Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 15:45, доклад
Ш. Сен-Симон, О. Конт и Г. Спенсер заложили основы знания об обществе, где человек (человеческий фактор) не просто играет некую абстрактную роль, но в своих отношениях, действиях, поступках и статусах может быть подвергнут измерениям. Есть два понятия, которые являются категориями знаний о человеке и одновременно, об обществе. Имеются в виду предметы медицина и социальная медицина, а также понятие «общественная болезнь» не есть противоположная «общественному здоровью» категория, ибо любое знание об общественной болезни (болезнях) имплицитно содержится в понятии «общественное здоровье».
ТЕМА 1. СОЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ
1.1. Социальная медицина: предмет и задачи
Ш. Сен-Симон, О. Конт и Г. Спенсер заложили основы знания об обществе, где человек (человеческий фактор) не просто играет некую абстрактную роль, но в своих отношениях, действиях, поступках и статусах может быть подвергнут измерениям. Есть два понятия, которые являются категориями знаний о человеке и одновременно, об обществе. Имеются в виду предметы медицина и социальная медицина, а также понятие «общественная болезнь» не есть противоположная «общественному здоровью» категория, ибо любое знание об общественной болезни (болезнях) имплицитно содержится в понятии «общественное здоровье».
Медицина – область науки и практическая деятельность, направленные на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней.
Социальная медицина – отрасль научного знания, изучающая общественное здоровье, а также практическая деятельность, направленная на сохранение и укрепление общественного здоровья, предупреждение и лечение социальных болезней (болезнь – нарушение нормальной жизнедеятельности человека, обусловленное функциональными и (или) морфологическими изменениями).
Социальная медицина – наука о закономерностях общественного здоровья, объектом исследования которой является система «человек-общество-среда»:
1) группы
лиц, население
2) отдельные учреждения (поликлиники, стационары, диагностические центры, специализированные службы);
3) органы здравоохранения;
4) объекты окружающей среды;
5) общие и специфические факторы риска различных заболеваний и др.
Предметом социальной медицины является общественное здоровье (здоровье – процесс гармоничного взаимодействия социального и биологического в человеке, обеспечивающий ему устойчивость во взаимоотношениях с внешней средой). Общественное здоровье имеет два смысловых аспекта: медицинский и нравственный. Первый является приоритетным для социальной медицины. Субъектом социальной медицины являются конкретные живые люди со всеми социальными атрибутами: положением в обществе, профессиональной занятостью, семейным положением, жизненной ценностно-смысловой ориентацией. Поэтому социальный медик, занимаясь здоровьем человека, активно «вмешивается» в его дела, становится партнером своего пациента. Он отвечает не только за здоровье, но и занимается проблемами организации социальной помощи нуждающимся людям. Общественные последствия любого заболевания тоже являются сферой приложения сил социального медика. Когда мы говорим, что «носителями» общественного здоровья являются конкретные люди, то имеем в виду также следующее. В каждом конкретном обществе всегда есть группы людей, являющиеся носителями и распространителями тех или иных социальных (и клинических) болезней.
Широту и многообразие спектра проблем, рассматриваемых в рамках социальной медицины, обобщает академик Ю.П. Лисицын. По его мнению, нет проблем медицины, которая не имела бы социального характера. Милтон И. Ремер (школа общественного здравоохранения Калифорнийского университета) рассматривает социальную медицину как расширенное понимание клинической медицины, полностью учитывающей социальные, психологические факторы, а также факторы окружающей среды, влияющие на отдельных пациентов. Основатели отечественной социальной медицины определяли социальную медицину как науку об общественном здоровье и здравоохранении. Существуют многочисленные названия этой науки – от социологии медицины и медицинской социологии до социальной медицины и управления здравоохранением, что отражает особенности самого предмета и содержание задач научных исследований.
Социальная медицина как наука находится в непосредственной связи с общественными социальными процессами, с одной стороны, и медициной и здравоохранением – с другой. Социальная медицина изучает социальные проблемы в медицине, равно как, и медицинские в других науках, и потому методологическая база социальной медицины характеризуется многообразием методик и методов, включающих в себя методы, заимствованные как из клинических медицинских, так и из общественных наук.
