Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 17:25, курсовая работа
Бронхиальная астма - одно из самых распространенных заболеваний человечества, которому подвержены люди всех возрастов. В настоящее время число больных БА во всем мире достигло 300 миллионов человек. В большинстве регионов продолжается рост заболеваемости и к 2025 году увеличится на 100-150 млн. В каждой из 250 смертей в мире повинна БА, причем, большую часть из которых можно было бы предотвратить. Анализ причин смерти от БА свидетельствует о недостаточной базисной противовоспалительной терапии у большинства больных и несвоевременно оказанной неотложной помощи при обострении.
ВВЕДЕНИЕ
4
1. БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА
6
1.1. Этиология
6
1.2. Классификация
7
1.3. Клиническая картина
8
1.4. Диагностика
9
1.5. Осложнения
10
1.6. Помощь при неотложных состояниях
11
1.7.Особенности лечения
12
1.8.Профилактика, реабилитация, прогноз
13
2. СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ
16
2.1. Манипуляции, выполняемые медицинской сестрой
19
2.1.1. Правила пользования ДАИ
19
2.1.2. Проведение пикфлоуметрии
20
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
23
3.1. Наблюдение из практики 1
23
3.2. Наблюдение из практики 2
26
3.3. Выводы
2 28
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
29
5. ЛИТЕРАТУРА
III этап: планирование сестринских вмешательств
Медицинская сестра совместно с пациентом и его родственниками формулирует цели и планирует сестринские вмешательства по приоритетной проблеме.
IV этап: реализация сестринских вмешательств
Сестринские вмешательства:
V этап: оценка эффективности сестринских вмешательств
Медсестра оценивает результат сестринских вмешательств, реакцию пациента на меры оказания помощи, ухода. Если поставленные цели не достигнуты, медсестра корректирует план сестринских вмешательств: возможно запланированы не все вмешательства, которые помогли бы достичь цели, либо неправильно определена приоритетная проблема.
Цель: лечебная
Показания: заболевания дыхательной системы, сопровождающиеся обструкцией
Противопоказания: непереносимость лекарственного средства
Оснащение: ДАИ
№ |
Этапы |
Обоснование |
I. Подготовка к процедуре | ||
1 |
Поприветствовал пациента уважительно и доброжелательно. Представился пациенту. |
Установление контакта с пациентом. |
2 |
Объяснил пациенту ход и суть предстоящих действий. |
Мотивация пациента к сотрудничеству. |
3 |
Получил согласие пациента. |
Соблюдение прав пациента. |
4 |
Подготовил оснащение. |
Обеспечение быстрого и эффективного проведения манипуляции. |
II. Выполнение процедуры | ||
5 |
Вымыл и осушил руки. |
Обеспечение инфекционной безопасности. |
6 |
Сообщил пациенту о лекарственном препарате и его побочных действиях. |
Соблюдение прав пациента. |
7 |
Продемонстрировал пациенту выполнение процедуры, используя ингаляционный баллончик без лекарственного средства. |
Для лучшего усвоения методики выполнения манипуляции. |
8 |
Встал (процедуру лучше выполнить стоя, при невозможности – сидя или лежа). |
Более эффективное выполнение манипуляции. |
9 |
Снял с ингалятора защитный колпачок; перевернул баллончик вверх дном и встряхнул его |
Лекарственное средство перемешивается и перемещается к отверстию в баллончике. |
10 |
Сделал максимальный вдох. |
Подготовка дыхательных путей к вдоху. |
11 |
Мундштук вставил себе в рот, обхватил его губами. |
Лекарственное средство должно распыляться в ротовой полости. |
12 |
Сделал глубокий вдох и одновременно нажал на дно баллончика. |
Распыление лекарственного средства перемещение лекарственного средства из ротовой полости по дыхательным путям |
13 |
Извлек мундштук ингалятора изо рта, задержал дыхание на 5-10 сек. |
Необходимое время для лучшего всасывания лекарственного средства. |
14 |
Сделал спокойный выдох через нос. |
Нормализация дыхания. |
15 |
Попросил пациента имитировать применение ингаляционного баллончика самостоятельно |
Обучение пациента. |
III. Завершение процедуры | ||
16 |
При необходимости повторил п. 7-14. |
Обучение пациента. |
17 |
Вымыл и осушил руки. |
Обеспечение инфекционной безопасности |
18 |
Отметил реакцию пациента на обучение. |
Документация оценки и реакции пациента на обучение. |
2.1.2. Проведение пикфлоуметрии (ПФМ)
Цель: диагностическая (определение ПСВ)
Показания: диагностика и мониторинг БА
Противопоказания: нет
*Примечание:
Даже у одного и того же человека могут быть существенные расхождения при показаниях пикфлоуметрии. Для каждого человека характерен свой дневной и ночной режим. С практической точки зрения, необходимо определить для каждого пациента его собственную норму. Это можно сделать, используя так называемые лучшие личные показатели пациента.
