Профессиональные деформации личности медицинских работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 06:23, контрольная работа

Описание работы

Профессиональная деятельность медицинских работников связана с неизбежными эмоциональными и нравственными перегрузками. Это является основой для возникновения так называемых профессиональных личностных деформаций - таких как синдром эмоционального выгорания, аддиктивное поведение в виде работоголизма, ургентной аддикции, моббинг, субъективный моббинг, злоупотребление психоактивными веществами (преимущественно - алкоголем на основе детензивного механизма) и мн. др.. Последние, в свою очередь, представляют собой психологическую почву для развития различных психосоматических и невротических расстройств, а также алкоголизма. Кроме вредных для здоровья последствий указанные процессы могут приводить к профессиональной дезадаптации и функциональной деградации как отдельных специалистов, так и целых коллективов.

Содержание работы

Введение 2 стр.
Синдромы хронической усталости 3 стр.
Синдром эмоционального выгорания 5 стр.
Факторы, способствующие развитию профессионального стресса и эмоционального выгорания 6 стр.
Симптомы эмоционального выгорания 8 стр.
Стадии эмоционального выгорания 9 стр.
Личностные факторы риска выгорания 10 стр.
Акцентуации характера как фактор возникновения выгорания 11 стр.
Признаки и симптомы выгорания у медицинских
работников 15 стр.
Профессиональные деформации личности медицинских работников 16 стр.
Заключение 18 стр.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

психо контра.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

• Дестабилизирующая  организация деятельности. Сюда относятся: нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация, наличие шума, противоречия, завышенные  нормы, с которыми связана профессиональная деятельность. Дестабилизирующая обстановка вызывает многократный негативный эффект: она влияет на профессионала и на субъект общения клиента, пациента и т.д., а затем на взаимоотношениях обеих сторон.

• Повышенная ответственность  за исполняемые функции и операции. Представители массовых профессий  обычно работают в  режиме внешнего и внутреннего контроля. Процессуальное  содержание  их  деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Надо всматриваться, вслушиваться, вчувствоваться в него, сопереживать, сострадать, сочувствовать, предвосхищать его слова, настроения, поступки.  Постоянно приходится принимать на себя энергетические разряды партнеров. Профессионалы юридически ответственны за здоровье и благополучие пациентов, из-за чего специалист находится в нервном перенапряжении. Медицинский работник, за время проведения приёма полностью отдается работе, и за три часа приема он энергетически истощается и к следующему дню он не успевает отдохнуть и восстановить силы.

Так же сюда можно  отнести переживание несправедливости. Профессионал оценивает свой вклад за счет положительной обратной связи от пациента, он ожидает, что оценят его помощь и хотя бы поблагодарят.

 

К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное  выгорание, В.В.Бойко относит:

• Склонность к  эмоциональной  ригидности. Эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан, чем у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная впечатлительность и чувствительность блокируют данный механизм психологической защиты и не позволяют ему развиваться.

• Интенсивная  интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности. «Часто встречаются случаи, когда  по молодости, неопытности и, может быть, наивности, специалист, работающий с людьми, воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Каждый стрессогенный случай из практики оставляет глубокий след в душе. Судьба, здоровье, благополучие субъекта деятельности  вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья в бессонницу. Постепенно эмоционально - энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты». Некоторые специалисты через какое-то время могут поменять профиль работы или даже профессию. Некоторые молодые специалисты уходят с работы в первые  пять лет трудового стажа. «Но типичный вариант экономии ресурсов – эмоциональное выгорание. Специалисты спустя  11-16 лет приобретают энергосберегающие стратегии исполнения  профессиональной деятельности».

• Слабая мотивация  эмоциональной отдачи в профессиональной  деятельности. Здесь рассматривается  два варианта: либо профессионал в  сфере общения не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности, что приводит к безразличию, равнодушию, черствости, либо человек не привык, не умеет поощрять себя  за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Систему самооценок он  поддерживает  иными  средствами  – материальными или позиционными  достижениями.

 

В.А. Бодров разделяет  причины развития профессионального  стресса на непосредственные и главные. К непосредственным причинам относятся события, которые вызывают развитие психической напряженности и стресса. Сюда можно отнести сложность или опасность рабочего задания, возникновение проблемной ситуации, связанной с угрозой для здоровья и жизни, дефицит времени, конфликт с руководством и др.

