Сестринское дело в гериатрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 12:53, реферат

Описание работы

Общение медсестры с пациентами пожилого и старческого возраста имеет ряд особенностей. Передача информации осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств. Общаясь с пожилым пациентом, медсестра должна организовывать обучение, передачу информации с учетом инволюционных изменений, происходящих в его организме. Например, в результате возрастных изменений органа зрения снижаются острота зрения, адаптация к свету и темноте, способность различать цвета, повышается чувствительность к яркому свету.

Содержание работы

Роль медицинской сестры. Школы здоровья
Артериальная гипертензия у пожилых: особенности, клиника и лечение, уход за больными, реабилитация. Роль медицинской сестры в обучении пожилых пациентов. Что должен знать, уметь и делать пожилой пациент с артериальной гипертензией
Правила измерения артериального давления
Что должен знать пожилой пациент об артериальной гипертензии.
Роль медицинской сестры в обучении пожилых пациентов
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

гериатрия.docx

— 54.10 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  здравоохранения и социального  развития РФ

 

ГБОУ  ВПО «Ижевская государственная  медицинская академия»

Кафедра пропедевтики внутренних болезней.

 

 

 

 

Реферат

 

На тему: «Сестринское дело в гериатрии»

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

 

ассистент кафедры пропедевтики

 внутренних  болезней

к.м.н

 

Михайлова О.Д.

 

Исполнитель:

 

Студент 205 группы л.ф.

 

Махмутов Р.Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск - 2013

План:

  1. Роль медицинской сестры. Школы здоровья
  2. Артериальная гипертензия у пожилых: особенности, клиника и лечение, уход за больными, реабилитация. Роль медицинской сестры в обучении пожилых пациентов. Что должен знать, уметь и делать пожилой пациент с артериальной гипертензией
  3. Правила измерения артериального давления
  4. Что должен знать пожилой пациент об артериальной гипертензии.
  5. Роль медицинской сестры в обучении пожилых пациентов
  6. Заключение
  7. Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль медицинской  сестры. Школы здоровья

 

Общение медсестры с пациентами пожилого и старческого возраста имеет  ряд особенностей. Передача информации осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств. Общаясь  с пожилым пациентом, медсестра  должна организовывать обучение, передачу информации с учетом инволюционных  изменений, происходящих в его организме. Например, в результате возрастных изменений органа зрения снижаются  острота зрения, адаптация к свету  и темноте, способность различать  цвета, повышается чувствительность к  яркому свету. Чтобы уменьшить влияние  этих изменений, рекомендуется:

  • подойти поближе к человеку, чтобы он видел, с кем общается;
  • увеличить освещенность при чтении, обучении, демонстрации и т.д., но при этом снизить воздействие яркого солнечного света, используя очки, шторы, жалюзи и др.;
  • увеличить размеры учебных средств, букв в тексте и т.д.;
  • использовать яркие контрастные цвета для маркировки границ помещений, ступенек, положений ручек приборов и устройств;
  • избегать выражений типа: «Желтую таблетку примите утром, а белую — вечером».

 

  Изменения органов слуха ведут  к старческой тугоухости —  пресбиакузису; снижаются:

  • способность восприятия всех тонов, но больше всего — высоких вследствие атрофии в первую очередь клеток в области базального завитка улитки, ответственных за восприятие высоких звуков;
  • способность восприятия речи, причем она почти не улучшается при усилении громкости; особенно плохо разговорная речь воспринимается в шумной обстановке.

 

У пожилых людей ухудшается ототопика — способность локализовать источник слышимых звуков в пространстве, определить их направление, что увеличивает риск травматизма, особенно дорожного.

 

Для уменьшения влияния этих изменений  рекомендуется:

  • более внимательно следовать критериям эффективности вербального сообщения, поставив во главу угла возрастные особенности пациента, и на основе этого создавать «простое, ясное, заслуживающее доверия, уместное сообщение»;
  • подойти поближе к человеку, чтобы он видел, с кем общается;
  • использовать как вербальный уровень передачи информации, так и невербальный (мимика, жесты, прикосновения и т.д.);
  • говорить медленно, короткими предложениями, в низкой тональности;
  • по возможности исключать посторонние шумы;
  • смотреть в лицо (но не постоянно в глаза) человека;
  • записывать необходимую информацию или использовать алфавит и, указывая на буквы, составлять слова;
  • разговаривать с плохо слышащими через фонендоскоп и т.д.

