Развитие социальной защиты населения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:53, реферат

Описание работы

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 22 провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд

Содержание работы

I. Понятие и сущность социальной защиты населения
II. Роль социальной работы в защите населения
III. Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населения в России
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

реф ЭВН.docx

— 43.97 Кб (Скачать файл)

Социальная интеграция - процесс и характеристика меры достижения оптимального уровня жизнедеятельности  и реализации потенциальных способностей и возможностей личности в результате межличностного взаимодействия индивида в конкретном социокультурном пространстве и социальном времени.

Социальная реинтеграция - процесс и характеристика меры восстановления ранее присущих индивиду и, вследствие каких-либо причин ослабленных или утраченных, социальных и ролевых функций в адекватном для него социокультурном пространстве.

Социальные службы - государственные, муниципальные и негосударственные  органы управления, структуры и специализированные учреждения и предприятия, осуществляющие социальную работу.

К государственным социальным службам относятся органы управления, учреждения и предприятия социального  обслуживания системы социальной защиты населения, министерств и ведомств Российской Федерации, к компетенции  которых относится социальная помощь населению.

К муниципальным социальным службам относятся учреждения и  предприятия социального обслуживания, находящиеся в ведении органов  местного самоуправления

К негосударственным социальным службам относятся учреждения и  предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими организациями  и частными лицами.

Для осуществления специализированных форм социального обслуживания в  России функционируют следующие  социальные службы:

пенсионного обеспечения, включая  соответствующие структурные подразделения  в федеральных и региональных службах социальной защиты, а также  государственные и негосударственные  пенсионные фонды:

1) социально-бытового обслуживания;

2) материальной помощи; социального  обслуживания на дому;

3) специализированного стационарного  социального обслуживания;

4) протезирования, ортезирования и протезостроения;

5) технических средств  реабилитации;

6) специального транспортного  обслуживания;

7) медико-социальной экспертизы  и реабилитации инвалидов;

8) медико-социальных, социально-психологических  и социально-педагогических услуг  различным группам населения;

9) детские специализированные  медицинские, дошкольные и школьные  учреждения;

10) специальные профессиональные  образовательные учреждения:

а) поддержки семьи, женщин и детей;

б) реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением;

в) по социальным вопросам военнослужащих и членов их семей, беженцев и ми-рантов, безработных, кризисные центры (для  лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, подвергшихся сексуальному и физическому  насилию), регулирующие гуманитарную и  техническую помощь России и ее отдельным регионам

11) другие.

Социальные службы функционируют  как в системе самостоятельной  социальной отрасли - социальной защиты населения, подведомственной Министерству труда и социальной защиты населения  РФ, так и в структуре отраслей здравоохранения, образования, культуры, юстиции, силовых структур и др., а также на различных предприятиях и в организациях.

В течение последних лет  в России социальная работа как институт, ее технологии, организационные формы  претерпевают существенные изменения. Несмотря на всевозможные, прежде всего, экономические трудности растет число социальных учреждений. Ниже приведены результаты изучения обеспеченности населения социальными услугами, а также инновационных подходов в социальном обслуживании населения, представленные в марте 2001 г. на Всероссийской  конференции «Реальная социальная политика в период модернизации в  России» д.и.н., профессором Е.И. Холостовой.

По данным этого автора, за последние шесть лет в России численность учреждений социального  обслуживания семьи и детей возросла в 21 раз и составляет в настоящее  время около 2300 учреждений, предоставляющих  более 23 млн. различных видов социальных услуг.

Быстрыми темпами развиваются  социально-реабилитационные центры для  несовершеннолетних (рост составил более  чем в 5 раз за 6 лет), реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, их численность выросла в 2 раза.

Появились новые типы учреждений: кризисные центры для женщин, центры для мужчин, центры для несовершеннолетних мам. Однако нормативы обеспеченности населения социальными услугами остаются низкими. Так, обеспеченность населения социально-реабилитационными  центрами для несовершеннолетних детей  в среднем по России составляет - 6,7%. В 24 регионах учреждения данного  типа отсутствует.

