Реформирование сестринского дела: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 20:41, реферат

Описание работы

Сестринское дело – составная часть системы здравоохранения, располагающая значительными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями для удовлетворения потребностей населения в доступной и приемлемой медицинской помощи (8). Из многочисленных существующих определений сестринского дела наиболее широко известным и часто цитируемым является определение.

Файлы: 1 файл

reform_sestra.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

Эти данные подтверждают наиболее важные ценности, которые  выбирали анкетированные: крепкая семья привлекает 35,9%, хорошее здоровье и уверенность в себе – 25,6%, интересная работа в сочетании с материальной обеспеченностью – 23%. Выбор между сохранением семьи и карьерой в пользу семьи сделали 58,9% человек. Конкуренцию как вариант соревнования изредка испытывают 33,3%, но предпочитают ее только 23%.

Оптимальным среднемесячным доходом называют сумму в размере 

1,5 млн. руб., в то  время, как фактический составляет 150 тыс. руб., что в 10 раз ниже  ожидаемого.

Материалы демонстрируют, что существуют причины, ухудшающие мотивацию труда главной медицинской сестры.

Помимо этого, в личностном портрете главной медсестры важное место занимает признание других людей, что требует морального поощрения  их труда в глазах руководителей общества. Избегание конкуренции, как способа соревнования у большинства респондентов подтверждает характерологическую особенность анкетированных главных медицинских сестер со средним специальным образованием: неуверенность в себе, своих силах, заниженная самооценка.

Воспитание и обучение специалиста на рабочем месте  в виде наставничества остается актуальной формой повышения качества сестринской  помощи, и его значение признают 96,8% сестринских руководителей с  высшим образованием (9, 22). При организации  валеологической службы следует обратить внимание на работу с пациентами, среди которых 18% недооценивают соблюдение персоналом правил техники безопасности, 8% - организацию сестринской сменной нагрузки, 7% - соблюдение алгоритма деятельности сестры, ее базовой подготовки и необходимость материального стимулирования медицинских работников. Необходимо обеспечить адекватную материальную и моральную оценку качественной сестринской помощи.

Среди проблем здравоохранения  в период реформ особо выделяется проблема качества медицинской помощи.

В числе характеристик  качества медицинской помощи следует  особо отметить приемлемость – соответствие помощи ожиданиям пациентов и их родственников, справедливость и законное распределение обоснованной помощи населению, безопасность и своевременность, которые зависят от работы медицинских сестер. В настоящее время осуществляется организационный этап – определяются проблемы, показатели оценки, методы работы, сроки, ответственные.

Педагоги и организаторы общественного здоровья реагируют на это расширение работы по созданию взаимопонимания, представления о качестве у пациента – врача – медсестры и инвестора, расширяя использование наряду с экономическими и моральными стимулов, также обучая методам "работы в команде" (17).

Анализ анкетирования пациентов в ряде лечебно-профилактических организаций (ЛПО) показал, что имеют место нарушения правил межличностного общения. Для обучения сестринского персонала в рамках реализации «Отраслевой программы…» по разделу нормативное правовое обеспечение были специально разработаны правила (26).

В конечной цели непрерывного сестринского образования – профессиональном росте и гарантии безопасности, компетентности и качества сестринского ухода –  заинтересованы в равной степени  и работодатель и работник. Первые заинтересованы в поддержании конкурентоспособности медицинского учреждения, что недостижимо силами неквалифицированного персонала. Сами работники стремятся быть максимально востребованными на рынке трудовых ресурсов, что заставляет их поддерживать свои знания, навыки в периоде последипломной подготовки для сохранения профессиональной компетенции (28, 20).

Известно, что продвижение  реформ невозможно без изменения  отношения врача и общества к  роли медицинской сестры в эффективном  функционировании ЛПО от многопрофильной клинической больницы до санатория-профилактория. Уважение обществом врачей и восприятие медсестры как полноправного участника лечебного процесса возможно не только с изменением программ сестринского образования, но и законотворческих процессов по роли и месту медсестры. В отличие от российского, высшее сестринское образование в нашей республике еще не накопило продолжительного опыта последипломного обучения.