 

Обоняние  может оставаться хорошим до глубокой старости, но в основном с годами его острота постепенно падает, что  приводит к неспособности обнаружить запах дыма, газа, испорченных продуктов. Человек не обращает внимания на свои запахи. У него снижается интерес  к пище.

 

Вкус, по крайней мере, на 2/3 зависит от обоняния (попробуйте съесть конфету  с закрытым носом, да еще закройте при этом глаза...). С возрастом  происходит атрофия вкусовых сосочков, снижается их чувствительность. Снижение восприятия вкусовых ощущений может  привести к снижению аппетита и потере веса, а также употреблению некачественной пищи.

 

Все описанные изменения могут способствовать обеднению эмоциональной жизни, так как мы не только видим, слышим, нюхаем, ощущаем вкус пищи, но и сопровождаем восприятие полученной информации положительными или отрицательными эмоциями. В некоторых  случаях все это может осложняться  старческой деменцией.

 

Что может сделать медсестра для  снижения таких потерь? Как считают  некоторые ученые, «...у нас имеются  очки для улучшения зрения; слуховые аппараты, чтобы лучше слышать; а  также нам необходимы пищевые  ингредиенты, позволяющие ощущать  вкус и запах как в 25-летнем возрасте». Действительно, добавление в пищу различных  ароматных специй способствует возбуждению  аппетита. Исследования показали, что  хорошая гигиена полости рта  также улучшает способность воспринимать вкус, например восприятие соленого улучшается на 68%.

 

С возрастом происходят изменения  в коже. В практике медсестры встречаются  такие расстройства кожной чувствительности, как нарушения осязания, ощущения давления, температуры, боли и др. При  этом повышается риск повреждений вследствие лишения механизмов защиты, обеспечиваемых кожными рецепторами (особенно в  кончиках пальцев, в области ладоней  и стоп). Замедление реакции на холодное и горячее приводит к ожогам при  приеме ванны, при пользовании грелками, электроодеялами. У пожилых пациентов замедляется ответная реакция на боль, что может затруднять постановку диагноза.

 

Через кожу происходят очень важные для  всех нас человеческие контакты. При  болезни и душевных страданиях прикосновение  может быть самой приемлемой формой общения, но при этом медсестра по другим невербальным каналам отмечает отношение 

пациента  к контакту. Некоторые исследователи  полагают, что пожилые люди могут  воспринимать отсутствие касаний как  знак персонального и социального  неприятия.

 

В процессе общения реализуется восприятие и понимание партнера. То, в какой  мере медсестра воспринимает и понимает пациента, а через него — и  себя, во многом определяет процесс  общения и уровень отношений  между ними, а также способы  осуществления их совместной деятельности.

 

Необходимо, чтобы медсестра имела полное и адекватное представление о  каждом пациенте. Именно оно лежит  в основе индивидуального подхода, позволяет лучше понять особенности  личности больного и создать наиболее благоприятные условия для достижения им оптимального уровня жизнедеятельности.

 

Более адекватному восприятию медсестрой пациентов пожилого и старческого  возраста способствует использование  в обучении имитационных упражнений, позволяющих почувствовать состояние  пациента при возрастных изменениях основных каналов восприятия информации. Попробуйте поговорить и послушать  окружающих с ватными шариками в  ушах; наденьте на глаза повязку  из не очень прозрачной пленки и  попытайтесь прочесть какой-нибудь текст; попробуйте в резиновых перчатках  вдеть нитку в иголку и пришить  пуговицу, забинтовать руку и потом  ею что-либо сделать и т.д.

 

Надо  общаться с пожилым человеком  как с умудренным опытом, постоянно  подчеркивая, что старость дает определенные преимущества: свободу от профессиональных обязанностей и материальных целей, от телесных желаний и мнения окружающих; что в этом возрасте можно, наконец, заняться делами, которые раньше все  время откладывались; что этот возраст  дает шанс духовного рождения, постижения идеи всепрощения, обретения красоты  и гармонии. Порой наши пациенты действительно демонстрируют такое присутствие духа, что становятся примером, как для медсестер, так и для других пациентов.

