Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 09:04, курсовая работа
Современная медицина достигла уровня, когда даже поражение жизненно важного органа не всегда является приговором для больного. Одним из эффективных способов решения этой проблемы является трансплантация – пересадка органов. Ежегодно в мире выполняется 100 тысяч трансплантаций органов и более 200 тысяч – тканей и клеток человека. Из них до 26 тысяч приходится на трансплантации почек, 8-10 тысяч – печени, 2,7-4,5 тысячи – сердца, 1,5 тысячи – легких, 1 тысяча – поджелудочной железы. В России ежегодно производится 4-5 трансплантаций сердца, 5-10 трансплантаций печени, 500-800 трансплантаций почек1. Тем не менее, статистика неумолима: данный показатель в сотни раз ниже потребности в данных операциях.
Введение ....…………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая юридическая характеристика трансплантации
§1 Понятие трансплантации …………………………………………..5
§2 Объекты трансплантации …………………………………………..8
§3 Правовой статус органов и тканей ...……………………………...10
Глава 2. Правовой режим трансплантации в РФ.
§1. Условия и порядок трансплантации
органов и(или) тканей человека ..…………………………………….15
§2. Изъятие органов и (или) тканей
у живого донора для трансплантации ………………………………..20
§3. Изъятие органов и (или) тканей у трупа …………………………22
§4. Проблемы и перспективы российского законодательства в области трансплантации органов ………………………………………………28
Заключение …………………………………………………………………33
Список литературы ………………………………………………………..34
В настоящее время в Уголовном кодексе РФ содержится несколько статей, посвященных преступлениям, связанным с трансплантацией. Эти преступления предусмотрены:
1) п. "м" ч. 2 ст. 105 "Убийство в целях использования органов или тканей потерпевшего";
2) п. "ж" ч. 2 ст. 111 "Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное в целях использования органов или тканей потерпевшего";
3) ст. 120 "Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации";
4) п. "ж" ч. 2 ст. 152 "Торговля несовершеннолетними в целях изъятия у несовершеннолетних органов или тканей для трансплантации".
Закон о трансплантации говорит, в том числе, об уголовной ответственности за куплю-продажу органов и (или) тканей человека. Между тем в уголовном законодательстве можно обнаружить лишь состав преступления, связанный с принуждением к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, которое совершено с применением насилия либо с угрозой его применения, установленный статьей 120 УК РФ, с которой напрямую корреспондирует абзац третий ст. 3 Закона о трансплантации. Ввиду чего следует согласиться с Н.А. Горбуновой, заключающей, что "незаконный оборот трансплантатов в качестве преступного деяния Уголовным кодексом РФ не предусмотрен".25
Дефицит трансплантатов – актуальная проблема российской медицины. Прежде всего, этот вопрос касается органов и тканей, получаемых от трупов. По мнению М.В. Залеской26, система испрошенного согласия, которая позволяет человеку распоряжаться своим телом и органами на будущее и не связана с состоянием здоровья человека в момент принятия решения, хотя и не является абсолютно безупречным решением, все же в значительно большей степени способна обеспечить охрану прав и законных интересов, защиту достоинства человека. В условиях дефицита органов для трансплантации их получение и распределение требует также высокой степени координации работы.
Человек «внезапно смертен» и создание базы данных лиц, которые при жизни дали согласие на использование их органов в сочетании с совершенствованием системы координации по получению и распределению органов видится эффективным. Само собой, для того, чтобы система работала, необходимо, чтобы людей, согласных подарить кому-то свои органы после смерти, было достаточно много. Государство, на мой взгляд, могло бы организовать пропаганду получения донорских карточек желающими, информацию о волеизъявлении граждан можно вносить в паспорт, как, например, группу крови. Очевидно, такая пропаганда должна проводиться с учетом моральных, религиозных и этических норм, не подавляя мнение граждан и тем более, не принуждая их.
В любом случае, такое заблаговременное испрашивание согласия гораздо более гуманно, нежели сделанное в палате умирающего.
Также необходимо популяризировать трансплантологию. Например, кардиолог – уважаемая профессия, врач, спасающий жизни людей, к трансплантологам же после дела «о врачах двадцатой горбольницы» отношение недоверчивое. Это также вызывает нежелание людей стать донорами после смерти.
Помочь решению этой проблемы могли бы документальные фильмы или социальная реклама посвященные трансплантологии в России, появление в больницах стендов, информирующих как человек мог бы помочь другому даже после своей смерти.
Будущее трансплантологии видится за синтетическими ксенотрансплантантами. Несмотря на принятую в 2004 г. Резолюцию Всемирной организации здравоохранения по ксенотрансплантации, в соответствии с которой в каждой конкретной стране необходимо разрешать ксенотрансплантацию только тогда, когда будут налажены эффективный национальный контроль и механизмы наблюдения, подотчетные национальным органам здравоохранения, именно она в обозримом будущем считается лидирующим потенциальным решением проблемы недостатка органов и тканей для трансплантации, поскольку биосинтетические органы и ткани, включая синтетическую кожу и заменители костей, хоть и могут стать альтернативой традиционным материалам для трансплантации, но множество ограничений, таких как техническая ограниченность, связанная с построением тканей и копированием их природных функций in vivo, в настоящее время задерживают их производство и использование. <…>
Центральным ограничением ксенотрансплантации является риск ксенозооносий, т.е. передачи новых вирусов или микробных патогенов от ксенотранспланта человеку-реципиенту. К примеру, в свиньях эти вирусы известны как свиные эндогенные ретровирусы. В настоящее время они не могут быть устранены из ДНК свиней, но это может стать реальным в будущем.27
Соответственно эта отрасль трансплантологии по мере ее развития, должна быть не только законодательно урегулирована, но и поставлена под строгий контроль.
