Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 17:54, автореферат
Последнее десятилетие характеризуется широкой распространенностью злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) среди подростков (Иванец Н.Н., 2004; Карпец В.В., 2006; Худяков А.В., 2006) и стиранием половых различий в развитии наркологических проблем (Егоров А.Ю., 2002, 2005; Иванец Н.Н. с соавт., 2006; Садыкова Т.И., 1999). Изучение особенностей формирования злоупотребления ПАВ у девочек-подростков имеет большую актуальность в связи с проблемой будущего материнства. Ученые отмечают особую тяжесть социальных и социально-психологических последствий злоупотребления ПАВ женским полом (Жиляев А.Г., 2006; Иванец Н.Н. с соавт., 2006; Кошкина Е.А. с соавт., 1988; Рожнова Т.М., 1996; Пятницкая И.Н., Найденова Н.Г., 2002 и др.).
Выраженность некоторых МПЗ может, как стимулировать развитие заболевания, так и являться результатом самого заболевания. Этап АП в основном связан с ростом интенсивности «отрицания». Данный механизм в группе АП был позитивно связан с частотой употребления алкоголя (р<0,05), в группе ХЗ - позитивно с продолжительностью АП при употреблении алкоголя (р<0,05) и с возрастом к началу средней стадии зависимости от наркотиков (р<0,05), отрицательно с возрастом к начала АП при употреблении ЛОВ (р<0,05). Кроме выполнения анозогнозической функции, «отрицание» может провоцировать приобщение к ПАВ, употребление которых, в этом случае, выступает в роли привлечения к себе внимания со стороны сверстников с целью принятия и самопринятия.
Чем выше напряженность «вытеснения» (р<0,05) и «регрессии» (р<0,05), тем чаще употребляла алкоголь девочка группы АП. Учитывая то, что дети группы ХЗ уже в раннем подростковом периоде отличались от контрольной группы более высоким значениями «вытеснения» (р<0,01) и «регрессии» (р<0,05), можно утверждать, что сочетанное интенсивное функционирование этих защит имеет определенное значение в формировании злокачественного течения АП и переходе его в зависимое от ПАВ поведение.
«Компенсация» в группе ХЗ имела позитивную связь с продолжительность АП при употреблении алкоголя (р<0,05). Очевидно, данный механизм отодвигает сроки наступления зависимости. Однако, позитивная связь с возрастом к началу формирования психической зависимости от алкоголя (р<0,05) может свидетельствовать о том, что при фиксации на иллюзорно-компенсаторном способе удовлетворения потребностей «компенсация» способствует переходу АП в старших возрастах в алкогольную зависимость или смене употребления алкоголя на ПАВ с более широким спектром иллюзорно-компенсаторного удовлетворения потребностей – опиоды. Данный механизм имел выраженную связь с опиоидной зависимости.
Кроме «компенсации», для формирования опиоидной зависимости имели также определенное значение «замещение» и «регрессия». «Компенсация», «замещение» и «регрессия» положительно связаны с выраженностью употребления опиодов (р<0,01) и с частотой употребления опиоидов на этапе АП (р<0,05). Девочки с зависимостью от опоидов отличались более высокими, по сравнению с зависимыми от алкоголя и ЛОВ, значениями «регрессии» (р<0,01), «замещения» (р=0,055) и «компенсации» (р=0,059). В группе АП «компенсация», «замещение» и «регрессия» участвуют в формировании амбивалентного оппозиционно-агрессивного и регрессивного поведения. Таким образом, зависимость от опиоидов имеет не только регрессивно-компенсаторную (Добрянская Д.В., 2001), но и оппозиционно-аутоагрессивную природу, а проявляемое девочками группы АП амбивалентное поведение является фактором риска приобщения к наркотикам.
Для употребляющих ЛОВ специфическое значение имеет «вытеснение», которое имело позитивные связи с частотой употребления ЛОВ на этапе АП (р<0,01). Зависимые от алкоголя девочки отличались более высокими значениями «интеллектуализации» (р<0,05) по сравнению с зависимыми от ЛОВ. При употреблении ЛОВ в динамике становления зависимого поведения средней стадии идет интенсификация «интеллектуализации», а при употреблении алкоголя – «вытеснения». Связь указанных защит с симптомами определенных наркологических заболеваний может свидетельствовать о том, что у зависимых от опиоидов девочек интересы личности сконцентрированы на реализации потребности в безопасности и аффилиации, у зависимых от ЛОВ – в свободе и автономии, а у зависимых от алкоголя – в значимости и успехе.
