Развитие социальной защиты населения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:53, реферат

Описание работы

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 22 провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд

Содержание работы

I. Понятие и сущность социальной защиты населения
II. Роль социальной работы в защите населения
III. Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населения в России
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

реф ЭВН.docx

— 43.97 Кб (Скачать файл)

Министерство  задравоохранения Челябинской области

СПО БГОУ «Саткинский медецинский техникум»

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине: Экспертиза временной  нетрудоспособности

на тему:

«Развитие социальной защиты населения в России»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 54 «ф»группы

Тухбаева М.С.

 

 

Г.Сатка

2013 год

Введение

I. Понятие и сущность  социальной защиты населения

II. Роль социальной работы  в защите населения

III. Проблемы и пути  реформирования системы социальной  защиты населения в России

Заключение

Список использованных источников

 

Введение

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 22 провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру  должно позволять обеспечивать с  учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование  человека при наступлении таких  жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд. Нормы  декларации связывают реализацию права  каждого человека на достойный жизненный  уровень не только в период, когда  человек трудится, но и в случаях  безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных случаев  утраты средств к существованию по независящим от гражданина обстоятельствам.

Согласно ст. 39 Конституции  РФ каждому гражданину России гарантируется  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей  и в иных случаях, установленных  законом.

Социальная защита и социальное обеспечение в государственно-организованном обществе - это область сплетения  жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и  социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления  таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального  обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в  источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.

К конститутивными признакам социального обеспечения относятся: объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты граждан, направленном на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения (болезнь, старость, инвалидность, безработица и т.д.); особые фонды, источники социального обеспечения; особые способы предоставления средств к существованию; закрепление правил предоставления социального обеспечения в законе.

Объективные основания социального  обеспечения при всем их различии воздействуют на способность человека к труду в направлении ее временного или постоянного ограничения  или полной утраты. Именно они предопределяют потребность определенного числа  людей в получении от общества источника средств к существованию в обмен на новый затраченный труд; потребность в профилактико-оздоровительных мероприятиях для трудоспособных членов общества с целью нормального воспроизводства рабочей силы и охраны их здоровья и т.д. Любая из этих потребностей может быть реализована, если она будет признана обществом социально значимой, то есть, закреплена в законе. Игнорирование обществом этих потребностей не замедлит сказаться на его нормальном функционировании. Другое дело, что и степень признания, и степень игнорирования перечисленных потребностей связана с экономическим базисом общества. Вызвано это тем, что по своей экономической природе социальное обеспечение прямо или косвенно связано с распределительными и перераспределительными отношениями общества.

Нужно отметить, что в  современном обществе социальное обеспечение  перестало выступать в виде доброхотства, облагодетельствования, предоставляемого более обеспеченными слоями общества его менее обеспеченным категориям граждан. Оно также не может рассматриваться в качестве права-привилегии отдельных слоев общества.

Социальная защита как  особый социальный институт современного государства является показателем  социальной уверенности, социальной гарантией  достойного развития каждого члена  общества и сохранения источника  средств к существованию при наступлении социальных рисков.

Цель моей работы: рассказать о развитие социальной защиты населения  в России, о том, какие проблемы ожидают в пути формирования развития.

 

 I. Понятие и  сущность социальной защиты населения 

Социальная защита - политика и целенаправленные действия, а также  средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных  проблем, обусловленных социальными  рисками, которые могут привести или уже привели к полной или  частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической  самостоятельности и социального  благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения.

В мире сложилось в основном две модели социальной защиты:

1) социал-демократической  ориентации с высокой ролью  государства в обобществлении  доходов и существенным значением  общенациональных социальных механизмов  управления;

2) нелиберальная - с меньшей степенью государственного вмешательства в социально-экономические процессы.

В зависимости от избираемых подходов различают следующие системы  социальной защиты:

· государственную, опирающуюся  на принцип социальной заботы государства  о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности (она предусматривает дифференцированный подход к определению малообеспеченных групп населения по степени нуждаемости  и льготное предоставление им социальной помощи);

· частную, базирующуюся на принципе ответственности каждого  члена общества за свою судьбу и  судьбу своей семьи с использованием зарабатываемых собственной трудовой и предпринимательской деятельностью  доходов, доходов от собственности, а также личных сбережений (эта  система ориентирована на распределение  по труду и включает частное социальное страхование).

Центральный субъект социальной защиты - является государство. Человек, нуждающийся в социальной защите - одновременно и субъект, и объект социальной защиты.

Объектами социальной защиты являются социальные институты в  лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).

Основные формы социальной защиты:

· законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ,

· регулирование доходов  и расходов населения;

· социальное страхование;

· социальное вспомоществование;

· социальные услуги;

· целевые социальные программы.

Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах:

1). Поощрительности, - властными  структурами с целью общественно-политического  резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях - индивидов;

2). Заявительности, - социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы.

