Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 15:45, доклад
Ш. Сен-Симон, О. Конт и Г. Спенсер заложили основы знания об обществе, где человек (человеческий фактор) не просто играет некую абстрактную роль, но в своих отношениях, действиях, поступках и статусах может быть подвергнут измерениям. Есть два понятия, которые являются категориями знаний о человеке и одновременно, об обществе. Имеются в виду предметы медицина и социальная медицина, а также понятие «общественная болезнь» не есть противоположная «общественному здоровью» категория, ибо любое знание об общественной болезни (болезнях) имплицитно содержится в понятии «общественное здоровье».
Другими словами, речь идет об изучении генетических, психоматических, характерологических и социальных взаимосвязей между «гением, безумием и злодейством».
Военная социальная медицина. Это направление возникло в связи с двумя непонятными для клинических медиков «болезнями»:
– так называемым синдромом «бури в пустыне», возникшим у военных НАТО, принимавших участие в операции под этим названием в Ираке;
– «балканским синдромом», неизвестным заболеванием, возникшим у миротворцев НАТО на Балканах (наличие слабой радиации на покрытиях нарядов ничего не объясняет, ибо симптоматика25 неизвестного заболевания исключает наличие радиационной болезни).
У нас также до настоящего времени есть больные, ликвидаторы последствий Чернобыльской катастрофы, у которых радиационная болезнь была исключена, тем не менее, ликвидаторы продолжали болеть и становиться инвалидами. Жалобы советских «ликвидаторов» и солдат НАТО обеих кампаний чрезвычайно схожи. При отсутствии каких-либо органических поражений человек страдает, нарастают слабость, истощаемость, общее, физическое и психическое недомогание, затем полностью теряется работоспособность, резко снижается порог сопротивляемости, формируется синдром иммунодефицита неспецифического характера. Кстати, чернобыльские ликвидаторы в большинстве своем были военные. Военная социальная медицина должна изучать то, что испокон веков волновало великих полководцев, а именно:
– моральное и психофизическое состояние всех и каждого, участвующих: а) в походах; б) в боевых действиях; в) после боевых действий;
– различные параметры оценок людей и местности, где происходили боевые действия.
Военная социальная медицина находится в настоящее время в стадии становления и выработки методов исследования и помощи лицам, являющимся с точки зрения клинической медицины здоровыми, но с выраженным снижением качества жизни и адаптационным синдромом.
Клиническая медицина. Этот раздел медицины изучает различные болезни человека, причины и механизмы их возникновения и развития, их признаки, методы распознавания заболеваний, способы лечения и предупреждения, а также возможности использования различных физических, химических, биологических факторов и технических устройств для предупреждения, обнаружения и лечения разнообразных заболеваний.
Клиническая медицина – система научных знаний и практической деятельности, целью которой является укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека.
Как социальная, так и клиническая медицина имеет дело со здоровьем людей и их болезнями, и решают одни задачи. В этом их общее. Но подходы к этим задачам и способы их решения различны. Клиническая медицина руководствуется проявлениями болезни, то есть симптоматической и синдромологической картинами заболевания. Это хорошо понятно на примерах физических страданий, будь то терапевтические или хирургические болезни. Когда же дело касается психических и так называемых «пограничных» расстройств, то вроде бы врач должен принимать во внимание нечто отличное от симптомов и синдромов, а именно – переживания человека, особенности его характера и типа личности. То же и в случаях, когда человек временно или навсегда потерял трудоспособность и вынужден изменить свой социальный статус. Страхи, надежды, тревоги, опасения, нужды и чаяния, вероятностные прогнозы, смысл или потеря смысла жизни – вот что становится «объектом » для работы врача (психиатра или психотерапевта). И здесь возникает такое не совсем ясное для клинической медицины понятие, как социальная реабилитация пациента. Неслучайно в пограничных клиниках на помощь ему вынуждены приходить медицинские психологи. Но, как показывает практика, совместная работа врача и медицинского психолога с пациентами (будь то «пограничный» больной или терапевтический больной с пограничными расстройствами, а также психосоматический пациент) для процесса лечения и его результатов практически дает немного. Там, где кончаются возможности клинициста (ограниченного пределами больничной палаты), там начинается работа социального медика.
Следовательно, социальная медицина занимается очень сложными вопросами оказания социальной и медицинской помощи населению. На основании научных данных клинической и социальной медицины разрабатываются практические рекомендации по наиболее рациональному образу жизни человека, по режиму его труда и отдыха, питанию; рассматриваются вопросы о мерах, обеспечивающих оптимальные гигиенические условия жизни, безопасные условия труда, рациональное воспитание граждан.
Под воздействием
социально-экономических
Особое значение в клинической медицине приобрели проблемы распространения среди населения страны ишемической болезни сердца (в т. ч. инфаркта миокарда), гипертонической болезни и сосудистых поражений мозга, на которые в среднем приходится более 80 % всех случаев смерти от сердечно-сосудистых заболеваний. Факторы, увеличивающие риск их возникновения (нервное напряжение, недостаточная физическая активность, нерациональное питание, злоупотребление алкоголем и табакокурением), свидетельствуют о социальной обусловленности причин возникновения данных заболеваний.
