Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 18:35, реферат
Психотерапия (от греч. psyche — душа и therapeia—лечение) — это система методов психического воздействия с лечебными и профилактическими целями на психику (личность), а через психику (личность) на весь организм и поведение больного. В узкомедицинском смысле понятие "психотерапия" рассматривается как группа специфических методов лечения (подобно физиотерапии, лечебной физкультуре), а в более широком смысле психотерапия тесно связывается с психогигиеной и психопрофилактикой, т.к. включает в себя использование психотерапевтических методов не только в клинике, но также в организации труда и быта людей, профилактике психо-травмирующих факторов и т.п.
В психологии существует множество
теорий личности, которые по-разному
трактуют и объясняют природу
поведения человека. Каждой из этих
теорий соответствуют и определенные
терапевтические методы, которые
основаны на соответствующих теории
поведенческих моделях. За рубежом
наибольшее развитие и признание
получили три психотерапевтических
направления и возникшие на их
основе психотерапевтические методы:
психоаналитическое, гуманистическое(
Различия психотерапевтических подходов
Тема |
Психодинамический подход |
Поведенческий подход |
Феноменологический подход |
Природа личности |
Движется сексуальными и агрессивными инстинктами |
Продукт социального научения и обу-славливаник; ведет себя на основании прошлого опыта. |
Имеет свободную волю и способность к самоопределению и самоактуализации |
Основная проблема |
Сексуальное подавление |
Тревога |
Психическое отчуждение |
Концепция патологии |
Конфликты в инстинктивной сфере: бессознательные детские либидозные влечения |
Приобретенные стереотипы поведения |
Экзистенциальное отчуждение: утрата возможностей, расщепление "Я", потеря аутентичное- |
Тема |
Психодинамический подход |
Поведенческий подход |
Феноменологический подход |
ти (рассогласование между мыслями, чувствами и поведением) | |||
Вид изменения |
Глубинный инсайт: понимание раннего прошлого |
Прямое научение: поведение в текущем настоящем, т.е. действие или действие в воображении |
Непосредственное переживание: ощущение или чувство в данный момент |
Временной подход и "фокус" |
Исторический: субъективное прошлое |
Неисторический: объективное настоящее |
Отсутствие историзма: феноменологический момент ("здесь и сейчас") |
Задачи терапевта |
Понять бессознательное психическое содержание и его историческое, скрытое значение |
Программировать, подкреплять,
подавлять или формировать |
Взаимодействие в атмосфере взаимного принятия, способствующей самовыражению (от физического до душевного) |
Основные техники |
Интерпретация. Материал: свободные ассоциации, сновидения, обыденное поведение, перенос и сопротивление |
Обуславливание: систематическая десенсибилизация, позитивное и негативное подкрепление, моделирование поведения |
"Энкаунтер" ("встреча"):
равное участие в диалоге, |
Роль терапевта |
Нейтральная. Помогает пациенту исследовать значение свободных ассоциаций и другого материала бессознательного |
Учитель (тренер). Помогает пациенту заменять дезадап-тивное поведение на адаптивное. Активный, ориентиро ванный на действие |
Фасилиатор (ускоритель) роста личности |
Характер связи между терапевтом и пациентом |
Трансфсрная и первостепенная для лечебного процесса: нереальные взаимоотношения |
Реальная, но второ степенная для лечения: взаимоотноше ния отсутствуют. |
Реальная и первостепенная для лечения, реальные взаимоотношения |
Лечебная модель |
Медицинская: врач— пациент. Авторитарная. Терапевтический союз. |
Образовательная: преподаватель— ученик. Авторитарная. Учебный союз. |
Экзистенциальная: общение двух равных людей Эгалитарная (равноправная). Человеческий союз |
В нашей стране на становление
психотерапии существенное влияние
оказала концепция
жающей средой;
ленного нарушениями значимых отношений личности;
которой является достижение позитивных личностных сдвигов за
счет коррекции нарушенной системы отношений (их когнитивного,
эмоционального и
Психодинамическое направление в психотерапии
Основано на теории 3. Фрейда о динамическом бессознательном и психологическом конфликте. Человек заболевает неврозом в результате интрапсихического конфликта между требованиями инстинктивной жизни и сопротивлением им. Человек может прийти в конфликт с многочисленными социальными ограничениями и табу-запретами. Главная цель терапии заключается в том, чтобы помочь больному осознать бессознательные конфликты (очаги скрытого напряжения в бессознательном), которые основаны на нереализованных детских желаниях и проявляются как болезненные симптомы, а также содействовать развитию более разумных, присущих взрослым моделей поведения.
Классический психоанализ.
