Реформирование сестринского дела: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 20:41, реферат

Описание работы

Сестринское дело – составная часть системы здравоохранения, располагающая значительными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями для удовлетворения потребностей населения в доступной и приемлемой медицинской помощи (8). Из многочисленных существующих определений сестринского дела наиболее широко известным и часто цитируемым является определение.

Файлы: 1 файл

reform_sestra.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

Взаимоотношения в системе «врач-сестра-пациент» строятся не только не общечеловеческих ценностях, законах коммуникации, но и документах, главными из которых считают и руководствуются: «Деонтологический кодекс: принципы и нормы медицинской деонтологии», «Кодекс профессиональной деятельности медицинской сестры». Подробно раскрывая требования к личности врача и сестры, в них акцентируется внимание на коллегиальных партнерских взаимоотношениях врача с медсестрой и их обоих – с пациентом. Известные психологические особенности деятельности медицинской сестры-руководителя включают требования эмоциональной устойчивости, коммуникативности, стрессоустойчивости, воли, находчивости.

В настоящее время существует кадровая  диспропорция «сестринский персонал –  врачи». Она характеризуется увеличением во врачебной деятельности доли тех видов медицинских услуг, которые должны осуществлять хорошо подготовленные медицинские сестры, а с другой стороны сестринскому персоналу отводится роль технического персонала, не требующего специальной медицинской подготовки. Последнее обстоятельство оказывает отрицательное влияние на качество сестринской помощи, имидж и привлекательность профессии медицинская сестра (14).  Увеличение численности врачей и уменьшение числа средних медицинских работников в Республике Беларусь следует признать нерациональным с точки зрения экономической  эффективности подготовки и использования медицинских кадров.

Наблюдаемые в настоящее  время тенденции развития сестринского дела свидетельствуют о следующем:

  • существует тенденция к уменьшению соотношения врач-медсестра с 1:4,1 в 1960 г. к 1:2,6 в 1999 г. до 1:2,2 в 2002 г., что противоречит мировым тенденциям по этому показателю (1:4) (4);
  • повышение объема техногенных вмешательств увеличивает перегрузку врача сестринскими манипуляциями с одновременным сокращением объема медицинских услуг при сестринском уходе;
  • резкое сокращение численности младшего медицинского персонала привело к расширению объема несвойственных вспомогательных технических функций, не требующих сестринской квалификации (1);
  • подавляющее число врачей не признают вклад медсестры в лечебно-диагностический процесс, не умеют и не ориентированы на выстраивание равноправных партнерских отношений с ними (1, 3);
  • наличие тенденции к развитию синдрома профессионального выгорания (5, 12, 20). Своевременным является обоснование и введение в штаты отдельных учреждений здравоохранения должности психолога, осуществляющего коррекцию имеющей место профессиональной психологической деформации личности медицинского работника;
  • карьерные устремления сестринских руководителей не имеют юридического обеспечения, что неблагоприятно сказывается на престиже этой профессии в нашей стране.

Имеющийся зарубежный опыт по этому вопросу (США, Японии, ФРГ  и др.) свидетельствует об убедительном поощрении карьеры человека внутри одной специальности (горизонтальная модель продвижения карьеры). В то же время в управлении карьерой сестринских специалистов возможно использование вертикальной модели со сменой учреждения и узкой специализацией работника.

Отсутствие стандартов выполнения сестринских манипуляций привело к значительной и неравномерной нагрузке медицинских сестер.

Отсутствие специализации  по организации сестринского дела сокращает  возможность трудоустройства медицинских  сестер с высшим образованием, что ведет к неквалифицированному использованию этих специалистов и диспропорциям в экономических затратах на их образование и отдачу в последипломной деятельности.

Имеются определенные перспективы  последипломного повышения квалификации медицинских сестер с высшим образованием.

Исходя из потребности  общества в развитии концепции здоровья будет ощущаться потребность  в авторских просветительных  оздоровительных программах. Следует  всемерно поощрять на областном и  районном уровнях здравоохранения  это направление, наряду с изучением потребностей и интересов населения данного региона.

Для повышения качества и эффективности медицинской  помощи необходимо повышение правовых знаний и нормативного документирования, делопроизводства и компьютеризации  деятельности сестринского руководителя, овладение экономическими базовыми знаниями. Необходимо изучение фактической и долженствующей потребности в среднем медицинском персонале с учетом приближения к оптимальному соотношению врач-сестра от 1:2,2 до 1:4 в течение 10-15 лет.