В целом, нормативные акты Российской Федерации достаточно четко регламентируют пересадку органов и тканей, основные принципы трансплантации, условия и нормы ее проведения. Закон о трансплантации защищает права и реципиентов, и доноров. Однако, трансплантология, как и любая другая молодая и активно развивающаяся отрасль науки, тем более отличающаяся такой высокой социальной важностью, требует к себе большего внимания законодателя. Юридическое регулирование трансплантации имеет ряд недочетов, устранение которых повысило бы эффективность трансплантологии а нашей стране.
Заключение
Личность человека, его права и свободы являются высшей ценностью для государства и общества. Законодательное регулирование трансплантации и донорства – это не просто ряд документов, содержащих формальные аспекты проведения медицинских действий, это проявление заботы государства о тех, чья жизнь и здоровье находится под угрозой, призыв к врачам добросовестно выполнять свой труд, а гражданам – реализовывать и защищать свои права.
В нашей стране немало тех, кто, руководствуясь собственными убеждениями, регулярно сдает кровь в качестве донора. Лица, сдавшие бесплатно кровь сорок и более раз или плазму шестьдесят и более раз, награждаются нагрудным знаком "Почетный донор России"28. Это звание не только подчеркивает уважительное отношение государства к донорам, но и предоставляет награжденным ряд льгот. Однако, для донора подобные награды не самоцель: человек жертвует своей кровью, прежде всего, в надежде на то, что помогает кому-то, а в случае несчастья помощь будет оказана ему. Среди граждан, придерживающихся такой позиции, однозначно, найдутся и те, кто сочтет правильным «подарить» кому-нибудь и свои органы после смерти. Но для того, чтобы число таких людей увеличивалось, государство должно поддерживать уверенность граждан в том, что органы, отданные донорами из человеколюбия, не станут добычей участников «черного рынка», в своевременности их изъятия и добросовестности трансплантологов.
Анализ проблемы трансплантации, приводит к выводу о том, что государство придает особое значение этой медицинской операции и законодательно одобряет ее. Принятые за последние двадцать лет нормативные акты дали врачам новые возможности в этой области, значительно расширив юридическую базу, сделав ее более упорядоченной и соответствующей современному уровню развития медицины. Без качественного законодательного регулирования возможность проведения трансплантации с учетом естественных прав и законных интересов субъектов данной операции была бы под вопросом.
Однако перед законодателем по-прежнему стоит ряд проблем, требующих решения. Для того, чтобы российская трансплантология развивалась, необходимо не только совершенствовать технологию этого процесса, подготавливать специалистов и медицинские центры, пригодные для проведения таких операций. Важно совершенствование гражданского законодательства в области прав человека на свои органы и ткани, уголовного закона в отношении оборота органов, уменьшить дефицит донорских органов и тканей, решить проблему приоритета пациентов, нуждающихся в проведении данной операции, более четко регламентировать определение момента смерти человека как предпосылки к забору органов и (или) тканей, исключить наличие правовой коллизии в законодательстве о трансплантации органов. Так же должен быть принят комплекс социальных мер для популяризации трансплантации, с целью борьбы с предрассудками среди населения нужно сделать информацию о ней более открытой, актуализировать важность проблемы в обществе, ведь, к сожалению, с ней может столкнуться каждый.
Список использованных источников
I.Нормативно-правовые акты
II Международные нормативно-правовые акты
Ш Список учебной и специальной литературы
IV Электронные источники
1 Справка. Трансплантация
органов и тканей. – URL: http://ria.ru/society/
2
Большая советская энциклопедия. – URL:
http://slovari.yandex.ru/~книг
3 Колоколов Г.Р., Махонько Н.И. Медицинское право: учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2009. – С. 145
4 Большая советская энциклопедия.
6 Справка. Трансплантация органов и тканей.
– URL: http://ria.ru/society/
7 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 357 и Российской академией медицинских наук № 40 от 25 мая 2007 г. «Об утверждении перечня органов и (или) тканей человека – объектов трансплантации, перечня учреждений здравоохранения, осуществляющих трансплантацию органов и (или) тканей человека, и перечня учреждений здравоохранения, осуществляющих забор и заготовку органов и (или) тканей человека» // Российская газета. – 2007. – 26 июня.
8 Малеина М.Н. Статус органов, тканей, тела человека как объектов права собственности и права на физическую неприкосновенность. // Законодательство - N 11. - 2003 г – С.48.
9 Малеина М.Н. Там же. – С. 63
10 10 Малеина М.Н. Там же. – С. 62
11 Малеина М.Н. Там же. - С. 62
12 Там же.
13 Конституция Российской Федерации // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
14 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // Российская газета. – 2011. – 23 ноября.
15 Закон о трансплантации
16 Руженков В.А., Боева А.В., Дикарев Е.Р. Основы медицинской биоэтики: Учебное пособие // Белгород, 2009. – С. 173
17 Стамбульская декларация о трансплантационном
туризме и торговле органами. / Принята
участниками Стамбульского Саммита, проведенного
в Стамбуле с 30 апреля по 2 мая 2008 года
Трансплантационном Обществом (TTS) и Международным
обществом нефрологии (ISN). – URL: http://www.transpl.ru/
18 Закон об основах охраны здоровья ст.47
19 Комашко М.Н. Проблема презумпции согласия на изъятие органов и (или) тканей для трансплантации // Медицинское право – 2006. – № 3. – С. 27
20 Сергеев Ю. Д, Поспелова С.И. Правовые аспекты посмертного донорства: современное состояние и проблемы регулирования. // Медицинское право – 2006. - N 2. – С. 8
Информация о работе Правовое регулирование трансплантации органов