Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 12:53, реферат
Общение медсестры с пациентами пожилого и старческого возраста имеет ряд особенностей. Передача информации осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств. Общаясь с пожилым пациентом, медсестра должна организовывать обучение, передачу информации с учетом инволюционных изменений, происходящих в его организме. Например, в результате возрастных изменений органа зрения снижаются острота зрения, адаптация к свету и темноте, способность различать цвета, повышается чувствительность к яркому свету.
Роль медицинской сестры. Школы здоровья
Артериальная гипертензия у пожилых: особенности, клиника и лечение, уход за больными, реабилитация. Роль медицинской сестры в обучении пожилых пациентов. Что должен знать, уметь и делать пожилой пациент с артериальной гипертензией
Правила измерения артериального давления
Что должен знать пожилой пациент об артериальной гипертензии.
Роль медицинской сестры в обучении пожилых пациентов
Заключение
Литература
Министерство здравоохранения и социального развития РФ
ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия»
Реферат
На тему: «Сестринское дело в гериатрии»
Научный руководитель:
ассистент кафедры пропедевтики
внутренних болезней
к.м.н
Михайлова О.Д.
Исполнитель:
Студент 205 группы л.ф.
Махмутов Р.Р.
Ижевск - 2013
План:
Роль медицинской сестры. Школы здоровья
Общение медсестры с пациентами пожилого и старческого возраста имеет ряд особенностей. Передача информации осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств. Общаясь с пожилым пациентом, медсестра должна организовывать обучение, передачу информации с учетом инволюционных изменений, происходящих в его организме. Например, в результате возрастных изменений органа зрения снижаются острота зрения, адаптация к свету и темноте, способность различать цвета, повышается чувствительность к яркому свету. Чтобы уменьшить влияние этих изменений, рекомендуется:
Изменения органов слуха ведут к старческой тугоухости — пресбиакузису; снижаются:
У пожилых людей ухудшается ототопика — способность локализовать источник слышимых звуков в пространстве, определить их направление, что увеличивает риск травматизма, особенно дорожного.
Для уменьшения влияния этих изменений рекомендуется:
Обоняние может оставаться хорошим до глубокой старости, но в основном с годами его острота постепенно падает, что приводит к неспособности обнаружить запах дыма, газа, испорченных продуктов. Человек не обращает внимания на свои запахи. У него снижается интерес к пище.
Вкус, по крайней мере, на 2/3 зависит от обоняния (попробуйте съесть конфету с закрытым носом, да еще закройте при этом глаза...). С возрастом происходит атрофия вкусовых сосочков, снижается их чувствительность. Снижение восприятия вкусовых ощущений может привести к снижению аппетита и потере веса, а также употреблению некачественной пищи.
Все
описанные изменения могут
Что может сделать медсестра для снижения таких потерь? Как считают некоторые ученые, «...у нас имеются очки для улучшения зрения; слуховые аппараты, чтобы лучше слышать; а также нам необходимы пищевые ингредиенты, позволяющие ощущать вкус и запах как в 25-летнем возрасте». Действительно, добавление в пищу различных ароматных специй способствует возбуждению аппетита. Исследования показали, что хорошая гигиена полости рта также улучшает способность воспринимать вкус, например восприятие соленого улучшается на 68%.
С возрастом происходят изменения в коже. В практике медсестры встречаются такие расстройства кожной чувствительности, как нарушения осязания, ощущения давления, температуры, боли и др. При этом повышается риск повреждений вследствие лишения механизмов защиты, обеспечиваемых кожными рецепторами (особенно в кончиках пальцев, в области ладоней и стоп). Замедление реакции на холодное и горячее приводит к ожогам при приеме ванны, при пользовании грелками, электроодеялами. У пожилых пациентов замедляется ответная реакция на боль, что может затруднять постановку диагноза.
