Сестринское дело в гериатрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 12:53, реферат

Описание работы

Общение медсестры с пациентами пожилого и старческого возраста имеет ряд особенностей. Передача информации осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств. Общаясь с пожилым пациентом, медсестра должна организовывать обучение, передачу информации с учетом инволюционных изменений, происходящих в его организме. Например, в результате возрастных изменений органа зрения снижаются острота зрения, адаптация к свету и темноте, способность различать цвета, повышается чувствительность к яркому свету.

Содержание работы

Роль медицинской сестры. Школы здоровья
Артериальная гипертензия у пожилых: особенности, клиника и лечение, уход за больными, реабилитация. Роль медицинской сестры в обучении пожилых пациентов. Что должен знать, уметь и делать пожилой пациент с артериальной гипертензией
Правила измерения артериального давления
Что должен знать пожилой пациент об артериальной гипертензии.
Роль медицинской сестры в обучении пожилых пациентов
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

гериатрия.docx

— 54.10 Кб (Скачать файл)

 

Эффективность работы ШАГ оценивается по разработанным  критериям:

 

1.            Стабилизация АД и уменьшение кризов

 

2.            Уменьшение количества холестерина крови

 

3.            Снижение уровня сахара крови

 

4.            Снижение массы тела

 

5.            Отказ от вредных привычек

 

6.            Уменьшение числа госпитализаций и вызовов ССМП

 

Внедрение Школ здоровья в реальную практику позволяет уже в течение одного года получить значительную медицинскую  эффективность. В результате обучения меняются установки пациентов и  отношение к здоровью: улучшается мотивация больных на выполнение профилактических рекомендаций; снижается число больных, считавших действия медицинского персонала неэффективными.

 

   Таким образом, активное развитие Школ здоровья формирует у населения мотивацию к сохранению своего здоровья и повышает их ответственность за свое здоровье, обеспечивает повышение точности выполнения назначений врача. При достижении этих целей Школы обеспечивают высокое качество профилактической помощи населению, что способствует реализации профилактической направленности службы здравоохранения и является основополагающим принципом ее реформирования.

 

Артериальная гипертензия у  пожилых: особенности, клиника и лечение, уход за больными, реабилитация. Роль медицинской сестры в обучении пожилых пациентов. Что должен знать, уметь и делать пожилой пациент с артериальной гипертензией

 

Гипертоническая болезнь, гипертония, просто «повышенное  давление» - так в быту чаще всего  называют заболевание, которое специалисты  классифицируют как артериальная гипертензия. По определению Всемирной организации  здравоохранения (ВОЗ) и международного общества по борьбе с артериальной гипертензией это заболевание диагностируется  в случае наличия у пациента стойкого повышения артериального давления до уровня 140/90 мм рт. ст. и выше. Она  бывает первичной, когда причину  точно установить не удается и  вторичной, обусловленной чаще всего заболеваниями эндокринных органов, почек, реже, врожденной патологией сосудов.

 

Артериальная  гипертензия является важнейшей  медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия. Это заболевание является частой причиной развития жизненно опасных острых заболеваний сердца (инфаркт миокарда) и мозга (инсульт), в том числе и у лиц трудоспособного возраста. Около 50% всех случаев смерти от сердечно-сосудистых заболеваний приходится на долю артериальной гипертензии. Она лежит в основе и хронических заболеваний сердца и головного мозга, почек и глаз, органов, которые принято называть органами-мишенями. Даже сейчас, когда в арсенале медиков имеется достаточное количество мощных антигипертензивных препаратов средняя продолжительность жизни пациентов среднего возраста, страдающих артериальной гипертензией не превышает 20-30 лет.  Диагностика, лечение и профилактика артериальной гипертензии и ее осложнений не могут быть эффективными без активного и осознанного участия в них пациента. А потому он должен быть ориентирован в этом заболевании, тем более если пациент относится к старшей возрастной категории или просто к пожилым людям.

