Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 20:41, реферат
Сестринское дело – составная часть системы здравоохранения, располагающая значительными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями для удовлетворения потребностей населения в доступной и приемлемой медицинской помощи (8). Из многочисленных существующих определений сестринского дела наиболее широко известным и часто цитируемым является определение.
Эти данные подтверждают наиболее важные ценности, которые выбирали анкетированные: крепкая семья привлекает 35,9%, хорошее здоровье и уверенность в себе – 25,6%, интересная работа в сочетании с материальной обеспеченностью – 23%. Выбор между сохранением семьи и карьерой в пользу семьи сделали 58,9% человек. Конкуренцию как вариант соревнования изредка испытывают 33,3%, но предпочитают ее только 23%.
Оптимальным среднемесячным доходом называют сумму в размере
1,5 млн. руб., в то
время, как фактический
Материалы демонстрируют, что существуют причины, ухудшающие мотивацию труда главной медицинской сестры.
Помимо этого, в личностном портрете главной медсестры важное место занимает признание других людей, что требует морального поощрения их труда в глазах руководителей общества. Избегание конкуренции, как способа соревнования у большинства респондентов подтверждает характерологическую особенность анкетированных главных медицинских сестер со средним специальным образованием: неуверенность в себе, своих силах, заниженная самооценка.
Воспитание и обучение специалиста на рабочем месте в виде наставничества остается актуальной формой повышения качества сестринской помощи, и его значение признают 96,8% сестринских руководителей с высшим образованием (9, 22). При организации валеологической службы следует обратить внимание на работу с пациентами, среди которых 18% недооценивают соблюдение персоналом правил техники безопасности, 8% - организацию сестринской сменной нагрузки, 7% - соблюдение алгоритма деятельности сестры, ее базовой подготовки и необходимость материального стимулирования медицинских работников. Необходимо обеспечить адекватную материальную и моральную оценку качественной сестринской помощи.
Среди проблем здравоохранения в период реформ особо выделяется проблема качества медицинской помощи.
В числе характеристик качества медицинской помощи следует особо отметить приемлемость – соответствие помощи ожиданиям пациентов и их родственников, справедливость и законное распределение обоснованной помощи населению, безопасность и своевременность, которые зависят от работы медицинских сестер. В настоящее время осуществляется организационный этап – определяются проблемы, показатели оценки, методы работы, сроки, ответственные.
Педагоги и организаторы общественного здоровья реагируют на это расширение работы по созданию взаимопонимания, представления о качестве у пациента – врача – медсестры и инвестора, расширяя использование наряду с экономическими и моральными стимулов, также обучая методам "работы в команде" (17).
Анализ анкетирования пациентов в ряде лечебно-профилактических организаций (ЛПО) показал, что имеют место нарушения правил межличностного общения. Для обучения сестринского персонала в рамках реализации «Отраслевой программы…» по разделу нормативное правовое обеспечение были специально разработаны правила (26).
В конечной цели непрерывного сестринского образования – профессиональном росте и гарантии безопасности, компетентности и качества сестринского ухода – заинтересованы в равной степени и работодатель и работник. Первые заинтересованы в поддержании конкурентоспособности медицинского учреждения, что недостижимо силами неквалифицированного персонала. Сами работники стремятся быть максимально востребованными на рынке трудовых ресурсов, что заставляет их поддерживать свои знания, навыки в периоде последипломной подготовки для сохранения профессиональной компетенции (28, 20).
Известно, что продвижение реформ невозможно без изменения отношения врача и общества к роли медицинской сестры в эффективном функционировании ЛПО от многопрофильной клинической больницы до санатория-профилактория. Уважение обществом врачей и восприятие медсестры как полноправного участника лечебного процесса возможно не только с изменением программ сестринского образования, но и законотворческих процессов по роли и месту медсестры. В отличие от российского, высшее сестринское образование в нашей республике еще не накопило продолжительного опыта последипломного обучения.
Изменение статуса и роли медицинской сестры происходит на наших глазах. Коллеги из Российской Федерации (19) планируют рекомендовать всем старшим медсестрам получить высшее сестринское образование и даже имеют прогноз потребности в кадрах сестер с высшим образованием для отдельных ЛПО.
В Республике Беларусь при крупных клинических больницах предстоит создание отделов маркетинга, где будет осуществляться планирование потребности в одноразовом медицинском инвентаре, распределении его по отделениям, перераспределение потоков расходных медицинских материалов, анализ рынка медицинских товаров (19).
