Социальная медицина и миграционные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:21, контрольная работа

Описание работы

Проблемы социальной медицины, связанные с миграцией, можно увидеть уже на заре истории цивилизации. Даже в те далекие времена можно условно разделить всех мигрантов на беженцев и вынужденных переселенцев. Разделение это происходит по принципу гражданства (территории): вынужденный переселенец — это житель той страны, в пределах которой он передвигается, беженец — бежавший за ее пределы, например, согласно сведениям Библии, Ханаане были вынужденными переселенцами, а евреи — беженцами. Первая мировая война и революции в начале XX века вызвали такие огромные потоки, как беженцев, так и вынужденных переселенцев, что явление это стало предметом многих научных исследований.

Содержание работы

1. Проблемы социальной медицины, связанные с миграцией_____________3
2. Бомжи как "предмет" социальной медицины________________________11
3.Права человека и девальвация общественного и личностного здоровья__16
Список литературы_______________________________________________20

Файлы: 1 файл

Проблемысоциальной медицины.docx

— 39.02 Кб (Скачать файл)

Субъекты  вынужденной миграции — это лица, ищущие убежища. Правовые основы предоставления убежища, определения статуса и  оказания помощи таким лицам регулируются законом Российской Федерации «О беженцах», «О вынужденных переселенцах», «О гражданстве Российской Федерации» и законами и иными правовыми  актами Москвы.

Снижение  количества получивших статус в Москве связано с тем, что мэром Москвы было утверждено Положение о Миграционной службе Москвы (РМ № 324 от 12.06.1994), в соответствии с которым на эту службу было возложено  регулирование миграционных потоков  для обеспечения бескризисного  развития Москвы и формирование оптимального рынка труда города, с учетом соблюдения не только прав вынужденных мигрантов, имеющих желание поселиться именно в Москве, но также прав и законных интересов москвичей, включая оценку целесообразности и возможности размещения в городе данной категории лиц.

Утвержденное  мэром Москвы Положение, зафиксировавшее  статус Миграционной службы как городской  структуры, позволило наладить взаимодействие со всеми городскими организациями, имеющими отношение к регулированию  миграционных потоков.

Одним из следствий многолетней работы по регулированию миграционных потоков  является, в частности, изменение  национального состава вынужденных  мигрантов в сторону увеличения удельного веса этнических россиян.

Есть наиболее притягательные для миграции районы, к которым, в первую очередь,  относится  Москва, Московская область, Краснодарский  край, а также, хотя и в меньшей  степени, Санкт-Петербург, Ленинградская, Воронежская и ряд других областей с благоприятными природно-климатическими условиями. К примеру, проблем беженцев в Тюменской области нет.

Регулирование миграционной ситуации в Московском регионе должно быть направлено на достижение наиболее полного соответствия численности и структуры мигрантов  задачам социального и экономического развития города при одновременной  минимизации нелегальной иммиграции.

К основным типам мигрантов в столичный  регион относятся:

- беженцы  и вынужденные переселенцы; 

- лица, добивающиеся  предоставления политического убежища; 

- представители  трудовой легальной внутри российской  миграции, в том числе сезонники; 

- представители  трудовой легальной миграции  иностранной рабочей силы;

- представители  трудовой маятниковой миграции;

- лица, представляющие  прочие виды миграции (брачной,  учебной, нелегальной — как  трудовой, так и преступной и  т.д.).

Самую серьезную  помощь в решении проблемы мигрантов, вставшей перед страной, может оказать  социальная медицина, ориентированная  на конкретную помощь беженцам и вынужденным  переселенцам: детям, женщинам, старикам, инвалидам, матерям-одиночкам, детям-сиротам, мужчинам, потерявшим социальный статус, а значит, и положение кормильца  и защитника семьи. Ни хорошо организованная миграционная служба (какой, несомненно, является московская), ни клиническая  и профилактическая медицина (представленная учреждениями здравоохранения и  Центрами здоровья) не в состоянии  решить проблем относящиеся к  области социальной медицины.

 

2.Бомжи как "предмет" социальной медицины

Люди  без определенного места жительства (бомжи) возникли как социальный феномен  в нашей стране после 1989 г. С полным основанием можно утверждать, что  главной причиной их появления явилась  так называемая приватизация и свободная  продажа жилья. Обнищание как  таковое еще не превращает человека в бомжа. Нищие и бродяги были всегда и везде. Бомжи появились  только в распавшемся Советском  Союзе.

Это уникальное явление, которое, несомненно, будет  предметом изучения разных наук —  психологии, социологии и т.д. Здесь  же нас интересует аспект, важный для  социальной медицины.

