Социальная медицина и миграционные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:21, контрольная работа

Описание работы

Проблемы социальной медицины, связанные с миграцией, можно увидеть уже на заре истории цивилизации. Даже в те далекие времена можно условно разделить всех мигрантов на беженцев и вынужденных переселенцев. Разделение это происходит по принципу гражданства (территории): вынужденный переселенец — это житель той страны, в пределах которой он передвигается, беженец — бежавший за ее пределы, например, согласно сведениям Библии, Ханаане были вынужденными переселенцами, а евреи — беженцами. Первая мировая война и революции в начале XX века вызвали такие огромные потоки, как беженцев, так и вынужденных переселенцев, что явление это стало предметом многих научных исследований.

Содержание работы

1. Проблемы социальной медицины, связанные с миграцией_____________3
2. Бомжи как "предмет" социальной медицины________________________11
3.Права человека и девальвация общественного и личностного здоровья__16
Список литературы_______________________________________________20

Файлы: 1 файл

Проблемысоциальной медицины.docx

— 39.02 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Республики Татарстан Г А О У «Альметьевский государственный институт муниципальной службы »

кафедры философии  и социальных наук»

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по Основе социальной медицины на тему:

«Социальная медицина и миграционные процессы»

 

 

 

 

 

 

                                                                 

 

Выполнила: студентка гр. 01120 С

           Мартынова Н.А.

Проверила: Сабирова.Р.Г._________

 

 

 

 

 

 

 

Альметьевск 2013г.

Содержание

 

 

1. Проблемы социальной медицины, связанные с миграцией_____________3

2. Бомжи как "предмет" социальной медицины________________________11

3.Права человека и девальвация общественного и личностного здоровья__16

Список литературы_______________________________________________20

 

 

 

 

1.Проблемы социальной медицины, связанные с миграцией

Проблемы  социальной медицины, связанные с  миграцией, можно увидеть уже  на заре истории цивилизации. Даже в  те далекие времена можно условно  разделить всех мигрантов на беженцев и вынужденных переселенцев. Разделение это происходит по принципу гражданства (территории): вынужденный переселенец  — это житель той страны, в  пределах которой он передвигается, беженец — бежавший за ее пределы, например, согласно сведениям Библии, Ханаане были вынужденными переселенцами, а евреи — беженцами.  Первая мировая война и революции  в начале XX века вызвали такие  огромные потоки, как беженцев, так  и вынужденных переселенцев, что  явление это стало предметом  многих научных исследований.

Безусловно, и в нашей стране проблемы миграции, беженцев и вынужденных переселенцев стоят очень остро и болезненно. Прежде, чем рассмотреть основные направления работы социальной медицины в этой области,нужно попытатся раскрыть общую картину положения дел с двух основных сторон: субъективной и объективной.

О субъективной стороне пишет О. Игнатенков в книге «Компас беженца и вынужденного переселенца» (М., 1984). Он обращается к русским, которые живут в Казахстане и готовы бежать в Россию, поскольку после обретения Казахстаном самостоятельности они стали там гражданами «второго сорта».

«Мы возвращаемся в Россию с горячей любовью  к ней, но вскоре обнаруживаем, что  поддержание в себе чувства патриотизма  требует огромного мужества.

Стало невыносимо жить там, где у нас был дом, где остались могилы наших предков. Мы в одночасье стали неугодными, «оккупантами», «колонизаторами»... В  обстановке национальной ненависти  мечтаешь о России как о земле  обетованной.

С этими мечтами  и иллюзиями лучше распроститься  заранее. Никто нас в России особенно не ждет. Сегодня Россия сама терпит бедствие. Того государства, которое  надежно защищало бы права граждан, по сути, нет. Все расшаталось. Самое страшное в такую лютую непогоду лишиться крыши над головой.

Да, возврат  к нашей прежней, привычной жизни  уже нереален, и наши дети обречены в чужом государстве быть гражданами второго сорта. Но ведь и в России мы чужаки, причем, не только для окружающих, но и порой для самих себя.  До боли обидно, когда предают единомышленники, те, с кем начинал строить жилье в чистом поле. Не все оказались способны перенести ад неустроенности, гонений, постоянных упреков, бюрократических издевательств. Люди есть люди,  и ничего другого не остается, как терпеть невзгоды и ради будущего своих детей своими руками создавать цивилизованный быт.

