Предмет, задачи. Факторы, детерминирующие здоровье. Медико – социальные аспекты демографии. Заболеваемость населения. Укрепление здоровь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 22:57, реферат

Описание работы

Общественное здоровье (здоровье населения, санитарное состояние населения) как предмет науки – это статистическое понятие, включающее совокупность показателей (заболеваемость, основные санитарно-демографические показатели, показатели физического развития, первичный выход на инвалидность), обусловленных комплексным воздействием социально-экономических, экологических и биологических факторов.

Файлы: 1 файл

неинфекционные заболевания.docx

— 153.45 Кб (Скачать файл)

Первое - информационное направление или пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ). Его задачей является обеспечение высокого качества доступной и легко понимаемой информации для любого нуждающегося в ней. Реализация этой задачи осуществляется всеми средствами и методами и в первую очередь средствами массовой информации всех уровней.

Второе направление - образовательное, которое предусматривает разработку, реализацию и оценку эффективности образовательных программ ГОиВ для различных групп населения. Эти программы должны разрабатываться с участием населения, выполняться обученными работниками здравоохранения и других секторов и должны быть подкреплены государственной поддержкой на всех уровнях. Для подготовки "учителей здоровья" различного уровня разрабатываются специальные обучающие программы.

Третье направление ГОиВ - координация деятельности различных государственных органов и учреждений, общественных организаций, средств массовой информации, самого населения, направленной на поддержку политики укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни.

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

«Современные проблемы профилактики неинфекционных заболеваний. Медико – социальные аспекты неинфекционных заболеваний – инвалидность и реабилитация»

Неинфекционные болезни – это длительные и, как правило, медленно прогрессирующие заболевания. Четырьмя основными типами неинфекционных болезней являются сердечно-сосудистые заболевания (такие как инфаркт и инсульт), рак, хронические респираторные заболевания (такие как хроническая обструктивная болезнь легких и астма) и диабет.

На сегодняшний день неинфекционные заболевания (НИЗ) являются основной причиной смерти в мире – на них приходится 63% всех ежегодных случаев смерти. Неинфекционные заболевания являются причиной примерно 36 миллионов случаев смерти ежегодно. Около 80% этих случаев смерти происходит в странах с низким и средним уровнем дохода.

Проведение мероприятий по профилактике неинфекционных заболеваний (НИЗ) – обязательный компонент оказания гражданам первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи, включая медицинскую реабилитацию, и санаторно-курортное лечение, в том числе "обязательный компонент медицинской деятельности всех врачей Российской Федерации независимо от специальности и занимаемой должности".

Неинфекционные заболевания поддаются профилактике. Это означает, что может быть:

  • отсрочена клиническая манифестация заболевания;

  • уменьшена частота и тяжесть обострений.

Наиболее распространенными среди взрослого населения и поддающимися коррекции факторами риска являются:

• низкая физическая активность;

• несбалансированное питание (избыточное потребление по¬варенной соли, насыщенных жиров, недостаток белков, ми¬кроэлементов, витаминов и др.);

• вредные привычки (табакокурение, злоупотребление алкого¬лем, употребление наркотиков и др.);

• психологическая дезадаптация (высокая психо-эмоциональ-ная нагрузка, усталость на работе, чувство страха, враждебно¬сти, социальной незащищенности и др.).

Профилактика заболеваний в нашем здравоохранении всегда отводилось приоритетное место, но сегодня сложившаяся в системе охраны здоровья ситуация требует решения ряда проблем в области организации и практического осуществления профилактики. Проблемы эти следующие:

  1. согласие о задачах и методах профилактики — политика и стратегия профилактики.

Принятая концепция развития российского здравоохранения требует детальной разработки ее отдельных составных частей, в частности, компонента профилактики заболеваний и укрепления здоровья населения.

