Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:53, реферат
Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 22 провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд
I. Понятие и сущность социальной защиты населения
II. Роль социальной работы в защите населения
III. Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населения в России
Заключение
Список использованных источников
Министерство задравоохранения Челябинской области
СПО БГОУ «Саткинский медецинский техникум»
Реферат
по дисциплине: Экспертиза временной нетрудоспособности
на тему:
«Развитие социальной защиты населения в России»
Выполнила: студентка 54 «ф»группы
Тухбаева М.С.
Г.Сатка
2013 год
Введение
I. Понятие и сущность социальной защиты населения
II. Роль социальной работы в защите населения
III. Проблемы и пути
реформирования системы
Заключение
Список использованных источников
Введение
Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 22 провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд. Нормы декларации связывают реализацию права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек трудится, но и в случаях безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных случаев утраты средств к существованию по независящим от гражданина обстоятельствам.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Социальная защита и социальное
обеспечение в государственно-
К конститутивными признакам социального обеспечения относятся: объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты граждан, направленном на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения (болезнь, старость, инвалидность, безработица и т.д.); особые фонды, источники социального обеспечения; особые способы предоставления средств к существованию; закрепление правил предоставления социального обеспечения в законе.
Объективные основания социального
обеспечения при всем их различии
воздействуют на способность человека
к труду в направлении ее временного
или постоянного ограничения
или полной утраты. Именно они предопределяют
потребность определенного
Нужно отметить, что в современном обществе социальное обеспечение перестало выступать в виде доброхотства, облагодетельствования, предоставляемого более обеспеченными слоями общества его менее обеспеченным категориям граждан. Оно также не может рассматриваться в качестве права-привилегии отдельных слоев общества.
Социальная защита как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.
Цель моей работы: рассказать о развитие социальной защиты населения в России, о том, какие проблемы ожидают в пути формирования развития.
I. Понятие и
сущность социальной защиты
Социальная защита - политика
и целенаправленные действия, а также
средства государства и общества,
обеспечивающие индивиду, социальной
группе, в целом населению комплексное,
разностороннее решение различных
проблем, обусловленных социальными
рисками, которые могут привести
или уже привели к полной или
частичной потере указанными субъектами
возможностей реализации прав, свобод
и законных интересов, экономической
самостоятельности и
В мире сложилось в основном две модели социальной защиты:
1) социал-демократической
ориентации с высокой ролью
государства в обобществлении
доходов и существенным
2) нелиберальная - с меньшей степенью государственного вмешательства в социально-экономические процессы.
В зависимости от избираемых подходов различают следующие системы социальной защиты:
· государственную, опирающуюся
на принцип социальной заботы государства
о социально уязвимых членах общества
и социальной благотворительности
(она предусматривает
· частную, базирующуюся на
принципе ответственности каждого
члена общества за свою судьбу и
судьбу своей семьи с использованием
зарабатываемых собственной трудовой
и предпринимательской
Центральный субъект социальной защиты - является государство. Человек, нуждающийся в социальной защите - одновременно и субъект, и объект социальной защиты.
Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).
Основные формы социальной защиты:
· законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ,
· регулирование доходов и расходов населения;
· социальное страхование;
· социальное вспомоществование;
· социальные услуги;
· целевые социальные программы.
Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах:
1). Поощрительности, - властными
структурами с целью
2). Заявительности, - социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы.
Политически ангажированная
поощрительность, в совокупности с
патернализмом, привела к масштабной
численности и большому актуальному
значению в социальной защите населения
России разнообразных льгот. Эти
льготы в действительности стали
эквивалентом материальных видов социальной
поддержки отдельных групп, слоев
населения. В то же время длительно
большинство российских граждан
было не в полной мере осведомлено
о льготах, поскольку сведения о
них в основном публиковались
в специальных для служебного
пользования нормативно-
1) доходов и расходов населения, и, прежде всего, в сфере доходов от трудовой деятельности;
2) реформирования пенсионной системы;
3) упорядочения медицинского и пенсионного страхования;
4) соблюдения государством
конституционных и иных
5) создания рынка социальных
товаров и услуг, защиты
6) воспитания культуры населения в аспекте рыночных взаимоотношений в социальной сфере.
Модернизация политики льгот, а именно так следует рассматривать эту проблему, требует концептуальной проработки, терпения и мудрости государственных и политических деятелей, привлечения к ее решению квалифицированных специалистов, владеющих проблемой.
II. Роль социальной работы в защите населения
Для оказания содействия людям,
оказавшимся в сложных
В настоящее время социальная работа рассматривается как:
1) вид профессиональной
деятельности, основанный на
2) комплексная социальная
технология осуществления
Социальная работа базируется на социально-психологических, виталистических и социально-педагогических аспектах концепции поддержки жизненных сил человека.
Принципы социальной работы:
1. методологические - гносеологического подхода, детерминизма, единства сознания и деятельности, личностного подхода;
2. организационные - планомерности,
преемственности и
3. взаимодействия всех социальных институтов;
4. контроля исполнения;
5. содержательные - объективности,
системности, максимизации
Функции социальной работы:
1. нравственно-гуманистические,
информационно-коммуникативные,
2. медиаторские, рекламно-пропагандистские, регуляционно-профилактические, аффективно-коммуникативные.
В России оформление социальной работы, как самодостаточного профессионального института стало происходить в конце 1980-х г, когда специалисты среднего звена, - социальные работники, начали обслуживание пожилых людей и инвалидов на дому. В 1991 г. в квалификационный справочник вносится новая профессия - специалист по социальной работе и с этого времени начинается становление системы социального обслуживания.
В 1994-96 гг. в Министерстве социальной защиты населения России разрабатывается и принимается концепция развития этой новой отрасли, отрабатываются типовые положения различных видов социальных служб.
С 1995 по 1999 гг. принимаются
Федеральные законы «Об основах
социального обслуживания населения»,
«О социальном обслуживании пожилых
людей и инвалидов», «О социальной
помощи». В развитие этих законодательных
актов принимаются нормативные
и методические документы по нормативам
и стандартам социального обслуживания
населения. Учитывая конституционное
положение о разграничении
3. социальный надзор (контроль)
и профилактика - форма практических
действий субъектов управления
социальными процессами по
Социальная реабилитация - система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических, юридических мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции или реинтеграции лица, имеющего ограничения жизнедеятельности, вызванные нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма и/или социальными обстоятельствами. Цель социальной реабилитации - восстановление (формирование) социального статуса человека, утраченных общественных связей (на макро- и микроуровнях).
Информация о работе Развитие социальной защиты населения в России