Все мы, ставшие бездомными, хотим поскорее обрести в России свою крышу над  головой. Однако сразу заиметь готовое  жилье удается или очень богатым, или имеющим дефицитные, как правило, рабочие профессии. Остальным же придется первое время жить, где  попало — в вагончике, в сарае, снимать чужой угол... Не о жилье, а о хорошей работе на новом  месте имеет смысл мечтать. Только имея хорошую работу, можно выжить, а со временем и крышу себе построить.

Итак, если приехал в Россию — снимай розовые  очки, засучивай рукава и — работать, работать, работать... » 

В призыве  О. Игнатенко, обнажена вся глубина  психологического состояния мигрантов  при очевидных последствиях психической  травмы, какой является потеря «малой родины» (не только привычного социального  окружения, но и социальных корней). И, заметим, автор советует: при всем ужасном положении «чужака» в  другой стране, человека «второго сорта» «не спешить обрубать концы», ибо  не каждый может выдержать тяготы переселения.

Об объективной  стороне миграции можно иметь  представление из доклада «Социальное  положение женщин, относящихся к  категории беженцев и вынужденных  переселенцев, в Москве», подготовленного  Союзом женщин России совместно с  УВКБ ООН в 1998 г.

Миграция  — один из самых сложных механизмов саморазвития населения. Прямые и обратные связи между процессами миграции и социально-экономической, политической жизнью РФ оказывают значительное влияние  на ситуацию во всех субъектах Федерации, в том числе и в Москве.

Действующее законодательство РФ предоставляет  лицам, имеющим статус беженца или  вынужденного переселенца (независимо от пола), достаточно широкие права, реализация которых предусматривается  в значительной мере за счет субъектов  Федерации. Многие женщины становятся главами семей, и на их плечи ложится  тяжелый груз ответственности за налаживание не только собственной  жизни, но и жизни своих родственников.

Для того чтобы  деятельность миграционной службы по организации защиты и помощи беженцев была эффективной, необходимо учитывать  различные потребности беженцев — детей, женщин, мужчин, престарелых, инвалидов и т.д. Так, с целью  охраны здоровья женщин и детей в  Москве осуществляется бесплатный их доступ к основным видам медицинской  помощи: они прикрепляются к поликлиникам по месту пребывания и получают страховые  полисы. Работающие женщины обеспечиваются пособиями по беременности и уходу  за детьми на общих основаниях.

Особой защитой  государства пользуются дети вынужденных  переселенцев и беженцев. В 1998 г. около 200 семей из числа зарегистрированных Миграционной службой Москвы — это  многодетные семьи и семьи  с одним родителем. Дети-беженцы  нуждаются в особой защите и помощи. Потребности детей больше, чем  у взрослых, и соответственно они  должны иметь дополнительные условия.

Однако, несмотря на помощь, получаемую от городских  федеральных и международных  источников, социально-медицинские  условия жизнедеятельности  детей  из семей вынужденных мигрантов  как в целом, так и, особенно, по отдельным категориям, весьма неблагоприятны. Большинство детей мигрантов проживает в крайне стесненных жилищных условиях. Многие дети из-за языкового и общекультурного барьеров испытывают трудности в получении образования и профессиональной подготовки.

Дополнительные  проблемы вызывает пребывание детей  в семьях, относящихся к группе риска по медицинским (семьи с  хроническими инфекционными и психическими заболеваниями) и криминальным (с  членами семьи, совершившими правонарушения и преступления) показателям, равно  как и положение детей в  семьях незарегистрированных вынужденных  мигрантов (главным образом из Афганистана), фактически полностью остающихся вне  контроля и помощи со стороны городских  органов здравоохранения, образования  и социальных служб.

До сих  пор не решены вопросы медицинского обслуживания мигрантов и их детей  в период рассмотрения ходатайства  о предоставлении статуса беженца  или вынужденного переселенца, т.е. в период, когда у людей нет  полиса обязательного медицинского страхования.

Миграционной  службой Москвы совместно с Комитетом  труда и занятости в 1998 г. был  разработан проект городской целевой  программы «Дети семей вынужденных  переселенцев и беженцев». Эта программа  предусматривает:

  • выявление детей мигрантов, не охваченных контролем со стороны органов социального комплекса города и правоохранительных органов, с целью определения состава и объемов мер для поддержки этих категорий детей по линии органов здравоохранения и образования; обеспечение адресной поддержки детей из семей вынужденных переселенцев и беженцев с учетом материального достатка семей;
  • создание условий для физического, психологического, образовательного и культурного развития детей из семей вынужденных переселенцев и беженцев;
  • повышение уровня социальной и трудовой защищенности детей из семей вынужденных переселенцев и беженцев.