 

К возрастной категории пожилых относят  лиц старше 65 лет. В настоящее  время эта категория составляет около 15% всего населения как в нашей стране, так и во многих индустриально развитых странах. Критерием артериальной гипертензии для пожилых считают АД выше 160/90 мм рт. ст. Распространённость артериальной гипертензии в данной возрастной группе достигает 50%. Артериальная гипертензия у пожилых может быть изолированной систолической или одновременно систолической и диастолической. Патогенетически, кроме других факторов, влияющих на повышение АД, у пожилых людей важное значение имеет уменьшение эластичности стенок аорты, что выражается в виде увеличения систолического АД и снижения диастолического АД.

^

Клинические особенности

 

Склонность  к ортостатической артериальной гипотензии в связи с уменьшением  мозгового кровотока из-за склероза артерий мозга, снижение выделительной  функции почек, уменьшение эластичности артерий (и соответственно увеличение ОПСС и снижение сердечного выброса). При обследовании пожилых пациентов  с артериальной гипертензией необходимо выявлять факторы риска ИБС (курение, сахарный диабет, гипертрофия левого желудочка и др.) и учитывать их при назначении ЛС. Эпидемиологические исследования показали, что по сравнению с повышением диастолического АД повышение систолического АД имеет большее значение для прогнозирования риска сердечно-сосудистых осложнений и требует лечения. Поэтому одной из важнейших составляющих работы медицинской сестры с пожилыми людьми по предупреждению и снижению риска развития артериальной гипертензии является проведение профилактической работы и доведение до пациентов азов самоподготовки постановки диагноза – начальным этапом которого можно назвать проведение замеров артериального давления.

 

Артериальное  давление может измеряться как медицинским  работником, самим пациентом и/или  его близкими, коллегами по работе.

 

^ Правила измерения артериального давления

  • перед измерением артериального давления пациент не менее 5 минут должен находиться в расслабленном состоянии (предпочтительно с наложенной на плечо манжеткой)
  • манжетка не должна содержать воздух и плотно обхватывать плечо пациента
  • у лиц с большой окружностью плеча (ожирение, пациенты с развитой мускулатурой) должны использоваться удлиненные манжетки
  • независимо от положения пациента (сидя или лежа), манжетка при измерении артериального давления должна находиться на уровне сердца. В положении сидя рука с манжеткой должна свободно лежать на столе
  • ручное нагнетания воздуха в манжетку должно осуществляться быстро до уровня, превышающего на 30 мм рт. ст. значение, при котором исчезла пульсация на лучевой артерии; затем давление в манжетке снижают медленно (на 2 мм рт. ст., или одно деление в секунду)
  • систолическое давление определяется в момент появления тонов («первый удар») на лучевой артерии, а диастолическое - в момент их исчезновения («последний удар»)
  • в тех случаях, когда четко не удается определить момент исчезновения тонов (феномен «бесконечных тонов») диастолическое давление определяют на уровне значительного их ослабления
  • измеряйте артериальное давление не менее двух раз на одной руке с интервалом в 2 минуты, а при наличии четких различий (более чем 5 мм рт. ст.), возможно, и большее количество раз
  • п осле второго измерения артериального давления в течение 30 секунд оцените частоту пульса на лучевой артерии
  • если пациенту ранее никогда не измерялось артериальное давление, то измерение должно проводиться на обеих руках (различия могут иметь диагностическое значение)
  • лицам пожилого и старческого возраста, больным сахарным диабетом, а также другим пациентам, которые предъявляют жалобы на ухудшение самочувствия при изменении положения тела, дополнительно следует производить измерение артериального давление через 1 и 5 минут после принятия вертикального положения: диагностика снижения артериального давления в положении стоя (ортостатической гипотензии), грозного состояния, которое может стать фатальным.

 

 

Как правило, систолическое давление с  возрастом повышается. Рост диастолического  давления происходит до 60 лет у мужчин и до 70 лет у женщин, затем наблюдается  снижение уровня данного показателя вследствие уплотнения кровеносных  сосудов.

 

^ Что должен знать пожилой пациент об артериальной гипертензии.

