Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 18:35, реферат
Психотерапия (от греч. psyche — душа и therapeia—лечение) — это система методов психического воздействия с лечебными и профилактическими целями на психику (личность), а через психику (личность) на весь организм и поведение больного. В узкомедицинском смысле понятие "психотерапия" рассматривается как группа специфических методов лечения (подобно физиотерапии, лечебной физкультуре), а в более широком смысле психотерапия тесно связывается с психогигиеной и психопрофилактикой, т.к. включает в себя использование психотерапевтических методов не только в клинике, но также в организации труда и быта людей, профилактике психо-травмирующих факторов и т.п.
Психотерапия (от греч. psyche —
душа и therapeia—лечение) — это система
методов психического воздействия
с лечебными и
Общепринятой классификации методов психотерапии в настоящее время нет. Однако, как и в медицине в целом, в психотерапии обычно принято подразделять методы лечения на симптоматические и патогенетические. Симптоматические методы психотерапии (логическое переубеждение, внушение, релаксация и другие) ориентированы на устранение или ослабление отдельных, хотя и ключевых, симптомов болезни, управление физиологическими функциями организма, на оптимизацию поведения. Патогенетическая психотерапия позволяет наиболее полно реализовать каузальный подход к пониманию и ликвидации причин и механизмов болезни. Она наиболее значима при заболеваниях, где личностно-психологи-ческие механизмы являются ведущими в возникновении и сохранении болезненных нарушений, — это неврозы, психосоматические и другие расстройства.
Следует отметить, что сам
термин "психотерапия" имеет неоднозначное
толкование в литературе и используется
для обозначения иногда очень
далеких друг от друга явлений. Это
связано с тем, что психотерапия
в настоящее время не является
однозначно понимаемой областью научных
знаний и практических подходов. В
развитии ее теории и практики сегодня
принимают участие не только врачи,
но и многие другие специалисты. Содержательно
методы психотерапевтического
Существуют определения психотерапии, которые разработаны не на медицинской модели, а на психолого-педагогических (методы влияния, приводящие в движение процесс научения) или социологических (методы манипуляции с целями социального контроля) и других концепциях. Особенно ярко междисциплинарный характер психотерапии проявляется в современных формах групповой психотерапии, именно ее методы и конкретные технологии особенно широко стали использоваться во внебольничной среде.
Всем этим обусловливается актуальность важнейшего для теории и практики медицины раздела клинической психологии, который может быть определен как психологические основы психотерапии, задачей его является разработка психологической теории психотерапии (Карвасар-скийБ.Д., 1982).
Показания к психотерапии.
Полный
перечень состояний, при которых
показана психотерапия
Агрессивность
Анорексия
Аэрофобия
Артриты
Бесплодие
Бессонница
Боли в спине
Вегето-сосудистые расстройства ( дистония,
дисконезия)
Гипервентиляционный синдром (нарушения
дыхания)
Головные боли
Депрессия
Зависимости:
Кризисы (личностные, возрастные, профессиональные,
семейные, экзистенциальные)
Логоневроз
Навязчивости (обсцессии и компульсии)
Нарушение семейных отношений.
Неврозы:
Снижение либидо
Синдром хронической усталости
Страхи
Тремор рук
У детей:
Симптоматическая психотерапия. Симптоматическая психотерапия направлена в большей мере на смягчение или ликвидацию симптомов болезни, а не на их личностно-психологические причины и механизмы. Устранение ведущих патологических симптомов, естественно, может приводить и к конструктивным изменениям первичной конфликтной ситуации и восстановлению внутриличностной психодинамики (за счет изменения самовосприятия, самооценки и т.п.), но от этого суть этого класса психотерапевтических методов не меняется. По целям проведения симптоматическая психотерапия может быть направлена не только на ключевой симптом заболевания или овладение навыками контроля над физиологическими функциями, но и на активизацию различных сфер личностного функционирования — когнитивной, эмоциональной или поведенческой.
К симптоматической психотерапии, предполагающей активизацию когнитивного компонента личности, относится рациональная психотерапия. Она направлена на логическое переубеждение пациента, обучение его правильному мышлению (Dubois P., 1912) и предполагает различные варианты разъяснительной психотерапии.
