Развитие социальной защиты населения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:53, реферат

Описание работы

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 22 провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд

Содержание работы

I. Понятие и сущность социальной защиты населения
II. Роль социальной работы в защите населения
III. Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населения в России
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

реф ЭВН.docx

— 43.97 Кб (Скачать файл)

5) оказанию и получению  материальной и иной помощи  лицам, попавшим в кризисные  материальные и социально-бытовые  ситуации;

6) равноправию женщин  во всех вопросах социальной  жизни. В первую очередь речь, идет о полном фактическом  равенстве в оплате труда, продвижении  по службе, доступе к образованию,  научной деятельности, культуре  и спорту. Должны быть разработаны  специальные меры в целях повышения  участия женщин в органах государственной  власти всех ветвей и уровней,  в работе муниципальных структур, деятельности общественных организаций,  средств информации, содействия  усилению их вовлечению в деловую  активность. Особое внимание необходимо  уделять женщинам-матерям и готовящимся  ими стать. У этих женщин  многократно возрастают многообразные  социальные риски, и это следует  предусмотреть в их социальной  защите;

7) реализации молодежью  своего потенциала в образовательном,  научном, культурном и спортивном  плане.

III. Социальная защита  нетрудоспособных граждан должна  быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей.

Недопустимо, чтобы кто-либо из них ощущал себя лишним человеком, обременяющим близких, общество. Каждый должен как можно дольше сохранять  желание и возможность проживать в семье, активно участвовать в экономическом, политическом, культурном развитии общества, пользоваться всеми его благами и по возможности их приумножать. Ведущая роль в решении проблем этих граждан принадлежит социальному обслуживанию и пенсионному обеспечению, которые требуют реформирования.

Социальная защита нетрудоспособных граждан должна включать механизмы, обеспечивающие:

1) всем лицам, постоянно  проживающим на территории Российской  Федерации, полное социальное  обеспечение независимо от расовой  и национальной принадлежности, пола, языка, места жительства, рода  и характера деятельности в  условиях многообразия форм собственности  и других обстоятельств;

2) полное пенсионное обеспечение  в старости, в случае болезни,  утраты трудоспособности, при потере  кормильца, в других предусмотренных  законодательством случаях независимо  от того, на территории какого  государства приобретено право  на пенсионное обеспечение, а  также выплату государственных  пособий семьям, имеющим детей;

3) жесткое исполнение  законодательной регламентации  пенсионного обеспечения, недопущению  ни при каких обстоятельствах  задержек выплаты пенсий, как  государственных, так и иных;

4) осуществление мер по  льготному пенсионному обеспечению  инвалидов, а также мер, направленных  на профилактику инвалидности, обеспечению  социальной защищенности инвалидов,  созданию им условий, необходимых  для реализации прав и законных  интересов, развития их творческих  способностей, беспрепятственного  доступа к социальной инфраструктуре, медицинской, профессиональной и  социальной реабилитации; проживанию  в семье; сохранению денежных  сбережений и ценных бумаг; имущественным интересам; достойному обеспечению ритуальными услугами.

IV. Социальная защита семьи  как основополагающей опоры общества  и государства предусматривает  необходимость всемерно поддерживать  институт семьи. Именно семья  способна сохранить общество, его  ценности. Поэтому семейная политика, ориентированная на обеспечение  людям достойных условий для  создания, сохранения и развития  семьи, неотъемлемая часть социальной  защиты населения.

Формы и методы социальной защиты человека должны быть дифференцированными, но обязательно доступными, полноценными, не унижающими человеческое достоинство, максимально ориентированными на профилактику и способы положительного разрешения отдельной личностью сложных  критических ситуаций.

Сама система многопрофильной  целевой социальной защиты должна включать все амортизаторы негативных влияний  на человека и способствовать как  профилактике их возникновения, так  и ликвидации. И только в тех  случаях, когда по каким-либо причинам не срабатывают механизмы социальной защиты или возникают нестандартные, непредусмотренные ситуации, либо человек  не согласен с формами и методами его защиты, он будет вынужден заявлять о претенденстве на социальную помощь и услуги в соответствующие компетентные органы.

