Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 10:43, реферат
Государственная программа развития сестринского дела в Российской Федерации разработана в соответствии с приказом Минздрава РФ от 31.12.97 № 390 "О мерах по улучшению сестринского дела в Российской Федерации".
Проводимая в стране под руководством Минздрава реформа сестринского образования дала конкретные результаты, выразившиеся в создании многоуровневой системы подготовки сестринских кадров, повышении качества профессионального образования, впервые в России осуществлена подготовка специалистов с высшим сестринским образованием.
I. Введение.
II.Программа сестринского дела.
1. Основные понятия, используемые в программе.
2. Сроки и этапы реализации программы.
3. Ресурсное обеспечение программы.
4. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации.
5. Оценка эффективности медико - социальных и экономических последствий от реализации программы
III. Содержание программы.
1. Основные задачи программы.
2. Принципы программы.
3. Основные направления деятельности сестринского персонала.
IV. Совершенствование организации работы сестринского персонала.
V.Совершенствование кадровой политики.
VI.Совершенствование профессионального образования и развитие научных исследований в сестринском деле
VII. Развитие профессиональных объединений, ассоциаций и союзов.
VIII. Механизм реализации программы.
IX. Заключение.
Первый шаг в работе с пациентом — это умение собрать информацию о состоянии его здоровья, стиле жизни, системах поддержки, особенностях болезни и адаптации, сильных сторонах, ограничениях и ресурсах. Эту информацию можно получить только в процессе общения с пациентом.
Однако общение с пациентом — это целая наука и необходимо использовать в практике постепенно, как бы нарабатывая навык "навыком”. Собрать информацию будущая медсестра может только владея искусством и методами общения, задавая вопросы пациенту и его близким.
Научные исследования в сестринском деле дают ответы и на то, как предоставить уход, и на то, какой уход предоставить.
Требования к квалификации, аттестации
и сертификации сестринского персонала
являются основой для создания профессионально-
Система профессионального образования должна обеспечить дифференцированную подготовку сестринских кадров в зависимости от потребностей населения и рынка услуг и гарантировать соответствующую квалификацию и компетентность в решении профессиональных задач.
Создание и развитие государственной
системы многоуровневой подготовки
сестринских кадров является важным
шагом совершенствования
— базовый (основной) уровень в колледжах и училищах;
— повышенный (углубленный) уровень в колледжах;
— высшее сестринское образование в вузах;
— послевузовское образование (интернатура, ординатура и аспирантура).
Необходимо обеспечить преемственность и интеграцию между всеми уровнями подготовки кадров.
Повышенный уровень
Особое внимание необходимо уделить
развитию высшего сестринского образования,
формирующему потенциал для научных
исследований в области сестринского
дела и обеспечивающему
Необходимо также развитие и совершенствование форм послевузовского образования в интернатуре, ординатуре и аспирантуре с обязательной ориентацией на клиническую практику.
Совершенствование профессионального
образования предусматривает
Естественно, загружая учащихся большим объемом материала преподаватели не могут уделить необходимое время для преподавания собственно ухода за пациентами как основы. сестринской практики.
А главная цель заключается
в воспитании
Учебный курс "Основы сестринского дела" включает манипуляционную технику, сестринское дело в терапии, сестринское дело в хирургии и сестринское дело в педиатрии. Учащихся, недостаточно хорошо овладевших основами сестринского дела, в дальнейшем будет трудно обучить комплексному уходу за различными пациентами в объеме новой учебной программы, предполагающей поэтапность образования и его преемственность от курса к курсу.
Большое значение в работе по данной методике придается использованию алгоритмов. Создание алгоритмов манипуляций— процесс творческий и потому достаточно сложный.
Применение алгоритмов дает возможность унифицировать образование, упорядочить требования педагога к учащимся, избежать недоразумений при оценке правильности выполнения учащимися практических манипуляций на зачетах и экзаменах. Кроме того, обучение с использованием алгоритмов дисциплинирует одновременно и учащегося, и преподавателя, позволяет создать у учащегося стойкий стереотип будущей профессиональной деятельности.
Итак, активный тренинг с применением алгоритмов дает возможность подготовить медсестру, прекрасно владеющую профессиональной техникой. Однако, применяя только эту методику, нельзя добиться от будущей медсестры умения четко ориентироваться в сложных ситуациях, оказывать неотложную доврачебную помощь или осуществлять комплексный уход. Для этого необходимо решать ситуационный задачи и разыгрывать ролевые ситуации. Само название "ситуационная задача" говорит о том, что должна быть обрисована некая
ситуация, из которой медсестра находит оптимальный выход. При составлении ситуационных задач необходимо избегать многословия, излишней загруженности, возможности двойственного толкования изложенных фактов.
Необходимо обеспечить условия для повышения квалификации и получения более высокого уровня образования специалистам без отрыва от работы.