К симптоматической психотерапии, центрированной на эмоционально-волевой сфере личности, относятся различные варианты ка-тарсической психотерапии и внушения (суггестии).
Катарсическая психотерапия
используется для эмоционального отреагирования
и нейтрализации ("катарсис", "абреакция")
психотравмирующих переживаний, при
этом в терапевтических условиях
пациенту предлагается воспроизводство
прошлых психотравмирующих
Суггестивная психотерапия
объединяет группу методов, где главным
лечебным фактором является внушение
или самовнушение. При внушении подаваемая
психотерапевтом информация воспринимается
пациентом без критической
При самовнушении формулы внушения адресуются самому себе. Из методов самовнушения наибольшее распространение получил метод французского аптекаря Куэ (Coue E., 1857—1926). Больному при этом предлагается несколько раз в день внушать себе лечебные формулы типа — "с каждым днем мне становиться все лучше и лучше". Куэ также показал целесообразность положительного самовнушения ("я здоров") взамен отрицательного ("я не болен"). Самовнушение является важным механизмом лечебного действия ряда других методов психотерапии — аутогенной тренировки, биологической обратной связи (БОС), йоги, медитации и др.
К методам симптоматической психотерапии, направленным на изменение поведения, относятся различные варианты поведенческой психотерапии, некоторые методики аутогенной тренировки, тренинг БОС, техники нейролингвистического программирования и др.
Патогенетическая психотерапия. Принятое в медицине определение психотерапии, характеризующее ее как группу лечебных методов психологического воздействия на психику и через нее на весь организм, является наиболее общим из возможных, однако в нем отражено существенное, впрочем характерное и для медицинской практики в целом, представление о приписывании врачу роли активного начала, т.е. субъекта, начинающего и осуществляющего весь лечебный процесс, а пациент как бы выступает в роли пассивного объекта, реципиента. Подобный субъект-объектный подход имеет место и в определениях психотерапии, возникших в русле психологии, где психотерапия также понимается как психологическое воздействие, основанное на природе общения и направленное на психические процессы или психические состояния человека, которые возникли в силу психологических причин, однако не имеющие однозначного характера медицинских симптомов.
Многими психотерапевтами и психологами указывается на недостаточность такого субъект-объектного подхода к определению психотерапии, где подчеркивается активная роль самого психотерапевта, оказывающего некое "воздействие" на пациента. Вероятно, это не так, уже хотя бы потому, что именно пациент является инициатором всего происходящего, поскольку именно он обратился к психотерапевту, а не наоборот. Более того, все происходящее в последующем также зависит от пациента — его желания и способности принять на себя какие-либо усилия психотерапевта и поддерживать с ним контакт на протяжении всего курса лечения (Калмыкова Е.С., 1992).
Таким образом, данное определение сильно отстает от реалий психотерапевтической практики. Однако задача определения психотерапии, психотерапевтического процесса и его сути не является простой, особенно когда мы говорим о психотерапии патогенетической, каузальной. Так, американский исследователь, автор многих методологических трудов X. Страпп (Strupp., 1978) на определенном этапе приходит к такому определению: "В самом широком смысле мероприятие, называемое психотерапией, включает в себя человека, который сознает, что ему необходима некая помощь; специалиста, который готов оказать ему эту помощь; и серию межличностных взаимодействий, довольно тонких и часто продолжительных, которые направлены на осуществление желательных изменений в чувствах и поведении пациента".
Очевидно, что и это
определение — всего лишь формальное
описание участников и событий
В научных исследованиях
в области психотерапии наибольшее
внимание специалистов привлекают в
настоящее время следующие
рапии;
хотерапевта и пациента, их взаимодействие);
можности изучения, оценка эффективности и др.).
Многочисленные исследования, посвященные оценке эффективности психотерапии, не выявили подтверждений тому, что какая-либо школа психотерапии приносит лучшие результаты, чем любая другая. Можно лишь отметить, что более устойчивые положительные отдаленные результаты лечения имеют место при использовании патогенетических психотерапевтических методов, по сравнению с симптоматическими.