Разработка механизма функционирования системы многопрофильной целевой социальной защиты населения должна вестись по следующим направлениям:

1) определение роли и  места социальной защиты населения  в социальном развитии страны  и регионов;

2) нормативно-правовое обеспечение  социальной защиты, четко определяющее  социальные риски, последствия  которых подлежат коррекции, гарантированной  государством;

3) разработка государственных  стандартов услуг в здравоохранении,  образовании, культуре и социальном  обслуживании населения (с учетом  региональных и местных условий  воспроизводства рабочей силы  и населения) для их адресного  использования в планировании  расходов на социальную сферу  и их поэтапного повышения;

4) нормативно-правовое регулирование  профилактики свершения социальных  рисков;

5) разработка стратегических  сценариев развития социального  комплекса;

6) разграничение полномочий  между федеральными органами  и органами власти субъектов  Российской Федерации по социальным  вопросам;

7) разработка структурного  реформирования государственного  управления социальным комплексом, включая нормативно-правовое обеспечение  его развития;

8) институциональные и  организационные преобразования  социального комплекса:

а) демонополизация;

б) развитие инфраструктуры;

в) приватизация социальных объектов;

г) регулирование платных  социальных услуг.

9) инвестиционная политика  в социальной сфере;

10) определение приоритетов  развития социальной сферы;

11) инновационная политика  социальных технологий;

12) формирование федеральных  социальных программ, ориентированных  на управление социальными процессами;

13) формирование федерально-региональных, межрегиональных и региональных  программ социального развития, включая социальную защиту населения;

14) создание системы информационного  обеспечения населения о правовом, трудовом и ином регулировании  жизни общества, с направленностью  на активное самостоятельное  решение людьми своих проблем, а также достоверное, простое и доступное определение роли государства в этом процессе.

Особое значение следует  уделить разработке государственных  социальных стандартов. Краеугольным становится вопрос о минимальных  стандартах. В правовом отношении  минимизация помощи человеку, нуждающемуся в таковой, абстрактна, а в морально-этическом  плане - во многих случаях абсурдна. Следует ввести в нормативно-правовое поле иное понятие - минимальные государственные  социальные гарантии, четко сформулировать их толкование и механизм реализации.

Определяющее значение в  успехе решения проблем социальной защиты будет иметь адекватность финансовых ресурсов, предназначенных  на эти цели, потребностям людей. Сложившееся  государственное централизованное финансовое обеспечение привело  к непомерной нагрузке на государственный  бюджет и неисполнению государственных  обязательств по социальной защите населения, что вызывает недовольство граждан  и социальную напряженность в  обществе. Для изменения такого положения  необходимо создать механизм финансового  обеспечения этой сферы на принципах  дифференцированного социального  налогообложения и социального  обязательного и добровольного  страхования при условии сохранения социального вспомоществования  только тем, кому невозможно помочь иначе, как путем социального патернализма. Законодательно следует четко определить критерии социального налога и социального  страхового взноса (обязательного и  добровольного), а также порядок  их начисления, сбора, аккумуляции и  использования. Необходимо постепенно отойти от государственных дотаций  по тем или иным социальным направлениям и ввести государственные заказы на решения конкретных социальных задач. Привлекать к выполнению социального  заказа следует всех желающих юридических  и физических лиц на конкурсной основе. Такой подход позволит упорядочить, целенаправить финансовые потоки, сделать их управляемыми и контролируемыми соответствующими государственными органами и общественностью.

Решение проблем социальной защиты населения России, обеспечивающих вышеизложенные приоритеты, потребует  серьезного анализа состояния социальной сферы, сложившихся форм и методов  социальной помощи населению, оценки действующих  служб здравоохранения, образования, социальной защиты, занятости, миграции и иных ответственных структур.

Очевидна необходимость  поиска принципиально иных подходов к управлению социальными процессами. В основе такого управления должна быть достоверная динамически отслеживаемая  информация о потребностях людей  в социальной помощи и услугах  и о располагаемых для этого  ресурсах (финансовых, материально-технических, инструментальных, институционных, организационных).