Через кожу происходят очень важные для всех нас человеческие контакты. При болезни и душевных страданиях прикосновение может быть самой приемлемой формой общения, но при этом медсестра по другим невербальным каналам отмечает отношение
пациента к контакту. Некоторые исследователи полагают, что пожилые люди могут воспринимать отсутствие касаний как знак персонального и социального неприятия.
В процессе общения реализуется восприятие и понимание партнера. То, в какой мере медсестра воспринимает и понимает пациента, а через него — и себя, во многом определяет процесс общения и уровень отношений между ними, а также способы осуществления их совместной деятельности.
Необходимо,
чтобы медсестра имела полное
и адекватное представление о
каждом пациенте. Именно оно лежит
в основе индивидуального подхода,
позволяет лучше понять особенности
личности больного и создать наиболее
благоприятные условия для
Более
адекватному восприятию медсестрой
пациентов пожилого и старческого
возраста способствует использование
в обучении имитационных упражнений,
позволяющих почувствовать
Надо общаться с пожилым человеком как с умудренным опытом, постоянно подчеркивая, что старость дает определенные преимущества: свободу от профессиональных обязанностей и материальных целей, от телесных желаний и мнения окружающих; что в этом возрасте можно, наконец, заняться делами, которые раньше все время откладывались; что этот возраст дает шанс духовного рождения, постижения идеи всепрощения, обретения красоты и гармонии. Порой наши пациенты действительно демонстрируют такое присутствие духа, что становятся примером, как для медсестер, так и для других пациентов.
Необходимость
совершенствования
Школа
для пациентов – это
Развитие
Школ здоровья для пациентов позволяет
реализовать один из основополагающих
принципов реформирования здравоохранения
– обеспечение партнерства
Наиболее успешными являются школы для пациентов с артериальной гипертонией, с бронхиальной астмой, сахарным диабетом, школы для беременных и школы материнства. Обучающие школы для пациентов открываются не только в медицинских учреждениях, но и на промышленных предприятиях, в центрах социального обслуживания и в учебных заведениях.
При организации Школы здоровья для пациентов в учреждении здравоохранения формируется следующий пакет документов:
1. Приказы МЗ РФ о мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с различными заболеваниями и состояниями.
2. Приказ главного врача МУЗ об организации работы Школы здоровья в МУЗ.
3. Положение об организации работы Школы здоровья.
4. Критерии оценки эффективности работы Школы здоровья.
5. Анкета для проведения опроса занимающихся до и после цикла обучения.
При открытии Школы здоровья персонал проходит соответствующую подготовку. Специалисты Центра медицинской профилактики помогают обеспечить Школы здоровья методическими рекомендациями, подбирают наглядный и раздаточный материал, помогают организовать систему мониторинга с выработкой критериев эффективности для оценки результатов работы этих школ. В организации работы Школ здоровья используются приказы и информационные письма МЗ РФ и МЗ УР.
В
зависимости от профиля Школы
здоровья к проведению занятий в
Школах активно привлекаются врачи
различных специальностей, медицинские
сестры, психологи и другие специалисты.
В последние годы в проведении
занятий в Школах значительное место
отводится среднему медицинскому персоналу.
Они проводят практические занятия,
обучают пациентов правилам тонометрии,
приемам доврачебной помощи, правилам
ведения дневника самонаблюдения, индивидуально
определяют факторы риска, проводят
тестирование пациентов. После занятий
заполняют листок-вкладыш в
Занятия
в Школах, как правило, проводят сотрудники
отделений/кабинетов
1. Артериальная гипертония, факторы риска и их коррекция
2. Рациональное питание при артериальной гипертонии и других сердечно-сосудистых заболеваниях
3. Физические нагрузки при артериальной гипертонии
4. Психологические причины возникновения артериальной гипертонии и способы их устранения
5.
Правила измерения артериального давления.
Тактика пациента при гипертоническом
кризе.
В
начале цикла занятий проводится
тестирование с целью выяснения
информированности пациентов об
артериальной гипертонии, а по окончании
– степень усвоения материала. После
завершения обучения пациентам выдаются
памятки с практическими