Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 23:22, курсовая работа
Травма зуба может быть прямой и непрямой. При прямой травме повреждающий агент действует непосредственно на зуб. Непрямая травма наблюдается при ударе нижней челюсти о верхнюю. Степень травмы зависит от силы удара, эластичности и формы повреждающего объекта и направления удара. Сильный удар обычно приводит к перелому коронки зуба, в то время как при слабом тупом ударе сила передается в апикальный участок, что может привести к вывиху зуба или перелому корня. При ударе эластичным предметом или если удар смягчается губой, риск перелома коронки зуба уменьшается, а вывиха и перелома альвеолярного отростка, напротив, увеличивается. Удар, нанесенный с низкой скоростью, в большей степени повреждает окружающие зуб ткани. На высоких скоростях чаще происходит перелом коронки зуба.
Введение………………………………………………………………………………….3
1. Развитие и смена зубов у ребенка…………………………………………………....5
2. Общее понятие о травме зуба………………………………………………………...8
3. Родовая травма и ее последствия…………………………………………………...10
4.Ушиб зуба……………………………………………………………………………..12
5.Вывихи зубов у детей………………………………………………………………...13
6.Травмы челюстей……………………………………………………………………..18
6.1. Переломы нижней челюсти……………………………………………………….20
6.2. Переломы верхней челюсти ……………………………………………………...23
6.3. Переломы зуба……………………………………………………………………..27
7.Лечение переломов и методы фиксации костных отломков……………………....30
Заключение……………………………………………………………………………...34
Список литературы……………………………………………………………………..35
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пензенский государственный университет
Медицинский институт
Кафедра «Стоматология»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Стоматология детского возраста»
На тему: «Родовая травма и ее последствия. Лечение вывихов и переломов зубов у детей. Методы иммобилизации травм костей лица у детей. Ушибы и переломы у детей, переломы по типу «зелёной ветки», поднадкостные переломы. Методы фиксации костных отломков в детском возрасте, сроки заживления переломов. Осложнения, развивающиеся у детей после травм лицевых костей и их предупреждение».
Выполнила: студентка V курса
группы 08ВЛС – 1 Строганова Г.Б.
г. Пенза, 2013 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Развитие и смена
зубов у ребенка………………………………………
2. Общее понятие о
травме зуба…………………………………………………
3. Родовая травма и
ее последствия…………………………………………
4.Ушиб зуба…………………………………………………
5.Вывихи зубов у детей……………………
6.Травмы челюстей…………………………………
6.1. Переломы нижней челюсти…………………
6.2. Переломы верхней челюсти ……………………………………………………...23
6.3. Переломы зуба……………………………………………
7.Лечение переломов и методы фиксации костных отломков……………………....30
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Развитие зубов –
у детей очень важный процесс,
начинающийся ещё в утробе матери.
Состояние будущих зубов
Повреждение зубов чаще всего наблюдается у детей 2-3 и 8-11 лет, что объясняется наиболее активным двигательным периодом их развития. Основная причина повреждения зубов у детей старшего возраста - падение на твердые поверхности пол, стол, ступеньки, у детей младшего возраста — травмирование зубов твердыми игрушками.
Сложность диагностики и составления плана лечения травм зубов зависят от типа и тяжести повреждения. Лечение может потребовать хирургического, реставрационного, эндодонтического и ортопедического вмешательства. Из-за своей локализации при травмах чаще всего повреждаются верхние центральные резцы. Далее следуют нижние центральные резцы, верхние боковые резцы, клыки. Экстраальвеолярный перелом чаще встречается в постоянных зубах, чем в молочных. Авульсия зуба (полный вывих) встречается с одинаковой частотой в молочном и постоянном прикусе.
Травма зуба может быть прямой и непрямой. При прямой травме повреждающий агент действует непосредственно на зуб. Непрямая травма наблюдается при ударе нижней челюсти о верхнюю. Степень травмы зависит от силы удара, эластичности и формы повреждающего объекта и направления удара. Сильный удар обычно приводит к перелому коронки зуба, в то время как при слабом тупом ударе сила передается в апикальный участок, что может привести к вывиху зуба или перелому корня. При ударе эластичным предметом или если удар смягчается губой, риск перелома коронки зуба уменьшается, а вывиха и перелома альвеолярного отростка, напротив, увеличивается. Удар, нанесенный с низкой скоростью, в большей степени повреждает окружающие зуб ткани. На высоких скоростях чаще происходит перелом коронки зуба. При этом энергия удара в основном приходится на коронку зуба, и лишь небольшая ее часть переносится на корень.