Увеличивая вероятность обращения за помощью, ни один из изучаемых механизмов защиты не способствует лечению заболевания. Возраст первого обращения за помощью (р<0,01) и длительность заболевания на момент первого обращения (р<0,05) имели позитивную связь с «регрессией». Чем выше показатели «регрессии» (р<0,05) и «проекции» (р=0,01), тем большее количество госпитализаций имела девочка в анамнезе. «Замещение» имело позитивную корреляцию с госпитализацией по требованию ближайших родственников (р<0,01) и госпитализацией с целью успокоить значимых взрослых (р<0,05). Интенсивное функционирование «реактивного образования» обуславливает склонность подростка к токсическим формам опьянения. Чем выше интенсивность «интеллектуализации», тем реже подросток сам выступает в роли инициатора лечения (р<0,05). Позитивное значение для лечения имеет лишь снижение напряженности механизмов защиты. Госпитализация с целью лечения зависимости имела отрицательную связь с «вытеснением» (р<0,01), а отсутствие знания о цели госпитализации положительную с «проекцией» (р<0,05).
Вытеснению в сенситивные периоды онтогенеза подвергались не только социально неприемлемые, с точки зрения родителей, черты характера и паттерны поведения ребенка, но и необходимые для развития индивида способности. В результате в стрессовых ситуациях подросток не может полагаться на свои внутренние ресурсы, т. к. они для него недоступны. Практически каждый адаптационный акт для подростка группы ХЗ является неуспешным и снижающим самооценку, что заставляет его использовать МПЗ с еще большей интенсивностью, создавая при этом порочный круг.
Активное функционирование «вытеснения» и «реактивного образования» диссоциирует личность девочки-подростка на две враждующие субличности. Каждая из субличностей периодически одерживает верх над другой, обращая весь гнев и агрессию, подконтрольные механизму защиты «замещение», на поверженную в данный момент субличность. Данная ситуация способствует проявлению у девочек таких качеств, как выраженная амбивалентность, агрессивность, импульсивность и непредсказуемость. В таких условиях стандартное воздействие на девочку-подростка, в виде прямой критики, может привести к неблагоприятным и непредсказуемым последствиям. В работе с зависимыми девочками-подростками следует учитывать, что в силу особенностей функционирования их защитной системы девочки просто не могут вести себя иначе, и воспринимать их поведение как нечто само собой разумеющееся, что способствует налаживанию продуктивного контакта с ними. Ригидность защитной системы зависимого от ПАВ подростка и ее неадекватные воздействию ответы требуют разработки специальных методик, позволяющих избегать конфронтации с ней.
Разработанная нами авторская методика «Встреча на Эльбе» учитывает выраженную амбивалентность девочек. «Присоединение» к защитам и использование их функциональных особенностей в психотерапевтических целях позволяет быстро и эффективно создать «комплаенс» с девочкой. Восстановление адекватной самооценки ведет к изменению структуры МПЗ подростка и снижению напряженности его защит, что в свою очередь делает его более открытым для последующей психотерапевтической и педагогической работы и способствует выбору более продуктивных сознательных адаптивных реакций.
Выводы
1. Постоянным и общим признаком для злоупотребляющих ПАВ девочек-подростков является интенсивное функционирование «регрессии». Особенности защитного поведения подростков с аддиктивным поведением определяются динамикой напряженности МПЗ «компенсация» и «замещение», пик выраженности которых, у данного контингента наблюдается в 15-16 лет. Группа подростков с наличием сформированной химической зависимости отличается ростом напряженности практически всех изучаемых МПЗ. Наиболее характерным признаком этой группы является постоянно высокая напряженность такого механизма защиты, как «вытеснение» и рост выраженности в защитном поведении к 17-18 годам «проекции» и «реактивного образования». Девочкам-подросткам с аддиктивным поведением свойственно пассивное приспособительное поведение с предпочтением таких копинг-стратегий, как «Пассивная кооперация» и «Покорность», а девочкам с химической зависимостью - эмоционально-деструктивное поведение с предпочтением стратегии «Агрессивность».
2. Интенсивное функционирование «проекции» и «замещения» способствует росту враждебности и агрессивности; «вытеснения» и «замещения» - аутоагрессивности; «вытеснения», «реактивного образования» и «проекции» - склонности к отчуждению реальных и формированию иллюзорных представлений о себе и окружающем мире. Психологические защиты девочек-подростков группируются в защитно-адаптивные комплексы, групповые варианты которых имеют определенные различия, что сказывается на характере адаптационного ответа. Наиболее дезадаптивное действие оказывают механизмы, входящие в варианты защитных комплексов подростков с наличием сформированной химической зависимости: «интеллектуализация», «отрицание», «компенсация», «реактивное образование» и «замещение», составляющие «социализирующий» комплекс; «регрессия», «проекция», «замещение» и «компенсация», входящие в «агрессивный» комплекс; «вытеснение», представляющее «вытесняющий» комплекс. «Вытесняющий» комплекс данной группы девочек повышает тенденцию «агрессивного» комплекса к аутоагрессии, а «социализирующего» - к углублению зависимых объектных отношений.
3. Ключевым моментом в патологическом развитии адаптационных ресурсов является фрустрация физиологических потребностей и потребности в безопасности и аффилиации. Детям злоупотребляющих групп в онтогенезе были свойственны узкий диапазон эффективных приспособительных реакций, фиксация на стрессовом значении ситуации и неконструктивное проявление агрессии, что способствовало интенсивному использованию ребенком такого механизма защиты, как «замещение». Выраженность в онтогенезе «замещения» формирует изменения в поведении на уровне возбудимой акцентуации характера.