Основными задачами социальной медицины являются:
– изучение закономерностей влияния социально-экономических условий, факторов и образа жизни людей на здоровье населения, отдельных групп;
– теоретическое обоснование эффективной системы государственных и общественных мероприятий, путей и методов, направленных на устранение влияния вредных факторов окружающей среды;
– обеспечение высокого уровня здоровья всех членов общества;
– увеличение периода их активного творческого долголетия.
Рост интереса к социальной медицине связывают с тем, что:
1) в современных
обществах происходит
2) здоровье
и жизнь людей начали
3) со
стороны медицины наблюдается
возрастание внимания к
4) возникла
потребность введения
Основное назначение социальной медицины и управления здравоохранением как науки и учебной дисциплины – оценка критериев общественного здоровья и качества медицинской помощи, их оптимизация.
1.2. История становления и развития социальной медицины как научной дисциплины
Первые попытки изучения социальных аспектов здоровья в рамках антропологии и социальной медицины были предприняты в конце XVIII века английскими, немецкими и французскими учеными. В это же время, под влиянием идей Великой французской революции, возникает концепция общественного здоровья. На протяжении почти двух столетий проблема социальной медицины была растворена в эпидемиологии и социальной гигиене. Более ста лет прошло со времени первых лекций известного немецкого врача Альфреда Гротьяна на тему «Социальная медицина» (1902 г.). Значительное развитие социальная медицина получила в ХХ столетии.
США шли
своим путем к осознанию
Положение в корне изменилось после второй мировой войны. Назревал глубокий социальный катаклизм: «Все вдруг поняли, что общество больно, и эта боль идет не от ран!». Так сказал выдающийся американский писатель Дж. Сэлинджер. А видный американский экономист Пол Сэмюэлсон решил, что «цикл благополучия для Америки закончился». Многие при этом считали, что причина болезни кроется в том, что американцы, сбросив на Японию атомные бомбы, нанесли себе тяжелый моральный ущерб. Как пришла американцам мысль искать спасение в социальной медицине? Они, разумеется, знали о существовании Института социальной медицины в Оксфорде. Но опыта тот институт (как и другие, в том числе его филиалы) приобрести не успел. Не было даже концепции социальной медицины. Первый американский институт социальной медицины возник в 1946 г. при Нью-Йоркской Медицинской академии. Возглавил его терапевт, доктор медицины Яго Гальдстон. Открытие института произошло вслед за появлением Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Генеральный директор ВОЗ Брок Чишолм выступил с речью, отметив, что этот институт – краеугольный камень будущего здания здоровья Планеты. Институт поддержали финансами Милбанк, Мемориальный фонд, Рокфеллеровский фонд.
В институте действовали факультеты: истории медицины, философии и социологии медицины, гигиены, психологии, психиатрии, эпидемиологии, гигиены питания, социальной педагогики, социальной криминологии, планирования и маркетинга и др. Психология – наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека и поведения животных. Социальная психология – отрасль психологии, изучающая поведение и деятельность людей как членов социальных групп и психологические характеристики этих групп. Социальная педагогика – педагогическая деятельность в системе социальной работы, а также отрасль науки, исследующая эту деятельность. К столетию Нью-Йоркской Медицинской академии Институт социальной медицины провел первую международную конференцию (1947 г.), опубликовав ее материалы в сборнике «Социальная медицина: ее истоки и объекты» – наука о воспитании человека.
Затем, под влиянием британского и американского институтов социальной медицины, стали открываться колледжи, которые готовили социальных работников, социальных педагогов, социальных юристов и, конечно, социальных медиков. В Англии и Америке стали создаваться инфраструктуры социальной защиты населения. Как специализированная отрасль социальная медицина сложилась относительно поздно, в 1950-е в США. После второй мировой войны социальная медицина стала быстро развиваться и в настоящее время за рубежом является одной из наиболее обширных (если не самой обширной) областей социологического знания. Значительный вклад в становление и развитие социальная медицина внесли такие известные социальные мыслители и социологи как Маркс, Энгельс, Франк, Парсонс, Мертон, Фуко, Мэмфорд, Наварро, Уинтер и др.
