Профилактика плохого зрения у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 16:14, доклад

Описание работы

Функция, именуемая зрением, осуществляется в человеческом организме с помощью зрительного анализатора.
Зрительный анализатор состоит из глазного яблока, проводящих путей и зрительной зоны коры головного мозга.
Наиболее частыми формами нарушений зрения в детском возрасте являются близорукость, дальнозоркость, астигматизм и косоглазие.

Файлы: 1 файл

зрение.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)
 

Полезная информация Ароматерапия Энциклопедия здоровья Педиатрия Нарушения зрения у детей

Профилактика плохого зрения у  детей

У новорожденных зрение почти  в 25 раз слабее, чем у взрослых, но этого вполне достаточно, чтобы наблюдать за лицами родных с близкого расстояния. К трем месяцам малыши уже способны следить за игрушками, а к шести видят предметы на различном расстоянии почти так же хорошо, как и взрослые.

Но, к сожалению, здоровые глаза и хорошее зрение встречаются далеко не всегда. В России, по данным Министерства здравоохранения, более миллиона детей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения: близорукостью, дальнозоркостью, нарушениями преломляющей способности глаза, амблиопией (слабовидением) и косоглазием. С каждым годом число таких детей растет. Поэтому особое значение специалисты придают ранней ди-агностике и профилактике нарушений зрения.

Первый раз посетить офтальмолога необходимо еще с новорождённым. Это поможет определить наличие таких серьезных дефектов, как глаукома, катаракта, нистагм и врожденное косоглазие, оценить состояние сосудов головного мозга. В два-три года, как правило, впервые проверяют остроту зрения ребенка, диагностируют ко-соглазие.

Затем зрение проверяют непосредственно  перед поступлением в школу, а далее — в 11-12 и в 14-15 лет. Очень важно при этом обследовать детей у офтальмолога в полном объеме: проверить бино-кулярные функции, цветовое зрение, определить и уточнить наличие близорукости или дальнозоркости. Ранняя диагностика позволяет не только выявить заболевание, но и предот-вратить с помощью психологов и педагогов отклонения в развитии. Ведь резкое снижение остроты зрения ограничивает процесс познания окружающего мира, влияет на развитие речи, памяти, воображения


         

к.м.н. Мирская Н.Б.

Из всех органов чувств человека глаза считаются самым драгоценным  даром природы. Зрение дает людям  почти 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. Потеря зрения, особенно в детском возрасте - это трагедия.

Поскольку организм ребенка очень  восприимчив к всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте развитию зрения должно быть уделено особое внимание.

Прежде чем представить, как  развивается орган зрения по мере роста ребенка и что нужно  делать, чтобы избежать появления у него зрительных расстройств, необходимо ответить на вопрос: “Благодаря чему мы видим окружающий мир и как это происходит?".

Функция, именуемая зрением, осуществляется в человеческом организме с помощью  зрительного анализатора.

Зрительный анализатор состоит из глазного яблока, проводящих путей и зрительной зоны коры головного мозга.

Глазное яблоко через свою переднюю прозрачную часть - роговицу пропускает отраженные от предметов лучи света и фокусирует на своей внутренней оболочке - сетчатке, где под их воздействием происходит химическая реакция, в результате которой выделяется энергия, несущая зрительную информацию. Эта энергия в виде нервного возбуждения по проводящим путям направляется в кору головного мозга, где и происходит формирование зрительного образа.

Защитными приспособлениями глаза  являются веки и слезная жидкость. Веки закрываются рефлекторно и  изолируют глаз от действия света  и каких-либо вредных воздействий. При моргании происходит равномерное  распределение слезной жидкости по всей поверхности глаза, благодаря чему глаз предохраняется от высыхания. Не пугайтесь, если ваш ребенок плачет.

Слезы способствуют прозрачности роговицы, а также смывают с поверхности  глаза и век, попавшие туда инородные  тела - соринки, пыль и т.д. В слезной жидкости содержатся вещества, убивающие микробы.

Окружающий нас мир виден  четко и ясно, когда все отделы зрительного анализатора "работают" гармонично и без помех. Но может  наступить момент, когда, например, тускнеют и блекнут краски или  границы предметов становятся размытыми, а иногда появляются искажения или темные "завесы" перед глазами и т.д. - это, значит, произошло нарушение работы зрительного анализатора и пришла болезнь.

