Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 18:19, курсовая работа
Цель данной работы – исследовать правовое и проблемное поле медицинской и медика - социальной помощи и лечения в Российской Федерации. Исходя из поставленной цели, автор ставит перед собой следующие задачи:
- дать определение медицинской помощи и рассмотреть ее виды;
- проанализировать реализацию прав отдельных категорий граждан в области охраны здоровья, в частности: права семьи, права граждан пожилого возраста и права инвалидов. Естественно, что это далеко не вся категория лиц, имеющая права в сфере охраны здоровья.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Медицинская помощь и лечение
1.1 Охрана здоровья и медицинское страхование
1.2 Виды медицинской и медико-социальной помощи
1.3 Лекарственная помощь
Глава 2. Санаторно-курортное лечение
2.1 Санаторно-курортное лечение инвалидов
2.2 Санаторно-курортное лечение ветеранов
Заключение
Список использованной литературы и нормативные акты
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Медицинская помощь и лечение
1.1 Охрана здоровья и медицинское страхование
1.2 Виды медицинской и медико-социальной помощи
1.3 Лекарственная помощь
Глава 2. Санаторно-курортное лечение
2.1 Санаторно-курортное лечение инвалидов
2.2 Санаторно-курортное лечение ветеранов
Заключение
Список использованной литературы и нормативные акты
ВВЕДЕНИЕ
Право на жизнь и право на здоровье
относятся к категории наиболее
важных неотчуждаемых прав человека.
Мировой опыт общественного развития
выработал универсальные
Закрепление Конституцией право на бесплатную
медицинскую помощь принадлежит гражданам
России и гарантируется наличием системы
социального страхования. В ст. 41 Конституции
РФ закреплено право граждан на охрану
здоровья и медицинскую помощь, право
на ее бесплатное получение в государственных
и муниципальных учреждениях за счет страховых
взносов, бюджета; осуществление и финансирование
федеральных программа по охране здоровья,
развитию системы здравоохранения.
Основной закон указывает на обязанность
государства финансировать федеральные
программы охраны и укрепления здоровья
населения, необходимость принятия мер
по развитию государственной, муниципальной
и частной систем здравоохранения. Действующая
Конституция особо оговаривает, что сокрытие
фактов и обстоятельств, создающих угрозу
для жизни и здоровья людей, влечет за
собой ответственность в соответствии
с федеральным законом.
Актуальность темы исследования определяется
следующими обстоятельствами:
1. В данное время система здравоохранения
переживает период реформирования в области
социального обеспечения, связанный с
монетизацией льгот. 22 августа 2004 г. Президент
Российской Федерации В.В. Путин подписал
принятый Государственной Думой и одобренный
Советом Федерации Федеральный Закон
Российской Федерации № 122-ФЗ, вступление
в действие которого с 1 января 2005 г. прямо
или косвенно затронуло и реализации 122-ФЗ
всех государственных льгот и замена их
денежными выплатами (Гл. 2 122-ФЗ). Согласно
ст. 6 Основного закона определен набор
социальных услуг, в число которых входят
дополнительная бесплатная медицинская
помощь и бесплатный проезд на пригородном
железнодорожном транспорте, а также на
междугороднем транспорте к месту лечения
и обратно (ст. 6 ч.2 122-ФЗ). Естественно, что
монетизация льгот вызвала к жизни целый
ряд проблем антисоциальной направленности,
обострение взаимодействия между ростом
спроса населения на социальную помощь
и сокращением возможностей государства
оказать такую помощь.
2. Анализ состояния здоровья граждан России
доказывает ее особую актуальность как
фактора, прежде всего, национальной безопасности.
Эта проблематика особенно актуализируется
на фоне демографического кризиса, а также
продолжающейся нехваткой в обеспечении
и должном качестве медицинской помощи
и лечения все более возрастающему проценту
больных людей в Российской Федерации.
Цель данной работы – исследовать правовое
и проблемное поле медицинской и медика
- социальной помощи и лечения в Российской
Федерации. Исходя из поставленной цели,
автор ставит перед собой следующие задачи:
- дать определение медицинской помощи
и рассмотреть ее виды;
- проанализировать реализацию прав отдельных
категорий граждан в области охраны здоровья,
в частности: права семьи, права граждан
пожилого возраста и права инвалидов.
Естественно, что это далеко не вся категория
лиц, имеющая права в сфере охраны здоровья.
Сюда также относятся граждане, пострадавшие
при чрезвычайно ситуации, военнослужащие,
граждане, задержанные, заключенные под
стражу, отбывающие наказание, а также
еще несколько категорий граждан. В силу
ограниченности объема мы рассмотрим
только три категории граждан, поскольку,
на наш взгляд, регулирование их прав кажется
наиболее перспективным и проблемным
в области охраны здоровья граждан в РФ.
В Заключении работы содержатся итоги
проделанного исследования. В работе использованы
нормативные акты в области системы Здравоохранения
Российской Федерации, периодика и научная
литература. В работе также содержится
Приложение, в котором представлены Данные
Министерства здравоохранения о состоянии
здоровья граждан в РФ за 2000-2006 гг.