Целью моей курсовой работы является осветить в полной мере повреждения зубов, возможные в детском возрасте, также рассмотреть методы лечения и профилактики данных травм.
1. Развитие и смена зубов у ребенка
В течение жизни развивается два различных набора зубов. Первая смена служит в детстве, а зубы, образующие эту генерацию, называются молочными. Они постепенно выпадают и замещаются постоянными зубами, которые остаются у человека в оставшуюся часть жизни.
В первой смене насчитывается 20 зубов: по 10 в верхней и в нижней челюсти. В возрасте 6-7 месяцев первыми прорезываются два нижних средних резца, в 7-8 месяцев - два противоположных верхних резца. Затем, в 8-9 месяцев прорезываются еще два верхних резца, а на протяжении последней четверти грудного возраста - прорезываются два нижних резца. Таким образом, к концу первого года жизни у здорового ребенка должно быть восемь зубов. К двум годам прорезываются первые молочные моляры и клыки. Вторые молочные моляры появляются еще через полгода. Полное формирование молочного зубного ряда обычно завершается в три года. Этот набор зубов служит ребенку в течение последующих 4 лет, после чего молочные зубы выпадают и заменяются постоянными [16].
Как и другие показатели развития, сроки прорезывания зубов имеют индивидуальные особенности, поэтому даже у здоровых детей возможно более позднее или (реже) раннее их прорезывание. Однако значительное запаздывание роста зубов - симптом имеющегося у малыша заболевания, чаще всего - рахита. В редких случаях у детей имеется адентия - отсутствие зачатков зубов. Проверить наличие зубных зачатков можно с помощью рентгеновского снимка. Рентгеновское облучение может быть небезопасным для детского организма, поэтому это исследование следует проводить только при необходимости и по назначению врача. Сегодня есть возможность снизить вредное действие рентгеновских лучей, если сделать снимок с помощью радиовизиографа. Такое оборудование обычно имеется в каждой современно оснащенной стоматологической клинике.
Период смены молочных зубов продолжается приблизительно от 6 до 12 лет. Набор постоянных зубов состоит из 32 - 16 верхних и 16 нижних. По форме они сходны с молочными, но имеют более крупные размеры. В образовании зубов участвуют два зародышевых листка. Эмаль развивается из эктодермы, дентин, цемент и пульпа - из мезенхимы.
Развитие молочных зубов включает несколько периодов:
Закладка и образование зубных зачатков (ранняя стадия развития) – начало 6-7 неделя внутриутробного развития (рис.1.1).
Рис.1.1 Закладка зачатка молочного зуба
1 - эпителий ротовой полости, 2 - зубная пластинка, 3 - эмалевый орган, 4 - зубной сосочек.
Начинается с погружения эпителия ротовой полости в подлежащую мезенхиму в виде плотного тяжа (зубной пластинки). На зубной пластинке появляются мелкие эпителиальные выпячивания называемые зубными зачатками, из которых (10 снизу и 10 сверху) будет развиваться молочный зуб. По мере роста зубной пластинки каждый зубной зачаток увеличивается в размере, глубже внедряется в мезенхиму и принимает форму перевернутой чаши. Эта структура образует эмалевый орган, а нижележащая мезенхима, заполняющая полость чаши, называется зубным сосочком.
Дифференцировка зубных зачатков - 3 месяца внутриутробного развития.
Эмалевый орган
увеличивается в размерах, изменяет
форму и постепенно отделяется
от зубной пластинки. Клетки
зубного зачатка активно
Гистогенез тканей зуба. Начинается с конца 4 мес., когда образуются важнейшие ткани: дентин, эмаль и пульпа (рис. 1.2). Цемент формируется только через 4-5 мес. после рождения при развитии корней. Таким образом, во внутриутробном развитии происходит развитие только коронок молочных зубов.
Рис. 1.2 Гистогенез
тканей зуба
Источником развития дентина являются одонтобласты (дентинобласты)
- поверхностные клетки пульпы, производные
мезенхимы. Верхушка дентинобластов имеет
отростки, выделяющие органические вещества
фибриллярной структуры - матрицу дентина
- предентин. С конца 5 мес в предентине
откладываются соли кальция и фосфора,
формируется окончательный дентин.[2]
Источником образования эмали являются
внутренние клетки эмале-вого (зубного)
органа - энамелобласты. Отростки энамелобластов
выделяют органическую основу эмали -
эмалевые призмы, которые затем обызвествляются.