Бомжи представляют собой очень разнородную группу. К ним относятся всякого рода бродяги, нищие, попрошайки, психические больные (некоторые из них точно так же, как их здоровые психически собратья, лишились жилья под нажимом криминальных элементов или в результате мошенничества), выпущенные из психиатрических больниц для «хроников» по причине экономически бедственного положения этих учреждений. Здесь же разного рода асоциальные элементы, потерявшие поддержку и понимание общества (что они еще имели в 80—90 годах), а также спившиеся алкоголики, токсикоманы, наркоманы, инвалиды разного рода.

Ко Дню  борьбы с туберкулезом, объявленному Всемирной организацией здравоохранения 24 марта 1998 г., Российское здравоохранение  выпустило листовки, которые милиция  должна была расклеивать в местах скопления бомжей. Листовка начиналась так:

Для бездомных, беженцев и других групп мигрирующего населения!

Вы бездомный, беженец, мигрант? Неудачи преследуют Вас?

А тут еще  этот несносный кашель и слабость.

Не исключено, что у Вас туберкулез. Не отчаивайтесь.

Обратитесь  к врачу. Вас примут в любой  ближайшей поликлинике, противотуберкулезном диспансере. Излечение зависит только от Вас.

Дальше шло  объяснение, что такое туберкулез, и описание основных его

признаков, а также номера телефонов, по которым  звонить.

Комитет труда  и занятости Правительства Москвы при организации работы с бомжами  руководствовался Указом Президента РФ от 10 июля 1996 г. №1025 «О неотложных мерах  по укреплению правопорядка и усилению борьбы с преступностью в Москве и Московской области» и Постановлением Правительства Москвы от 7 мая 1996 г. «О мерах по социальной опеке граждан, утративших жилье, и лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством в Москве», и городской комплексной программой мер по профилактике бродяжничества и попрошайничества в Москве на 1996—1997 гг., утвержденной постановлением Правительства Москвы от 27 августа 1997 г. №704. Сам Комитет труда и занятости разработал и утвердил (приказ 240-а от18.09.1996 г.) план мероприятий по реализации Городской комплексной программы мер по профилактике бродяжничества и попрошайничества в Москве на 1996—1997гг.

В структуре  аппарата Комитета был создан отдел  спецконтингента, в территориальные Управления труда и занятости были назначены сотрудники, отвечающие за данное направление работы. В целях содействия занятости лиц без определенного места жительства был разработан и утвержден временный порядок работы с бывшими жителями Москвы, находящимися в социальных учреждениях для лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством.

Неоднородность  данной категории граждан, потерявших жилье в результате операций с  недвижимостью, вернувшихся из мест заключения, приехавших из других городов  и т.д., нигде не работающих, и связанная  с этим социальная деградация большей  их части, как и неопределенность с перспективой получения жилья, создает особые трудности в организации  работы с этим контингентом. Не вызывает сомнения актуальность и практическая значимость решения проблемы социально-трудовой адаптации лиц без определенного  места жительства. Но при этом следует  уделить особое внимание той группе бомжей, которая оказалась в этом положении в определенной степени  случайно, в силу неудачно сложившихся  обстоятельств, присущих социально-экономической  ситуации в стране. Это те бомжи, которые не потеряли ни человеческий облик, ни профессиональные навыки. Они  еще стремятся, пусть и вяло, восстановить свой социально-трудовой статус. Эти  граждане разительно отличаются от другой группы бомжей, характеризующейся особым социально-психологическим статусом: асоциальным поведением, разрывом всех связей с другими членами общества (родственниками, друзьями, бывшими  сослуживцами или даже сокамерниками), для которых «бездомность» стала  философией жизни и смерти.

В соответствии с Правилами регистрации и  снятия граждан России с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области, утвержденными Правительствами  Москвы и Московской области (Приказы  от 26.12.1995 г. №1030-43, пункт 13), работодатели предприятий, организаций, независимо от формы собственности, за привлечение  к работе граждан без регистрации  в Москве и Московской области  подвергаются предупредительному штрафу. В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту его жительства. Таким образом, трудоустройство и признание гражданина безработным (а, следовательно, назначение пособия по безработице, направление на профессиональное обучение) невозможны без соответствующей регистрации бомжей.

По инициативе Комитета труда и занятости Комитетом  социальной защиты и ГУВД решен вопрос о регистрации бомжей, проживающих  в домах ночного пребывания.