Обеспеченность социальными  приютами составляет 10,4%, центрами помощи семье и детям - 6,4 %, домами-интернатами  для пожилых людей и инвалидов - 60%.

Уровень удовлетворенности  населения различными видами социальных услуг имеет существенную дифференциацию по субъектам Российской Федерации. В столице и регионах постоянно  ведутся поиски наиболее приемлемых для конкретных условий форм и  методов социальной работы. В Москве, к примеру, ведется интересный проект по восстановительной юстиции, задачей  которой является не наказание подростков совершивших правонарушение, а примирение его с жертвой и возмещение ущерба.

Эта новая область социальной работы. Ее цель - не карательное наказание, а поиск таких форм, при которых  в одинаковой степени достигаются  цели удовлетворения потребностей жертвы, правонарушителя и общества. Одной  из важнейших современных составляющих социальной защиты населения, ведущим  направлением государственной политики в этой сфере является создание, поддержание и развитие реабилитационной индустрии.

III. Проблемы и  пути реформирования системы  социальной защиты населения  в России

В России до настоящего времени  не произошло формирования достаточно четких подходов к реформированию сложившейся  системы социальной защиты, для которой  характерны чрезвычайно высокая  патерналистская роль государства  и крайне слабо обозначенные общественные институты. В течение последних  лет социальная защита населения  России ориентировалась на адресное оперативное решение самых острых, кризисных, жизненных проблем отдельных  категорий граждан на заявительной основе. На определенном этапе этот путь был наиболее реальным для практического  решения задач в этой сфере  и представлялся удачным. Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку  не нацелен на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную  социальную защиту каждого конкретного  человека и населения в целом.

Происходящие в стране реформы, нацеленные на упорядочение всех сфер жизни, требуют изменений в  социальной сфере, в том числе  создания высокоэффективной, ориентированной  на ожидания общества системы многопрофильной  целевой социальной защиты населения, которая должна обеспечивать комплексное  разностороннее содействие человеку в  решении различных, вызывающих необходимость  социальной защиты, проблем на протяжении всей его жизни - начиная с периода  вынашивания матерью ребенка  и завершая достойным погребением человека. В этой связи социальную защиту следует рассматривать как защиту от социальных рисков потери или ограничения экономической самостоятельности и социального благополучия человека.

Выделим следующие основные направления социальной защиты и  подходы к их реформированию:

I. Социальная защита детей, детства и отрочества должна быть ориентирована на создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от того в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения их здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей

Особое внимание необходимо уделять детям-сиротам, а также  детям, из неблагополучных семей. Надо научиться заботится об этих детях  так, чтобы они не чувствовали  себя лишними, отчужденными от общества, а государство не представлялось бы им чем-то абстрактным, бесполезным, а то и враждебным.

Также целесообразным представляется создание Федерального попечительского  совета детей-сирот. Необходимо принять  все меры по охране и защите детей, находящихся в особо сложных  условиях, в том числе оставшихся без надзора, беспризорных, подвергшихся экономической и сексуальной  эксплуатации, страдающих социально-обусловленными заболеваниями, включая синдром  приобретенного иммунодефицита, детей  из числа беженцев, а также находящихся  в тюремном заключении.

Однако проблемы детей, находящихся  в особо сложных условиях, не исчерпывают  многочисленных забот государства  обо всех российских детях. Сложное  положение женщин в быту и на производстве, разрушенность семейных связей поколений привели к практически бесконтрольному и никем ненаправляемому развитию детей, в том числе со стороны матерей, отцов, бабушек, дедушек, других старших членов семьи. Практически прекратила играть сколько-нибудь значимую роль в этих процессах школа. Надо изменить сложившееся положение. С этой целью следует провести экспертизу (ведомственную и независимую) существующих разноуровневых нормативно-правовых и программных документов, касающихся проблем детей, выявить состояние исполнения и необходимость корректировки этих документов.