Политика профилактики — это согласие всех, кто имеет отношение к планированию и проведению профилактики среди населения, в отношении целей и способов профилактической работы. И отнюдь не только медики, а и многие другие партнеры должны быть вовлечены в это: властные структуры, производители пищевых продуктов, торговля, промышленная среда, образование, средства массовой информации и многие другие и, конечно, само население страны. Только выработав общую позицию этих партнеров о том, что и как делать в настоящее время при имеющихся возможностях и ресурсах, мы можем рассчитывать на успехи в области профилактики. При таком согласии — политике мы можем поставить задачу именно укрепления здоровья, развития потенциала здоровья через рациональное питание, физическую активность, ограничение вредных привычек и т.п. Только в этом случае система здравоохранения может сфокусироваться не только на охране от болезней и лечении болезней, но и на развитии потенциала здоровья населения.

Следует отметить еще раз, что активное участие самого населения в разработке политики профилактики и ее осуществлении в различных формах является совершенно необходимым. В свою очередь формы работы с населением требуют использования современных методов распространения информации о здоровье и вовлечения населения в здоровый образ жизни — методов социального маркетирования программ здоровья и профилактики.

В профилактике всех неинфекционных заболеваний значительную роль играет психика и воздействие на нее: очевидно, что все профилактические воздействия опосредуются через психику индивидуума и коллективов населения. В то же время проблема психосоциального стресса имеет большое значение в связи с политическими, социальными и экономическими нагрузками нашего времени.

Разработанная политика профилактики заболеваний и укрепления здоровья, наличие согласия в обществе необходимы для получения законодательной и административной поддержки профилактики на национальном и региональном уровнях, а также для решения трудной задачи финансирования профилактики.

  1. определение приоритетных проблем здоровья населения, которые особенно требуют профилактического вмешательства.

Наше здравоохранение традиционно имело значительные успехи в профилактике инфекционных заболеваний, распространение большинства которых успешно контролируется и в настоящее время. Ситуация же с профилактикой неинфекционных, в первую очередь — сердечно-сосудистых заболеваний (НИЗ и ССЗ) — весьма тревожит. ССЗ ответственны за примерно 50%, а вместе с другими НИЗ — за примерно 75% всех причин смерти. И эта ситуация не обнаруживает тенденций к улучшению. В настоящее время показатели смертности от ССЗ и НИЗ в России - самые высокие в мире. И это несмотря на то, что мы знаем, что надо делать для снижения заболеваемости и смертности ССЗ и НИЗ: снижать уровни основных факторов риска этих заболеваний в населении, т.е. курения, артериальной гипертонии, гиперлипидемии и некоторых других. И знаем, что имеются демонстративные примеры того, как это надо делать. Например, проект Северная Карелия в Финляндии, где через взаимодействие медицинских и немедицинских служб и самого населения эти факторы риска существенно снизились, и в результате за 25 лет смертность от ишемической болезни сердца снизилась на 73%, снизились также существенно общая смертность и смертность от рака. Существуют и другие многочисленные примеры в других странах.

Очевидно, что решение проблемы профилактики ССЗ и НИЗ является приоритетом для нашего здравоохранения. Эта проблема требует немедленных действий, т.к. без ее решения невозможно рассчитывать на сдвиги в сторону улучшения показателей здоровья населения страны.

Возвращаясь к области инфекционных заболеваний нужно сказать, что в последние годы имеются неблагоприятные тенденции в отношении туберкулеза и болезней, передающихся половым путем, а также СПИДа. Соответственно есть и необходимость решения проблем профилактики этих заболеваний. Надо сказать, что в отношении этих инфекционных болезней требуется в основном решение ряда проблем (информационных, маркетирования, организационных), которые весьма схожи, если не сказать что являются общими,  с компонентами профилактики ССЗ и НИЗ.

  1. уточнение роли различных служб системы здравоохранения в профилактике.

Вся система здравоохранения должна участвовать в профилактике. В нашей системе есть службы, занимающиеся работой в основном на индивидуальном уровне — участковый или семейный врач и занимающиеся деятельностью преимущественно на популяционном уровне — центры медицинской профилактики, Госсанэпиднадзор.