Дети, пенсионеры, инвалиды и другие слабо защищенные категории лиц находятся на социальном и другом обеспечении бюджета Москвы. В отношении же лиц трудоспособного возраста наблюдается определенная несправедливость, вызванная несогласованностью правовых норм Федеральных законов «О вынужденных переселенцах» и «О беженцах» с Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации», согласно которому пособие по безработице может выплачиваться только лицам, имеющим постоянную регистрацию по месту жительства.

Московская  миграционная служба работает в тесном взаимодействии с

Комитетами  и Департаментами города, а именно с Комитетом социальной защиты населения; с Комитетом образования; с Комитетом  по делам семьи и молодежи и  Комитетом труда и занятости  Миграционной службы.

Миграционная  служба Москвы работает во взаимодействии со многими общественными и неправительственными организациями, в основном с национальными  объединениями (Союзом русских беженцев, Интернациональным комитетом беженцев из Баку, Чеченским культурным центром, Комитетом «Гражданское содействие», московским отделением Красного Креста, УВКБ ООН и др.).

Действующее законодательство РФ предоставляет  лицам, имеющим статус беженца или  вынужденного переселенца, весьма широкие  права, осуществление которых предусматривается  в значительной мере за счет субъектов  РФ. В частности, статья 7 закона «О вынужденных переселенцах» предусматривает, что органы исполнительной власти субъектов РФ включают вынужденных переселенцев в список граждан на получение жилья, строительство которого ведется за счет местного бюджета, причем, независимо от срока проживания в данной местности (пункт 2), переселенцам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются безвозмездные субсидии (пункт 4), оказывается содействие в обустройстве, производится выплата пенсий, пособий, обеспечивается медицинское обслуживание, получение образования и т.д.

Федеральный закон «О беженцах» (в частности, ст. 6 и ст. 8) также предусматривает  обеспечение предоставленных беженцам прав. Каждому, претендующему на получение такого статуса, должны быть обеспечены в случае необходимости услуги переводчика, а также оказано содействие в обеспечении проезда и провоза багажа, выплата единовременного пособия на каждого члена семьи, направление в центр временного размещения, обеспечение безопасности со стороны органов внутренних дел, обеспечение питанием и коммунальными услугами, медицинской и лекарственной помощью, оказание содействия в направлении на профессиональное обучение.

Основания для отказа в предоставлении статуса  переселенца или беженца, предусмотренные  федеральными законами, не позволяют  субъекту Федерации (территориальному органу миграционной службы) направлять лиц, ходатайствующих о предоставлении соответствующего статуса, в другие регионы, в частности, по причине  целесообразности размещения этой категории  лиц в данном регионе. Вообще, введение механизма квотирования уже предусмотрено  Постановлением Правительства РФ № 1021, принятом в 1994 году.

Таким образом, хотя в законе полностью предусмотрена  защита интересов вынужденных мигрантов, механизм управления миграционными  потоками в масштабе всей страны, который  должен учитывать и законные интересы регионов, до сих пор не отлажен. При этом любой нормативный правовой акт субъекта Федерации, вводящий какие-либо ограничения в предоставлении соответствующего статуса, подлежит отмене как противоречащий федеральному закону. Такое положение, естественно, только стимулирует приток лиц данной категории именно в Москву как в наиболее привлекательный регион. Федеральный закон требует предоставления большинству из них статуса беженца (за исключением лиц, совершивших преступления, предоставивших о себе ложные сведения, и т.д.), после чего большинство из них в соответствии с тем же законом могут обратиться в Правительство Москвы с требованием предоставить жилье и обеспечить содействие в обустройстве. «Федеральная миграционная программа на 1998—2000 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 10.11.1997, за № 1414, предусматривает разработку67 важнейших нормативных правовых актов, регламентирующих порядок работы с данной категорией лиц, а также мероприятий в этой сфере в период не ранее середины 1998 года. В частности, разработка порядка определения и размеров ежегодной квоты распределения беженцев для каждого субъекта Российской Федерации, имеющих определяющее значение для выработки и осуществления политики Правительства Москвы в области регулирования миграции, были отнесены Программой на середину 1999 г. Вынужденная миграция в столице привлекает все более пристальное внимание общественных организаций, правоохранительных органов, государственных структур и средств массовой информации.

Информация о работе Социальная медицина и миграционные процессы