К главной причине  возникновения стресса Бодров В.А. относит индивидуальные (психологические, физиологические, профессиональные) особенности  субъекта труда.  Выделяется группа дополнительных факторов жизни и  деятельности человека, которые вызывают возникновение профессионально стресса и усугубляют его проявления. «К ним относятся несоответствие ряда организационных характеристик трудовой деятельности представлениям и установкам конкретного индивида (например, это касается участия в принятии решения, продвижение по службе, наличие обратной связи и т.п.)».

Выгорание особенно опасно в начале своего развития, так  как выгорающий человек  не осознает симптомы выгорания и изменения. Такие изменения в поведении  легче заметить со стороны. Как и  любую болезнь, выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на определение факторов, способствующих развитию этого явления.

 

2.2 Симптомы  эмоционального выгорания.

 

На сегодняшний  день исследователи выделяют свыше  ста симптомов.

• сонливость, ухудшение зрения, слуха, обоняния, рассеянность, принятие ошибочных решений, суетливость;

• ощущение потери контроля над собой;

• недостаточно организованная деятельность (рассеянность, принятие ошибочных решений, суетливость);

• ощущение беспомощности и несостоятельности;

• увеличение числа неудачных дел;

• нежелание идти на работу;

• боязнь предстоящей ответственности;

• стремление побыстрее завершить работу;

• ощущение малой значимости решаемых проблем;

• сомнения в эффективности работы;

• перенос отрицательных эмоций на окружающих;

• стремление уйти и реализовать себя в иной области;

• снижение чувства юмора;

• увеличение соматических жалоб;

• социальное отчуждение;

• снижение качества работы;

• эмоциональные изменения;

• негативное отношение к себе;

• чувства безнадежности и беспомощности, разочарования и отрицательное отношение к работе, к другим и к жизни в общем;

• сомнения в общей полезности своей работы;

• обесцениваются прежние цели и ориентиры;

• переживание своей профессиональной и личной несостоятельности, появляется ощущение, что что-то не так или страх, что не получится;

• возникновение негативного и циничного отношения к клиентам, коллегам, подчиненным, семье;

• обесцениваются профессиональные достижения, возникает негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы;

• нарушения правил внутреннего распорядка (увеличение времени перерывов);

• невыполнение принципиальных задач и фиксация на мелких деталях и многие другие.

 

2.3 Стадии  эмоционального выгорания.

 

На сегодняшний день в  литературе существует несколько теорий, выделяющих стадии эмоционального выгорания.

Дж. Гринберг рассматривает  выгорание как пятиступенчатый  процесс, каждая ступень которого прогрессирует.

1. Первая стадия эмоционального выгорания. «Работник обычно доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако по мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия, и работник становится менее энергичным».

2. Вторая стадия. Появляются усталость, апатия, возникают проблемы со сном. «При отсутствии мотивации и стимулирования у работника теряется интерес к своему труду или исчезают привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность (дистанцирование) от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации работник может продолжать гореть, подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью».

3. Третья стадия. Здесь наблюдаются уже хронические симптомы. Сотрудник чрезмерно работает без отдыха. Трудоголизм приводит к измождению, снижается иммунитет, также наблюдаются психологические переживания — хронической раздражительность, обостренная злоба или чувство подавленности. Человек испытывает постоянное переживание нехватки времени.

4. Четвертая стадия. Эту стадию можно назвать кризисом. На этой стадии развиваются хронические заболевания, из-за чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни постоянно увеличиваются.

5. Пятая стадия эмоционального выгорания. «Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой».

 

2.4 Личностные факторы риска выгорания.

 

Профессиональная  деятельность медработников заключается  в сильной эмоциональной насыщенности, постоянном психофизическом напряжении, вызывающих стресс. Во время проведения приема медики вынуждены постоянно входить в чужие отрицательные эмоции, здесь медик может выступать в двух ролях: либо слушателем и утешителем, либо мишенью для раздражения пациента. Исходя из этого, медицинские работники вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от пациента, становиться менее эмпатичными, чтобы избежать эмоционального выгорания.