Введение в номенклатуру должностей штатной медсестры-менеджера ЛПО, заместителя главного врача по сестринском персоналу, заведующего приемными отделениями, операционными блоками, информационно-аналитическими отделами клинических больниц, отделами маркетинговых исследований, директоров хосписных больниц, заведующих бригадами сестер специалистов общей практики, паллиативной медико-социальной помощи хроническим больным и инвалидам позволит решить вопрос востребованности, эффективного использования и достойной оплаты специалистов с высшим сестринским образованием.
Эффективная продолжительность работы на одной должности составляет 5-7 лет (3, 18), в дальнейшем необходима либо кадровая ротация по горизонтали или вертикали, либо переподготовка по теории и практике организации и управлению, способствующая совершенствованию старых, либо обретению новых стилей и методов руководства. Эффективной работе руководителя может способствовать также инновационное изменение целей (или задач) работы организации.
Сотрудничество с социальными службами, домами инвалидов, больницами ветеранов войны и труда формирует потребность практического здравоохранения в качественно новой подготовке медсестер.
Социальное обслуживание на дому - один из основных видов социальной работы, его основная цель - максимально продлить нахождение граждан в привычной среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить их права и законные интересы.
В нашей стране есть возможности для подготовки грамотной, всесторонне развитой, высококвалифицированной социальной медицинской сестры. На базе Центра переподготовки, повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием необходимо планировать подготовку таких специалистов по запросам от руководителей ЛПО, домов ветеранов и инвалидов.
Существуют значительные резервы повышения качества санитарного просвещения, осуществляемого сестрами, фельдшерами и акушерками, которые используют в обучении сестринских руководителей.
Согласно исследованиям последних лет (25) возможности влияния здравоохранения на здоровье населения составляют около 10-15% всего объема факторов, против 8-10% их совокупности ранее.
В компетенции здравоохранения остаются управляемые факторы условий и образа жизни – 50-55% общей совокупности влияния; наследственно-генетические 15-20%. На долю факторов внешней среды приходится 20-24% всего объема воздействия.
В связи с этим финансирование здравоохранения должно возрасти ввиду значительности его влияния на состояние здоровья населения, как экономическую категорию.
По данным ВОЗ нет прямой зависимости между уровнем социально-экономического развития страны и масштабом сестринской практики. Так, в ряде развивающихся стран с низким доходом населения сестринское дело хорошо развито и обеспечивает всю первичную медико-санитарную помощь. В наиболее бедных странах медицинские сестры руководят большой частью медицинских служб. Они часто работают с беднейшими и наиболее уязвимыми слоями общества (13).
Способ оплаты труда врачей также сказывается на масштабе медсестринской практики: если врачи получают гонорар за каждую проведенную процедуру или предоставленную услугу, то стремятся выполнить эту работу сами. Там, где такой системы оплаты не существует, вполне вероятно, что подобные процедуры и услуги станут составным компонентом труда медсестер.
Медицинское обслуживание стоит дорого, во всем мире на нужды охраны здоровья ежегодно расходуется около 2000 млрд. долларов США. В промышленно развитых странах расходы на охрану здоровья в расчете на душу населения достигают 2000 долларов США в год, в то время как в беднейших государствах они не превышают 3-5 долларов США. Хотя медицинские сестры наиболее значительная часть медицинского персонала, они практически не влияют на решения относительно бюджетных ассигнований на найм, обучение и трудоустройство кадров.
Положительных тенденций в показателях уровня и качества жизни можно добиться только формируя активную, а не иждивенческую мотивацию заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих, чему в свое время в какой-то мере способствовала политика по решению проблемы Чернобыля.
В условиях проживания населения на загрязненных радионуклидами территориях обучение их экологической грамотности и мотивации к сохранению своего здоровья слушатели кафедр академии осуществляют во многом личным примером, декларированием моды на новое отношение к мерам по его укреплению. Таким образом, создаются медико-социальные предпосылки укрепления здоровья людей, рассчитанные на длительное время.
Организаторам здравоохранения и сестринского дела (2, 7, 20, 21) хорошо известны проблемы сестринской службы:
Исходя из этого, сотрудничество
организаторов общественного
Одной из педагогических задач является развитие мотивации к творчеству руководителя-наставника сестринского дела. Этому могут, на наш взгляд, служить:
Организаторы общественного здоровья и преподаватели обсуждают возможные варианты специализации для сестер с высшим образованием. Специализация по организации сестринского дела (7) может быть по следующим направлениям:
Утверждение этих специальностей благоприятно скажется на рациональном трудоустройстве медсестер с высшим образованием.
Вместе с тем, необходимы стимулы, активирующие обучение сестринских руководителей. Осуществление этого возможно путем:
Информация о работе Реформирование сестринского дела: проблемы и перспективы