Изменение статуса и  роли медицинской сестры происходит на наших глазах. Коллеги из Российской Федерации (19) планируют рекомендовать всем старшим медсестрам получить высшее сестринское образование и даже имеют прогноз потребности в кадрах сестер с высшим образованием для отдельных ЛПО.

В Республике Беларусь при  крупных клинических больницах предстоит создание отделов маркетинга, где будет осуществляться планирование потребности в одноразовом медицинском инвентаре, распределении его по отделениям, перераспределение потоков расходных медицинских материалов, анализ рынка медицинских товаров (19).

Введение в номенклатуру должностей штатной медсестры-менеджера  ЛПО, заместителя главного врача  по сестринском персоналу, заведующего  приемными отделениями, операционными  блоками, информационно-аналитическими отделами клинических больниц, отделами маркетинговых исследований, директоров хосписных больниц, заведующих бригадами сестер специалистов общей практики, паллиативной медико-социальной помощи хроническим больным и инвалидам  позволит решить вопрос востребованности, эффективного использования и достойной оплаты специалистов с высшим сестринским образованием.

Эффективная продолжительность  работы на одной должности составляет 5-7 лет (3, 18), в дальнейшем необходима либо кадровая ротация по горизонтали  или вертикали, либо переподготовка по теории и практике организации и управлению, способствующая совершенствованию старых, либо обретению новых стилей и методов руководства. Эффективной работе руководителя может способствовать также инновационное изменение целей (или задач) работы организации.

Сотрудничество с социальными службами, домами инвалидов, больницами ветеранов войны и труда формирует потребность практического здравоохранения в качественно новой подготовке медсестер.

Социальное  обслуживание на дому - один из основных видов   социальной работы, его основная цель - максимально продлить нахождение граждан в привычной среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить их права и законные интересы.

В нашей стране есть возможности для подготовки грамотной, всесторонне развитой, высококвалифицированной социальной медицинской сестры. На базе Центра переподготовки, повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием необходимо планировать подготовку таких специалистов по запросам от руководителей ЛПО, домов ветеранов и инвалидов.

Существуют значительные резервы повышения качества санитарного  просвещения, осуществляемого сестрами, фельдшерами и акушерками, которые  используют в обучении сестринских  руководителей.

  • Осуществление санитарного просвещения адресно, с учетом индивидуальных пожеланий пациента.
  • Определение уровня готовности пациента к сохранению и укреплению здоровья.
  • Учет мотивации индивидуума к профилактике и здоровому образу жизни, который прямо пропорционален ухудшению состояния здоровья и увеличению числа болезней.
  • Планирование оздоровительных, профилактических и реабилитационных мероприятий осуществлять не в состоянии болезни, а в период практического здоровья.
  • Сроки, объемы и формы проведения работы с пациентами должны зависеть от их готовности и мотивации к укреплению и сохранения здоровья.
  • Привлечение к реализации плана профилактики болезней индивидуума, его друзей и членов семьи.

Согласно исследованиям  последних лет (25) возможности влияния  здравоохранения на здоровье населения  составляют около 10-15% всего объема факторов, против 8-10% их совокупности ранее.

В компетенции здравоохранения  остаются управляемые факторы условий  и образа жизни – 50-55% общей совокупности влияния; наследственно-генетические 15-20%. На долю факторов внешней среды приходится 20-24% всего объема воздействия.

В связи с этим финансирование здравоохранения  должно возрасти ввиду значительности его влияния на состояние здоровья населения, как экономическую категорию.

По данным ВОЗ нет  прямой зависимости между уровнем социально-экономического развития страны и масштабом сестринской практики. Так, в ряде развивающихся стран с низким доходом населения сестринское дело хорошо развито и обеспечивает всю первичную медико-санитарную помощь. В наиболее бедных странах медицинские сестры руководят большой частью медицинских служб. Они часто работают с беднейшими и наиболее уязвимыми слоями общества (13).

Способ оплаты труда  врачей также сказывается на масштабе медсестринской практики: если врачи получают гонорар за каждую проведенную процедуру или предоставленную услугу, то стремятся  выполнить эту работу сами. Там, где такой системы оплаты не существует, вполне вероятно, что подобные процедуры и услуги станут составным компонентом труда медсестер.