 

Факторы риска 

  • генетическая предрасположенность (наличие артериальной гипертензии у одного или нескольких кровных родственников, существенно повышает риск возникновения заболевания)
  • избыточное потребление поваренной соли и других, богатых натрием, продуктов
  • низкая физическая активность
  • нарушение обмена жиров с изменением их соотношения в сыворотке крови (дислипидемия) с развитием и прогрессированием атеросклероза сосудов
  • ожирение

 

Несложно  заметить, что многие из перечисленных  факторов риска тесно взаимосвязаны.

 

Симптомы 

Артериальная  гипертензия может проявляться  такими симптомами как головная боль, головокружение, слабость, заложенность или «звон» в ушах. Указанные жалобы могут быть как признаками артериальной гипертензии, так и поражения  мозга. Поражение сердца, почек, сосудов конечностей также имеет свою специфику. Весьма часто артериальная гипертензия может протекать бессимптомно и диагностироваться лишь случайно при измерении артериального давления.

 

Диагностика

Основным  методом диагностики является измерение  артериального давления. Диагноз  артериальная гипертензия выставляется в случае, если в течение нескольких месяцев три последовательно  проведенные врачом измерения артериального  давления выявили его превышение уровня 140/90 мм рт. ст.

 

Врач  определяет перечень обследований и  консультаций специалистов. Результаты обследований и осмотра специалистов позволят врачу разобраться в причинах развития заболевания, определить его тяжесть, характер и степень выраженности поражений органов-мишеней. На основании полученных данных врач может оценить риск развития острых и хронических сосудистых заболеваний.

 

Л ечение

Эффективность лечения определяется многими факторами. Врачебный фактор включает в себя способность врача правильно  выделить основные факторы риска заболевания (в случае первичной артериальной гипертензии) или разобраться в причинах его развития (в случае вторичной артериальной гипертензии), точно оценить тяжесть течения артериальной гипертензии, характер и степень выраженности поражений органов-мишеней и, в соответствии с этим, выбрать адекватную тактику лечения.  Но и роль пациента в лечении артериальной гипертензии нельзя недооценивать. От  того, насколько он готов в соответствии с  рекомендациями врача активно и последовательно бороться и, по возможности, устранять имеющиеся у негофакторы риска, отказаться от курения, ограничить употребление алкоголя (10 – 20 г для женщин, 20 – 30 для мужчин в пересчете на чистый этанол), регулярно принимать рекомендованные препараты и контролировать их влияние на артериальное давление, вносить данные измерения артериального давления и иную необходимую врачу информацию в специальный дневник, во многом зависит эффективность лечебных мероприятий

 

В соответствии с руководством по управлению (менеджменту) артериальной гипертензией, подготовленным European Society of Hypertension (ESH), European Society of Cardiology (ESC) и опубликованным в 2003 году варианты возможных комбинаций антигипертензивных препаратов представлены на схеме.

 

 

 

^ Синий цвет - препараты, рекомендованные для применения правильно спланированными исследованиями, отвечающими всем требованиям доказательной медицины

 

^ Красный цвет - препараты, используемые при наличии показаний

 

Зеленая сплошная линия - наиболее рациональные комбинации

 

Красная пунктирная линия - комбинации эффективность которых сомнительна или не доказана .    

 

В выборе лекарственного препарата врач должен ориентироваться на наличие/отсутствие  сопутствующей патологии, ее характера,   возраст пациента и другие факторы.

 

Об  эффективном контроле над артериальным давлением следует говорить в  том случае, если в результате модификации  стиля жизни, устранения факторов риска  и вредных привычек или приема антигипертензивного (-ых) препарата (-ов) удается поддерживать его уровень на большем протяжении суток ниже 140/90 мм рт. ст, а для пациентов с сахарным диабетом по возможности ниже 130/80 мм рт. ст..

 

Достижение  целевого уровня артериального давления способствует снижению относительного риска развития фатальных и нефатальных состояний/заболеваний, в сравнении с пациентами, которые не лечатся или принимают плацебо.