При психоаналитическом лечении
производится поиск очага скрытого
напряжения (его вспоминание), осторожное
его вскрытие (перевод информации
в словесную форму —
Пациент посещает врача 3-5 раз в неделю в течение ряда лет, каждый прием длится обычно несколько часов. Больной лежит на кушетке, аналитик сидит у изголовья, вне поля зрения пациента. Анализируемый старается говорить свободно, без ограничений все, что ему приходит в голову в виде свободных ассоциаций, для того чтобы аналитик смог проследить мысли пациента вплоть до их самых истоков. Сюда входят ассоциации, которые возникают в процессе анализа в связи со снами или перенесением чувств. Психоаналитик использует интерпретацию и уточнение, с тем чтобы помочь пациенту осознать и разрешить конфликты, которые влияют на его жизнь на подсознательном уровне. От пациента при терапии требуется стабильность терапевтического сотрудничества и психологическая заинтересованность в результатах. Он также должен быть в состоянии перенести стресс, возникающий в процессе терапии, без психологических срывов, импульсивности и регрессии.
Психоаналитическая
Круг показаний для проведения психоаналитической терапии существенно расширен. В частности, поддерживающая психотерапия показана пациентам с уязвимой психикой, находящимся в кризисных состояниях, страдающих расстройствами личности и психическими заболеваниями. Эта терапия может продолжаться длительно (годы), особенно в хронических случаях. Поддержка может иметь форму совета, переубеждения, ограничений, усиления чувства реальности и помощи с формированием социальных навыков.
Кратковременная динамическая психотерапия. При данном варианте число психоаналитических сеансов (обычно 10-40) оговаривается с пациентом до начала лечения. Предварительно избирается и специфическая конфликтная сфера, которая актуальна для пациента и должна быть в центре терапии. Этот вид психотерапии требует от врача большей активности в направлении ассоциаций пациента в сторону конфликтной сферы. К пациенту также предъявляются более высокие требования по поводу заинтересованности его в лечении, способности выдержать психологическое напряжение и усиление тревоги во время терапии. Метод не подходит для пациентов с суицидальными мыслями, проявлениями импульсивности, склонности к психотическим состояниям, злоупотреблению психоактивными веществами.
Это направление менее однородно,
существует множество методов и
технологий психотерапии в его рамках.
Представители гуманистического направления
склонны видеть человека существом
прирожденно активным, стремящимся
к позитивному личностному
В гуманистическом направлении можно выделить три основных психотерапевтических подхода:
щественно экзистенциальные принципы (значение смысла своего
существования и возможности
рация "Я" достигается "здесь и теперь" в процессе встреч пациентов
с психотерапевтом и взаимного диалога (логотерапия В. Франкла,
клиент-центрированная терапия К. Роджерса и др.).
интеграции "Я" через тело с помощью сосредоточения внимания на
телесных ощущениях, физических и двигательных способах отреагирования чувств и т.п.(гештальт-терапия Ф. Перлса, биоэнергетичес
кий анализ Лоуэна и др.)
щение к духовному, трансперсональному опыту с помощью медита
ции, других техник "расширения" (трансцендирования) сознания до
"космического" уровня (трансцендентальная медитация, психосин
тез Р. Ассаджиоли и др.).
Логотерапия (от древнегреч. logos —
смысл). Психотерапевтическая система,
созданная Frankl V.E. (1966), представляет собой
сложную систему
Биоэнергетика. Группа разнообразных
психотерапевтических подходов, предполагающих
наличие особой субстанции — биологической
энергии. Психологическая проблематика
может находить объяснение в нарушениях
биоэнергетики организма. В. Райх (1964)
полагал, что формирование защитного
"мышечного панциря" и "мышечные
зажимы" (например, при обиде человек
непроизвольно стискивает зубы, меняется
дыхание, напрягаются мышцы) являются
телесно-энергетическими
Психосинтез. Существует много видов
психической деятельности, протекающих
независимо от сознания, а также
различных аспектов "Я". В основе
психосинтеза лежит сознательное и
целенаправленное использование синтезирующей
функции "Я", процессов самоидентификации.
Главной целью психосинтеза является
гармонизация и объединение в
единое целое всех качеств и функций
человека, развитие цельной и гармоничной
личности. В психосинтезе предлагается
система психологического тренинга,
направленная на внутреннюю проработку
невротических комплексов, ущемленных
аффектов. Последовательно осуществляется
отработка упражнений на расслабление,
сосредоточение, идентификацию и
интеграцию субличностей с осознанием
"смыслов" бытия, более реалистического
восприятия действительности. Упражнения
позволяют добиться освобождения от
"эмоциональных блокировок", устранить
патологические стереотипы и сформировать
новые и более широкие
Кататимно-имагинативная