Необходимо упорядочить  процесс коммерциализации услуг, предназначенных  детям, в сферах образования, охраны здоровья, детского творчества, физкультуры  и спорта и определить учреждения, где это уместно.

В отстаивании прав ребенка  на охрану здоровья, образования, имущественные  интересы крайне слабо обозначены роль и место прокурорского надзора, судебных и правоохранительных органов, а также разнообразных структур, подведомственных Министерству труда  и социального развития России, Минобразованию и Минздраву России, иным федеральным и региональным органам власти. Следует устранить правовые и организационные пробелы в решении проблем детей. Будущее России в наших детях. Это должно быть целью всех усилий, направленных на социальную защиту детей, детства и отрочества.

Социальная защита детей, детства и отрочества должна эффективно оберегать детей всех возрастных групп, а также периодов развития, от социальных рисков:

1) обуславливающих:

а) мертворождение и патологические роды;

б) врожденные и родовые  дефекты, травмы и заболевания;

в) голодание и нерациональное для детей питание;

г) безнадзорность и бродяжничество, экономическую и сексуальную  эксплуатацию;

д) пристрастие к вредным привычкам (алкоголю, табакокурению, наркотикам и др.);

е) негативное психологическое  воздействие, дискриминацию по национальным, половым, имущественным или любым  другим критериям;

ж) вовлечение в политическую активность и военные действия;

з) проживание в экологически неблагополучной среде, вовлечение в антигуманные религиозно-культовые организации и движения.

2) препятствующих:

а) охране здоровья;

б) пребыванию ребенка в  семье;

в) получению образования  и духовно-нравственного воспитания;

г) формированию комфортного  психологического климата для каждого  ребенка в семье, детских коллективах, в регионе проживания, в стране;

д) развитию потенциальных профессиональных, творческих и иных общественно полезных способностей;

е) приобщению к культурным ценностям;

ж) занятиям физической культурой  и спортом;

з) созданию условий для игр, других форм разумных развлечений и безопасного отдыха;

и) выбору вероисповедания;

к) целевому использованию  пособий и денежных сбережений, предназначенных  для детей, имущественным интересам  детей.

На государственном уровне следует однозначно определиться по вопросу идеологии детских пособий: либо недвусмысленно дать статус этим пособиям как пособиям по бедности, и тогда критерием их выплаты  станет доход семьи, либо следует  рассматривать такие пособия  как проявление государственной  политики поддержки отечественного генофонда и рождаемости, и потому выплата пособий не должна зависеть от того к какой по достатку семье  принадлежит ребенок.

II . Социальная зашита трудоспособного населения должна предусматривать создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать способность к экономической самостоятельности, при этом, не ущемляя интересы сограждан и участвуя в социальном вспомоществовании нуждающимся лицам. Труд, его вознаграждение и как результат денежные сбережения, приобретенные ценные бумаги и недвижимость должны стать основными источниками доходов и социального благополучия человека, и никто не имеет право посягать на них.

Социальная защита трудоспособного  населения должна предусматривать  механизмы, обеспечивающие гражданам  Российской Федерации защиту от социальных рисков, препятствующих:

1) эффективной занятости  человека;

2) предоставлению регламентированных  дополнительных гарантий занятости  отдельным категориям населения,  которые нуждаются в особой  социальной защите и испытывают  трудности в поиске работы, в  том числе:

а) молодежи;

б) одиноким и многодетным  родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей или детей-инвалидов;

в) лицам предпенсионного возраста;

г) военнослужащим, уволенным  в запас;

д) бывшим воинам - участникам военных конфликтов;

е) инвалидам; лицам, пострадавшим в результате техногенных и природных  катастроф, а также пострадавшим в военных конфликтах;

ж) лицам, продолжительное  время не имеющим работы;

з) лицам, отбывающим наказание или находившимся на принудительном лечении по решению суда.

3) выплате и получению  заработной платы и всех видов  социальных пособий в размерах  и сроках, предусмотренных российским  законодательством;

4) охране здоровья работающих  и профилактике неблагоприятных  условий их труда;

Информация о работе Развитие социальной защиты населения в России