Развитие семейной медицины, все большее преобразование участкового врача в семейного — будет способствовать существенному увеличению объема профилактических мероприятий через сеть первичной помощи. Основные проблемы, которые надо решать в расширении деятельности врача первичного здравоохранения и его бригады по профилактике, это — его образование в этой области, оснащение методическими пособиями и вопросы финансирования профилактической работы через фонд обязательного медицинского страхования.

Центры медицинской профилактики (ЦМП) и госсанэпиднадзор (ГСЭН) составляют у нас в настоящее время единую структуру профилактических служб. Для того чтобы усилить их работу по профилактике неинфекционных заболеваний и улучшить связь и сотрудничество с немедицинскими структурами надо решить ряд задач в работе вышеупомянутых служб. ЦМП, помимо работы с группами населения, должны уделять больше внимания организации массовых программ и кампаний здоровья среди населения района, города с применением современных методов социального маркетирования, с широким подключением СМИ, с участием администрации и общественных организаций, населения.

ГСЭН имеет эффективно работающую систему профилактики инфекционных заболеваний и контроля  внешней среды. Но ГСЭН должен играть стратегическую роль и в организации профилактических программ НИЗ  через активное решение соответствующих вопросов борьбы с НИЗ в органах муниципальной власти через организацию программ и кампаний среди населения и через мониторирование эпидемиологической ситуации — уровня факторов риска НИЗ через имеющуюся у него систему сбора эпидемиологической информации среди населения, а именно — через систему социально-гигиенического мониторинга. Для выполнения этих задач ГСЭН должен быть ориентирован на существенное увеличение внимания профилактике НИЗ.

  1. разработка модельных региональных программ профилактики, которые могут быть, потом воспроизведены по всей стране.

Типичным примером модельной или демонстрационной программы, упоминавшимся выше, является проект Северная Карелия в Финляндии. На территории одного из административных округов Финляндии с населением в 200000 человек уже в течение 25 лет разрабатываются эффективные методы профилактики ССЗ и других НИЗ, как уже говорилось выше, с большим успехом. Модель Северной Карелии широко используется в Финляндии, но также и во всем мире.

В Канаде разработана и внедрена модельная программа профилактики ССЗ и других НИЗ «Инициатива здорового сердца», которая с 1987 г. успешно развивается всех 10 провинциях, в 50 точках — населенных пунктах. В настоящее время эта программа вступила в  фазу «диссеминации» и эти 50 модельных программ являются источником опыта для распространения на всю страну.

В России есть опыт экспериментальных программ успешного контроля артериальной гипертонии и других факторов риска ССЗ на ограниченных контингентах населения, который четко показывает осуществимость снижения, контроля факторов риска ССЗ и в Российских условиях (Российский кардиологический научно-производственный комплекс МЗ РФ, Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины МЗ РФ).

Построение, развитие и дальнейшее распространение в стране модельных программ профилактики, в первую очередь ССЗ и других НИЗ с использованием всего имеющегося отечественного и зарубежного опыта является необходимой стратегией развития профилактики. Можно предвидеть (и этому надо способствовать), что могут быть разработаны различные модели профилактических программ, отрабатывающие различные компоненты профилактики, применимые в различных группах населения.

  1. более активное использование имеющихся научных и практических достижений отечественного и мирового опыта при осуществлении профилактики в нашей стране.

Здравоохранение нашей страны имеет широкие двусторонние и многосторонние (через международные организации — ВОЗ, UNICEF, РАО и др.) контакты со многими странами.

Существует много проблем, которые следует решить, для того чтобы профилактика стала эффективным компонентом нашей системы охраны и укрепления здоровья. Большинство этих проблем мы знаем, и требуется их активно решать. Некоторые из проблем еще требуют своего изучения и определения стратегии их решения. Существующая служба здравоохранения имеет структуры, необходимые для решения большинства проблем профилактики, но эти структуры требуют некоторой реориентации и насыщения подготовленными кадрами и финансирования. Очевидно, что проводимая работа по освоению мирового опыта профилактики и укрепления здоровья через сотрудничество должна быть еще более интенсифицирована.

Информация о работе Предмет, задачи. Факторы, детерминирующие здоровье. Медико – социальные аспекты демографии. Заболеваемость населения. Укрепление здоровь