Среди личностных характеристик, способных вызвать  выгорание отмечают следующие:

• Повышенная личностная тревожность;

• Пониженная самооценка, склонность к чувству вины;

• Выраженная эмоциональная лабильность;

• Наружный локус контроля (в жизни опираются на случайность, удачу, достижения и мнения других людей);

• Пассивные, избегающие стратегии выхода из сложных ситуаций.

 

Среди личностных факторов, которые способны вызвать выгорание, рассматривают предрасположенность к стресс-реакциям, а именно соотношение экстернальности и интернальности, поведение типа А, предпочитаемые человеком стратегии преодоления крисисных ситуаций. Экстернальный «локус контроля» коррелирует с эмоциональным истощением и деперсонализацией, а использование пассивной стратегии избегания – с развитием эмоционального истощения и редукцией личных достижений. Причем чем больше показатель выгорания, тем чаще используются пассивные, асоциальные и агрессивные модели преодолевающего поведения.

В процессе развития выгорания важным является то, как  специалист справляется со стрессом. Исследования показывают, что наиболее уязвимы те, кто реагирует на него агрессивно, несдержанно, хотят противостоять ему любой ценой, не отказываются от соперничества. Такие люди склонны недооценивать сложность стоящих перед ними задач и время, необходимое для их решения. Стрессогенный фактор вызывает у них чувство подавленности, уныния, из-за того что не удается достичь намеченного (так называемое поведение типа А).

 

2.5 Акцентуации характера как фактор возникновения выгорания.

 

Понятие акцентуации  ввел немецкий психиатр Карл Леонгард. Им разработана и описана известная  классификация акцентуаций личности.

Термин «акцентуация» Леонгард употреблял  в словосочетаниях «акцентуированная личность» и «акцентуированная черта личности». Он описывает акцентуации как «чрезмерно усиленные индивидуальные черты личности, обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние в неблагоприятных условиях». При акцентуации наблюдается сильная выраженность отдельных черт характера, это обуславливает повышенную уязвимость личности «перед определенного рода воздействиями и затрудняет адаптацию в некоторых специфических ситуациях. При этом избирательная уязвимость по отношению к определенного рода воздействиям, отмечающаяся при той или иной акцентуации, может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям» .

«Особенности  характера при акцентуациях могут появляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях».

К. Леонгард и  Н. Шмишек выделили 10 типов акцентуированной выраженности характера.

1. Застревающий (ригидный) тип.  Основные черты: чрезмерная стойкость аффекта со склонностью к формированию «сверхценных» идей; болезненная обидчивость; стойкость отрицательных эмоций и чувств; стремление к доминированию; высокая конфликтность, злопамятность, враждебность к обидчикам. Эти люди сдержанны, принципиальны, серьезны, требовательны. «В неблагоприятных ситуациях проявляются склонность к накапливанию отрицательных эмоций и переживаний, подозрительность, мстительность, непомерная требовательность к окружающим, отказ от достижения высоких результатов. Признанию таких людей постоянно мешают их конфликты с окружающими, из-за которых они не только не продвигаются вверх по служебной лестнице, но даже получают понижения в должности». 

2. Возбудимый тип. Характеризуется повышенной импульсивностью, раздражительностью и агрессивностью. Поведение трудно предсказуемо. Часто совершают импульсивные поступки, о которых потом жалеет. «Характерна безудержность эмоций и аффектов. В порывах гнева нарастание агрессивности сопровождается активизацией соответствующих действий. Осмысление затруднено и замедленно. В работе эти люди энергичны, инициативны, добросовестны. Негативными проявлениями являются склонность к гневу, нетерпимость к противодействию, раздражительность».

3. Демонстративный (истероидный) тип. Считается, что такой человек всегда носит маску, никогда не говорит о себе правды. Это люди с живым темпераментом, способные производить на каждого наилучшее впечатление. Характерно ярко выраженная потребность во внимании окружающих, тщеславие. Они способны увлечь за собой людей, оригинальны, ярко проявляют чувства. Люди такого типа склонны к преувеличениям, фантазированию, способны избегать сложных профессиональных ситуаций, убегать от них в болезнь.

Информация о работе Профессиональные деформации личности медицинских работников