В других странах Западной Европы (в Италии, Франции, Испании, Бельгии, Западной Германии, Норвегии, Австрии) институты социальной медицины появились позже. До сих пор их нет в Голландии, Швейцарии, Дании, Швеции.
Среди современных крупнейших западных социологов нет, пожалуй, ни одного, который бы не занимался вопросами социальной медицины. Издаются солидные издания, связанных, с социальной медициной, таких как «Здоровье и социальное поведение», «Социальная наука и медицина», «Социология здоровья и болезни».
В России внимание к проблеме здоровья крепостных крестьян одними из первых привлекли М.В. Ломоносов и А.Н. Радищев. Родоначальником социальной медицины в России считают А.И. Шингарева, который занимался изучением зависимости состояния здоровья людей от их социально-экономического положения.
Этапы развития здравоохранения в России. Первым государственным органом управления медицинским делом в России был Аптекарский приказ, созданный в 1620 г. В XVIII столетии, в период осуществления больших преобразований в экономике, науке, культуре и медицине, совершенствовались и органы управления здравоохранением: в 1721 г. появилась Медицинская канцелярия, в 1763 г. – Медицинская коллегия. Подготовка медицинских кадров осуществлялась в госпитальных школах (с 1707 г.), медико-хирургических училищах (с 1786 г.), а с 1798 г. – в Петербургской и Московской медико-хирургических академиях. В 1725 г. открылась Петербургская академия наук, а в 1755 г. был создан первый в стране Московский университет с медицинским факультетом.
Выдающийся вклад в охрану здоровья внес М.В. Ломоносов, который в своем труде «Слово о размножении и сохранении российского народа» дал глубокий анализ здравоохранения и предложил ряд конкретных мер для улучшения его организации.
В первой половине XIX в. формируются первые научные медицинские школы: анатомическая (П.А. Загорский), хирургические (И.Ф. Буш, Е.О. Мухин, И.В. Буяльский), терапевтические (М.Я. Мудров, И.Е. Дядьковский). Н.И. Пирогов создает топографическую анатомию и военно-полевую хирургию, в которой выдвинул положение о важности организации медицинской помощи во время боевых действий, подчеркнул исключительно высокую роль предупредительной медицины. Н.И. Пирогов впервые в мире в военно-полевых условиях применил для наркоза этиловый эфир (1847 г.), разработал много методов оперативного лечения, являющихся и сегодня классическими, первым в стране использовал на войне женский труд (1853 г.).
Со второй половины XIX века вопросами охраны здоровья, помимо государственных структур, занималась и общественная медицина: общество охранения народного здравия (1878 г.), общество врачей в память Н.И. Пирогова (1885 г.). Много в этом плане было сделано С.П. Боткиным, который создал первую в России участковую систему оказания медицинской помощи (земские врачи), положил начало организации санитарного дела в Петербурге (1882 г.), был инициатором строительства в столице образцового инфекционного стационара (1882 г.). В 70-е годы прошлого столетия сформировалась отечественная гигиена как самостоятельная дисциплина, создавались первые научные гигиенические школы (А.П. Доброславин, Ф.Ф. Эрисман).
А.П. Доброславин – основоположник гигиенической школы экспериментального направления. Он исследовал химический состав продуктов питания, организовал первую в России лабораторию для проведения экспериментальных исследований по гигиене питания, был инициатором создания диетических столовых и кулинарных школ при них. Специалист по военной гигиене. Организатор многих мероприятий по оздоровлению населенных мест, улучшению водоснабжения и канализации. Разработал планы народной школы в городе и на селе, здорового крестьянского жилища, земских больниц. Один из учредителей Русского общества охранения народного здравия и организатор научно-популярного гигиенического журнала «Здоровье» (1874-1884 гг.).
Ф.Ф. Эрисман – основоположник гигиенической школы общественного направления гигиены. Впервые в России (вместе с санитарными врачами А.В. Погожевым и Е.М. Дементьевым) провел комплексное социально-гигиеническое изучение фабрик и заводов Московской губернии (1879-1885 гг.), способствуя развитию гигиены труда и профпатологии как науки. Внес большой вклад в школьную и коммунальную гигиену. Его учеником был Г.В. Хлопин, впоследствии организовавший кафедру гигиены.