Во многих регионах России необходимо провести модернизацию учреждений социальной защиты. Это особенно актуально  для социальных стационарных учреждений. Достойные условия жизни должны быть созданы тем, кто по разным обстоятельствам  находится в домах интернатах, специализированных пансионатах, психоневрологических больницах. Число мест в этих учреждениях должно соответствовать региональной или межрегиональной потребности.

В России актуальной является проблема социальной помощи людям, оказавшимся  в сложных жизненных условиях (бездомные, беженцы, вынужденные мигранты и переселенцы). Необходимо территориальным  органам социальной защиты совместными  усилиями с другими заинтересованными  службами решить проблемы организации  домов ночного пребывания, социальных приютов и гостиниц. Не должно быть случаев отказа в помощи людям, попавшим в экстремальные ситуации.

В различных территориях  России отмечаются разительные отличия  в материальном положении работников непроизводственной сферы. Эта ситуация требует самого пристального изучения и поиска адекватного решения.

В условиях глубокого трансформационного спада производства в России первые шаги по восстановлению ранее достигнутых  объемов производства при благоприятной  внешнеэкономической конъюнктуре  послужили основанием для выводов  о вступлении экономики страны в  фазу подъема и роста. Критически оценивая качество официальных прогнозов  развития экономики, нельзя не подчеркнуть, что практика разработки ряда сценариев  создает иллюзию большой свободы  выбора альтернативных вариантов. Неблагополучная  стартовая ситуация диктует тщательное обоснование стратегии развития, реалистической оценки вариантности. По заданию властных структур России были разработаны три сценария развития, с учетом которых принимались  экономические решения при формировании экономической и бюджетной политики на ближайший период: инерционный, экспорториентированный, инвестиционно-активный.

Обязательства государства  по своим социальным гарантиям должны выполняться на всех уровнях. В тех  же ситуациях, когда это невозможно сделать, необходимо четко объяснить  людям причины и возможные  решения проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Переход к рынку, ухудшение  условий жизни значительной части  населения страны, в особенности  безработных, пенсионеров, семей с  детьми, выявили неспособность прежней  системы социального обеспечения  гарантировать каждому человеку достойный жизненный уровень. Это  потребовало ее реформирования и  практически полного обновления прежнего советского законодательства в области социального обеспечения.

В законодательстве, принятом в этой области на федеральном  уровне с 1990 г. по настоящее время, нашли  свое правовое закрепление следующие  положения:

· всеобщность социального  обеспечения, достигнутая путем  расширения круга получателей пенсий, пособий, услуг и появления новых  видов социального обеспечения  в ответ на возникновение новых  социальных рисков (например, социальных пенсий, пособия по безработице, компенсационных  выплат лицам, подвергшимся нацистским преследованиям, ежемесячных пособий  ВИЧ-инфицированным, пособий пострадавшим от воздействия радиации и т.д.);

· применение дифференцированного  подхода в обеспечении различных  социально-демографических групп  и слоев населения;

· использование комплексных  мер по социальной защите населения; стремление государства зафиксировать  размер социальных выплат с учетом минимального потребительского бюджета;

· демократизация, во многих случаях, условий назначения и получения  социальных выплат;

· предоставление возможности  судебной защиты прав человека в этой области.

Большое значение для становления  эффективной системы социальной защиты населения имеет такой  подход законодателя, как адресность социальных выплат, льгот и услуг. При этом законодателем используются различные социально оправданные критерии дифференциации. К числу основных из них относятся:

· учет специфики видов  общественно полезной деятельности;

· категории обеспечиваемых по уровню материального достатка либо по иным критериям.

Важной положительной  чертой российской действительности в  этой области является принцип многообразия и всесторонности социальной защиты населения. Суть его состоит в  том, что гражданин, имеющий право  на социальную защиту, может получать одновременно различные виды социального  обеспечения.

Ведущими организационно-правовыми  формами социального обеспечения  в настоящее время выступают  социальное страхование и национальная система социального обеспечения, финансируемая в основном за счет налогов.

Информация о работе Развитие социальной защиты населения в России