Одна из наиболее острых проблем клинической и социальной медицины – злокачественные новообразования. Смертность от них в большинстве экономически развитых стран (США, Японии, Германии и т.д.) увеличилась за последние 70 лет в 2-3 раза. Ежегодно в мире от рака умирает около 5 млн. человек.
Важная
проблема современности – рост числа
нервно-психических
В США, ФРГ и других, экономически развитых странах, в среднем не менее 10 % населения страдают различными нервно-психическими расстройствами. Среди них первое место занимают алкоголизм и наркомания. Также одним из наиболее актуальных вопросов современной жизни социума является проблема борьбы с травматизмом.
Особое социальное значение приобрела проблема охраны и оздоровления окружающей среды, загрязнение которой отрицательно сказывается на здоровье человека и способно вызывать генетические повреждения организма.
Изменившаяся картина возрастания общего уровня заболеваемости находится в тесной причинной связи со сдвигами в демографических процессах, которые в экономически развитых странах характеризуются тенденцией к снижению рождаемости, относительной стабилизацией уровней общей и детской смертности и высокой средней величиной продолжительности жизни.
Происходит общее старение населения, т. е. увеличение в социуме удельного веса лиц 60 лет и старше (в указанных выше странах – до 20 %). Проблема демографического старения населения затрагивает все общество и приобрела особую актуальность в конце XX столетия.
Требуются значительные усилия всего человеческого сообщества для поддержания на должном уровне жизнедеятельности пожилых и старых людей в условиях социально-экономических потрясений и ухудшающейся экологической ситуации.
Состояние здоровья населения – наглядное и объективное свидетельство уровня цивилизованности государства. Оно имеет большое общественно-экономическое значение – как критерий способности человека адаптироваться к условиям окружающей среды. Быстрый рост относительного количества пожилого населения в большинстве стран мира делает непригодным традиционное отношение к проблеме старения. Активная старость нужна не только самому человеку, но полезна и обществу в целом, поскольку она позволяет полнее использовать производственный опыт старших поколений и способствует более благоприятному нравственно-этическому климату каждой отдельно взятой нации и человечества.
От сохранения своего личного здоровья людьми старшего возраста зависит степень их участия в производственной и общественно-полезной жизни страны. Это обстоятельство делает особенно актуальными вопросы широкого внедрения профилактических и оздоровительных мероприятий на более ранних этапах старения. Назрела необходимость разработки новых форм и методов медицинского и социального обслуживания населения.
В связи с тем, что сегодня на первый план выдвигается не болезнь сама по себе, а больной организм со всеми его особенностями и проявлениями, все более становится ясным, что заболевшему человеку нужен не только врач, но и социальный работник, способный решить его жизненные проблемы. Социальный работник, который готовит себя для службы на поприще психологии, психиатрии, геронтологии, гериатрии, наркологии, медикаментозной токсикологии, медицины катастроф, да и общей инфекционной медицины, непременно должен знать в определенных аспектах психосоматику и психотерапию. Психосоматика в широком смысле слова понимается как организм личности (или организм социального человека).
В отличие от клинической медицины, имеющей дело с больными пациентами в клиниках, социальная медицина при всем разнообразии и многогранности ее форм и содержания несет в себе специализированную направленность.
Клиентами социального работника по большей части являются инвалиды и престарелые граждане, а также лица, имеющие в той или иной мере проблемы с личным здоровьем (физическим и духовным) и потому нуждающиеся в конкретных медицинских услугах. Поэтому социальная работа рассматривается как деятельность, родственная врачеванию, и в профессиональной подготовке специалиста по социальной работе важное место занимает овладение специальными медико-социальными знаниями.
Одним из направлений деятельности социальной службы является медико-социальная работа, занимающаяся изучением проблем влияния неблагоприятных социальных факторов на здоровье населения, вопросами внедрения научно-обоснованных рекомендаций для их устранения с целью охраны и повышения уровня общественного здоровья. В профессиональной подготовке специалиста по социальной работе важное место занимает овладение специальными медико-социальными знаниями, умениями и навыками.
Медицинская направленность социальной работы акцентирует деятельность социальных работников на решение приоритетных проблем оказания социальной помощи – т. е. на вопросы сохранения и укрепления здоровья граждан, так как в жизненных проблемах незащищенного человека всегда присутствует медицинская патология, которая не может быть устранена принятием одних лишь социальных мер. Вместе с тем, эти проблемы не могут быть решены только лишь медицинскими работниками: они требуют применения объединенных усилий с целью одновременного оказания как медицинских, так и социальных услуг гражданам.
Социальный медик – отвечает не только за здоровье, но и за социальное благополучие своих подопечных и является непосредственным создателем социальной защиты населения. Общественные последствия любого заболевания тоже являются сферой приложения сил социального медика.
Деятельность социальных работников, владеющих навыками основ общественной медицины, методами оказания медико-социальной помощи населению, оказывает влияние не только на факторы риска возникновения заболеваний. Но и объединяет усилия специалистов различных профилей на основе единого понимания специфики оказания социально-медицинской помощи гражданам.
Социальная
медицина является наукой об общественном
здоровье, как социальном феномене.
Она тесно взаимосвязана с
другими науками естественно-
Социальная медицина – наука о причинно-следственных связях между состоянием здоровья населения и социальными факторами среды обитания людей (такими, как семья, быт, работа, здравоохранение, образование, страхование), т. е. это наука об общественном здоровье, о способах и методах его сохранения и укрепления.