 

Если  же значения артериального давления превышают указанный уровень следует обсудить с врачом  возможные причины недостаточной эффективности проводимого лечения.

 

Прогноз артериальной гипертензии определяется ее длительностью, тяжестью течения в том числе и поражением органов-мишеней, наличием сопутствующей патологии, например сахарного диабета, который еще больше увеличивает риск развития сосудистых заболеваний сердца, мозга, почек, глаз. Адекватная терапия, как правило, способствует улучшению прогноза. Напротив, длительное неконтролируемое повышение артериальное давление (чаще при бессимптомном течении артериальной гипертензии) сопряжено с высоким риском развития сосудистых осложнений, существенно ухудшающих прогноз.

 

Профилактика 

Первичная профилактика должна быть направлена на устранение факторов риска артериальной гипертензии, а вторичная – на поддержание артериального давления на оптимальном для пациента уровне.

 

^ Роль медицинской сестры в обучении пожилых пациентов

 

Социальная  значимость проблемы артериальной гипертензии  определяется высоким ростом заболевания, в этой связи обучение пациентов принципам профилактики составляет существенную часть лечебного процесса. Только 8 из 100 пациентов узнают о своей болезни на ранней стадии проявления. Поэтому одним из составляющих успешной борьбы с артериальной гипертензией является повышение информированности населения и готовности его к профилактике, формирование установки на здоровый образ жизни. В решении этих важных, социально значимых задач основная роль принадлежит медицинским сестрам. В последние десятилетия специалисты по профилактике и лечению артериальной гипертензии возлагают надежды на изменение отношения самих пациентов к своему здоровью.

 

Для медицинских работников наиболее важны  знания о том, как обучать пациентов, как проводить профилактические информационные кампании среди населения. Обучение хронически больного предполагает владение особыми знаниями и умениями из области педагогики и психологии. В последние 2-3 десятилетия стала  очевидна необходимость их приобретения медицинскими сестрами и высокая  эффективность привлечения пациентов  к активному участию в лечебном процессе.

 

Медицинская сестра должна иметь представление  о методах проведения профилактической работы с населением, способах и  приемах популяризации здорового  образа жизни.

 

Цель  обучения пожилого пациента – помочь ему в формировании поведения, адекватного  заболеванию (регулярный прием медикаментов, модификация питания, проведение контрольных  мероприятий), улучшить качество жизни, привить понятие «Психология  здоровья».

 

Заключение

 

Продление жизни современного человека, повышение  уровня его биологической и физической активности является одной из важнейших  задач, стоящих перед гериатрией как составляющей науки геронтологии.

 

Основная  роль в обучении пожилых людей  здоровому образу жизни ложится  на сестринский медицинский персонал. Программа обучения должна быть гибкой, адаптированной к индивидуальным потребностям пациента с артериальной гипертензией. Организация медицинского просвещения  является не разовой акцией, а закономерным образовательным процессом, требующим  от медсестер новых знаний и навыков. Наиболее очевидными недостатками работы медсестер являются перегруженность  речи медицинской терминологией  при обращении к пациенту, неумение адаптировать свою речь, поведение  «под пациента» с учетом его возрастных особенностей, уровня образованности, культурных потребностей, темперамента; передача информации слушателю без обратной связи (например, при чтении лекций). При этом важно учесть два условия: готовность слушателей к восприятию и схожесть системы представлений по обсуждаемой теме. Люди хотят получать от медицинских работников информацию о том, как снизить риск вреда здоровью, какой образ жизни следует вести, чтобы не заболеть, с другой стороны, медицинские работники не имеют достаточно знаний в области педагогики, психологии для эффективного проведения информационно-профилактической кампании.

 

Поэтому одной из важнейших задач перед  квалифицированным сестринским  персоналом является обучение медицинских  сестер элементам сестринской педагогики, а пациентов - культуре здорового  образа жизни, самоконтролю за жизненно важными функциями организма, правилам тонометрии, ведению дневников самоконтроля.

Информация о работе Сестринское дело в гериатрии