Наиболее распространенные формы  нарушений зрения

Наиболее частыми формами нарушений зрения в детском возрасте являются близорукость, дальнозоркость, астигматизм и косоглазие.

Близорукость (миопия) - как правило, приобретенное заболевание, когда в период интенсивной зрительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр TV-передач, игр на компьютере) из-за нарушения кровообращения, происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению (удлинению).

В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль, а при более высокой  степени - и вблизи. Здесь могут  помочь очки или контактные линзы.

Первые признаки близорукости - это  понижение зрения вдаль, которое  улучшается при прищуривании или  надавливании на глазное яблоко.

Дальнозоркость. В отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока.

Первые признаки проявления дальнозоркости - ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя. В более выраженных и поздних  случаях - понижение зрения вдаль, быстрая  утомляемость глаз, покраснение и  боли, связанные со зрительной работой.

Астигматизм - особый вид оптического строения глаза.

Явления этого врожденного или  приобретенного характера обусловлено, чаще всего неправильностью кривизны роговицы.

Астигматизм выражается в понижении  зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.

Косоглазие - положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого - отклонена в сторону. Отклонение в сторону носа называется сходящимся косоглазием, к виску - расходящимся, вверх или вниз - вертикальным.

Развивается косоглазие вследствие нарушения  согласованной работы мышц глаза. При  этом работает только один здоровый глаз, косящий же глаз практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения.

Формирование зрения у детей

Зрение у детей формируется  по мере их роста и имеет свои особенности. Наиболее интенсивно этот процесс происходит в период от 1-го до 5-го года жизни ребенка. В этом возрасте значительно увеличивается размер глаза, его преломляющая сила и вес глазного яблока, что сказывается на способности глаза видеть предметы четко - остроте зрения.

Острота зрения равняется 1,0 (т.е. норма), формируется у детей не сразу, а зависит от возраста. Так, при рождении большинство детей склонны к дальнозоркости, и только с 6-ти лет увеличивается число детей с нормальным зрением. Однако от 3-х до 7-ми лет причиной понижения зрения у детей бывает и близорукость. Кроме того, в 2-3-х летнем возрасте наиболее активно формируется совместная работа обоих глаз, поэтому именно в этом возрасте может возникнуть косоглазие. Как сохранить зрение

Важное значение для охраны зрения детей имеет правильная организация  занятий в домашних условиях.

Дома дети любят рисовать, лепить, а в более старшем возрасте - читать, писать, играть с конструктором. Эти занятия требуют постоянного  активного участия зрения.

Но надо помнить, что общая продолжительность  занятий в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3-х до 5-ти лет, и одного часа в 6-7 лет. Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня и чтобы между этими занятиями было время для активных игр и пребывания на свежем воздухе. Однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, должны прерываться каждые 10-15 минут для отдыха глаз.

Следует предоставить детям возможность  походить или побегать по комнате, сделать  несколько физкультурных упражнений, подойти к окну и посмотреть вдаль.

Чтобы улучшить зрение ребенка, нужно подобрать ему соответствующие игрушки и игры. Полезна любая игрушка, которая прыгает, вертится, катится и движется. Полезны любые игры с использованием мяча. Целесообразно уменьшить время игр, способствующих пристальному смотрению (шахматы, шашки, головоломки и т.д.).

Профилактику неправильных зрительных привычек у ребенка начинают уже  с 2-3-х лет. Детей учат периодически моргать, не горбиться, не дают им возможность  смотреть пристально, просят чаще менять взгляд с ближнего на дальние предметы и обратно. Постепенно эти упражнения из игры для ребенка превратятся в полезную привычку.

Очень важно обучить ребенка  правильно смотреть телевизор и  играть на компьютере. Помните, что  длительный просмотр телепередач или  занятий на компьютере оказывают вредное воздействие на зрение.

Длительность непрерывного просмотра  телепередач или занятий на компьютере для дошкольников и младших школьников не должна превышать получаса. Оптимальное  расстояние до экрана телевизора - от 2-х  до 5-ти метров. Экран монитора компьютера должен располагаться не ближе, чем на расстоянии вытянутой руки ребенка (40 см). Сидеть при этом необходимо не сбоку, а прямо перед экраном. В комнате должно быть обычное естественное или искусственное освещение. Важно только, чтобы свет от других источников не попадал в глаза.

