Первое - информационное направление
или пропаганда здорового образа жизни
(ЗОЖ). Его задачей является обеспечение
высокого качества доступной и легко понимаемой
информации для любого нуждающегося в
ней. Реализация этой задачи осуществляется
всеми средствами и методами и в первую
очередь средствами массовой информации
всех уровней.
Второе направление - образовательное,
которое предусматривает разработку,
реализацию и оценку эффективности образовательных
программ ГОиВ для различных групп населения.
Эти программы должны разрабатываться
с участием населения, выполняться обученными
работниками здравоохранения и других
секторов и должны быть подкреплены государственной
поддержкой на всех уровнях. Для подготовки
"учителей здоровья" различного уровня
разрабатываются специальные обучающие
программы.
Третье направление ГОиВ - координация
деятельности различных государственных
органов и учреждений, общественных организаций,
средств массовой информации, самого населения,
направленной на поддержку политики укрепления
здоровья и формирования здорового образа
жизни.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:
«Современные проблемы
профилактики неинфекционных заболеваний.
Медико – социальные аспекты неинфекционных
заболеваний – инвалидность и реабилитация»
Неинфекционные болезни – это
длительные и, как правило, медленно прогрессирующие
заболевания. Четырьмя основными типами
неинфекционных болезней являются сердечно-сосудистые
заболевания (такие как инфаркт и инсульт),
рак, хронические респираторные заболевания
(такие как хроническая обструктивная
болезнь легких и астма) и диабет.
На сегодняшний день неинфекционные
заболевания (НИЗ) являются основной причиной
смерти в мире – на них приходится 63% всех
ежегодных случаев смерти. Неинфекционные
заболевания являются причиной примерно
36 миллионов случаев смерти ежегодно.
Около 80% этих случаев смерти происходит
в странах с низким и средним уровнем дохода.
Проведение мероприятий по
профилактике неинфекционных заболеваний
(НИЗ) – обязательный компонент оказания
гражданам первичной медико-санитарной
и специализированной медицинской помощи,
включая медицинскую реабилитацию, и санаторно-курортное
лечение, в том числе "обязательный
компонент медицинской деятельности всех
врачей Российской Федерации независимо
от специальности и занимаемой должности".
Неинфекционные заболевания
поддаются профилактике. Это означает,
что может быть:
отсрочена клиническая манифестация
заболевания;
уменьшена частота и тяжесть
обострений.
Наиболее распространенными
среди взрослого населения и поддающимися
коррекции факторами риска являются:
• низкая физическая активность;
• несбалансированное питание
(избыточное потребление по¬варенной
соли, насыщенных жиров, недостаток белков,
ми¬кроэлементов, витаминов и др.);
• вредные привычки (табакокурение,
злоупотребление алкого¬лем, употребление
наркотиков и др.);
• психологическая дезадаптация
(высокая психо-эмоциональ-ная нагрузка,
усталость на работе, чувство страха, враждебно¬сти,
социальной незащищенности и др.).
Профилактика заболеваний в
нашем здравоохранении всегда отводилось
приоритетное место, но сегодня сложившаяся
в системе охраны здоровья ситуация требует
решения ряда проблем в области организации
и практического осуществления профилактики.
Проблемы эти следующие:
- согласие о задачах и методах
профилактики — политика и стратегия
профилактики.
Принятая концепция развития
российского здравоохранения требует
детальной разработки ее отдельных составных
частей, в частности, компонента профилактики
заболеваний и укрепления здоровья населения.
Политика профилактики — это
согласие всех, кто имеет отношение к планированию
и проведению профилактики среди населения,
в отношении целей и способов профилактической
работы. И отнюдь не только медики, а и
многие другие партнеры должны быть вовлечены
в это: властные структуры, производители
пищевых продуктов, торговля, промышленная
среда, образование, средства массовой
информации и многие другие и, конечно,
само население страны. Только выработав
общую позицию этих партнеров о том, что
и как делать в настоящее время при имеющихся
возможностях и ресурсах, мы можем рассчитывать
на успехи в области профилактики. При
таком согласии — политике мы можем поставить
задачу именно укрепления здоровья, развития
потенциала здоровья через рациональное
питание, физическую активность, ограничение
вредных привычек и т.п. Только в этом случае
система здравоохранения может сфокусироваться
не только на охране от болезней и лечении
болезней, но и на развитии потенциала
здоровья населения.