Срок  этой регистрации, с точки зрения возможности трудоустройства и  социальной адаптации бомжей, очень  мал (1 месяц!), поэтому Комитет труда  и занятости и Комитет социальной защиты населения Москвы обратились в Правительство Москвы с предложением о предоставлении бомжам муниципального жилья и регистрации в Москве без права приватизации. Однако вопрос этот не решен. Как правило, бомжи  либо не имеют высокой профессиональной квалификации, либо утратили ее (как  не странно и как это не противоречит всем психологическим законам, трудовые навыки бомжи теряют чрезвычайно  быстро). Граждане, получившие временную  регистрацию по месту проживания, привлекаются к участию в общественных работах в основном по благоустройству  города.

Комитетом труда и занятости было издано распоряжение «Об организации оплачиваемых общественных работ для лиц, утративших жилье, и лиц, занимающихся бродяжничеством  и попрошайничеством» (№103 от 19.12.1996 г.), согласно которому предусмотрено выделение из Фонда занятости населения Москвы средств на 100% финансирования оплаты труда бомжей.

Комитетом труда и занятости проводятся активные поиски вакантных мест на предприятиях и организациях Москвы для трудоустройства бомжей, создается  банк вакансий для данной категории  граждан, который регулярно публикуется  в московской прессе.

Однако, несмотря на то, что организаций, согласившихся  принять бомжей на работу, казалось бы, немало, было выделено только 335 мест. Правда, бомжей широко привлекают к строительству так называемых «Домов ночного пребывания» (в некоторых из них бомжи могут получить бесплатно ужин и завтрак и первую медицинскую помощь), но обычно они выполняют неквалифицированную работу: земляную, по уборке и подготовке территории и т.п.

Сотрудники  территориальных Управлений труда  и занятости проводят постоянные выездные консультации с бомжами  по вопросам их занятости. Эффект от этих консультаций практически нулевой, ибо бомжи упорно отказываются от любой работы, предпочитая разовые  подачки от социальных органов, а  также питание отбросами на рынках, возле продуктовых палаток, на вокзалах.

В соответствии с Дополнительным соглашением от 4 июля 1997 г. к Договору от 29.09.1995 г. между  Комитетом труда и занятости  и Управлением инвестиционной политики и финансирования из городских источников погашения беспроцентной ссуды, предоставленной Комитетом Департаменту строительства, Управлением инвестиционной политики и финансирования, из городских  источников было произведено в форме  оказания услуг Комитету труда и  занятости по ремонту и реконструкции  его зданий и сооружений. Комитет труда и занятости включил в число объектов ремонтно-строительных работ Дом ночного пребывания «Люблино», с целью создания условий для трудовой адаптации проживающих в нем лиц.

По вопросам оперативного содействия занятости  лиц без определенного места  жительства Комитет наладил контакты с Министерством труда и социального  развития РФ, Комитетом социальной защиты населения, прокуратурой и ГУВД Москвы.

Существует  договоренность между Правительством Москвы и городскими больницами о  госпитализации в них бомжей. Так, бомжам специально в некоторых отделениях Клиники Скорой Помощи выделены койки. За обслуживание бомжей медперсонал  получает надбавки к заработной плате.

Следует сказать, что практически все  бомжи больны инфекционными заболеваниями, в том числе и теми, которые  при снижении общего иммунитета народонаселения  в состоянии вызвать эпидемии (туберкулез — это только одно из таких заболеваний). С точки зрения профилактической и превентивной медицины, бомжи — также носители психических  болезней. Бомжей можно было бы спасти, если бы, основываясь на сугубо медицинских  показателях (инфекционных, психиатрических),  госпитализировать их всех в соответствующие  больницы... Однако делать это нельзя, чтобы не возник еще один «казус»  нарушения прав человека. Здесь мы подходим к самой, пожалуй, трудной  задаче социальной медицины: возвращение  бомжей в общество путем не клинического, а социального «лечения». Но методов  такого воздействия ни в нашей  стране, ни за рубежом не существует.

По спартанским  законам, самым тяжким преступлением  считалось пренебрежение собственным  человеческим достоинством (касалось ли это облика, поведения, образа мысли  или чувств). С этой точки зрения, бомж — преступник перед человечеством. Но и самый опустившийся бомж —  это человек, и поэтому является субъектом закона о правах человека. Воля его (если даже о воле можно говорить чисто условно) не должна подвергаться насилию. Однако, встав на позицию защитника прав человека-бомжа, мы неизбежно становимся нарушителями прав сограждан, вынужденных жить в социальной среде, где бомжи влияют на ее физический, психический и моральный климат. Что делать? Этот вопрос, безусловно, обращен к социальным медикам. И он остается открытым.

Информация о работе Социальная медицина и миграционные процессы