помощь.

3. Специализированная медицинская  помощь.

4. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями.

5. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; ведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинской профилактики важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; проведение мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства, других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.

Первичная медико-санитарная помощь обеспечивается учреждениями муниципальной  системы здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы. В оказании первичной медико-санитарной помощи могут также участвовать учреждения государственной и частной систем здравоохранения на основе договоров со страховыми медицинскими организациями.

Объем первичной медико-санитарной помощи устанавливается местной  администрацией в соответствии с  территориальными программами обязательного  медицинского страхования.

Информация о работе Право на жизнь и право на здоровье