Следует отметить еще раз, что
активное участие самого населения в разработке
политики профилактики и ее осуществлении
в различных формах является совершенно
необходимым. В свою очередь формы работы
с населением требуют использования современных
методов распространения информации о
здоровье и вовлечения населения в здоровый
образ жизни — методов социального маркетирования
программ здоровья и профилактики.
В профилактике всех неинфекционных
заболеваний значительную роль играет
психика и воздействие на нее: очевидно,
что все профилактические воздействия
опосредуются через психику индивидуума
и коллективов населения. В то же время
проблема психосоциального стресса имеет
большое значение в связи с политическими,
социальными и экономическими нагрузками
нашего времени.
Разработанная политика профилактики
заболеваний и укрепления здоровья, наличие
согласия в обществе необходимы для получения
законодательной и административной поддержки
профилактики на национальном и региональном
уровнях, а также для решения трудной задачи
финансирования профилактики.
- определение приоритетных проблем
здоровья населения, которые особенно требуют профилактического вмешательства.
Наше здравоохранение традиционно
имело значительные успехи в профилактике
инфекционных заболеваний, распространение
большинства которых успешно контролируется
и в настоящее время. Ситуация же с профилактикой
неинфекционных, в первую очередь — сердечно-сосудистых
заболеваний (НИЗ и ССЗ) — весьма тревожит.
ССЗ ответственны за примерно 50%, а вместе
с другими НИЗ — за примерно 75% всех причин
смерти. И эта ситуация не обнаруживает
тенденций к улучшению. В настоящее время
показатели смертности от ССЗ и НИЗ в России
- самые высокие в мире. И это несмотря
на то, что мы знаем, что надо делать для
снижения заболеваемости и смертности
ССЗ и НИЗ: снижать уровни основных факторов
риска этих заболеваний в населении, т.е.
курения, артериальной гипертонии, гиперлипидемии
и некоторых других. И знаем, что имеются
демонстративные примеры того, как это
надо делать. Например, проект Северная
Карелия в Финляндии, где через взаимодействие
медицинских и немедицинских служб и самого
населения эти факторы риска существенно
снизились, и в результате за 25 лет смертность
от ишемической болезни сердца снизилась
на 73%, снизились также существенно общая
смертность и смертность от рака. Существуют
и другие многочисленные примеры в других
странах.
Очевидно, что решение проблемы
профилактики ССЗ и НИЗ является приоритетом
для нашего здравоохранения. Эта проблема
требует немедленных действий, т.к. без
ее решения невозможно рассчитывать на
сдвиги в сторону улучшения показателей
здоровья населения страны.
Возвращаясь к области инфекционных
заболеваний нужно сказать, что в последние
годы имеются неблагоприятные тенденции
в отношении туберкулеза и болезней, передающихся
половым путем, а также СПИДа. Соответственно
есть и необходимость решения проблем
профилактики этих заболеваний. Надо сказать,
что в отношении этих инфекционных болезней
требуется в основном решение ряда проблем
(информационных, маркетирования, организационных),
которые весьма схожи, если не сказать
что являются общими, с компонентами
профилактики ССЗ и НИЗ.
- уточнение роли различных служб системы здравоохранения
в профилактике.
Вся система здравоохранения
должна участвовать в профилактике. В
нашей системе есть службы, занимающиеся
работой в основном на индивидуальном
уровне — участковый или семейный врач
и занимающиеся деятельностью преимущественно
на популяционном уровне — центры медицинской
профилактики, Госсанэпиднадзор.
Развитие семейной медицины,
все большее преобразование участкового
врача в семейного — будет способствовать
существенному увеличению объема профилактических
мероприятий через сеть первичной помощи.
