Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 18:35, реферат
Психотерапия (от греч. psyche — душа и therapeia—лечение) — это система методов психического воздействия с лечебными и профилактическими целями на психику (личность), а через психику (личность) на весь организм и поведение больного. В узкомедицинском смысле понятие "психотерапия" рассматривается как группа специфических методов лечения (подобно физиотерапии, лечебной физкультуре), а в более широком смысле психотерапия тесно связывается с психогигиеной и психопрофилактикой, т.к. включает в себя использование психотерапевтических методов не только в клинике, но также в организации труда и быта людей, профилактике психо-травмирующих факторов и т.п.
Голотропная терапия. Лечебный процесс
реализуется при
Личность, с точки зрения научения,
— это тот поведенческий опыт,
который человек приобрел в течение
жизни. Бихевиориаль-ная терапия
также базируется на принципах теории
научения, включая выработку оперантного
условного рефлекса (Торндайк Е., Скиннер
Б.) и условного рефлекса по методу
И.П. Павлова. Этот вид терапии основывается
на предположении о том, что для
дезадаптив-ных форм поведения не
обязательно понимать определяющие
его причины. Поведенческая терапия
наиболее эффективна при четко определенных,
структурированных
На первых этапах под термином "поведение"
в бихевиориаль-ной терапии
В поведенческой психотерапии широко используются различные формы положительного подкрепления желательного поведения или применения аверсивных (негативных) стимулов для устранения нежелательных поведенческих стереотипов. Желательное поведение пациента (например посещение сеансов групповой терапии при стационарном лечении) вознаграждается различными положительными знаками (снятием каких-либо ограничений, едой и пр.). Аверсивная терапия с сочетанием введения рвотных средств с приемом алкоголя используется для лечения алкоголизма.
При активной психической десенсибилизации пациент с поведением в виде избегания, связанным со специфическими факторами (например, высотой или полетом в самолете), создает в своем воображении иерархию вызывающих тревогу образов от менее до более пугающих, оставаясь на каждом уровне до тех пор, пока тревога не исчезнет (проведение процедуры в реальной, а не воображаемой ситуации называется градуированной экспозицией). Иерархическая конструкция часто используется в сочетании с методиками релаксации, поскольку установлено, что тревога и релаксация исключают друг друга — это приводит к отрыву представляемых образов от тревожных ощущений (взаимное торможение).
При нагнетании вызывающих тревогу факторов ("наводнение") пациент непосредственно подвергается воздействию тревожащих факторов, например пребывание на верхнем этаже высокого здания при страхе высоты. В случае, если этот метод основан на противопоставлении воображаемой и реальной ситуации, он называется имплозией. Главным условием терапии является способность пациента выдержать связанную с терапевтическим воздействием тревогу.
Дальнейшее развитие поведенческого направления в психотерапии связано со все большим усилением внимания исследователей к роли в поведении когнитивных промежуточных переменных. В рационально-эмоциональной психотерапии А. Эллиса (1962) это рациональные и эмоционально-иррациональные когниции. Психотерапия в этих случаях направлена на преодоление иррациональности в мышлении, осознание ("инсайт-техники") связи между жизненными событиями и психологическими реакциями. Аналогично в когнитивной психотерапии А. Бека (1976) определяющими являются реалистичные и нереалистичные, т.е. связанные с аберрациями мышления, мысли. Под аберрацией мышления здесь понимаются нарушения на когнитивной стадии обработки информации (обозначение, селекция, интерпретация), которые искажают правильное видение объекта или ситуации. В любом случае центром психотерапевтического воздействия в различных вариантах когнитивно-поведенческой психотерапии должны быть промежуточные когнитивные переменные, которые опосредуют многие поведенческие проблемы. Дезадаптивное поведение может быть изменено посредством различных личностных самообучающих приемов, активизирующих когнитивные структуры.
Когнитивная терапия — основана
на представлениях, в соответствии
с которыми поведение человека определяется
мыслями о самом себе и его
роли в обществе. Дезадаптивное поведение
обусловлено укоренившимися стереотипными
мыслями, искажениям или ошибкам
в мышлении. Терапия направлена на
коррекцию когнитивных
Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия В настоящее время как за рубежом, так и в нашей стране отмечается все большая тенденция к обобщению положительного опыта различных психотерапевтических школ и направлений. Примером такого синтеза в нашей стране явилась личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия, имеющая в своей основе систему патогенетической психотерапии, опирающейся на "Я"-концепцию и систему межличностных отношений (по В.Н. Мясищеву). Поэтапное осознание и эмоциональное отреагирование психотравмирую-щей ситуации в системе патогенетической психотерапии служит основой регуляции потребностей, которая на своих высших уровнях связана с самовоспитанием, формированием сознательных отношений (Мясищев В.Н., 1960). Понятие "реконструктивная" рассматривается в плане воссоздания прошлого опыта пациента для понимания причин, которые привели к тупику в развитии личности с последующей разработкой стратегии восстановления и дальнейшего строительства будущего.
Целями и задачами личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии являются:
бенностей его эмоционального реагирования, мотивации, функцио
нирования системы отношений;
новению и сохранению состояния дезадаптации личности (невроти
ческой симптоматики);
и его заболеванием (проблемой);
реакций и форм поведения;
сти, что ведет к восстановлению полноценности его социального
функционирования.
В личностно-ориентированной
I. Познавательная сфера (
II. Эмоциональная сфера — процесс
психотерапии должен по мочь
пациенту получить
III. Поведенческая сфера — процесс
психотерапии должен по мочь
пациенту увидеть собственные
неадекватные поведенческие
Механизмы лечебного действия в ходе психотерапии, ориентированной на личностные изменения, могут быть обозначены как конфронтация, корригирующий эмоциональный опыт и научение.
Конфронтация понимается как столкновение с самим собой, своими проблемами, конфликтами, отношениями и установками, эмоциональными и поведенческими стереотипами. Она осуществляется за счет обеспечения обратной связи между участниками психотерапевтического процесса в группе или от врача при индивидуальной психотерапии. Материалом для осознания является разнообразная информация пациента о самом себе — как его воспринимают другие, насколько адекватно его восприятие других людей и их проблем и т.п.
Коррегирующий эмоциональный опыт включает переживание и анализ своего прошлого (включая детство) и настоящего эмоционального опыта, а также эмоциональную поддержку. Эмоциональное принятие пациента группой (психотерапевтом) способствует развитию сотрудничества, уменьшает сопротивление, облегчает усвоение психотерапевтических норм, создает условия для самораскрытия. Анализ и проработка различных эмоциональных ситуаций в группе, явлений проекции детского эмоционального опыта в психотерапевтические ситуации позволяет пациенту глубже понять себя и выработать более адекватные способы эмоционального реагирования.
Научение в рамках психотерапии осуществляется как прямо, так и косвенно. Групповая психотерапия более благоприятствует реализации поведенческих механизмов в сравнении с индивидуальной. В группе пациент выявляет свои неконструктивные стереотипы, в группе он и имеет возможность их корригировать. Все это создает благоприятные предпосылки для использования полученных поведенческих навыков на другие ситуации реальной жизни.
В течение всего курса
1-й уровень может касаться
понимания пациентом только