Социальное медицинское обслуживание
- это всё то, что получает пожилой и нетрудоспособный
человек за счёт общественных фондов потребления
сверх пенсии. Общество в данном случае
берёт на себя полностью либо частично
расходы, связанные с оплатой стоимости
услуг, предоставляемых пожилым и нетрудоспособным
гражданам, нуждающимся в определённых
видах медицинской социальной помощи.
При этом удовлетворяются специфические
потребности, характерные именно для данной
категории граждан.
В наше стране с каждым годом всё большее значение предаётся развитию социального обслуживания пожилых и нетрудоспособных, оно рассматривается как крайне необходимое дополнение к денежным выплатам, значительно повышающим эффективность всей государственной системы социального обеспечения.
Осознаваемый нашим обществом
дефицит чуткости и внимания к
старым людям, ветеранам, недостаточный
учёт их объективных запросов и нужд
обязывает перейти от призывов об
улучшении их медицинского обслуживания,
совершенствования социальной помощи
к радикальным мерам - созданию в
стране широкой системы социального
обслуживания престарелых граждан
как неотъемлемой части единой государственной
системы социального
Система социального медицинского обслуживания охватывает, в частности:
медицинскую гериатрическую помощь, как стационарную, так и поликлиническую;
содержание и обслуживание в домах-интернатах;
помощь на дому нуждающимся в постороннем уходе;
протезную помощь, обеспечение транспортными средствами;
трудоустройство желающих продолжать пассивную трудовую деятельность и их профессиональное переобучение;
организацию труда на специально созданных предприятиях, цехах;
жилищно-бытовое и коммунальное обслуживание; организацию досуга и т.д.
Возможность удовлетворения потребностей пожилого человека становится реальной и тогда, когда он наделён юридическим правом требовать от соответствующего компетентного органа предоставления того или иного блага (материального обеспечения, социальной услуги, жилища и т.д.), а данный орган юридически обязан такое благо предоставить. Так, право на материальное обеспечение старости, в случае потери трудоспособности, утраты кормильца, является реальным, поскольку государственная пенсионная система гарантирует каждому трудящемуся, отвечающему установленным условиям, выплату пенсий независимо от состояния финансовых источников и каких либо других факторов. В то же время в области социального обслуживания возможность реализации права на его получение часто зависит от "усмотрения" компетентного органа, поскольку целый ряд социальных услуг, предоставляемых в данной сфере, всё ещё относится к числу дефицитных, не гарантированных абсолютно каждому старому и нетрудоспособному человеку. Об этом, в частности, свидетельствует превышение числа нуждающихся в обслуживании с помещением в дома-интернаты по сравнению с общим числом мест в этих учреждениях; в социальной помощи на дому и возможностями данной службы и т.д.
Ведомство, которые оказывают населению медико-социальную помощь - Министерство Здравоохранения и социальной защиты населения России.
Глава 1. Медицинская помощь и лечение
1.1 Охрана здоровья и медицинское страхование
В соответствии со статьей 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Основными принципами охраны здоровья граждан в нашей стране являются:
соблюдение прав человека
и гражданина в области охраны
здоровья и обеспечение связанных
с этими правами
приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;
доступность медико-социальной помощи;
социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.
Конституция РФ закрепляет положение
о том, что медицинская помощь
в государственных и
Страховые взносы, как источник финансирования медицинской помощи производятся в рамках медицинского страхования, которое является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья и производится с целью гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.
Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.
Обязательное
медицинское страхование являет
Добровольное
медицинское страхование осущес
В качестве субъектов медицинского страхования выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.
Страхователями при обязательном медицинском страховании являются: для неработающего населения - органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, для работающего населения - работодатели. Страхователями при добровольном медицинском страховании выступают отдельные граждане, обладающие гражданской дееспособностью, или (и) предприятия, представляющие интересы граждан.
Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием.
Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.
В Российской Федерации финансируются
федеральные программы охраны и
укрепления здоровья населения, принимаются
меры по развитию государственной, муниципальной,
частной систем здравоохранения, поощряется
деятельность, способствующая укреплению
здоровья человека, экологическому и
санитарно-эпидемиологическому
Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Программа государственных
гарантий оказания гражданам Российской
Федерации бесплатной медицинской
помощи (далее именуется - Программа)
включает в себя перечень видов медицинской
помощи, предоставляемых населению
бесплатно, базовую программу
Программа разработана исходя из нормативов объемов медицинской помощи, которые являются основой для формирования расходов на здравоохранение в бюджетах всех уровней и в соответствующих бюджетах фондов обязательного медицинского страхования.
На основе Программы и методических рекомендаций по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утверждаемых Министерством здравоохранения Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (далее именуются - методические рекомендации), органы исполнительной власти субъектов РФ разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, которые могут предусматривать предоставление дополнительных объемов и видов медицинской помощи за счет средств субъектов Российской Федерации.
Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
1.2 Виды медицинской и медико-
Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан закрепляют пять видов медико-социальной помощи:
1. Первичная медико-санитарная помощь.
2. Скорая медицинская помощь.
3. Специализированная
4. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями.
5. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.
Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; ведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинской профилактики важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; проведение мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства, других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.
Первичная медико-санитарная
помощь обеспечивается учреждениями муниципальной
системы здравоохранения и
Объем первичной медико-санитарной помощи устанавливается местной администрацией в соответствии с территориальными программами обязательного медицинского страхования.