Медицинское обслуживание стоит дорого, во всем мире на нужды охраны здоровья ежегодно расходуется около 2000 млрд. долларов США. В промышленно развитых странах расходы на охрану здоровья в расчете на душу населения достигают 2000 долларов США в год, в то время как в беднейших государствах они не превышают 3-5 долларов США. Хотя медицинские сестры наиболее значительная часть медицинского персонала, они практически не влияют на решения относительно бюджетных ассигнований на найм, обучение и трудоустройство кадров.

Положительных тенденций в показателях уровня и качества жизни можно добиться только формируя активную, а не иждивенческую мотивацию заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих, чему в свое время в какой-то мере способствовала политика по решению проблемы Чернобыля.

В условиях проживания населения  на загрязненных радионуклидами территориях  обучение их экологической грамотности  и мотивации к сохранению своего здоровья слушатели кафедр академии осуществляют во многом личным примером, декларированием моды на новое отношение к мерам по его укреплению. Таким образом, создаются медико-социальные предпосылки укрепления здоровья людей, рассчитанные на длительное время.

Организаторам здравоохранения  и сестринского дела (2, 7, 20, 21) хорошо известны проблемы сестринской службы:

  1. Трудоустройство медицинских сестер с высшим образованием.
  2. Отсутствие законодательной базы и узкая номенклатура сестринских должностей с высшим образованием.
  3. Низкая моральная и материальная заинтересованность медицинских сестер в совершенствовании профессиональных знаний и навыков.
  4. Физически и эмоционально тяжелый труд без возможности для релаксации и разрядки.
  5. Низкий уровень самооценки и престижа сестринской профессии (5).
  6. Адаптация молодых специалистов на рабочем месте.
  7. Синдромы эмоционального выгорания и хронической усталости (12).
  8. Отсутствие нормативов нагрузки, стандартов качества.

Исходя из этого, сотрудничество организаторов общественного здравоохранения  с творческими научными и педагогическими  коллективами является путем их решения.

Одной из педагогических задач является развитие мотивации к творчеству руководителя-наставника сестринского дела. Этому могут, на наш взгляд, служить:

  • развитие в себе положительных эмоций, проявляемых при общении с коллегами и пациентами;
  • творческая работа, дающая возможность самореализации;
  • возможность карьерного продвижения и социальные гарантии.

Организаторы общественного  здоровья и преподаватели обсуждают  возможные варианты специализации  для сестер с высшим образованием. Специализация по организации сестринского дела (7) может быть по следующим направлениям:

  • организатор сестринского дела или менеджмент и экономика сестринского дела;
  • валеология;
  • медико-социальная реабилитация;
  • лабораторная диагностика;
  • директор больницы сестринского ухода;
  • заведующий приемным отделением больницы социальной помощи
  • заведующий бригадой сестер-специалистов общей практики
  • заведующий бригадой паллиативной медико-социальной помощи хроническим больным и инвалидам.

Утверждение этих специальностей благоприятно скажется на рациональном трудоустройстве медсестер с высшим образованием.

Вместе с тем, необходимы стимулы, активирующие обучение сестринских  руководителей. Осуществление этого  возможно путем:

  • тестирования подготовки специалистов по базовым знаниям и компьютерным программам по итогам обучения;
  • мотивация по развитию индивидуальных качеств ответственности, инициативности, целеустремленности, креативности, работоспособности, трудолюбия, дисциплинированности;
  • умения находить компромиссные решения, предвидеть, планировать, анализировать, быть готовым к риску, обладать стрессоустойчивостью;
  • видеоигры, ролевых и деловых игр по совершенствованию коммуникативных навыков, стилю руководства персоналом;
  • использования в деятельности различных форм повышения качества сестринских навыков с целью профессиональной адаптации молодых специалистов к традициям учреждения;
  • провозглашения фирменного кредо и миссии конкретной организации, улучшения служебного этикета и культуры своего учреждения, способствующих позитивным процессам самоорганизации.

Информация о работе Реформирование сестринского дела: проблемы и перспективы