Основные проблемы, которые надо решать
в расширении деятельности врача первичного
здравоохранения и его бригады по профилактике,
это — его образование в этой области,
оснащение методическими пособиями и
вопросы финансирования профилактической
работы через фонд обязательного медицинского
страхования.
Центры медицинской профилактики
(ЦМП) и госсанэпиднадзор (ГСЭН) составляют
у нас в настоящее время единую структуру
профилактических служб. Для того чтобы
усилить их работу по профилактике неинфекционных
заболеваний и улучшить связь и сотрудничество
с немедицинскими структурами надо решить
ряд задач в работе вышеупомянутых служб.
ЦМП, помимо работы с группами населения,
должны уделять больше внимания организации
массовых программ и кампаний здоровья
среди населения района, города с применением
современных методов социального маркетирования,
с широким подключением СМИ, с участием
администрации и общественных организаций,
населения.
ГСЭН имеет эффективно работающую
систему профилактики инфекционных заболеваний
и контроля внешней среды. Но ГСЭН должен
играть стратегическую роль и в организации
профилактических программ НИЗ через
активное решение соответствующих вопросов
борьбы с НИЗ в органах муниципальной
власти через организацию программ и кампаний
среди населения и через мониторирование
эпидемиологической ситуации — уровня
факторов риска НИЗ через имеющуюся у
него систему сбора эпидемиологической
информации среди населения, а именно
— через систему социально-гигиенического
мониторинга. Для выполнения этих задач
ГСЭН должен быть ориентирован на существенное
увеличение внимания профилактике НИЗ.
- разработка модельных
региональных программ профилактики, которые могут быть, потом воспроизведены по всей стране.
Типичным примером модельной
или демонстрационной программы, упоминавшимся
выше, является проект Северная Карелия
в Финляндии. На территории одного из административных
округов Финляндии с населением в 200000
человек уже в течение 25 лет разрабатываются
эффективные методы профилактики ССЗ
и других НИЗ, как уже говорилось выше,
с большим успехом. Модель Северной Карелии
широко используется в Финляндии, но также
и во всем мире.
В Канаде разработана и внедрена
модельная программа профилактики ССЗ
и других НИЗ «Инициатива здорового сердца»,
которая с 1987 г. успешно развивается всех
10 провинциях, в 50 точках — населенных
пунктах. В настоящее время эта программа
вступила в фазу «диссеминации» и эти
50 модельных программ являются источником
опыта для распространения на всю страну.
В России есть опыт экспериментальных
программ успешного контроля артериальной
гипертонии и других факторов риска ССЗ
на ограниченных контингентах населения,
который четко показывает осуществимость
снижения, контроля факторов риска ССЗ
и в Российских условиях (Российский кардиологический
научно-производственный комплекс МЗ
РФ, Государственный научно-исследовательский
центр профилактической медицины МЗ РФ).
Построение, развитие и дальнейшее
распространение в стране модельных программ
профилактики, в первую очередь ССЗ и других
НИЗ с использованием всего имеющегося
отечественного и зарубежного опыта является
необходимой стратегией развития профилактики.
Можно предвидеть (и этому надо способствовать),
что могут быть разработаны различные
модели профилактических программ, отрабатывающие
различные компоненты профилактики, применимые
в различных группах населения.
- более активное использование имеющихся научных и практических
достижений отечественного
и мирового опыта при осуществлении профилактики в нашей стране.
Здравоохранение нашей страны
имеет широкие двусторонние и многосторонние
(через международные организации — ВОЗ,
UNICEF, РАО и др.) контакты со многими странами.
Существует много проблем, которые
следует решить, для того чтобы профилактика
стала эффективным компонентом нашей
системы охраны и укрепления здоровья.
Большинство этих проблем мы знаем, и требуется
их активно решать. Некоторые из проблем
еще требуют своего изучения и определения
стратегии их решения. Существующая служба
здравоохранения имеет структуры, необходимые
для решения большинства проблем профилактики,
но эти структуры требуют некоторой реориентации
и насыщения подготовленными кадрами
и финансирования. Очевидно, что проводимая
работа по освоению мирового опыта профилактики
и укрепления здоровья через сотрудничество
должна быть еще более интенсифицирована.