Политически ангажированная поощрительность, в совокупности с  патернализмом, привела к масштабной численности и большому актуальному  значению в социальной защите населения  России разнообразных льгот. Эти  льготы в действительности стали  эквивалентом материальных видов социальной поддержки отдельных групп, слоев  населения. В то же время длительно  большинство российских граждан  было не в полной мере осведомлено  о льготах, поскольку сведения о  них в основном публиковались  в специальных для служебного пользования нормативно-правовых и  методических документах. В условиях гласности и рыночных отношений  информация о правах на те или иные льготы стала доступной различным категориям населения, которые активно заявили на них свои претензии. В настоящее время свыше 70% россиян имеют разнообразные льготы по разным основаниям. Такое положение привело к непомерной нагрузке на федеральный и местные бюджеты, льготы стали обременительными для государства. В России вопрос модернизации политики льгот приобрел острую актуальность и стал центральным в реформировании системы социальной защиты населения. В настоящее время очевидна попытка валюнтористского ухода от государственных обязательств по выполнению этой категории социальных гарантий. Однако реализация такого подхода вызовет социальную напряженность, но не приведет к ожидаемых экономическим и социальным позитивным результатам. В России льготы, начиная с 1917 г. и по настоящее время, всегда были альтернативой денежных выплат, как бы прибавкой к зарплате, пенсии, социальным пособиям. В этой связи лишение льгот приведет к существенному ухудшению материального положения многих пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других социально неблагополучных, уязвимых слоев населения. Решить эту сложнейшую экономическую и этическую проблему можно только во взаимосвязи с другими проблемами:

1) доходов и расходов  населения, и, прежде всего,  в сфере доходов от трудовой  деятельности;

2) реформирования пенсионной  системы;

3) упорядочения медицинского  и пенсионного страхования;

4) соблюдения государством  конституционных и иных нормативно-правовых  гарантированных социальных обязательств;

5) создания рынка социальных  товаров и услуг, защиты населения  от недобросовестных производителей  социальных товаров и услуг;

6) воспитания культуры  населения в аспекте рыночных  взаимоотношений в социальной  сфере.

Модернизация политики льгот, а именно так следует рассматривать  эту проблему, требует концептуальной проработки, терпения и мудрости государственных  и политических деятелей, привлечения  к ее решению квалифицированных  специалистов, владеющих проблемой.

II. Роль социальной  работы в защите населения

Для оказания содействия людям, оказавшимся в сложных жизненных  ситуациях и нуждающихся в  социальной защите, функционирует специальный  институт социальной работы и социальные службы.

В настоящее время социальная работа рассматривается как:

1) вид профессиональной  деятельности, основанный на междисциплинарных  приемах формирования, поддержания,  реабилитации устойчивой социальной  интеграции или реинтеграции отдельной личности и групп;

2) комплексная социальная  технология осуществления социальной  защиты населения, социального  управления, социальной политики  в отношении социально уязвимых  групп населения.

Социальная работа базируется на социально-психологических, виталистических  и социально-педагогических аспектах концепции поддержки жизненных  сил человека.

Принципы социальной работы:

1. методологические - гносеологического  подхода, детерминизма, единства  сознания и деятельности, личностного  подхода;

2. организационные - планомерности,  преемственности и последовательности  в работе с индивидуумом, группой;

3. взаимодействия всех  социальных институтов;

4. контроля исполнения;

5. содержательные - объективности,  системности, максимизации минимума, толерантности, уважения прав  и интересов личности, гуманизации технологий.

Функции социальной работы:

1. нравственно-гуманистические,  информационно-коммуникативные, аналитико-прогнозные, организационно-методические, социально-управленческие;

2. медиаторские, рекламно-пропагандистские, регуляционно-профилактические, аффективно-коммуникативные.

В России оформление социальной работы, как самодостаточного профессионального института стало происходить в конце 1980-х г, когда специалисты среднего звена, - социальные работники, начали обслуживание пожилых людей и инвалидов на дому. В 1991 г. в квалификационный справочник вносится новая профессия - специалист по социальной работе и с этого времени начинается становление системы социального обслуживания.

В 1994-96 гг. в Министерстве социальной защиты населения России разрабатывается и принимается  концепция развития этой новой отрасли, отрабатываются типовые положения  различных видов социальных служб.

С 1995 по 1999 гг. принимаются  Федеральные законы «Об основах  социального обслуживания населения», «О социальном обслуживании пожилых  людей и инвалидов», «О социальной помощи». В развитие этих законодательных  актов принимаются нормативные  и методические документы по нормативам и стандартам социального обслуживания населения. Учитывая конституционное  положение о разграничении социальных полномочий, формируется законодательная  основа этого направления деятельности в регионах России. В стране повсеместно  создаются различные типы социальных учреждений, разрабатываются и реализуются  федеральные и региональные социальные программы, финансируемые из бюджетов различных уровней. Активизируется формирование негосударственных организаций  социальной направленности.

3. социальный надзор (контроль) и профилактика - форма практических  действий субъектов управления  социальными процессами по реализации  своих прав и функций в сфере  социальной защиты населения  и отдельных личностей. Субъекты социального надзора - законодательно уполномоченные структуры (различают конституционный, прокурорский, административный, посткриминальный, социальный (неформальный) надзор). Объекты - процесс выполнения нормативных актов общегосударственного и местного уровней, принятых соответствующими органами по социальной защите населения, ход выполнения социальных программ и проектов, соблюдение установленных правил и условий содержания и жизнедеятельности лиц в учреждениях социального обслуживания, попечительства и перевоспитания (это - дома-интернаты для престарелых и инвалидов, детские дома, специальные школы-интернаты, воспитательно-трудовые и исправительно-трудовые колонии, другие специальные учреждения), а также контроль за состоянием и жизнедеятельностью семей и лиц групп социального риска и девиантного поведения (психически больные, алкоголики, наркоманы, токсикоманы, проститутки и т.п.).

Социальная реабилитация - система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических, юридических мер, направленных на создание и обеспечение условий для  социальной интеграции или реинтеграции лица, имеющего ограничения жизнедеятельности, вызванные нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма и/или социальными обстоятельствами. Цель социальной реабилитации - восстановление (формирование) социального статуса человека, утраченных общественных связей (на макро- и микроуровнях).

Информация о работе Развитие социальной защиты населения в России