4. Выявлены характерные отличия функционирования МПЗ на различных этапах формирования зависимости от ПАВ. На этапе аддиктивного поведения отмечается рост интенсивности «отрицания». Зависимость от опиоидов связана с ростом напряженности «компенсации», «замещения» и «регрессии», зависимость от алкоголя и ЛОВ – «вытеснения» и «интеллектуализации». Восстановление адекватной самооценки снижает напряженность защит.
5. Выраженность в защитном поведении «вытеснения» и «регрессии» способствует прогредиентному течению аддиктивного поведения, «компенсации» - переходу аддиктивного поведения в алкогольную зависимость или приобщению к опиоидам.
6. Ригидность защитной системы злоупотребляющих ПАВ девочек и ее неадекватные ответы на воздействие требуют разработки специальных методик, позволяющих избегать конфронтации с ней. Использование с помощью разработанной интегративной психотерапевтической методики «Встреча на Эльбе» функциональных особенностей собственных психологических защит девочки открывает доступ к ее личностным ресурсам, позволяя успешно повышать самооценку, что делает девочку-подростка более открытой для последующей психокоррекционной и педагогической работы.
Практические рекомендации
При планировании профилактических и психотерапевтических мероприятий в отношении злоупотребляющих ПАВ девочек-подростков следует учитывать следующее:
1. Стандартное воздействие на девочку-подростка с зависимостью от ПАВ в виде прямой критики неэффективно и может привести к неблагоприятным и непредсказуемым последствиям.
2. В психотерапевтической работе следует учитывать, что в силу особенностей функционирования подсознательной защитной системы девочки просто не могут вести себя иначе, и воспринимать их поведение как нечто само собой разумеющееся, что способствует налаживанию продуктивного контакта с ними.
2. При коррекции самооценки необходимо учитывать, что у зависимых от опиоидов девочек интересы личности сконцентрированы на реализации потребности в безопасности и аффилиации, у зависимых от ЛОВ – свободе и автономии, а у зависимых от алкоголя – в значимости и успехе.
3. В целях профилактики аддиктивного поведения необходимо с раннего возраста поощрять самостоятельное социально приемлемое поведение, позволяющее ребенку ощущать свою автономность и значимость. У девочек с аддиктивным поведением в плане развития химической зависимости большой профилактический потенциал имеют увлечения, дающие ей возможность выделиться среди сверстников и быть не похожей на значимых взрослых (различные социально приемлемые неформальные объединения, экстремальные виды спорта, нестандартные хобби и т.п.).
Список работ, опубликованных по теме диссертации
1. Ветюгов В.В. Некоторые особенности психологических защит у девочек-подростков с аддиктивным поведением //Новые методы лечения и реабилитации в наркологии: Сборник материалов международной конференции. - Казань. – 2004. – 420 с. – С. 63 – 67
2. Ветюгов В.В. Характеристика употребления психоактивных веществ девочками-подростками //«Дети улиц». Проблемы. Поиски. Решения. Научно-методическое пособие. – Москва. – 2005. – 91 с.
3. Ветюгов В.В. Копинг-стратегии подростков и их изменения при развитии аддиктивного поведения //Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы клинической, социальной и военной психиатрии». - СПб. - 2005. - с. 133 – 134.
4. Ветюгов В.В. Взаимодействие механизмов психологической защиты у девочек-подростков с аддиктивным поведением // «Дискуссионные вопросы наркологии: профилактика, лечение и реабилитация» Материалы Российской научно-практической конференции. – Иваново. – 2005. – 150 с. – С. 44 – 50.
5. Ветюгов В.В. Механизмы психологической защиты у девочек подростков с аддиктивным поведением, связанным со злоупотреблением психоактивных веществ: возрастная динамика и адаптационные проблемы// Научно-практический журнал «Психическое здоровье». - № 5 (5). - 2006. – С. 45- 49.
6. Ветюгов В.В., Хмелев Е.А. Исследование роли фрустрации базисных потребностей в развитии аддиктивного поведения у девочек-подростков. //Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского: Серия Социальные науки. - Н.Новгород: Изд-во ННГУ. - Выпуск 1 (5). - 2006. – 599 с. – С. 97-106; (Бюллетень №4, 2005.)
7. Ветюгов В.В. Психологические защиты девочек-подростков в норме и при аддиктивном развитии // Научно-практический журнал «Наркология». – №11. - 2007. – С. 54-59
8. Ветюгов В.В. Адаптационные механизмы в структуре личности наркологических больных // Ивановская региональная психиатрия, современные вопросы оказания психиатрической помощи: сборник научных трудов / Под общ. ред. А.М.Футермана. – Иваново: Талка. - 2008. – 320 с. – С. 111-115.