Возрастание роли, самостоятельности и престижности работы медицинской сестры возможно путем создания стандартов профессиональной деятельности средних медицинских работников в различных сферах и совершенствованием имеющихся организационных форм труда медицинских сестер.

Следует также предусмотреть  присвоение классности (квалификации, компетентности) по окончании каждого  последовательного этапа образования  средних медицинских работников в соответствии с принципом «За  лучшее качество знаний по осуществлению  медицинских услуг – большая оплата» с соответствующей дифференцированной оплатой уже по итогам обучения, что будет стимулировать качество базового и последипломного образования, как это было прежде.

Формирование новой  системы равноправных партнерских  отношений врача и медицинской сестры возможно путем:

  • совершенствования преподавания норм этики и деонтологии на всех этапах обучения;
  • усовершенствования системы оплаты труда врача и медсестры с учетом объема и качества предоставляемых медицинских услуг;
  • разработки критериев оценки выпускников медицинского училища (колледжа), университета и при последипломной переподготовке.

В обществе известна низкая социальная защищенность медицинских  работников, несовершенство правовой базы здравоохранения (1) отсутствие страхования профессионального риска, долженствующего включать СЭВ медицинского работника (профессиональный дистресс и дезадаптацию). Это способствует проявлению таких тенденций, как увеличение среднего возраста медицинской сестры, отток специалистов из отрасли после 10 лет сестринской практики. Обратная зависимость между уровнями образования, социальной защитой и материальным обеспечение работника здравоохранения неблагоприятно сказывается на его образе жизни (1).

Сестринский руководитель имеет ряд преимуществ, позволяющих ему становиться пионером и лидером перемен в будущем, идеологом непрерывного образования медицинских сестер. В подготовке главных сестер необходимо использовать следующее:

  • создавать условия для получения знаний по руководству, менеджменту, лидерству с использованием различных форм учебного процесса;
  • обеспечить психологическую атмосферу обучения, высокую культуру организации труда, использование материально-технической базы наиболее оснащенных учреждений здравоохранения, в них способствовать развитию традиций этики, деонтологии и уважения к личности руководителя;
  • использовать в учебном процессе преподавания общественных дисциплин (социология, психология  управления, политология и др.), а также опыт признанных сестринских руководителей, что значительно повысит качество и содержание практических занятий;
  • добиться регистрации в штатах комитетов по здравоохранению здравоохранения специалистов по сестринскому делу из числа обученных руководителей с высшим образованием;
  • расширить перечень номенклатуры должностей сестринских руководителей, что позволит в обозримом будущем решить вопросы их рационального трудоустройства и мотивации.

Таким образом, в последипломной подготовке медицинских сестер с высшим образованием должны произойти качественные изменения, базирующиеся на рациональном использовании кадрового потенциала и перспектив развития сестринского дела.

Перспективными путями решения данных проблем, на наш взгляд, являются:

  1. Гуманизация отношения общества к сестринской профессии на основании:
  • обучения сестринских руководителей, педагогов и наставников азам делового профессионального общения одновременно с повышением уровня внутренней самооценки медицинских сестер, начиная с колледжа и медицинского училища, далее по всем 6 этапам непрерывного образования и в процессе самостоятельной работы;
  • публикации в периодических изданиях и выступления в средствах массовой информации заслуженных деятелей и ветеранов, общественных лидеров сестринской профессии о роли и значении своей деятельности для современного и будущего состояния медицинской помощи и системы общественного здравоохранения;
  • повышения роли общественных объединений медицинских сестер в улучшении качества медицинских услуг посредством обеспечения охвата наибольшего числа медиков непрерывным образованием, формированием положительной их мотивации к самообразованию;
  • совершенствования нормативно-правовой базы трудоустройства медицинских сестер с высшим образованием.
  1. Материальное вознаграждение путем оптимизации системы оплаты в зависимости от объема, времени и качества сестринской помощи.
  1. Совершенствование обучения медицинских сестер-педагогов, наставников по вопросам организации, контроля, коммуникациям (22).
  2. Преподавание основ психогигиены труда на специальных курсах, проведение групповых и индивидуальных тренингов с психологом.

В целях уменьшения остроты проблем подготовки медсестер  с высшим образованием необходимо:

  • привлечь внимание руководителей учреждений здравоохранения к проблеме синдромов эмоционального выгорания и хронической усталости у медработников (5,12);
  • ввести в штатное расписание ЛПО должности психолога (при численности медработников свыше 100 чел., например);
  • проведение специализированных семинаров по профилактике этих синдромов в медицинских коллективах;
  • разработка нормативов нагрузки для медицинских сестер, р<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d

Информация о работе Реформирование сестринского дела: проблемы и перспективы