Оснащение: пикфлоуметр, сменный мундштук, кожный антисептик
№ |
Этапы |
Обоснование |
I. Подготовка к процедуре | ||
1 |
Поприветствовал пациента уважительно и доброжелательно, представился. |
Установление контакта с пациентом. |
2 |
Объяснил пациенту ход и суть предстоящих действий, показал правильное применение пикфлоуметра. |
Мотивация пациента к сотрудничеству. |
3 |
Получил согласие пациента. |
Соблюдение прав пациента. |
4 |
Подготовил оснащение. |
Обеспечение быстрого и эффективного проведения манипуляции. |
II. Выполнение процедуры | ||
5 |
Сообщил пациенту что при каждом при каждом измерении он должен занимать одинаковую позу (сидя или стоя). |
Более эффективное выполнение манипуляции. |
6 |
Установил стрелку на ноль. |
Для получения достоверных данных. |
7 |
Взял пикфлоуметр так, чтобы пальцы рук не перекрывали выходные отверстия и не мешали движению стрелки. |
Для предотвращения погрешностей. |
8 |
Попросил принять нейтральное положение шеи (шея не согнута). |
Для лучшего усвоения методики выполнения манипуляции. |
9 |
Инструктировал пациента вдохнуть максимально глубоко. |
Для набора воздуха в легкие. |
10 |
Попросил обхватить губами и зубами мундштук пикфлоуметра, избегая закрывания отверстия мундштука языком |
Для избегания попадания исходящего воздуха за пределы измерительного аппарата |
11 |
Попросил с максимальной силой выдохнуть воздух, акцентируясь на силе выдоха, а не его количестве. |
Для получения данных об объеме выдыхаемого воздуха |
12 |
Определил показания. |
Для получения достоверной информации о ПСВ. |
13 |
Повторить пп.7-12 еще 2 раза |
Определение максимальный результат. |
14 |
Наилучший результат занес в дневник самоконтроля. |
Для диагностики или оценки эффективности лечения. |
III. Окончание процедуры. | ||
15 |
Продезинфицировал ПФМ, прополоскал проточной водой, высушил. |
Профилактика ВБИ. |
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
3.1.Наблюдение из практики 1
Больной А., 36 лет, поступил в пульмонологическое отделение.
Медицинский диагноз: бронхиальная астма инфекционно-аллергического генеза, среднетяжелого течения, обострение.
Жалобы на периодически возникающие приступы удушья, сопровождающиеся ощущением сжатия в области грудной клетки, чувством нехватки воздуха, громкими свистящими хрипами в груди, кашлем с трудно отделяемой мокротой. Приступы возникают до 4 раз в сутки, плохо купируются ингаляциями сальбутамола. Мокрота отходит с трудом, стекловидного характера.
В течение последних 5 лет страдает бронхиальной астмой инфекционно-аллергического генеза. Ухудшение состояния связывает с перенесенным простудным заболеванием.
Объективно:
Состояние средней тяжести. Сознание ясное. Правильного телосложения. Кожные покровы чистые, бледные. Периферические лимфоузлы не увеличены. Пульс 86 ударов в мин., АД 140/90 мм рт. ст. Тоны сердца приглушены, ритмичные, ЧСС 86 в мин. Экспираторная одышка, единичные свистящие хрипы слышны на расстоянии. ЧДД 28 в мин. В легких перкуторно - легочный звук с коробочным оттенком, ограничение подвижности нижнего легочного края; аускультативно – жесткое дыхание, рассеянные сухие свистящие хрипы. Живот мягкий, безболезненный. Печень не увеличена.
Лечащий врач назначил пациенту ингаляции беродуала через ДАИ при приступах, но пациент не умеет им пользоваться, и обращается за помощью к медицинской сестре.
Приоритетные:
Потенциальные:
Приоритетная проблема: экспираторная одышка.
Цель:
краткосрочная: пациент отметит уменьшение одышки к концу 3 суток.
долгосрочная: пациент будет знать причины появления одышки и меры ее предупреждения к моменту выписки.
Сестринские вмешательства |
Обоснование |
|
Помочь преодолеть психологические проблемы связанные с состоянием |
|
Для предупреждения прогрессирования приступа удушья |
|
Для улучшения состояния |
|
Для облегчения дыхания. |
|
Для улучшения дыхания и газообмена в легких |
|
Для разжижения мокроты и лучшего ее отхождения. |
|
Для оказания квалифицированной помощи. |
|
Для профилактики развития осложнений |
|
Для контроля эффективности оказываемой помощи и своевременного выявления осложнений. |
|
Для профилактики развития осложнений. |
Реализация:
Оценка:
Пациент отмечает уменьшение одышки до 22 в мин. к концу 3 суток.
К моменту выписки пациент знает причины появления одышки и меры ее предупреждения. Цель достигнута.
В пульмонологическом отделении к пациенту Власову Д. 48 лет, страдающему БА смешанного генеза, вызвали дежурную медицинскую сестру в связи с начавшимся у него приступом удушья.
Пациент жалуется на чувство нехватки воздуха, сухой кашель, свистящее дыхание. Ухудшение в течение 10 минут, самостоятельно пользовался беротеком, но без эффекта.
При сестринском обследовании выявлено следующее: состояние пациента тяжелое, положение вынужденное – пациент сидит, опираясь на край кровати, лицо цианотичное, отечное, набухшие вены шеи. Больной испуган, выражает страх смерти, на вопросы отвечает отдельными словами. Дыхание шумное, слышно на расстоянии, «дистанционные» хрипы, экспираторная одышка до 40 в мин. Пульс 105 в минуту, АД 150/90 мм рт. ст.
Неотложное состояние – приступ бронхиальной астмы.
Информация, позволяющая определить неотложное состояние:
Алгоритм действий медицинской сестры:
Сестринские вмешательства |
Обоснование |
|
Помочь преодолеть психологические проблемы связанные с состоянием. |
|
Для предупреждения прогрессирования приступа удушья |
|
Для облегчения дыхания. |
|
Для облегчения дыхания. |
|
Уменьшение гипоксии. |
|
Для оказания квалифицированной помощи. |
|
Для разжижения мокроты и лучшего ее отхождения. |
|
Для снятия спазма гладкой мускулатуры бронхов. |
|
Для оказания квалифицированной помощи. |
|
Для контроля эффективности оказываемой помощи и своевременного выявления осложнений. |
Информация о работе Сестринский процесс при бронхиальной астме