Во время чтения свет должен падать на книгу или тетрадь равномерно. Лучше всего заниматься с настольной лампой, оставляя при этом общее освещение. В поле зрения ребенка во время работы не должно быть отражающих поверхностей.

Нужно избегать наклона головы близко к предмету работы. Лучшее расстояние для зрительной деятельности - 30-35 см.

Неправильная посадка (близкое  расстояние от глаз до книги и тетради) способствует возникновению и развитию близорукости.

Сидеть нужно прямо, опираясь на спинку стула, чуть наклонив голову вперед, руки свободно лежат на столе, локти не свисают, ноги всей стопой опираются на пол или скамеечку. Стул на 3-5 см задвинут под стул. Важно научить ребенка самому контролировать свою посадку. Так, проверить расстояние от глаз до книги или рисунка можно рукой: поставить руку, согнутую в локте, на стол, кончики пальцев касаются виска, между столом и грудью должен свободно проходить кулак, лопатки касаются спинки стула.

Воспитать у ребенка эту привычку помогает соответствующая мебель для занятий. Нельзя заниматься за круглым или кухонным столом.

Ни в коем случае нельзя разрешать  детям читать лежа, т.к. эта привычка может явиться одним из провоцирующих  близорукость факторов.

Как определить нарушение зрения

Лучший способ избежать глазных  болезней у детей - это регулярное проведение лечебных осмотров (в возрасте 3-х лет - 1 раз в полугодие, а  от 4-7 лет - 1 раз в год). Помните, что  чем раньше выявлен тот или  иной вид зрительных нарушений, тем  прогноз лечения благоприятнее.

Однако между посещениями врача  вы можете сами установить первые признаки нарушения зрения у ребенка.

Обратите внимание, как смотрит  ваш ребенок, особенно после дневного сна. Если один его глаз открывается  неполностью, если для того, чтобы посмотреть на вас, он поворачивает голову, если он медленно мигает, прежде чем взять игрушку, которую попросил, - у вас есть основания для беспокойства о состоянии его зрения.

В теплое время года последите, с  какой стороны лица ребенок загорел  больше. Обычно, когда один глаз слабее другого, ребенок с этой стороны подставляет лицо солнцу, и оно больше загорает со стороны слабого глаза.

Не бойтесь очков!

Если вашему ребенку назначают  очки, то это не должно стать причиной паники и пессимизма. Своевременное использование очков позволяет в ряде случаев полностью восстановить нормальное зрение.

Очки могут приносить вред, только когда они неправильно подобраны. Чаще это бывает при пользовании  чужими очками или приобретении очков  без консультации врача-офтальмолога.

Очень важно, чтобы поверхность  стекол была чистой, т.к. даже правильно  подобранные, но грязные стекла, ухудшают зрение и утомляют глаза. Поэтому, перед  пользованием очками, нужно протереть  стекла кусочком замши, байки или  просто чистым носовым платком. Носить очки нужно в футляре, что предохраняет стекла от загрязнений и царапин.

Впервые применяемые очки требуют  привыкания в течение 2-х недель.

Прошло то время, когда дети стеснялись носить очки. Сейчас промышленность выпускает  красивые и разнообразные оправы для очков, и всегда можно выбрать такую, которая понравится ребенку и не испортит его лица.

Рекомендации как носить очки при близорукости определяются врачом-офтальмологом индивидуально в каждом конкретном случае: при близорукости слабой степени и достаточно высокой остроте зрения без очков (более 6 строчек в таблице на каждый глаз) очки обычно не назначаются. При близорукости средней степени (до 3,0 диоптрий) очки, как правило, назначаются только для дали, а при близорукости более 4,0-5,0 диоптрий могут назначаться бифокальные очки или 2 пары очков: одни - для дали, другие, более слабые на 2,0-3,0 диоптрии, - для близи.

Рекомендации по ношению очков при дальнозоркости также определяются врачом-офтальмологом индивидуально, по показаниям, в каждом конкретном случае. Как правило, это очки для постоянного ношения, часто бифокальные или 2 пары очков: одни - для дали, другие, более сильные на 2,0-3,0 диоптрии, - для близи.

Информация о работе Профилактика плохого зрения у детей