Для решения проблем сестринского образования формируется многоуровневая система подготовки специалистов сестринского дела. Проведена реорганизация сети средних учебных заведений, в 20 медицинских вузах открыты факультеты высшего сестринского образования. Подготовлены новые программно-методические комплексы по специальностям и дисциплинам. Внедрено в практику новое поколение модульных учебных планов и программ по сестринским дисциплинам, создан государственный образовательный стандарт по специальности "Сестринское дело".
К сожалению, в отечественной практике
среднего медицинского образования
отсутствовала специальная
Поддержание высокого профессионального уровня, приобретение новых знаний и навыков с учетом достижений медицинской науки и практики требуют того, чтобы повышение квалификации медсестер представляло собой гибкую по форме и постоянно обновляющуюся по содержанию систему непрерывного обучения.
Основными задачами программы, обеспечивающей профессиональную педагогическую направленность будущих специалистов, являются обеспечение целостного, системного, концептуального изучения материала по проблемам общей педагогики, закономерностей и принципов процесса обучения, сущности и содержания воспитательного процесса, использование современных технологий образования для выбора оптимальной стратегии преподавания специальных сестринских дисциплин в зависимости от уровня подготовки обучаемых и целей обучения, формирование навыков проектирования, разработки и проведения типовых мероприятий, связанных с преподаванием (уроков, лекций, семинарских и практических занятий), знакомство с методами исследования проблем, связанных с преподаванием, их разрешения, анализа частных и общих проблем преподавания, управления процессом обучения.
Необходимо отказаться от устаревших штампов и педагогических приемов, длительное время используемых в подготовке медсестер. Одним из таких штампов, принесшим немало вреда, является обучение медсестер по принципу обучения врача, когда достаточно тщательно изучаются болезни с их этиологией, патогенезом, вариантами клиники, возможными осложнениями, экстренными ситуациями, лечением.
Содержание профессионально-
Следует распространить практику формирования органами управления здравоохранения целевых заказов на подготовку специалистов с заключением ими соответствующих договоров с учебными заведениями и абитуриентами.
Обеспечение качества подготовки специалистов в значительной степени состоит в решении проблем материально-технического и учебно-методического обеспечения, укомплектованности образовательных учреждений квалифицированными педагогическими кадрами и создании современных учебных баз практики, соответствующих основным направлениям развития амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи.
В связи с этим требуется принятие
действенных мер по поддержке
государственной системы
Необходимо совершенствовать систему
итоговой государственной аттестации
выпускников медицинских
В международных отношениях в сфере подготовки сестринских кадров следует:
— восстановить профессиональные связи
с государствами—участниками
— развивать работу по заключению международных соглашений Российской Федерации о взаимопризнании дипломов и других документов о профессиональной подготовке, а также о сотрудничестве образовательных учреждений, стажировке и подготовке специалистов за рубежом по принципу обмена;
— активно участвовать в
Минздрав Российской Федерации рассматривает развитие научных исследований в области сестринского дела и прикладных дисциплинах в качестве приоритетных направлений развития медицинской науки.
Основными задачами научных исследований в сестринском деле являются:
— разработка научных подходов к
развитию и совершенствованию
— разработка обоснованных норм, критериев и стандартов сестринской практики;
— разработка новых форм организации и методов работы сестринского персонала;
— апробация эффективности
Развитие .научных исследований в области сестринского дела будет осуществляться на основе следующих принципов:
— интеграция с исследованиями в других областях медицинской науки;
— формирование прочных связей между наукой, практикой и образованием;
— содействие развитию самостоятельности сестринской практики;
— государственная поддержка
— законодательное закрепление правовых механизмов развития сестринского дела;
— создание постоянно действующего
мониторинга научных
Функции по определению и координации важнейших направлений развития научных исследований в области сестринского дела будет осуществлять научный совет, входящий в состав Проблемной комиссии по сестринскому делу Минздрава РФ.
Развитие профессиональных
объединений, ассоциаций и
Важная роль в развитии сестринского дела отводится профессиональным сестринским объединениям, ассоциациям и союзам. Необходимо обеспечить эффективную поддержку профессиональным организациям в начальном этапе их формирования на местном, региональном и государственном уровнях и отсутствием в Этой связи необходимого отечественного опыта.
В целях содействия развитию профессиональных организаций и ассоциаций необходимо пропагандировать опыт работы действующих ассоциаций с привлечением средств массовой информации, профессиональных газет и журналов.
Следует активнее привлекать представителей профессиональных ассоциаций к обсуждению актуальных проблем здравоохранения и сестринского дела, разработке нормативно-распорядительной документации, регламентирующей деятельность сестринского персонала, работе лицензионных, сертификационных и аттестационных комиссий.
Важное значение для развития профессиональных
организаций имеет
Приоритетной задачей
Ассоциация медсестер России активно выступает за развитие сестринского дела. Так обсудив проблемы развития сестринского дела в РФ, медсестры конференции пришли к . выводу, что реформы сестринского дела, как и реформы здравоохранения в целом, в нашей стране будут проходить в условиях ограничения (дефицита) экономических и кадровых ресурсов и что в ближайшие годы притока значительного количества кадров медицинских сестер в здравоохранение ожидать не следует.
Информация о работе Развитие сестринского дела на современном этапе