Образование дентина и эмали отличается
от остеогенеза тем, что клетки не замуровываются
в межклеточное вещество, а отодвигаются:
энамелобласты - наружу, одонтобласты
- внутрь. В ходе отложения эмали и дентина
определяется форма будущей коронки зуба.
Незрелые энамелобласты размножаются
и мигрируют в подлежащую мезенхиму, образуя
структуру в виде трубки - эпителиальное
корневое влагалище. Оно стимулирует дифференцировку
одонтобластов и образование дентина
корня. На наружной поверхности дентина
из мезенхимы зубного мешочка незадолго
до прорезывания зубов появляются цементобласты.
Они выделяют коллагеновые волокна и межклеточное
вещество, образуя цемент. Из наружного
слоя соединительнотканного зубного мешочка
формируется зубная связка (периодонт)
[3].
За счет роста и развития корня коронка
выталкивается вверх, через слизистую
оболочку (рис. 3.1). Развитие корня - важнейший фактор прорезывания
зубов. Вторым фактором является рост
пульпы, приводящий к повышению давления
внутри зубного зачатка и выталкиванию
последнего за счет "реактивной"
силы через каналы зуба. Кроме того, на
дне зубной альвеолы происходит дополнительное
отложение костной ткани слоями. Сочетание
этих механизмов приводит к прорезыванию
зубов.
Рис.3.1 Схема прорезывания
1- эмаль, 2 -дентин, 3 - пульпа, 4 - остеокласты.
Закладка постоянных зубов происходит в начале 5 мес. внутриутробного развития. Зачаток постоянного зуба находится позади зачатка молочного. Когда прорезываются молочные зубы в зачатках постоянных происходит образование эмали и дентина. В процессе замены рост постоянного зуба и давление его эмали на корень молочного приводит к рассасыванию остеокластами более мягкой ткани - дентина молочного зуба. Последний выталкивается и заменяется постоянным.
2. Общее понятие о травме зуба
Травма зубов возникает при воздействии на зуб травмирующих факторов, к которым относится удар по зубу твердым предметом или повышенная нагрузка на зуб во время функции жевания.
Выделяют острую и хроническую травму зуба.
Острая травма зуба – возникает при одномоментном воздействии на зуб большой силы, в результате чего развиваются ушиб, вывих, перелом зуба, чаще встречается у детей, преимущественно травмируются передние зубы верхней челюсти.
Хроническая травма зуба – возникает при действии слабой по величине силы в течение продолжительного времени.
Особенности обследования больного с острой травмой зубов: анамнез выясняют у пострадавшего, а также у сопровождающего его человека, записывают число и точное время травмы, место и обстоятельства травмы, сколько времени прошло до обращения к врачу; когда, где и кем была оказана первая медицинская помощь, ее характер и объем. Выясняют, не было ли потери сознания, тошноты, рвоты, головной боли (может быть, черепно-мозговая травма), выясняют наличие прививок против столбняка.
Особенности внешнего осмотра: отмечают изменение конфигурации лица за счет посттравматического отека; наличие гематом, ссадин, разрывов кожи и слизистой оболочки, изменение окраски кожи лица. Также обращают внимание на наличие ссадин, разрывов на слизистой оболочке преддверия и полости рта. Тщательно проводят осмотр травмированного зуба, рентгенографию и электроодонтометрию травмированных и рядом стоящих зубов.
Травма передних зубов приводит к таким последствиям, как нарушение эстетики вследствие отсутствия зуба, окклюзии, развитию симптома Попова–Годона (выдвижение зуба, потерявшего своего антагониста), а также нарушения речи.
Травму различают по срокам возникновения, этиологическому фактору и клинико-рентгенологическим проявлениям. У детей чаще встречается одномоментная (острая) травма. Причиной острой травмы является удар по зубу при случайном падении, занятиях спортом, неумелом обращении с животными. Острая травма в 32% случаев служит причиной разрушения и утраты передних зубов у детей [7].
Вид острой травмы зависит от силы удара, его направления, месте приложения травмирующей силы, а также от возрастных особенностей строения зуба и костной ткани. Во временных зубах наиболее часто встречается вывих зуба, затем перелом, реже отлом коронки. В постоянных зубах по частоте следуют отлом части коронки, затем вывих, ушиб зуба и перелом корня зуба. Травма зубов бывает у детей различного возраста, однако временные зубы чаще травмируются в возрасте от 1 года до 3 лет, а постоянные в 8—9 лет [12].
Информация о работе Родовая травма и ее последствия. Лечение вывихов и переломов зубов у детей