 

Необходимость совершенствования профилактической помощи населению, коррекции факторов риска, неблагоприятно влияющих на здоровье и связанных с образом жизни, не вызывает сомнений. Профилактическими  могут быть не только медицинские  вмешательства, но и образовательные  технологии. Одной из перспективных  интегрированных технологий профилактической и лечебной помощи является обучение в Школах здоровья для пациентов.

 

Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального  и группового воздействия на пациентов  и население, направленная на повышение  уровня их знаний, информированности  и практических навыков по рациональному  лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни. Цель таких Школ – повышение  мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений  с врачом в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество. При посещении этих школ у пациентов формируется  ответственность за сохранение своего здоровья, рациональное и активное отношение к здоровью, мотивация  к оздоровлению, соблюдению режима лечения.

 

Развитие  Школ здоровья для пациентов позволяет  реализовать один из основополагающих принципов реформирования здравоохранения  – обеспечение партнерства врача  и пациента в достижении качества и эффективности оказываемой  медицинской помощи. Сегодня школы  здоровья для пациентов представляют собой не просто информационные технологии, передающие определенные знания. Ушли в прошлое «лектории» и лекции по санпросвету, безликие, нередко формальные.

 

Наиболее  успешными являются школы для  пациентов с артериальной гипертонией, с бронхиальной астмой, сахарным диабетом, школы для беременных и школы  материнства. Обучающие школы для  пациентов открываются не только в медицинских учреждениях, но и  на промышленных предприятиях, в центрах  социального обслуживания и в  учебных заведениях.

 

При организации Школы здоровья для  пациентов в учреждении здравоохранения  формируется следующий пакет  документов:

 

1.              Приказы МЗ РФ о мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с различными заболеваниями и состояниями.

 

2.              Приказ главного врача МУЗ об организации работы Школы здоровья в МУЗ.

 

3.              Положение об организации работы Школы здоровья.

 

4.              Критерии оценки эффективности работы Школы здоровья.

 

5.              Анкета для проведения опроса занимающихся до и после цикла обучения.

 

При открытии Школы здоровья персонал проходит соответствующую подготовку. Специалисты  Центра медицинской профилактики помогают обеспечить Школы здоровья методическими  рекомендациями, подбирают наглядный  и раздаточный материал, помогают организовать систему мониторинга  с выработкой критериев эффективности  для оценки результатов работы этих школ. В организации работы Школ здоровья используются приказы и  информационные письма МЗ РФ и МЗ УР.

 

В зависимости от профиля Школы  здоровья к проведению занятий в  Школах активно привлекаются врачи  различных специальностей, медицинские  сестры, психологи и другие специалисты. В последние годы в проведении занятий в Школах значительное место  отводится среднему медицинскому персоналу. Они проводят практические занятия, обучают пациентов правилам тонометрии, приемам доврачебной помощи, правилам ведения дневника самонаблюдения, индивидуально  определяют факторы риска, проводят тестирование пациентов. После занятий  заполняют листок-вкладыш в амбулаторную карту, журнал учета занятий, фиксируют  наличие факторов риска у каждого  проучившегося пациента для оценки эффективности проводимых занятий.

 

Занятия в Школах, как правило, проводят сотрудники отделений/кабинетов медицинской  профилактики с привлечением терапевтов, кардиологов, диетологов, специалистов по ЛФК, психологов. Практические занятия  проводят медицинские сестры.  Темы занятий:

 

1.           Артериальная гипертония, факторы риска и их коррекция        

 

2.           Рациональное питание при артериальной гипертонии и других сердечно-сосудистых заболеваниях  

 

3.           Физические нагрузки при артериальной гипертонии              

 

4.           Психологические причины возникновения артериальной гипертонии и способы их устранения

 

5.           Правила измерения артериального давления. Тактика пациента при гипертоническом кризе.                                                

 

В начале цикла занятий проводится тестирование с целью выяснения  информированности пациентов об артериальной гипертонии, а по окончании  – степень  усвоения материала. После  завершения обучения пациентам выдаются памятки с практическими советами по профилактике артериальной гипертонии и ее осложнений. На занятиях раскрываются причины возникновения заболевания, факторы риска его возникновения, особенности образа жизни для профилактики осложнений, немедикаментозные методы лечения артериальной гипертонии и вопросы самоконтроля. Особое внимание уделяется навыкам преодоления психологических проблем, связанных с новым для больных психологическим статусом.

Информация о работе Сестринское дело в гериатрии